Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.



Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Объект и предмет теории коммуникации.

Объектом теории коммуникации служит сама социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте.

Предметом теории коммуникации будут выступать психологические, социальные (в широком понимании), семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате общения (обмена информацией/смыслами) между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств.

В более детальном плане к предметной области теории коммуникации относятся следующие содержательные сегменты, ставящие своей задачей поиск ответов на следующие вопросы.

Общая теория сообщений.

• Как создается то, что мы пишем, говорим другим?

• Как перемещаются сообщения?

• Какие духовные проблемы включены в человеческое взаимодействие?

• Какие культурные механизмы включаются в процесс коммуникации?

Теория интерпретации и рождения значений.

• Как образуются значения?

• Как люди понимают сообщения?

• Как возникают значения во взаимодействии?

Интеракционная динамика межличностных взаимодействий.

• Отношения и взаимозависимость коммуникаторов.

• Объединение и создание дискурса и значений.

• Производство и восприятие сообщений.

Институциональная и социально-коммуникативная динамика социальных взаимодействий.

• Распределение власти и ресурсов в обществе и проблемы коммуникации.

• Производство и воспроизводство социального порядка.

• Коммуникативные формы и способы производства культуры.

• Интеракция между сегментами общества.

Соотношение философии и теории коммуникации (по А. В. Соколову)

Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям «идеальное», «материальное», «сознание», «смысл», «знак».

Две классические философские дисциплины, помимо современных философских теорий и концепций, непосредственно занимаются социально-коммуникационными процессами: логика и герменевтика.

Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, в ее предмет входит построение доказательств и опровержений, обнаружение лжи и заблуждений, ведение диалога и спора.

Герменевтика — это учение о понимании (толковании) текстов, о постижении глубинных смыслов записей, например поэм Гомера, Священного Писания и т. п.

Социально-коммуникационные отношения, равно как и само содержание транслируемой в ходе коммуникационного акта информации, должны быть проанализированы и интерпретированы с точки зрения логичности, понимаемости, доходчивости, однозначности, непротиворечивости и т. п., поэтому логика и герменевтика вписываются в проблематику социальной коммуникации.

Кроме того, именно в рамках философского измерения теории коммуникации ищутся ответы на вопросы о соотношении материального, идеального, объективного и субъективного в самой коммуникации и ее компонентах, об истинности и ложности, этичности или неэтичности коммуникативных отношений и т. п.

Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.

Вопрос №7. Понятие и типология коммуникативного действия

Коммуникативное действие – это действие социального субъекта, связанное с выполнением функции источника/ получателя сообщения в коммуникационном взаимодействии.

Субъект коммуникации = коммуникативный актор

ТИПОЛОГИЯ:

КД источника

· Интенциональное вербальное (намеренная передача сообщения в вербальной форме) – смс с просьбой купить хлеба

· Интенциональное невербальное (намеренная передача сообщения в невербальной форме) – тише! Идет экзамен!

· Неинтенциональное вербальное (передача вербального сообщения без намерения совершить данный акт) – случайно матернулся. Назвал во сне имя возлюбленной, а жена возьми да и услышь

· Неинтенциональное невербальное (передача невербального сообщения без намерения) – закрытая поза в разговоре

 

2) КД получателя:

· Неосознанное невербальное (неосознанное восприятие невербального сообщения)

· Неосознанное вербальное

· Сознательное невербальное

· Сознательное вербальное

 

Важно не путать понятие коммуникативного действия с понятием коммуникативного акта!

Коммуникативный акт – это элементарная единица коммуникации. Однократное завершенное коммуникативное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.

В характеристику коммуникативного акта включают как КДИ, так и КДП, при этом категория вербальности/невербальности, очевидно, используется один раз для обоих. Пример: неинтенциональный вербальный осознанный КА.

 

Базовые критерии

1) Соотношение типов источника и получателя в коммуникативном взаимодействии

4 основных типа соц. субъектов:

1. Индивид/ личность – отдельный человек, вступающий в ком-ию.

2. Социальная группа (некоторое социальное образование, обладающее общим социальным признаком, объединяющим группу, идентичностью – осознанием своей принадлежности к данной группе, признанием данной группы таковой со стороны других групп)

3. Социальная организация (формальная группа, которую отличают: фиксированное членство, иерархия и внутренняя структура, нормы и правила, санкции за нарушение этих правил, формализованные правила входа и выхода)

4. Общность массового типа – неоднородная гетерогенная разобщенная совокупность индивидов, которых объединяют ситуативные параметры, место, время, переживаемые эмоции, общий объект внимания

