Часть 3. Упражнение «Знакомство» V 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Упражнение «Знакомство» V



Каждый из участников по очереди называет свое имя. Свое имя он произносит трижды: первый раз нейтраль­но, второй раз произносит свое имя с положительными эмоциями, а третий раз — представляющийся говорит всем участникам по очереди: «Тебя зовут...».

Существует другой вариант знакомства в тренинговой группе. В начале работы все участники тренинга оформ­ляют себе карточку-визитку, на которой указывают свое имя, причем имя может быть как настоящее, так и игро­вое (имя друга, знакомого, реального политического дея­теля или литературного героя и т. п.). Имя пишут раз­борчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булав­кой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочи­тать его. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.

Психолог дает 5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению. Своим представлением каждый должен подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили высту­пившего. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляются.

Работа психолога-тренера

Часть 4. Игра «Вопросответ»

Участники образуют полукруг, каждый по очереди становится ко всем спиной, в центр полукруга. Ему за­дают какие угодно вопросы, на которые он должен отве­тить, назвав имя спрашивающего.

Часть 5. Игры на отлаженность взаимных лействий

Игра «Печатная машинка»

Группе дается отрывок из широко известной песни. Каждый член группы произносит по одной букве слова, в конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой об пол. Игра идет до полного успешного выполне­ния этого задания.

Игра «Перепутаница»

Участники группы, взявшись за руки, образуют слож­ный клубок. Задача того, кто в центре круга, — распутать.

Часть 6. Полвеление итогов

Обсуждение первых впечатлений. Каждый участник тренинга высказывается. Психотренер анализирует работу каждого, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.

Ломашнее залание

Понаблюдать за кем-нибудь в транспорте и попытать­ся написать в специальной тетради его «психологичес­кий портрет»: попытаться угадать его возраст, семейное положение, профессию, эмоциональное состояние в дан­ный момент, представить его в общении с близкими, с коллегами, с начальством.

ЗАНЯТИЕ 2. «Я и другие *

Целы повышение точности межличностного воспри­ятия.

Тактика психотренера: позиция становится менее директивной, теперь он — организатор групповой дис­куссии, эмоциональный резонатор.

Рабочая книга практического психолога

Часть 1. «Нетрадиционное приветствие»

Психотренер: «Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетради­ционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, лба­ми... Ваши варианты?»

Часть 2. Обсуждение ломашнего задания

Часть 3. «Первое впечатление»

Эта процедура аналогична той, что была в домашнем задании, только теперь свои предположения можно про­верить.

Ведущий приглашает совершенно незнакомого чело­века, группе предлагается описать свое первое впечатле­ние: определить его возраст, профессию, интересы, ком­муникативные способности и т. д. Каждый записывает свои соображения на бумаге, после чего делится своими соображениями, пытаясь обосновать их.

После того как выскажутся все, участники могут про­верить свои предположения в беседе с незнакомцем.

Психолог кратко знакомит участников с основными механизмами межличностного восприятия (идентифи­кация, эмпатия, рефлексия и т. д.), объясняет причину неадекватных характеристик, выделяет механизмы вос­приятия, актуализированные при составлении характе­ристики незнакомца.

Часть 4. «Аналог»

Участникам надо продолжить диалог, зафиксировав его на листе бумаги.

Ситуация 1

Муж (жена) поздно возвращается домой. 1: «Сколько это будет продолжаться, ладно на меня тебе наплевать, но дети же совершенно тебя не видят». 2:

Работа психолога-тренера

Ситуация 2

Разговор между начальником и подчиненным. Начальник: «Хотя рабочий день уже закончился, я попросил бы вас остаться».

Подчиненный:.........

Как вы продолжите разговор?

Часть 5. Игра «Понять партнера»

Один человек из группы выходит на 10 секунд из аудитории. Группа разбивается на два лагеря: те, кто будут демонстрировать неприязнь к вышедшему, и те, кто будет демонстрировать расположение к нему. Все при этом молчат, сохраняют невозмутимое выражение лица, контактируют только глазами.

Ломашнее задание

Попросить у кого-нибудь из очереди пропустить вас вне очереди. Описать ситуацию контакта с незнакомым человеком, свои ощущения и мысли по этому поводу.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: уяснение социальных ролей участников, при­обретение и тренинг навыка принятия компромиссного решения; развитие способностей к децетризации.

Часть 1. Обсуждение домашнего задания

Часть 2. «Комплимент»

Сидя в кругу, каждый участник должен сделать ком­плимент партнеру, сидящему слева, подумать о том, ка­кая черта характера, привычка того ему нравится, и ска­зать об этом. Тот, кому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

Часть 3. Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Каждому члену группы дают следующую инструк­цию и просят выполнить задание в течение 15 минут:

Рабочая книга практического психолога

«Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океа­на. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахож­дение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.

В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.

Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять одно­долларовых банкнот. Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.

Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, циф­ру 2 — у 2-го по значению и так далее до 15-го, наиме­нее важного для вас».

Список предметов:

■ Секстант.

■ Зеркало для бритья.

■ Пятигаллоновая канистра с водой.

■ Противомоскитная сетка.

■ Одна коробка с армейским рационом.

■ Карты Тихого океана.

■ Подушка (плавательное средство, санкционирован­ное береговой охраной). t.

■ Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.

■ Маленький транзисторный радиоприемник.

■ Репеллент, отпугивающий акул.

■ Двадцать квадратных метров непрозрачного плас­тика.

■ Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов.

Работа психолога-тренера

■ Пятнадцать футов нейлонового каната.

■ Две коробки шоколада.

■ Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная класси­фикация, группе дается 45 минут для выполнения об­щего задания.

Это упражнение на групповое принятие решений. Группа должна прийти к единому мнению относитель­но места в классификации каждого из пятнадцати пред­метов, прежде чем оно станет частью группового реше­ния. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оцен­ка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.. Психотренер может дать группе следующие рекомен­дации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху.

После того как группа закончила свою работу, ее не­обходимо познакомить с мнением экспертов.

Согласно «экспертам», основными вещами, необходи­мыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в оке­ане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибы­тия спасателей. Навигационные средства имеют срав­нительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невоз­можно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой

Рабочая книга практического психолога

смеси. Эти предметы могут быть использованы для сиг­нализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как ка­нистра с водой и коробка с армейским рационом.

Предметы следует расположить так:

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воз­душным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важ­на для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовой банкнотой и спичкой (естествен­но, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая вни­мание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пласти­ка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечи­вает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно ис­пользовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.

9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение оче­видно.

11. Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность.

12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незна­чительную ценность, так как нет передатчика.

Работа психолога-тренера

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнитель­ных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет мос­китов.

15. Секстант без таблиц и хронометра бесполезен.

Часть 4. Полвеление итогов

После того как группа познакомится со списком, со­ставленным экспертами, можно начать обсуждение ли­нии поведения отдельных участников. Обсудить, что помогало, а что мешало процессу достижения согласия? Кто проявил себя лидером? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе? Какие действия предпринимались участника­ми группы для «протаскивания» своих мнений? Как улучшить принятие решений группой?

Аомашнее залание

Вспомнить и записать недавний конфликт, возник­ший на работе или в семье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.027 с.)