Культура Финляндии в 19 веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Финляндии в 19 веке



В начале 19в Финляндия была составной частью шведского королевства. Основное население страны, крестьяне, в основном говорили по-фински. Элита Финляндии была шведскоязычной. Уже в последнее десятилетия 18 века в Финляндии начали зарождаться национальные устремления. В результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. Финляндия была присоединена к России как автономное Великое княжество Финляндское(ВКФ).В 1820-х гг. в Финляндии начало развиваться национальное общественное движение за развитие финского языка в противовес шведскому, получившее название феннома-нов. Его духовным лидером был Ю. Снельман. Появилась пресса на финском языке. В 1831 г. было создано Финское литературное общество, оказавшее большое влияние на развитие финской культуры. Швед-скоязычная элита стремилась сохранить свои позиции (движение свекоманов).

До начала ХХ века большая часть городов Финляндии была отстроена из дерева. Несмотря на войны и пожары, финны упорно продолжали поддерживать традиции деревянного зодчества своих отцов, дедов и прадедов. Некоторые образчики традиционной деревянной финской архитектуры можно увидеть и сейчас.

Присоединение Финляндии к России после войны 1808–1809 только ускорило становление национального самосознания и истинно национальной литературы.

Многие десятилетия российская власть в Финляндии носила вполне либеральный характер. В известных пределах – как противовес шведской традиции – поощрялся финский национализм, цари поддержали строительство новой столицы автономии, города Хельсинки (Гельсингфорса), куда в 1828 был переведен и университет. Появилась блестящая плеяда студентов и преподавателей: Э.Лёнрот (1802–1884), будущий собиратель народных сказаний и песен знаменитой Калевалы (впервые опубл. в 1835–1836, в расширенной редакции в 1849; рус. перевод 1888), выпустивший также сборник народных лирических рун Кантелетар (1840–1841); пламенный защитник финского языка Ю.В.Снельман (1806–1881); физик, поэт и философ Й.Й.Нервандер (1805–1848). Но ярче всех сверкало имя Ю.Л.Рунеберга (1804–1877). Сжатая, лаконичная лирика Рунеберга, эпическая поэма Охотники на лосей (1832) и сельские идиллии, выдержанная в оссиановском духе поэма Король Фьялар (1844) и воспевающие героизм финнов в русско-шведской войне 1808–1809 Сказания прапорщика Столя (1848, ч. 1; 1860, ч. 2), – все это снискало ему славу национального поэта Финляндии, хотя писал он на своем родном шведском языке. К более молодому поколению принадлежали религиозный поэт Л.Стенбек (1811–1870), ориенталист Г.А.Валлин (1811–1851), исследователь финно-угорских языков М.А.Кастрен (1813–1852) (двое последних – авторы превосходных путевых очерков), а также Ц.Топелиус (1818–1898). «Эпоха Рунеберга» закончилась трагически. Экстремизм Снельмана и его последователей, желавших сделать Финляндию одноязычной страной, привел к расколу в национальном самосознании и бесконечным спорам по поводу языка, утихшим только с «зимней войной» 1939–1940. Вдобавок Финляндия рано потеряла два своих крупнейших таланта – писавшего по-шведски поэта и драматурга Й.Ю.Векселля (1838-1907) и Алексиса Киви (наст. имя – Алексис Стенвалль, 1834–1872). Киви – истинный гений финской литературы, создатель блестящего первенца финского романа – Семерых братьев (1870), первой финской трагедии Куллерво (1864), первой финской комедии Сапожники Нумми (1864); небольшое по объему стихотворное наследие Киви отражает характерные для его творчества дерзновенный порыв и смирение.

Киви открыл путь целому потоку литературы на финском языке, впрочем, испытавшей сильное влияние зарубежных образцов. Так, в пьесах Минны Кант (1844–1897) четко прослеживаются ибсеновские мотивы; рассказы Юхани Ахо (наст. имя – Юханнес Бруфельдт, 1861–1921) своей жесткой стилистикой напоминают новеллы Г.Мопассана; А.Ярнефельт (1861–1932) в своих первых романах подражает студенческой хронике норвежца А.Гарборга, позже он попадает под влияние толстовства; С.Ивало (1866–1937) от идеализма в духе Топелиуса приходит к реализму стриндберговских исторических новелл; Т.Паккала (1862–1925), изображая трудовые деревенские будни, явно находился под влиянием норвежцев Ю.Ли, а затем К.Гамсуна. Опять-таки ориентируясь на зарубежные образцы, шведскоязычные писатели Финляндии разнообразили социальную географию своих романов. Труднейшую задачу ставил перед собой К.А.Тавастшерна (1860–1898), рисуя в своих романах широкую панораму жизни – от Хельсинки и финской провинции до континентальной Европы; в поэзии же Тавастшерна был поначалу певцом моря, а позже главной темой его стихов стало безысходное положение шведскоязычного меньшинства. Я.Аренберг (1847–1914) сосредоточился на проблемах юго-восточной Финляндии, где взаимодействовали карельская, русская, шведская и балтийская культуры. О незавидной участи малых городов, укромных летних вилл и умирающих усадеб поведал М.Любек (18641925).