Реципиент-> Источник индивид Соц. группа институт масса
индивид Межличностная (интерперсональная) и внутриличностная (субъектно-вырожденная) Личность - группа (капитан говорит с командой) Организационная (покупатель пришел в магазин с просьбой вернуть товар) Массовая (видеоблогеры, ЖЖ)
Соц. группа Группа-личность(групповое давление на новенького, поздравление одногруппника с днем рождения всей группой) Межгрупповая (врачи-пациенты, москвичи-питерцы, мальчишки во дворе разбились на группы и спорят, в какую игру лучше играть) Организационная (Группа студентов договаривается с учебным отделом перенести зачет на пораньше) Массовая (вегетарианцы на улицах, борцы за права животных, уличные музыканты)
институт Организационная (высылка на почту информационного письма, общение с организацией по поводу доставки пиццы) Организационная (партия обращается к студентам) Организационная (кросс промоушн, переговоры, деловая переписка) Массовая (объявление о скидках в магазине, обращение власти к народу, президентская новогодняя речь)
масса Массовая (харизматический лидер перед массой, человек на сцене) Массовая Толпа избивает евреев (погром в Кракове 1945) Массовая (манифестация) Массовая (война, фанаты ФК после матча, столкнулись две русские свадьбы=)

 

 

2. Критерий типа сообщения

А) по критерию психологической направленности

* когнитивно ориентированная

* аффективно ориентированная

* конативно ориентированная

Б) по критерию информационной наполненности

* информационно наполненная

* информационно-пустая

* ритуальная/фатическая

В) Критерий характера сообщения

- вербальная

- невербальная

 

3. Критерий количества каналов

- одноканальная

- многоканальная

 

4. Критерий типа каналов

- непосредственная

- опосредованная (естественная или искусственно-опосредованная)

 

5. Критерий типа эффекта

- эффективная

- неэффективная

 

6. Критерий характера эффекта

- конструктивная (способствует социальной интеграции, снятию напряженности)

- деструктивная (наоборот)

 

Дополнительные критерии

7. Предметный критерий (политическая, эконом, культ)

 

8. Критерий сферы осуществления:

- деловая

- бытовая

 

9. Критерий наличия обратной связи

- односторонняя

- двусторонняя

 

10. Критерий соответствия статусов источника и получателя:

- симметричная (равноправная)

- асимметричная

 

Базовые критерии

1. Соотношение типов источника и получателя в коммуникативном взаимодействии

2. Критерий типа сообщения

А) по критерию психологической направленности

* когнитивно ориентированная

* аффективно ориентированная

* конативно ориентированная

Б) по критерию информационной наполненности

* информационно наполненная

* информационно-пустая

* ритуальная/фатическая

В) Критерий характера сообщения

- вербальная

- невербальная

 

11. Критерий количества каналов

- одноканальная

- многоканальная

 

12. Критерий типа каналов

- непосредственная

- опосредованная (естественная или искусственно-опосредованная)

 

13. Критерий типа эффекта

- эффективная

- неэффективная

 

14. Критерий характера эффекта

- конструктивная (способствует социальной интеграции, снятию напряженности)

- деструктивная (наоборот)

 

Дополнительные критерии

15. Предметный критерий (политическая, эконом, культ)

 

16. Критерий сферы осуществления:

- деловая

- бытовая

 

17. Критерий наличия обратной связи

- односторонняя

- двусторонняя

 

18. Критерий соответствия статусов источника и получателя:

- симметричная (равноправная)

- асимметричная

 

 

Шумы получателя

избирательное внимание;

Гипотеза селективной экспозиции (selective exposure): люди избегают информации, противоречащей их собственным ценностям, убеждениям, аттитюдам и т. п., — то есть избегают диссонанса и, напротив, ищут резонансную информацию

Когнитивный диссонанс - состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления

Это понятие, как фильтр, порождающий семантические шумы было впервые обосновано социальным психологом Л. Фестингером.

Наличие диссонанса приводит человека к стремлению от него избавиться, чем сильнее диссонанс, тем сильнее мотив избавиться от него.

Согласно концепции Фестингера, диссонанс может быть устранен изменением любого из противоречащих друг другу элементов:

- изменение внутреннего когнитивного элемента (чувств, поведения);

- изменение среды, ситуации.

Вильбур Шрамм: внимание к какому-либо сообщению определяется размером ожидаемого вознаграждения (положительные эмоции), ожидаемого наказания (отрицательные эмоции) и объемом требуемых усилий

избирательное восприятие

Детерминировано культурными факторами - способ, посредством которого мы воспринимаем или понимаем окружающие нас объекты, включая коммуникационные сообщения, зависит от предыдущего опыта, ценностей и групповой принадлежности

избирательное запоминание

Подкрепляет существующие аттитюды и поведенческие модели

Еще одним вариантом семантического шума является фундаментальная ошибка атрибуции, обусловленная психологическими особенностями субъекта. Каждый раз при положительном исходе взаимодействия человек приписывает основные заслуги в этом своим личным качествам, отодвигая на второй план факторы ситуации среды, других людей. В случае негативного исхода взаимодействия в качестве объясняющего фактора выдвигается среда, ситуация, другие люди и на второй план уходят факторы личных качеств

Пристрастие к «игре в свою пользу». Людям свойственно оценивать других людей с точки зрения пользы, которую они могут принести, с опорой на оценку собственных качеств. В этом плане человек в качестве критерия для сравнения выбирает те качества, которые, он считает, у него развиты лучше, чем в среднем по популяции.

Типология кодов.

