Тесты, направленные на изучение личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты, направленные на изучение личности



Тесты, направленные на изучение личности, можно разделить на несколько групп: личностные тесты, тесты интеллекта, тесты способностей и тесты достижений.

Личностные тесты

Личностные тесты направлены на изучение черт лич­ности, интересов, мотивации; они оценивают самочувствие, активность, настроение человека.

Личностный тест представляет собой опросник, состо­ящий из вопросов или утверждений. Испытуемого про­сят дать либо конкретный ответ на вопрос, либо согла­ситься или опровергнуть утверждения. Опрос может быть устным, письменным, компьютерным. Ответы же пред­ставлены в открытой или закрытой форме. Закрытая форма — это выбор готовых ответов, открытая форма предусматривает свободный ответ.

По сравнению с другими методиками, например про­ективными, сложными в проведении и интерпретации, личностные тесты не требуют долгого обучения диагно­ста. Таким образом, достоинством этой группы тестов является простота проведения и интерпретации данных, возможность охватить разные аспекты личности испы­туемого и его жизни.

Среди тестов личности наиболее известными явля­ются многостадийный личностный вопросник штата Миннесота (MMPI), методика многофакторного исследо­вания личности Р. Кеттела, опросник САН (самочувствие, i активность, настроение), опросник на выявление лично­стной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера, оп-

Работа психолога-диагноста

росник Шмишека на акцентуации характера, тест Ай-зенка по определению темперамента.

Тест MMPI разработан американскими учеными С. Хатуэем и Дж. Маккинли. В отечественной психоди­агностике он известен, как стандартизованный метод ис­следования личности (СМИЛ) и на сегодняшний день, пожалуй, самый популярный. Его популярность связа­на с тем, что он дает большой объем значимой информа­ции, используемой для составления психологического портрета диагностируемого. Этот тест также позволяет определить уровень искажения результатов.

СМИЛ состоит из 566 утвердительных высказыва­ний, с которыми обследуемый либо соглашается, либо нет. Содержание вопросов охватывает социальные, ре­лигиозные, сексуальные отношения, здоровье, эмоциональ­ное состояние клиента.

После заполнения испытуемым бланка диагност под­считывает баллы и отмечает их по шкалам. Шкала L (ложь) показывает, насколько правдиво отвечал клиент. Повышение результатов по этой шкале говорит о жела­нии тестируемого представить себя в более выгодном свете. Чем выше показания по этой шкале, тем ниже интеллектуальные способности.

Утверждения, относящиеся к шкале F (валидность) касаются необычных желаний, ощущений и мыслей. Эта шкала дает возможность диагностировать психопатиче­ские и невротические расстройства, симуляцию.

Шкала К (коррекция) состоит из 30 утверждений, которые помогают выявить такую черту характера, как скрытность, либо, наоборот, открытость. Уровень интел­лекта положительно связан с этой шкалой.

Разность между шкалами F и К показывает стремле­ние испытуемого ухудшить реальные симптомы и выз­вать сочувствие, смягчить свои проблемы.

Основные шкалы Hs, Ну, Pd, Pa, Pt, Sc показывают на­личие акцентуаций характера. Шкалы Д и Ма описы-

Рабочая книга практического психолога

вают уровень самооценки, активность или пассивность жизненной позиции, отражают наличие или отсутствие депрессии.

Более подробно об интерпретации теста MMPI мож­но прочитать в книгах:

1. Собчик Л.Н. Методическое руководство по СМИЛ. М., 1990.

2. Березин Ф. Б. и др. Методика многостороннего иссле­дования личности. М., 1976.

Второй, довольно часто используемый тест — это ме­тодика многофакторного исследования личности Кет-тела. Она создавалась типично по-американски: масш­табы, время и средства на это были затрачены огром­ные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные каче­ства личности и сформулировали вопросы, описываю­щие психические состояния. На сегодняшний день ме­тод устоялся в рамках 16 факторов.

Опросник Кеттела содержит 187 вопросов. На них необходимо ответить: «да», «нет», «не знаю». Обработ­ку данных производят с помощью «ключа». Получен­ное значение переводят в стены. Затем строится гра­фик, на котором отмечаются крайние значения каждо­го фактора. Показателям в первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивают знак «-», а во второй полови­не (от 5,5 до 10) — знак «+». При интерпретации уде­ляют внимание самым высоким и самым низким по­казателям. Тест исследует интеллектуальные, комму­никативные, эмоционально-волевые способности, а так­же: тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувстви­тельность.

Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Испытуемому нужно вы­брать один из трех вариантов ответа, указав букву а, в, или с.

Тест Кеттела (сокрашенный вариант)

Бланк

I             Итог Ср. значение Пояснения
1 авс 14 авс 27 авс 40 авс 53 авс 66 авс 79 авс      
2 авс 15 авс 28 авс 41 авс 54 авс 67 авс        
3 авс 16 авс 29 авс 42 авс 55 авс 68 авс        
4 авс 17 авс 30 авс 43 авс 56 авс 69 авс        
5 авс 18 авс 31 авс 44 авс 57 авс 70 авс        
6 авс 19 авс 32 авс 45 авс 58 авс 71 авс        
7 авс 20 авс 33 авс 46 авс 59 авс 72 авс        
8 авс 21 авс 34 авс 47 авс 60 авс 73 авс        
9 авс 22 авс 35 авс 48 авс 61 авс 74 авс        
10 авс 23 авс 36 авс 49 авс 62 авс 75 авс        
11 авс 24 авс 37 авс 50 авс 63 авс 76 авс        
12 авс 25 авс 38 авс 51 авс 64 авс 77 авс        
13 авс 26 авс 39 авс 52 авс 65 авс 78 авс        

Рабочая книга практического психолога

Вопросы

1. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и зимой «жарко», я должен был бы назвать преступ­ника:

а) бандитом; в) святым; с) тучей.

2. Когда я ложусь спать, я: а) засыпаю быстро;

в) нечто среднее;

с) засыпаю с трудом. ■*

3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин;

в) не знаю;

с) обогнать все идущие впереди машины.

4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

а) верно;

в) трудно сказать;

с) неверно.

5. Большинство людей, с которыми я бываю в ком­паниях, несомненно, рады меня видеть:

а) верно; в) иногда; с) нет.

6. Я скорее занимался бы: а) фехтованием и танцами; в) затрудняяюсь сказать;

с) борьбой и баскетболом.

7. Меня забавляет, что то, что люди делают, со­всем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да;

Работа психолога-диагноста

в) иногда; с) нет.

8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:

а) да;

в) не знаю;

с) нет.

9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро за­быть об этом:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

10. Мне больше нравятся новые способы в выполне­нии какой-то работы, чем придерживаться испытан­ных приемов:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю де­лать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно; в) иногда; с) нет.

12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:

а) верно;

в) затрудняюсь сказать;

с) неверно.

13. Меня раздражают люди, которые не могут быс­тро принимать решения:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

Конец 1-го столбца.

Рабочая книга практического психолога

14. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный»это:

а) небрежный;

в) приблизительный;

с) тщательный.

15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

16. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску; в) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства для меня, опаздывая на услов­ленную встречу.

17. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно; в) затрудняюсь сказать;

с) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

18. Мне всегда приходится преодолевать смущение: а) да;

в) возможно; с) нет.

19. Мои друзья чаще: а) советуются со мной;

в) делают то и другое поровну; с) дают мне советы.

20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

Работа психолога-диагноста

21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в кото­рые я твердо верю:

а) верно; ц

в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

22. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки: а) да;

в) не знаю; с) нет.

23. Если бы я одинаково хорошо умел то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы; в) трудно сказать; с) играть в городки.

24. Мне нравятся общительные компанейские люди: а) да;

в) не знаю; с) нет.

25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:

а) да;

в) иногда,

с) нет.

Конец 2-го столбца.

1.7

Рабочая книга практического психолога

27. Какое слово не связано с другими: а) «кошка»;

в) «близкое»; с) «солнце»?

28. То, что в некоторой степени отвлекает мое вни­мание:

а) раздражает меня:

в) нечто среднее;

с) не беспокоит меня совершенно.

29. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе

зависти; в) не знаю; с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

30. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

31. Мне говорили, что ребенком я был: а) спокойным и мог оставаться один; в) не знаю;

с) живым и подвижным.

32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами: а) да;

в) не знаю; с) нет.

33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

34. Я стараюсь смеяться над шутками не так гром­ко, как это делает большинство людей:

Работа психолога-диагноста

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

36. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров;

в) не знаю;

с) скрипичными соло.

