Этика практического психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика практического психолога



Прежде всего, мои дорогие читатели, поговорим о про­фессионально необходимых качествах психолога-прак­тика. К ним относятся:

■ общительность;

■ эмоциональная сдержанность;

■ гибкость поведения;

■ деликатность;

■ умение выдержать до конца свою линию поведения;

■ обладание общекультурными знаниями.

1. Общительность и контактность проявляются во внимательном отношении к собеседнику, способности следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Это своеобразное «видение мыслей» и чувств клиента. При­чем состояние собеседника нужно воспринимать без су­етливости, даже если он нервничает, плачет, проявляет застенчивость.

2. Эмоциональная сдержанность психолога успокоит клиента, поможет избежать резких оценок поведения и

Рабочая книга практического психолога

качеств клиента. Человек, обращаясь к психологу, рас­считывает на понимание, сам же может позволить себе хотя бы с психологом несдержанность в оценках, кото­рую он, возможно, скрывает дома, на работе. Психолог должен быть готов практически к любому поведению собеседника. Для профессионала не может быть хороших и плохих клиентов, нет добрых и злых, глупых и умных. Нет, конечно же, они, что называется, не на одно лицо. Но при таких установках проще сохранять сдержанность.

3. Очень важно уметь выдержать до конца свою линию поведения, это качество необходимо в случаях, когда собеседник нервничает, переключается с одной темы на другую. Психологу важно вовремя возвра­щать беседу к главной проблеме, заявленной клиен­том или выявленной самим психологом. Следование же за потоком мыслей и чувств собеседника может завести в тупик.

4. Гибкость поведения психолога состоит в том, что он легко переключается с одной темы на другую, выхо­дит из возможных затруднений в ходе беседы. Очень хорошо работает прием противоречий, когда консуль­тант высказывает мнение, прямо противоположное мне­нию клиента или даже тому, которое он сам недавно высказал. Это помогает собеседнику увидеть ситуацию в другом свете, сдвинуться с мертвой точки.

5. Деликатность в работе психолога-практика просто необходима. Деликатность — это, прежде всего, уваже­ние к собеседнику, признание его прав на свободу мыс­лей, поведения. А.П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентно­го человека. Иногда, чувствуя, что излияние может по­вредить клиенту, необходимо тактично прекратить бесе­ду на эту тему.

Случается так, что разговора на некоторые темы сле­дует избегать до тех пор, пока собеседник сам не начнет открытое обсуждение (например, если дело касается та-

Этика практического психолога

буированных тем). Задача психолога — расположить к себе клиента так, чтобы он стремился к доверительному общению, постепенно затрагивая новые и новые темы.

6. Психологу-практику необходимо обладать обще­культурными знаниями.

Он должен знать лучшие образцы культурного на­следия (классическую и современную литературу, фило­софию, музыку, изобразительное искусство и многое дру­гое). Эти знания дают возможность найти общую тему для разговора, а многие психотерапевтические методи­ки прямо опираются на эти области человеческой куль­туры (кинотерапия, библиотерапия и др.).

Значительно расширяет кругозор и позволяет под­держивать многочисленные и разнообразные контакты с людьми чтение периодической печати.

А теперь поговорим о ряде правил, которых важно придерживаться практическому психологу (правила эти основаны на социально-правовых и этических нормах). Назовем их «заповедями»:

1. В основе работы психолога должен лежать прин­цип «Не навреди!»

Помимо сознания психолог проникает в подсознание клиента, а там могут обнаружиться страхи, пороки, стра­сти. Непрофессиональное использование подобной инфор­мации может привести к еще большему психологическо­му кризису. Вот почему психолог-практик, как и свя­щенник, несет большую ответственность. Всякое неосто­рожное использование диагностических данных, поспеш­ные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психическому состоянию и даже жизни конкретного человека, семьи, коллектива.

2. Никогда не используйте в корыстных или иных целях информацию, полученную от клиента.

Профессиональная тайна — неотъемлемый элемент Деятельности многих специалистов: врачей, юристов,

Рабочая книга практического психолога

психологов, всех тех, кому приходится работать с людь­ми. Для профессионала дело клиента — его дело, поэто­му необходим строгий контроль над полученной инфор­мацией, вплоть до применения кодирования.

3. Не советуйте! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.

Сократ в тех случаях, когда с ним советовались, от­вечал: «Поступай, как знаешь, все равно потом раска­ешься».

Давая советы, вы наживаете себе врага. В том случае, если совет придется не по душе, клиент пойдет совето­ваться с кем-нибудь другим, который скажет ему то, что соответствует его тайным и неосознаваемым желани­ям. В случае же, когда совет примут — это будет пре­красным поводом при неудаче снять с себя ответствен­ность. «Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем луч­ше совет, тем мощнее враг» (М.Е. Литвак).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.005 с.)