Модель социальной коммуникации Ньюкомба. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель социальной коммуникации Ньюкомба.



Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба (или А – В – Х-модель) рассматривает интерпретацию взаимодействия двух индивидов «лицом к лицу», но ее основные принципы применимы и к убеждению через средства массовой коммуникации.

В качестве рабочей модели Ньюкомб предложил ситуацию элементарного коммуникативного взаимодействия, в которой два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего по отношению к ним объекта Х.

Что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию?

К вступлению в коммуникацию субъектов А и В побуждает потребность в ориентации - эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте (освоенную субъектом информацию об объекте Х). Понятие ориентации описано в терминах позитивных (симпатия к объекту и стремление к взаимодействию с ним) или негативных (антипатия и избегания объекта) аттитюдов.

Аттитюд – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении (По Майерсу)

Коммуникация существует тогда, когда два субъекта – А и В – испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту Х и друг относительно друга.

Х

 

АХ ВХ

 

А А В В

А В

АВ — межсубъектный аттитюд АВ;

ВА — межсубъектный аттитюд ВА;

АХ — субъектно-объектный аттитюд АХ;

ВХ — субъектно-объектный аттитюд ВХ.

 

Согласно Ньюкомбу, субъекты уже имеют некое предварительное знание как друг о друге, так и об объекте Х, на основании которого формируется система предварительных аттитюдов, каждый из которых может быть как позитивным, так и негативным. В любой момент времени в коммуникации ориентации могут быть симметричными (если отношение обоих субъектов к объекту одинаково, то есть аттитюды АХ и ВХ конгруэнтны (совпадают по направленности)) или асимметричными (если аттитюды АХ и ВХ не совпадают по направленности).

Мой пример: Представим ситуацию разговора мальчика Васи (А) и его папы (В) об объекте Х – факте существования Деда Мороза

Если субъекты считают, что Дед Мороз существует и несет одно добро в этот мир, то аттитюды субъектов по отношению к объекту позитивные. Если субъекты считают, что Дед Мороз – это глупая сказка для маленьких детей, которая только вводит всех в заблуждение и заставляет родителей тратиться на подарки, то аттитюды субъектов по отношению к объекту негативные. Симметричная ситуация тогда, когда аттитюды субъектов совпадают по направленности, вне зависимости от того позитивные они или негативные (то есть, если оба субъекта против Деда Мороза, или оба считают его чудесным существующим человеком)

При этом симметрия может достигаться как за счет рационального подхода к делу, то есть когнитивной коориентации, так и за счет эмоций, то есть аффективной коориентации.

Симметрия – центральное понятие модели Ньюкомба. По Ньюкомбу, коммуникативная ситуация стремится к симметрии, потому что: 1) она позволяет субъектам более надежно прогнозировать повеление друг друга; 2) а также усиливает исходную ориентацию субъекта относительно объекта, что повышает самооценку и создает положительные эмоции.

Сила движения в сторону симметрии зависит от симпатии между коммуникаторами и от интенсивности их отношения к объекту Х. Если предположить изначальное отсутствие симметрии, то чем выше симпатия между А и В и чем сильнее их аттитюды к Х, тем выше вероятность того, что коммуникация состоится.

Возможные соц.- псих. эффекты коммуникации:

1) Предельная симметричная ситуация: исходное совпадение аттитюдов АХ и ВХ, поэтому улучшатся и межсубъектные аттитюды (отношения) АВ и ВА, а также субъекты получат подкрепление в своих аттитюдах к объекту.

2) Предельная асимметрия («симметричная асимметрия»): если состоится коммуникация между субъектами, чьи межличностные аттитюды отрицательны, а аттитюды АХ и ВХ несимметричны. В рез-те каждый из аттитюдов получит свое подкрепление: усилится антипатия субъектов и объектные аттитюды каждого из субъектов тоже усилятся.

Очень часто исходная ситуация взаимодействия такова, что субъекты симпатизируют друг другу, но их объектные аттитюды несимметричны (не совпадают).

Тогда эффект может заключаться в:

1. Переубеждении и достижении симметрии через изменение объектных аттитюдов одного из субъекта при укреплении позитивных межсубъектных аттитюдов (Вася убедит папу, что Дед Мороз-таки существует и обязан принести подарки; Папа убедил Васю, что Дед Мороза нет и в него верят только маленькие, чтоб выпрашивать подарки)

2. Достижении псевдосимметрии I: один из субъектов ради сохранения позитивных межсубъектных отношений убеждает себя, что сменил свой объектный аттитюд на противоположный, но на самом деле этого не происходит (это когнитивное искажение); (Папа или Вася убедили себя, что согласны с аргументами противника, но в глубине души остались при своем мнении)

3. Достижении псевдосимметрии II: для сохранения позитивных межсубъектных отношений один из субъектов убеждает себя, что ему удалось переубедить партнера, на самом деле этого не происходит (когнитивное искажение) (Папа/Вася убедил себя в том, что оппонент согласился наконец с его мнением)

4. Достижении негативной симметрии: оба субъекта укрепляют свое исходное отношение к объекту, причем позитивные межсубъектные аттитюды сменяются на негативные (Папа и Вася останутся при своем мнении, но обидятся друг на друга. Вася будет считать папу ворчуном, который не понимает очевидных вещей. Папа вдруг осознает, какого упрямого и капризного мальчика он воспитал).

5. Толерантное согласие с фактом асимметрии без изменения аттитюдов (Не хочешь - не верь, - решит Вася. Ну и пусть думает,что ДМ существует, - решит папа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.006 с.)