37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц: а) в деревне с одним или двумя друзьями;

в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

38. Усилия, затраченные на составление планов: а) никогда не лишние;

в) трудно сказать; с) не стоят этого.

39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огор­чают:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

Конец 3-го столбца.

Рабочая книга практического психолога

40. Дом так относится к комнате, как дерево к: а) к лесу;

в) растению; с) листу.

41. То, что я делаю, у меня не получается: а) редко;

в) иногда; с) часто.

42. В большинстве дел я: а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю;

с) предпочитаю действовать наверняка.

43. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непосто­янен;

в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющий про­тивостоять всяким соблазнам.

44. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем большинство людей;

в) не знаю;

с) медленнее, чем другие люди.

45. На меня большое впечатление производят: а) мастерство и изящество;

в) трудно сказать; с) сила и мощь.

46. Я считаю, что ячеловек, склонный к сотруд­ничеству:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

47. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; в) затрудняюсь сказать; с) советоваться с друзьями.

Работа психолога-диагноста

48. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, дол­жно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

49. В школьные годы я больше всего получил знаний: а) на уроках;

в) трудно сказать; с) читая книги.

50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

а) верно; в) иногда; с) неверно.

51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом;

в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.

52. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., казалось бы, без видимой при­чины:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

Конец 4-го столбца.

Рабочая книга практического психолога

53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,5,6 будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

54. Иногда у меня бывают непродолжительные при­ступы тошноты и головокружения без определен­ной причины:

а) да;

в) иногда или не знаю;

с) нет.

55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего за­каза, чем доставить официанту лишнее беспокой­ство:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

56. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной работе; в) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.

57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

58. Если бы смог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться:

а) с Колумбом;

в) не знаю;

с) с Пушкиным.

59. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да;

Работа психолога-диагноста

в) иногда; с) нет.

60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю, что у него плохое настроение; в) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я со­вершил.

62. Все несчастья происходят из-за людей:

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы ре­шения этих вопросов;

в) не знаю;

с) которые отметают новые, многообещающие пред­ложения.

63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

64. Аккуратные требовательные люди не уживают­ся со мной:

а) верно; в) иногда; с) нет.

65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

Конец 5-го столбца.

2. Зак 317

Рабочая книга практического психолога

66. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы: а) отстают;

в) идут правильно; с) спешат.

67. Мне бывает скучно: а) часто;

в) иногда; с) редко.

68. Люди говорят, что мне нравится делать все сво­ими оригинальными способами:

а) верно; в) иногда; с) нет.

69. Дома, в свободное время, я: а) болтаю и отдыхаю;

в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:

а) да;

в) иногда;4

с) нет.

71. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно точно так же выразить прозой:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет, редко.

73. Я думаю, что было бы интереснее быть:

Работа психолога-диагноста

а) натуралистом, работать с растениями;

в) не знаю;

с) страховым агентом.

74. Я подвержен беспричинному страху и отвраще­нию по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) да,

в) трудно сказать;

с) нет.

76. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера;

в) не знаю;

с) где каждый играет сам за себя.

77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) да;

в) иногда;

с) нет

78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

Конец 6-го столбца.

2*

Рабочая книга практического психолога

79. Если мать Марии является сестрой отца Алек­сандра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии? а) двоюродным братом; в)племянником; с) дядей.

Ключ

1 в 14 с 27 в 40 с 53 а 66 с 79 в
2 ав 15 а в 28 в с 41 а в 54 в с 67 в с
3 в с 16 ВС 29 в с 42 а в 55 в с 68 а в
4 а в 17 в с 30 а в 43 в с 56 а в 69 в с
5 а в 18 в с 31 вс 44 а в 57 а в 70 в с
6 а в 19 а в 32 в с 45 а в 58 в с 71 вс
7 а в 20 вс 33 в с 46 в с 59 а в 72 а в
8 в с 21 а в 34 а в 47 а в 60 в с 73 а в
9 в с 22 а в 35 в с 48 а в 61 в с 74 а в
10 а в 23 а в 36 в с 49 вс 62 в с 75 а в
11 а в 24 вс 37 а в 50 а в 63 в с 76 вс
12 а в 25 а в 38 а в 51 в с 64 вс 77 в с
13 а в 26 вс 39 в с 52 а в 65 в с 78 а в

За ответы а — 2 балла, в — 1 балл, с — 2 балла. Баллы необходимо суммировать по каждой горизонтальной строке (фактору).

