Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. Объект и предмет теории коммуникации. Объектом теории коммуникации служит сама социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте. Предметом теории коммуникации будут выступать психологические, социальные (в широком понимании), семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате общения (обмена информацией/смыслами) между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств. В более детальном плане к предметной области теории коммуникации относятся следующие содержательные сегменты, ставящие своей задачей поиск ответов на следующие вопросы. Общая теория сообщений. • Как создается то, что мы пишем, говорим другим? • Как перемещаются сообщения? • Какие духовные проблемы включены в человеческое взаимодействие? • Какие культурные механизмы включаются в процесс коммуникации? Теория интерпретации и рождения значений. • Как образуются значения? • Как люди понимают сообщения? • Как возникают значения во взаимодействии? Интеракционная динамика межличностных взаимодействий. • Отношения и взаимозависимость коммуникаторов. • Объединение и создание дискурса и значений. • Производство и восприятие сообщений. Институциональная и социально-коммуникативная динамика социальных взаимодействий. • Распределение власти и ресурсов в обществе и проблемы коммуникации. • Производство и воспроизводство социального порядка. • Коммуникативные формы и способы производства культуры. • Интеракция между сегментами общества. Соотношение философии и теории коммуникации (по А. В. Соколову) Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям «идеальное», «материальное», «сознание», «смысл», «знак». Две классические философские дисциплины, помимо современных философских теорий и концепций, непосредственно занимаются социально-коммуникационными процессами: логика и герменевтика.
Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, в ее предмет входит построение доказательств и опровержений, обнаружение лжи и заблуждений, ведение диалога и спора. Герменевтика — это учение о понимании (толковании) текстов, о постижении глубинных смыслов записей, например поэм Гомера, Священного Писания и т. п. Социально-коммуникационные отношения, равно как и само содержание транслируемой в ходе коммуникационного акта информации, должны быть проанализированы и интерпретированы с точки зрения логичности, понимаемости, доходчивости, однозначности, непротиворечивости и т. п., поэтому логика и герменевтика вписываются в проблематику социальной коммуникации. Кроме того, именно в рамках философского измерения теории коммуникации ищутся ответы на вопросы о соотношении материального, идеального, объективного и субъективного в самой коммуникации и ее компонентах, об истинности и ложности, этичности или неэтичности коммуникативных отношений и т. п. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций. Вопрос №7. Понятие и типология коммуникативного действия Коммуникативное действие – это действие социального субъекта, связанное с выполнением функции источника/ получателя сообщения в коммуникационном взаимодействии. Субъект коммуникации = коммуникативный актор ТИПОЛОГИЯ: КД источника · Интенциональное вербальное (намеренная передача сообщения в вербальной форме) – смс с просьбой купить хлеба · Интенциональное невербальное (намеренная передача сообщения в невербальной форме) – тише! Идет экзамен! · Неинтенциональное вербальное (передача вербального сообщения без намерения совершить данный акт) – случайно матернулся. Назвал во сне имя возлюбленной, а жена возьми да и услышь · Неинтенциональное невербальное (передача невербального сообщения без намерения) – закрытая поза в разговоре
2) КД получателя: · Неосознанное невербальное (неосознанное восприятие невербального сообщения)
· Неосознанное вербальное · Сознательное невербальное · Сознательное вербальное
Важно не путать понятие коммуникативного действия с понятием коммуникативного акта! Коммуникативный акт – это элементарная единица коммуникации. Однократное завершенное коммуникативное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения. В характеристику коммуникативного акта включают как КДИ, так и КДП, при этом категория вербальности/невербальности, очевидно, используется один раз для обоих. Пример: неинтенциональный вербальный осознанный КА.
