Диагностика межличностных отношений в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика межличностных отношений в семье



Одним из важнейших направлений в деятельности практического психолога является работа с семьей (суп­ругами, родителями и детьми). Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности — все это заклады­вается в семье. Поэтому диагностика семейных отноше­ний очень важна.

В отечественной психологии существуют два направ­ления в диагностике семейных отношений. Первое — это сбор информации о супружеских отношениях, вто­рое — о родительско-детских.

Собрать информацию о супругах, определить атмо­сферу в семье поможет тест-опросник удовлетвореннос­ти браком (ОУБ) В. В. Столина. Состоит он из 24 утвер­ждений, показывающих отношение обследуемого к са­мому себе.

Тест-опросник уловлетворенности браком Инструкция

Внимательно читайте каждое утверждение и выби­райте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «труд­но сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопони­мание и остроту восприятия другого человека:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

Рабочая книга практического психолога

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере вашего суп­руга (вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с се­мейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам ка­жется:

а) что вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человекаслиш­ком дорогая цена за полную самостоятельность:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманывает­ся в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Работа психолога-диагноста

10. Только множество различных обстоятельств ме­шает подумать вам о разводе:

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга) рядом с вами:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (суп­руги) часто перевешивают его достоинства:

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы. вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности че­ловека:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Рабочая книга практического психолога

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обла­дает такими достоинствами, которые компенсиру­ют его недостатки:

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) несогласен.

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит бла­гополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто де­лает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22. Неправы те, кто считает, что именно в семье чело­век меньше всего может рассчитывать на уважение:

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) несогласен.

23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Работа психолога-диагноста

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведен­ными — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удов­летворенности браком.

Диагностику родительско-детских отношений лучше начать с психологического анализа биографических дан­ных. Можно, с целью получения дополнительной инфор­мации, провести беседу с ребенком, используя проектив­ные методики, спросить его, например, с кем он живет. Обычно на первое место ребенок ставит наиболее авто­ритетного для него родителя.

Если кого-либо из взрослых он вообще забыл назвать, скорее всего, у них напряженные отношения.

Вопрос о том, кого бы ребенок изображал, играя в се­мью, даст возможность оценить, есть ли проблемы в от­ношениях с родителями и с кем конкретно. Так, дети обычно выбирают роль родителя того же пола, обнару­живая тем самым необходимость подражания. Если выбирается роль родителя противоположного пола или роль самого себя, это диагностирует проблему.

Характер отношений с родителями помогает понять рисунок семьи. Ребенка просят изобразить свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Дают ему стандартный лист, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Рабочая книга практического психолога

Обращать внимание надо на стирание, поправки, вре­мя вырисовывания каждого члена семьи и очередность появления каждого на рисунке.

Когда рисунок закончен, следует сравнить реальную семью с нарисованной. Если семья изображена в полном составе — это признак эмоционального благополучия се­мьи, особенно благоприятна обстановка в семье, где все члены семьи на рисунке держаться за руки. В случае эмо­циональных конфликтов в семье, агрессии, ребенок пропу­стит наименее эмоционально привлекательного члена се­мьи. На вопрос, почему именно его не нарисовал, даст от­вет защитного характера, например, «не хватило места».

Случай, когда на рисунке вообще нет людей, связан­ных с семьей, можно расценивать как отверженность, аутизм, тревожность.

Если ребенок не рисует себя, это обозначает разобщен­ность с семьей. Рисунок самого себя, без кого-либо, идет от наличия истерических черт характера (особенно если ребенок украшает себя множеством деталей, аксессуаров).

Вариант, когда на рисунке ребенок увеличивает со­став семьи, можно объяснить тем, что он хочет иметь брата или сестру либо символически разрушить семью в знак мести родителям за ненужность им.

Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться большой паузой перед его изображе­нием, недорисованностью каких-либо деталей, частей тела.

Наиболее значимый персонаж рисуется первым, про­должительное время, он — большого размера, тщатель­но детализирован.

Фон, на котором изображена семья, тоже важен. Так, все то, что касается холода (лед, вода, звезды, холодиль­ник) — символ депрессивного настроения. А цветы и бабочки на рисунке говорят о спокойствии и безмятеж­ности. Символы агрессии: детская кроватка, барабан, клетка, ножницы, ножи, оружие. Символы угрозы: мет­ла, выбивалка для одежды, пылесос, поезд, большие зда­ния, машины.

Работа психолога-диагноста

А теперь несколько слов о цвете карандаша, который предпочтет ребенок. О наличии эмоциональных проблем предупреждает использование зеленого, коричневого, черного, серого цветов. «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждаются в материнской ласке, Коричневый цвет используют дети со слабым здоровь­ем, с семейными неурядицами, принадлежащие к асоци­альной группе, пережившие драматические события (эмиграцию, эвакуацию), а также умственно неполноцен­ные. Предпочтение черного цвета в детском рисунке свидетельствует о стрессе, перевернувшем жизнь ребен­ка. Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям. Выбор этого цвета го­ворит об отгороженности ребенка от коллектива.