Обо­значе­ние Среднее значение На 1-1,5 балла ниже среднего На J -J,5 балла выше среднею
В 4,05 Интеллект: конкретный Абстрактное мышление
С 7,5 Эмоциональная неустойчи­вость Эмоциональная стабиль­ность
Е 5,5 Подчиненность, застенчи­вость Доминантность, само­уверенность, авторитар­ность
G 7,8 Приспособляемость, бес­принципность, подвержен­ность влиянию случая, асо­циальным действиям Принципиальность, при­держивается правил поведения, морали
Н 7,7 Робость, осторожность, сдержанность Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия
I 7,8 Жесткость, самоуверенность, практичность Мягкость, зависимость, чувствительность, мечта­тельность, непрактич­ность
L 4,3 Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми Подозрительность, эгои­стичность, осторожность
N 5,5 Прямолинейность, естест­венность, простота, сенти­ментальность Хитрость, расчетливость, искушенность, проница­тельность
О 6,58 Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность Тревожность, депрессив-ность
  8,1 Консерватизм, придержива­ется установившихся поня­тий, принимает их на веру Радикализм, тяга к ново­му, критически настро­енный. Аналитически мыслящий
Q2 5,7 Конформизм, зависимость от группы Независимость, предпо­читает собственное ре­шение, не считается с общественным мнением
Q3 6,3 Недисциплинированность, плохой самоконтроль, под­чинен собственным страстям Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении социальных требований
  6,0 Расслабленность, вялость, спокойствие, лень Высокая активность, напряженность, деятель­ность

Рабочая книга практического психолога

Тест САН

Далее следует сказать о тесте САН и опроснике на уровень тревожности Спилбергера. Они определяют го­товность тестируемого к решению жизненных задач.

Опросник САН направлен на оценку самочувствия, активности и настроения. Состоит он из 30 пар проти­воположных характеристик, по которым испытуемый оценивает свое состояние, отметив цифру, соответствую­щую силе того или иного состояния.

Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы______________________________

Пол ______ Возраст_______________________

Дата_________ Время________________________

1. Самочувствие хорошее   Самочувствие плохое
2.Чувствую себя сильным   Чувствую себя слабым
3. Пассивный   Активный
4. Малоподвижный   Подвижный
5. Веселый   Грустный
6. Хорошее настроение   Плохое настроение
7. Работоспособный   Разбитый
8. Полный сил   Обессиленный
9. Медлительный   Быстрый
10. Бездеятельный   Деятельный
11. Счастливый   Несчастный
12. Жизнерадостный   Мрачный
13. Напряженный   Расслабленный
14. Здоровый   Больной
15. Безучастный   Увлеченный
16. Равнодушный   Взволнованный
17. Восторженный   Унылый
18. Радостный   Печальный
19. Отдохнувший   Усталый
20. Свежий   Изнуренный
21. Сонливый   Возбужденный

Работа психолога-диагноста

22. Желание отдохнуть   Желание работать
23. Спокойный   Озабоченный
24. Оптимистичный   Пессимистичный
25. Выносливый   Утомляемый
26. Бодрый   Вялый
27. Соображать трудно   Соображать легко
28. Рассеянный   Внимательный

1. Обработка данных:

При выборе самого негативного полюса пары, его оце­нивают в один балл, а крайний показатель позитивного полюса — в семь баллов. Нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состоя­ния всегда получают высокие баллы, отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количе­ство баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам):

1,2,7,8,13,20,25,26.

Активность (сумма баллов по шкалам):

3,4, 9,10,15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам):

5, 6,11,12,17,18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делят­ся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превы­шающие 4 балла, говорят 6 благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диа­пазоне 5,0-5,5 баллов.

Шкала самооиенки (ИЛ. Спилбергера, ЮЛ. Ханина)

Шкала самооценки Спилбергера определяет наличие тревожности у обследуемого. Тревожность — это свой­ство личности, во многом определяющее поведение че­ловека. Естественная тревожность необходима челове­ку в его повседневной деятельности, она помогает конт­ролировать себя. Это полезная тревожность.