1.Критерий характера парадигм

Аналоговые

Работают с непрерывными парадигмами. Не разделяют кодируемые сообщения на отдельные, дискретные элементы.

Разделительные

Разделительные коды опираются на дискретные парадигмы.

Отделяют одно значение в парадигме от другого.

(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код)

 

Сложные и простые коды

Подход Тоффлера

Книга «Третья волна» - Тоффлер предлагает схему эволюции форм общественного устройства, выделяя в истории цивилизации три «волны»: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 1950-хгодов) и пост- или супериндустриальную (начиная со второй половины ХХ века).

В качестве информационного общества Тоффлер рассматривает общество третьей волны, где основным видом собственности становится информация, в то время как ранее им являлись земля (аграрная волна) и средства производства (индустриальная).

Переход к информационной собственности представляет собой революционный взрыв, поскольку это первая собственность, которая нематериальна, неосязаема и потенциально бесконечна.

Социально-классовую основу информационного общества, по О. Тоффлеру, составит «когнитариат», представляющий собой социальную группу, активно использующую знания, а не физический труд.

Развитие компьютерной техники и средств коммуникации приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейся интеллектуализацией труда — к появлению так называемых «электронных коттеджей», которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника.

 

 

Концепция Кастельса

Трехтомник «Информационная эпоха: экономика, общество, культура»

Кастельс проводит принципиальное различие между определениями «информационное общество» (information society) и «информациональное общество» (informational society). Дефиниция «информационное общество», главным образом, указывает на роль информации в данном обществе.

Введенное определение «информациональное» указывает на «атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти».

Информациональная экономика

1980-е – глобализация и интеграция рынков и капиталов, инвестирование в информацию

В 90-е годы - окончательная переориентация информациональной экономики на технологическую парадигму.

Глобальная экономика — это экономика, способная функционировать как единая система в пространстве всей планеты и в режиме реального времени. Новая информационная и коммуникативная инфраструктура, позволившая создать виртуальные фондовые площадки.

Управление огромными капиталами ведется непрерывно, глобальные финансовые рынки работают в реальном времени, а коммуникативные технологии обеспечивают до­ступ к финансовой информации, позволяя оперировать средствами, заключать сделки в электронном режиме — и все это на сколь угодно большом расстоянии.

- Труд – глобальный ресурс. Организации имеют возможность выбирать свое месторасположение в любой точке мира, в зависимости от наличия требуемых ресурсов, предоставляемых льгот для производства, налоговых выгод и т. д. Предприятия могут привлечь высококвалифицированных работников из любой страны, если заинтересуют их оплатой и хорошими условиями труда. Сами работники также имеют возможность по собственной инициативе войти на любой рынок и предложить свои услуги.

Наступление информационного общества сделало возможным технологический прорыв для человечества, качество жизни населения значительно повысилось. Однако вместе с тем информационное общество сформировало и новые угрозы для будущего человечества. Для решения накопившихся проблем требуется аккумуляция сил всего научного сообщества.

 

Социокультурные барьеры.

Их основа - социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.

Варианты барьеров:

- Феномен «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер.

- Культурные барьеры. Несовпадение культур, культурных кодов наций, классов, социальных, профессиональных, религиозных групп.

Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры.

Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов.

 

Логосическая

Бог:

- носитель слова

- установитель имен

- Слово – орудие Бога при сотворении мира

- божественное слово становится достоянием человека

2) Спор и природном или условном характере слов:

- Теория фюсей (естественное происхождение) - Гераклит

- Теория тесей (конвенциональность языка) – Демокрит, Аристотель

3) Философская школа стоиков:

v Язык:

-Естественная человеческая способность

-Средство выражения мыслей и чувств

v Имена возникли от природы, но не от рождения, как считали сторонники фюсеи

v Первые слова были звукоподражательными

Теории Нового времени

Теория междометий

идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключ в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы и произошли все иные слова. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Но в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией. Кроме того, эта теории предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.

Теория «трудовых выкриков»

возникла в 19 в в трудах материалистов(К.Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но они - только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, а являются только внешним, техническим средством при работе.

Недостаток: в таких выкриках отсутствует коммуникативная, номинативная и экспрессивная функции языка

 

Трудовая теория Энгельса

Причина появления языка – трудовая деятельность

Основные положения марксистской теории сводятся к следующему:

1) труд ведет к образованию человеческого общества, самого человека и образованию человеческого языка. Энгельс подчеркивает при этом значение прямой походки, освобождения руки, появление потребности говорить, вытекающей из потребности общения, значение во всем этом мясной пищи и огня.

2) язык возникает в трудовом коллективе в процессе трудовой деятельности, без которой невозможно существование общества

3) язык возник из потребности общения людей (коммуникационная функция языка), а не из желания выразить свои чувства и эмоции (экспрессивная функция).

4) язык появляется одновременно с общественным сознанием и мышлением и развивается вместе с ними. Первичным языком, по мнению Энгельса, был язык звуковой, а не жестовый или телодвижений, как утверждал Марр.

 

Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 4441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.116 с.)