Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Романтизм в культуре стран Скандинавии и Финляндии в XIX в.
С начала XIX в. в идейной жизни скандинавского общества – прежде всего датского и шведского – раньше в философии и литературе, а позже, с 30-40-х годов, также в изоб искусствах воцарился романтизм. Скандинавские романтики вдохновлялись у поэтов немецкой "бури и натиска" XVIII в., у немецкого романтизма в целом и у классической догегелевской философии (Кант, Фихте, Шеллинг). Сравнительная сглаженность социальных противоречий, преобладание патриархального мещанства и крестьянства предопределили идейно-политическую умеренность, в особенности датского и шведского романтизма. И реакционно-феодальные крайности, и революционный радикализм выражены слабо. Радикализм больше всего присущ сравнительно позднему норвежскому романтизму 30-50-х годов. Романтизм господствовал в Скандинавии вплоть до 60-х годов XIX в. включительно. Заслуга лучших скандинавских романтиков состояла в предолении подражательного характера национальных литератур, особенно зависимости датской от немецкой и норвежской от датской, в широком обращении к народным традициям (издание сказок, баллад, сказаний). Выдающимся датским романтиком был поэт и драматург Адам Эленшлегер (1779-1850), автор трех "Северных поэм"; его считают также родоначальником всего скандинавского романтизма. Шведские романтики не имели одного признанного вождя. От первоначальной группы сентиментально-мистических фосфористов (по названию их журнала "Фосфорос", 1810) вскоре отпочковался национально-консервативный "Ётский союз" (от наименования древнешведского племени ётов) с журналом "Идуна" (1811). Вождем ётов стал Эрик Густав Гейер (1783-1847) – самый разносторонний из шведских романтиков, поэт и философ, историк и общественный деятель. К романтикам отчасти примыкал крупнейший шведский поэт Исайя Тегнер (1782-1846), автор поэмы "Сага о Фритьофе". Норвежский поэт-романтик Хенрик Вергеланн Младший (1808-1845) считается основоположником новой норвежской литературы. Норвежские романтики возглавили борьбу за возрождение национальной культуры, за преодоление многовекового датского засилья. Романтизму Норвегия обязана и начавшейся норвегизацией своего литературного – датского языка. Параллельно было предпринято восстановление норвежского национального языка на основе крестьянских диалектов, ставшее делом жизни школьного учителя И. Осена (1813-1896). Воссозданный им язык получил название сельского языка – лансмола в противоположность норвежско-датскому языку горожан и вообще верхов – риксмолу. Так в 50-х годах XIX в. возник в Норвегии вековой спор между сторонниками обоих языков.
В 30-40-х годах XIX в. романтизм в Швеции и Дании превратился в уводящее от острых жизненных проблем течение. В Швеции крупные писатели пришли к реализму уже в 30-х годах: К. Й. Л. Алмквист (1793-1866) с его смелой повестью "Идет!". Самые выдающиеся датские и норвежские писатели середины XIX в. уже сочетали романтические черты с реализмом и социальной критикой: датский поэт и сатирик Фр. Палудан-Мюллер (1809-1876); великий датский сказочник Г. Хр. Андерсен (1805-1875); классики норвежской литературы и драматургии Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон в их раннем творчестве. По сравнению с литературой изобразительные искусства первой половины и середины XIX в. куда менее самостоятельны и интересны. Упадок архитектуры в период до 1830 г. отразил общее материальное оскудение Скандинавии. Увлечение неоклассицизмом удержалось надолго, примерно до 1840 г. Крупнейшими мастерами этого направления были всемирно известный датский скульптор Б. Торвальдсен и другой датчанин – живописец К. Эккерсберг (1783-1853), ученик француза Давида. В 40-х годах началась пора романтизма в архитектуре, проявившаяся в эклектическом тяготении к готике и Ренессансу. Живопись развивалась под сильным влиянием немецкой мещанско-романтической дюссельдорфской школы и отличалась пристрастием к историко-литературным сюжетам. Романтизм, особенно в Норвегии, непосредственно подготовил и создание – главным образом уже во второй половине века – национальных музыкальных школ в каждой из трех стран, пробудив интерес к народному, в частности песенному, творчеству. В первой половине XIX в. продолжали успешно развиваться науки – общественные и естественные. Романтизм был также эпохой расцвета исторической науки: во всех трех странах, позже других в Норвегии, создаются национальные исторические школы. Основателем шведской буржуазной историографии считают уже известного Э. Г. Гейера, датской – К. Ф. Аллена и К. Палудан-Мюллера (брата писателя) норвежской – П. А. Мунка. Датчане выдвинули также выдающихся языковедов (Р. Раек и Ю. Н. Мадвиг) и археологов (Кр. Томсен и Е. Ворсе), собственно создавших на материале датских раскопок археологию как научную дисциплину. Другой датчанин – X. Кр. Эрстед прославил себя открытием электромагнетизма. Шведы, как и в XVIII в., добились успехов в области точных наук. Так, в 1844 г. в Швеции были изобретены безопасные серные спички, в 1858 г. был усовершенствован бессемеровский способ плавки стали. Швед А. Нобель создал примерно в то же время динамит, Другой швед – Ё. Эрикссон – гребной винт. Норвежец Н. X. Абель (1802-1829) развил учение о функциональных уравнениях.
Наконец, в эпоху романтизма значительно окрепла самостоятельная философская мысль в Скандинавии. Первыми провозвестниками немецкого классического идеализма были здесь датско-немецкий натурфилософ – шеллингианец X. Стеффенс (1773-1845) и шведский кантианец Б. Хойер (из Упсалы). Учеником Стеффенса был датчанин Н. Грундтвиг (1783-1872). Создатель оригинальной религиозной философии истории Грундтвиг искал синтеза христианства с древнегерманскими добродетелями, но обращался к народным массам, считал крестьянство воплощением этих добродетелей и тем способствовал развитию крестьянско-демократического движения в Дании. Он впервые организовал скандинавские высшие школы для взрослых – своего рода народные университеты. Самостоятельную, хотя и глубоко реакционную, систему классического объективного идеализма разработал "шведский Платон" Кр. Я. Бустрём (1797-1866). С радикальной, но опять-таки реакционной критикой современного ему общества, морали и официальной церкви выступил теолог и философ-иррационалист Серен Кьеркегор (1813-1855). Его творчество впоследствии оказало сильное влияние на европейскую буржуазную философию середины нашего века – экзистенциализм. Британская живопись XIX в. Наряду с литературой в начале XIX в. в Англии наблюдался расцвет изобразительного искусства. Он был связан с развитием пейзажной живописи. Ее особенности и направления определялись творчеством двух различных художников. Наиболее самобытным английским художником Уильям Тернер (1775-1851). Художник много путешествовал, и его пейзажи приобрели романтическую направленность. Его полотна отмечены смелыми колористическими и световоздушными исканиями, искаженной масштабностью изображаемых объектов ("Дождь, пар и скорость"). Его наиболее драматичные произведения изображают европейский, морской пейзаж ("Кораблекрушение", "Невольничий корабль"). Волнующееся море и корабли - его стихия; удивительный золотой свет восходов и закатов, призрачные туманы и дымы - его любимые эффекты. Констебль говорил о Тернере, что он словно пишет цветным паром - так бесплотно и воздушно. Это можно увидеть в картире "Пожар Лондонского парламента"; она представляет собой мистерию стихий - огня, воды, туч, отражений и отблесков.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.004 с.) |