Неоромантизм – движущая сила в финскоязычной литературе на рубеже веков и в первые десятилетия 20 в. Крупнейший представитель эпохи – Э.Лейно (1878–1926), самый глубокий лирический поэт Финляндии. В окружении Лейно было немало талантливых поэтов – автор исторических баллад Л.Киёсти (1873–1948); поэт академического склада О.Маннинен (1872–1950), стремившийся перевести на финский язык всю мировую классику; В. Коскенниеми (1885–1962), чей стих все более тяготел к классической архаике. Близко связаны с Лейно были авторы изысканной прозы, в частности А.Каллас (1878–1956) и Л.Онерва (1882–1972). В этот же период на литературном небосклоне блистали Майла Талвио (1871–1951), плодовитая романистка, склонная к морализаторству, и Й.Линнанкоски (1869–1913). Склонность к мелодраме несколько снизила их значимость, тогда как иные из их современников, напротив, поднялись на более высокую ступень – не в последнюю очередь благодаря выдержанности стиля. Отметим горький лаконизм рассказов Марии Йотуни (1880–1943) и столь же горький гротеск И.Кианто (1874–1970), раскованность Й.Лехтонена (1881–1934) и языковые поиски В.Килпи (1874–1939).

Культура Норвегии в 19 веке

В Норвегии в этот период развивается национальное самосознание.Своеобразным центром освободительного движения стало основанное в 1809 г. Общество благополучия Норвегии.

В этот период в жизни норвежского общества происходят большие перемены. После поражения Дании в войне с Англией (1807—1814 гг.) Норвегия решением участников антинаполеоновской коалиции была передана Швеции в благодарность за помощь в борьбе с Наполеоном I (Кильский договор 1814 г.).Наступил поворотный пункт в новой истории страны. Норвежское население отказалось признать присоединение к Швеции.

Норвегию провозгласили свободным королевством, связанным со Швецией личной Унией: отныне шведский король становился одновременно и королем Норвегии. День принятия конституции в Эйдсволле 17 мая стал национальным праздником Норвегии, а сама конституция с изменениями и дополнениями действует и поныне.

Во второй половине XIX в, конфликты со Швецией не ослабевали, хотя борьба не выходила за рамки парламентарных форм. Норвежцы добились в 1873 г. упразднения в их стране поста королевского наместника. Больше того, в Норвегии в противовес господствовавшему литературному языку риксмолу, сложившемуся на базе датского, был создан на основе западнонорвежских диалектов новый литературный язык — ланнсмол (буквально — «язык страны», «сельский язык»), или нюноршк (новонорвежский).

Значительный сдвиг в развитии норвежской драматургии происходит в конце 1840-х годов под влиянием национально-освободительного движения и борьбы за национальный норвежский театр. В эту пору с первыми своими романтическими пьесами выступают Ибсен и Бьёрнсон. Но уже тогда драматурги стремятся выйти за пределы романтизма, а в 60-е годы создают произведения с очевидными реалистическими тенденциями - "Борьба за престол" Ибсена (1863), "Сигурд злой" Бьёрнсона (1862) и др.

Важнейшие черты норвежского реалистического искусства - социально-критическая направленность, моральный пафос, борьба за целостную человеческую личность - особенно ярко проявляются в творчестве Генрика Ибсена. Ибсен создает реалистическую драму огромной емкости и большого трагического звучания, не покидая при этом сферу современной жизни, показывая конкретные ее проявления.

Особое значение Ибсена для мировой драматургии и театра конца XIX - начала XX века и состоит в создании реалистической драмы большого масштаба при обычности масштабов изображаемой жизни.

Хотя пьесы Ибсена были самым значительным вкладом Норвегии в мировую драматургию, Ибсен не был единственным из норвежских драматургов, получивших европейскую известность. Большую популярность в Европе приобретает творчество Б. Бьёрнсона, пьеса которого - "Банкротство" (1874) знаменует вторжение на европейские подмостки социальной темы. В произведениях Бьёрнсона современная действительность отражается подчас даже более развернуто и прямо, нежели у Ибсена, однако в них не всегда присутствует глубокое осознание коренного неблагополучия буржуазного общества.

Расцвет реалистической драматургии Швеции также начинается во 2-й половине XIX века. Наиболее заметной фигурой шведской литературы этого периода становится талантливый и мятущийся Август Стриндберг. Мучительные искания, приводившие порой к возникновению крайне субъективистских произведений, были выражением протеста и неудовлетворенности, которые испытывал писатель, живший в буржуазном обществе. Стриндберг написал около шестидесяти пьес, и, хотя в них отражены все этапы его творческих поисков и развития, основным направлением его драматургии был реализм.

Стремительный подъем драматургии не мог не сказаться на развитии театра. Ибсен и Бьёрнсон были не только драматургами, чье творчество стало основой формирования национальной сцены в Норвегии. Они были театральными деятелями, которые приняли непосредственное участие в борьбе театра за самоопределение, в укреплении его реалистических позиций. Расцвет шведского театра также связан с подъемом культуры этой страны в последние десятилетия XIX века, в первую очередь - с творчеством Стриндберга, но вместе с тем - с обращением к драматургии Ибсена, Бьёрнсона и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.006 с.)