Базовые критерии 1) Соотношение типов источника и получателя в коммуникативном взаимодействии 4 основных типа соц. субъектов: 1. Индивид/ личность – отдельный человек, вступающий в ком-ию. 2. Социальная группа (некоторое социальное образование, обладающее общим социальным признаком, объединяющим группу, идентичностью – осознанием своей принадлежности к данной группе, признанием данной группы таковой со стороны других групп) 3. Социальная организация (формальная группа, которую отличают: фиксированное членство, иерархия и внутренняя структура, нормы и правила, санкции за нарушение этих правил, формализованные правила входа и выхода) 4. Общность массового типа – неоднородная гетерогенная разобщенная совокупность индивидов, которых объединяют ситуативные параметры, место, время, переживаемые эмоции, общий объект внимания
2. Критерий типа сообщения А) по критерию психологической направленности * когнитивно ориентированная * аффективно ориентированная * конативно ориентированная Б) по критерию информационной наполненности * информационно наполненная * информационно-пустая * ритуальная/фатическая В) Критерий характера сообщения
- вербальная - невербальная
3. Критерий количества каналов - одноканальная - многоканальная
4. Критерий типа каналов - непосредственная - опосредованная (естественная или искусственно-опосредованная)
5. Критерий типа эффекта - эффективная - неэффективная
6. Критерий характера эффекта - конструктивная (способствует социальной интеграции, снятию напряженности) - деструктивная (наоборот)
Дополнительные критерии 7. Предметный критерий (политическая, эконом, культ)
8. Критерий сферы осуществления: - деловая - бытовая
9. Критерий наличия обратной связи - односторонняя - двусторонняя
10. Критерий соответствия статусов источника и получателя: - симметричная (равноправная) - асимметричная
Базовые критерии 1. Соотношение типов источника и получателя в коммуникативном взаимодействии 2. Критерий типа сообщения А) по критерию психологической направленности * когнитивно ориентированная * аффективно ориентированная * конативно ориентированная Б) по критерию информационной наполненности * информационно наполненная * информационно-пустая * ритуальная/фатическая В) Критерий характера сообщения - вербальная - невербальная
11. Критерий количества каналов - одноканальная - многоканальная
12. Критерий типа каналов - непосредственная - опосредованная (естественная или искусственно-опосредованная)
13. Критерий типа эффекта - эффективная - неэффективная
14. Критерий характера эффекта - конструктивная (способствует социальной интеграции, снятию напряженности) - деструктивная (наоборот)
Дополнительные критерии 15. Предметный критерий (политическая, эконом, культ)
16. Критерий сферы осуществления: - деловая - бытовая
17. Критерий наличия обратной связи - односторонняя - двусторонняя
18. Критерий соответствия статусов источника и получателя: - симметричная (равноправная) - асимметричная
Шумы получателя • избирательное внимание; Гипотеза селективной экспозиции (selective exposure): люди избегают информации, противоречащей их собственным ценностям, убеждениям, аттитюдам и т. п., — то есть избегают диссонанса и, напротив, ищут резонансную информацию Когнитивный диссонанс - состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления
Это понятие, как фильтр, порождающий семантические шумы было впервые обосновано социальным психологом Л. Фестингером. Наличие диссонанса приводит человека к стремлению от него избавиться, чем сильнее диссонанс, тем сильнее мотив избавиться от него. Согласно концепции Фестингера, диссонанс может быть устранен изменением любого из противоречащих друг другу элементов: - изменение внутреннего когнитивного элемента (чувств, поведения); - изменение среды, ситуации. Вильбур Шрамм: внимание к какому-либо сообщению определяется размером ожидаемого вознаграждения (положительные эмоции), ожидаемого наказания (отрицательные эмоции) и объемом требуемых усилий • избирательное восприятие Детерминировано культурными факторами - способ, посредством которого мы воспринимаем или понимаем окружающие нас объекты, включая коммуникационные сообщения, зависит от предыдущего опыта, ценностей и групповой принадлежности • избирательное запоминание Подкрепляет существующие аттитюды и поведенческие модели Еще одним вариантом семантического шума является фундаментальная ошибка атрибуции, обусловленная психологическими особенностями субъекта. Каждый раз при положительном исходе взаимодействия человек приписывает основные заслуги в этом своим личным качествам, отодвигая на второй план факторы ситуации среды, других людей. В случае негативного исхода взаимодействия в качестве объясняющего фактора выдвигается среда, ситуация, другие люди и на второй план уходят факторы личных качеств Пристрастие к «игре в свою пользу». Людям свойственно оценивать других людей с точки зрения пользы, которую они могут принести, с опорой на оценку собственных качеств. В этом плане человек в качестве критерия для сравнения выбирает те качества, которые, он считает, у него развиты лучше, чем в среднем по популяции. Типология кодов. 1.Критерий характера парадигм Аналоговые Работают с непрерывными парадигмами. Не разделяют кодируемые сообщения на отдельные, дискретные элементы. Разделительные Разделительные коды опираются на дискретные парадигмы. Отделяют одно значение в парадигме от другого. (напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код)
Сложные и простые коды Подход Тоффлера Книга «Третья волна» - Тоффлер предлагает схему эволюции форм общественного устройства, выделяя в истории цивилизации три «волны»: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 1950-хгодов) и пост- или супериндустриальную (начиная со второй половины ХХ века). В качестве информационного общества Тоффлер рассматривает общество третьей волны, где основным видом собственности становится информация, в то время как ранее им являлись земля (аграрная волна) и средства производства (индустриальная). Переход к информационной собственности представляет собой революционный взрыв, поскольку это первая собственность, которая нематериальна, неосязаема и потенциально бесконечна.