Родительское отношение к своему ребенку принято диагностировать тестами. Наиболее известными являет­ся методика Е. Шеффера и Р. Белла. Предназначена она, прежде всего для матерей. Состоит из 115 утверждений, касающихся разных сторон жизни семьи (отношение матери к своей семейной роли, ее отношение к ребенку: эмоциональный контакт или разобщенность, наличие или отсутствие чрезмерной опеки). Отвечающий должен вы­разить полное (неполное) согласие или несогласие с ут­верждением. Подсчитывают баллы и распределяют их по шкалам при помощи ключа. Каждое утверждение относится к определенной шкале. Шкал — 23.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли описывается с помощью 5-ми признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, L3,17,19, 23:

ограниченность интересов женщины рамками семьи,

«заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

— сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

Рабочая книга практического психолога

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела се­мьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состо­ит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14,15,21);

— побуждение словесных проявлений вербализа­цией (1);

— партнерские отношения (14);

— развитие активности ребенка (15);

— уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3-х признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

— раздражительность, вспыльчивость (8);

— суровость, излишняя строгость (9);

— уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описыва­ется 8-ю признаками, их номера по опросному листу

2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

— чрезмерная забота, установление отношений зави­симости (2);

— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

— создание безопасности, опасение обидеть (6);

— исключение внесемейных влияний (10);

— подавление агрессивности (12);

— подавление сексуальности (18);

— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

— стремление ускорить развитие ребенка (22).

При обработке результатов выбор А оценивают в 4 бал­ла, выбор а — в 3 балла, б — 2 балла, Б — в 1 балл.

Работа психолога-диагноста

Подсчитывают общую сумму баллов по шкалам. Мак­симальная выраженность признака — 20, минималь­ная — 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 — низкие.

Опросник измерения родительских установок и ре­акций Е. Шеффера

О себе сообщите:

Возраст __________________________________

Пол______________________________________

Образование ______________________________

Профессия________________________________

Количество и возраст детей_________________

/. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. АабБ

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

АабБ

3. Для хорошей матери дом и семьясамое важное в жизни.

АабБ

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. АабБ

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них слишком много. АабБ

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

АабБ

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. АабБ

Рабочая книга практического психолога

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить ро­дителей за строгое воспитание.

АабБ

9. Пребывание с ребенком целый день может довес­ти до нервного истощения.

АабБ

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

АабБ

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

АабБ

12. Ребенка следует учить избегать драк, независи­мо от обстоятельств.

АабБ

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяй­ствомчувство, что нелегко освободиться от сво­их обязанностей.

АабБ

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

АабБ

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нуж­ным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

АабБ

16. Если один раз согласится с тем, что ребенок на­ябедничал, он будет это делать постоянно. АабБ

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

АабБ

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

АабБ

Работа психолога-диагноста

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и деть­ми, все происходило бы менее организованно.

А а б Б

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем ду­мают дети.

А а б Б

21. Если бы родители больше интересовались дела­ми своих детей, дети были бы лучше и счастливее. Ааб Б

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиолотческими нуждами уже с 15 месяцев.

АабБ

23. Самое трудное для молодой материоставаться одной в первые годы воспитания ребенка. АабБ

24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска­зывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. АабБ

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. АабБ

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

АабБ

27. Надо обязательно искоренять у детей проявле­ния рождающейся ехидности.

АабБ

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

АабБ

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

АабБ

Рабочая книга практического психолога

30. Супруги должны время от времени ругаться, что­бы доказать свои права.

АабБ

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

АабБ

32. Матери часто настолько бывают замучены при­сутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. АабБ

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

АабБ

34. Ребенок должен уважать своих родителей боль­ше других.

АабБ

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы раз­решать свои недоразумения в драке.

АабБ

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности мень­ше умений и способностей (могла бы, но...). АабБ

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

АабБ

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достиже­нии цели, могут встретиться с неудачами. АабБ

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка ос­тавить в покое и не вникать в его дела.

АабБ

Работа психолога-диагноста

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

АабБ

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики ви­дели друг друга голыми.

АабБ

42. Если жена достаточно подготовлена к самосто­ятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

АабБ

43. У ребенка не должно быть тайн от своих роди­телей.

АабБ

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а выим, то многие вопросы можно ре­шить спокойно и без конфликтов.

АабБ

45. Если рано научить ребенка ходить, это благо­творно влияет на его развитие.

АабБ

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все труд­ности, связанные с уходом за ребенком и его воспи­танием.

АабБ

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возмож­ность их свободно высказывать.

АабБ

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. АабБ

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

АабБ

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

АабБ

Рабочая книга практического психолога

51. Очень мало женщин получает благодарность де­тей за труд, затраченный на их воспитание. АабБ

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.

АабБ

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, все­гда есть разногласия, которые вызывают раздражение. АабБ

54. Дети, которым внушили уважение к нормам по­ведения, становятся хорошими, устойчивыми и ува­жаемыми людьми.

АабБ

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спо­койной.

АабБ

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

АабБ

57. Дети должны знать, что нет людей более муд­рых, чем их родители.