Рабочая книга практического психолога

У каждого человека свой уровень тревожности. Кто-то предрасположен воспринимать очень многие ситуа­ции как угрожающие для его самооценки и самоуваже­ния. Это люди с повышенной личностной тревожнос­тью. Тест на уровень тревожности Спилбергера позво­ляет оценить эту личностную тревожность. Так, лицам с высоким уровнем личностной тревожности нужно по­могать осмысливать свою деятельность поэтапно, пла­нируя ее по подзадачам, а также рекомендовать зани­маться саморегуляцией. Способы ее самые разнообраз­ные: от общения с природой до посещения тренингов. Для низкотревожных людей необходимо подчеркивать мотивы деятельности, возбуждать заинтересованность при решении тех или иных задач.

Опросник Спилбергера определяет и ситуативную тревожность. Высокая тревожность нежелательна, т. к. она может стать причиной неправильного реагирования на ситуацию. Но и низкая тревожность говорит о без­различии, равнодушии и, стало быть, неготовности к ре­шению жизненных задач.

Показатели уровня тревожности могут располагать­ся между 20 и 80 баллами. До 30 — низкая тревожность, с 31 до 44 баллов — умеренная, 45 и более — высокая.

Метолика Айзенка по опрелелению темперамента

Созданы множество методик по определению темпе­рамента. Наибольшее распространение получила мето­дика Айзенка. С ее помощью определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейро-тизм (результат неуравновешенности процессов возбуж­дения и торможения) — свойства, лежащие в основе тем­перамента.

В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходи­мо ответить «да» или «нет».

Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия — интраверсия; нейротизм, шкала лжи.

Работа психолога-диагноста

Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются ре­зультаты по шкале «нейротизм» и шкале «экстраверсия».

Личностный опросник состоит из двух форм «А» и «В», что дает возможность повторного испытания. Оп­росники содержат по 57 вопросов. Ответы на них толь­ко «Да» или «Нет».

Инструкция

Вам будет предложено несколько вопросов об особен­ностях вашего поведения в различных условиях и ситуа­циях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На воп­росы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к пре­дыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слиш­ком много времени на обдумывание ответа — наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно отве­тить «да» или «нет». Выбранный вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов. Не про­пускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

Текст опросника (вариант А) с. 44-47.

Текст опросника (вариант В).

1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-либо хочется, а вы не знаете что?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иног­да печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли вы обычно в «тени» на вечерин­ках или в компании?

6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и без­ропотно то, что вам приказывали?

Рабочая книга практического психолога

7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

10. Нравится ли вам находиться среди людей?

11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

12. Упрямитесь ли вы иногда?

13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слиш­ком поздно?

15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и ус­талым без серьезной причины?

17. Вы по натуре живой человек?

18. Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам?

19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чув­ствуете себя «сытым по горло»?

20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной?

21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пы­таетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

24. Полностью ли вы свободны от всяких предрас­судков?

25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

26. Часто ли вы думаете о своей работе?

27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

Работа психолога-диагноста

29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или про­давать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

30. Хвастаетесь ли вы иногда?

31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли вы иногда так беспокойны, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли вы планировать свои дела тщатель­но и раньше, чем следовало бы?

35. Бывают ли у вас головокружения?

36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40. Беспокоят ли вас ваши нервы?

41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве вы обычно первым проявляете инициативу?

45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

46. Считаете ли вы обычно, что все само собой ула­дится и придет в норму?

Рабочая книга практического психолога

47. Трудно ли вам заснуть ночью?

48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли вы переживаете после случившегося кон­фуза?

51. Замкнуты ли вы, обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с вами случаются неприятности?

53. Любите ли вы рассказывать забавные истории друзьям?

54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обще­стве людей выше вас по положению?

56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы ду­маете, тем не менее, что стоит еще что-либо пред­принять?

57. Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важ­ным делом?

Вариант В отличается от варианта А только тестом методики. Инструкция, ключ, обработка данных вари­анта В такие же, как для варианта А.

Текст опросника (вариант А).

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечат­лениям, к тому чтобы отвлечься, испытать силь­ные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзь­ях, которые могут вас понять, одобрить или посо­чувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

Работа психолога-диагноста

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих на­мерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпо­читаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настро­ения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?

10. Верно ли, что «на спор» вы способы решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы вы­ходите из себя?

13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энер­гии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?

Рабочая книга практического психолога

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих зна­комств небольшим числом самых близких людей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?

23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы быва­ют натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мыс­ленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?

33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

34.Нравится ли вам работа, требующая сосредото­чения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите только правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компа­нии, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

Работа психолога-диагноста

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго ви­деться с друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостат­ков или вашей работы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.272 с.)