Социально-классовую основу информационного общества, по О. Тоффлеру, составит «когнитариат», представляющий собой социальную группу, активно использующую знания, а не физический труд. Развитие компьютерной техники и средств коммуникации приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейся интеллектуализацией труда — к появлению так называемых «электронных коттеджей», которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника.
Концепция Кастельса Трехтомник «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» Кастельс проводит принципиальное различие между определениями «информационное общество» (information society) и «информациональное общество» (informational society). Дефиниция «информационное общество», главным образом, указывает на роль информации в данном обществе. Введенное определение «информациональное» указывает на «атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти». Информациональная экономика 1980-е – глобализация и интеграция рынков и капиталов, инвестирование в информацию В 90-е годы - окончательная переориентация информациональной экономики на технологическую парадигму. Глобальная экономика — это экономика, способная функционировать как единая система в пространстве всей планеты и в режиме реального времени. Новая информационная и коммуникативная инфраструктура, позволившая создать виртуальные фондовые площадки. Управление огромными капиталами ведется непрерывно, глобальные финансовые рынки работают в реальном времени, а коммуникативные технологии обеспечивают доступ к финансовой информации, позволяя оперировать средствами, заключать сделки в электронном режиме — и все это на сколь угодно большом расстоянии. - Труд – глобальный ресурс. Организации имеют возможность выбирать свое месторасположение в любой точке мира, в зависимости от наличия требуемых ресурсов, предоставляемых льгот для производства, налоговых выгод и т. д. Предприятия могут привлечь высококвалифицированных работников из любой страны, если заинтересуют их оплатой и хорошими условиями труда. Сами работники также имеют возможность по собственной инициативе войти на любой рынок и предложить свои услуги. Наступление информационного общества сделало возможным технологический прорыв для человечества, качество жизни населения значительно повысилось. Однако вместе с тем информационное общество сформировало и новые угрозы для будущего человечества. Для решения накопившихся проблем требуется аккумуляция сил всего научного сообщества.
Социокультурные барьеры. Их основа - социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно. Варианты барьеров: - Феномен «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. - Культурные барьеры. Несовпадение культур, культурных кодов наций, классов, социальных, профессиональных, религиозных групп. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов.
Логосическая Бог: - носитель слова - установитель имен - Слово – орудие Бога при сотворении мира - божественное слово становится достоянием человека 2) Спор и природном или условном характере слов: - Теория фюсей (естественное происхождение) - Гераклит - Теория тесей (конвенциональность языка) – Демокрит, Аристотель 3) Философская школа стоиков: v Язык: -Естественная человеческая способность -Средство выражения мыслей и чувств v Имена возникли от природы, но не от рождения, как считали сторонники фюсеи v Первые слова были звукоподражательными Теории Нового времени Теория междометий идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключ в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы и произошли все иные слова. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Но в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией. Кроме того, эта теории предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции. Теория «трудовых выкриков» возникла в 19 в в трудах материалистов(К.Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но они - только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, а являются только внешним, техническим средством при работе. Недостаток: в таких выкриках отсутствует коммуникативная, номинативная и экспрессивная функции языка
Трудовая теория Энгельса Причина появления языка – трудовая деятельность Основные положения марксистской теории сводятся к следующему: 1) труд ведет к образованию человеческого общества, самого человека и образованию человеческого языка. Энгельс подчеркивает при этом значение прямой походки, освобождения руки, появление потребности говорить, вытекающей из потребности общения, значение во всем этом мясной пищи и огня. 2) язык возникает в трудовом коллективе в процессе трудовой деятельности, без которой невозможно существование общества 3) язык возник из потребности общения людей (коммуникационная функция языка), а не из желания выразить свои чувства и эмоции (экспрессивная функция). 4) язык появляется одновременно с общественным сознанием и мышлением и развивается вместе с ними. Первичным языком, по мнению Энгельса, был язык звуковой, а не жестовый или телодвижений, как утверждал Марр.
Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 4441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.116 с.) |