АабБ

58 Нет оправдания ребенку, который бьет другого

ребенка.

АабБ

59. Молодые матери страдают по поводу своего за­ключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

АабБ

60. Заставлять детей отказываться и приспосаб­ливатьсяплохой метод воспитания.

АабБ

Работа психолога-диагноста

61. Родители должны научить детей найти заня­тие и не терять свободного времени.

Ааб Б

62. Дети мучают своих родителей мелкими пробле­мами, если с самого начала к этому привыкнут. АабБ

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. АабБ

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. АабБ

65. Планировать должна только мать, так как толь­ко она знает, как положено вести хозяйство. АабБ

66. Внимательная мать должна знать, о чем дума­ет ее ребенок.

АабБ

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживани­ях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном раз­витии.

АабБ

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научаются разрешать свои проблемы. АабБ

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. АабБ

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

АабБ

Рабочая книга практического психолога

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. АабБ

72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом.

АабБ

73. Дети нуждаются в материнской заботе, кото­рой им иногда не хватает.

АабБ

74. Дети должны быть более заботливы и благодар­ны своей матери за труд, вложенный в них. АабБ

75. Большинство матерей опасаются мучить ребен­ка, давая ему мелкие поручения.

АабБ

76. В семейной жизни существует много вопросов, ко­торые нельзя решить путем спокойного обсуждения. АабБ

77. Большинство детей должны воспитываться бо­лее строго, чем это происходит на самом деле. АабБ

78. Воспитание детейэто тяжелая работа. АабБ

79. Дети не должны сомневаться в способе мышле­ния их родителей.

АабБ

80. Больше всех других дети должны уважать роди­телей.

АабБ

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети зани­мались боксом и борьбой, так как это может при­вести к серьезным нарушениям тела и другим про­блемам.

АабБ

Работа психолога-диагноста

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

АабБ

83. Родители должны считать детей равноправны­ми по отношению к себе во всех вопросах жизни. АабБ

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он нахо­дится на правильном пути и будет счастлив. АабБ

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в по­кое и не заниматься им.

АабБ

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

АабБ

87. Одним из самых сложных моментов в воспита­нии детей являются сексуальные проблемы. АабБ

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

АабБ

89. Так как ребенокчасть матери, она имеет пра­во знать все о его жизни.

АабБ

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. АабБ

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

АабБ

Рабочая книга практического психолога

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ре­бенка, чем им дается на самом деле.

А а б Б

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

АабБ

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. АабБ

95. Для хорошей матери достаточно общения с соб­ственной семьей.

АабБ

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

АабБ

97. Матери жертвуют всем ради блага собствен­ных детей.

АабБ

98. Самая главная забота материблагополучие и безопасность ребенка.

АабБ

99. Естественно, что двое людей с противополож­ными взглядами в супружестве ссорятся. АабБ

100. Воспитание детей в строгой дисциплине дела­ет их более счастливыми.

АабБ

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. АабБ

102. Ребенок никогда не должен слушать критиче­ские замечания о своих родителях.

АабБ

Работа психолога-диагноста

103. Первая обязанность детей — доверие по отно­шению к родителям.

АабБ

104. Родители, как правило, предпочитают спокой­ных детей драчунам.

АабБ

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, по­тому что знает, что многие вещи, которые ей хоте­лось бы иметь, для нее недоступны.

АабБ

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

АабБ

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

АабБ

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересо­вать родителей своими проблемами.

АабБ

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.

АабБ

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. АабБ

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить се­мейными делами.

АабБ

112. Обязанностью матери является знание тай­ных мыслей ребенка.

АабБ

'Зак 317

Рабочая книга практического психолога

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче дове­ряет им свои проблемы.

АабБ

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

АабБ

115. Нельзя требовать от матери слишком большо­го чувства ответственности по отношению к детям. АабБ

Опросный лист

Ответ

№ п/п АабБ № п/п АабБ № п/п АабБ п/п АабБ № п/п АабБ
                   
                   
                   
        50,          
                   
    291              
                   
                   
                   
                   
1)                  
                   
                   
                   
    38|              
                   
                   
    4!           ПО  
                   
                   
                   
                   
                   

Рабата психолога-диагноста

Для того чтобы определить отношения между роди­телями и ребенком, психологи нашей страны, помимо методики Шеффера, используют тест-опросник родитель­ского отношения А. Я. Варги, В. В. Сталина и методику анализа семейных взаимоотношений Э. Г. Эйдемиллера. Каждая из перечисленных методик имеет свою специ­фику. Так, тест Шеффера не связан с воспитанием кон­кретного ребенка, он касается воспитания детей вообще. А методика А. Я. Варги исследует взгляды матери и отца на воспитание конкретного ребенка. Опросник Э. Г. Эй­демиллера рассчитан на подростков от 14 до 18 лет, на­ходящихся на учете в инспекции по делам несовершен­нолетних. Цель этого опросника — выявить ошибки в родительском воспитания.

Все эти методики можно применять как порознь, так и в комплексе. А выявив проблемы в семье, психолог-практик может приступать к коррекции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.193 с.)