Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера



Считается простейшей информационной моделью. Авторы – математик и инженер.

Шеннон и Уивер определяют три уровня проблем в исследовании коммуникации:

уровень А (технические проблемы) — насколько точно можно передать коммуникативные знаки?

уровень B (семантические проблемы) — насколько точно передаваемые знаки выражают желаемое значение?

уровень C (проблемы эффективности) — насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на поведение получателя в желаемом источником направлении?

Технические проблемы уровня А на момент создания модели требовали первоочередного решения, и именно для их анализа она и была изначально создана.

Разобрать пример? Коммуникация Деда Мороза и ребенка через письмо

Важное отличие этой модели от модели Лассвелла: функциональное разделение в процессе КМЦии коммуникатора и передатчика, приемника и рецепиента. Авторы вводят важное для понимания коммуникационных проблем понятие кодирования/декодирования.

Кодирование в широком понимании — это процесс преобразования идеального смысла сообщения, с определенными целями возникшего в сознании коммуникатора, в форму, необходимую и достаточную для того, чтобы это сообщение смогло достигнуть реципиента по заданному каналу и было интерпретировано (декодировано) реципиентом в виде, адекватном исходному смыслу. Соответственно, декодирование в широком понимании — это процесс восстановления смысла сообщения из полученного сигнала, выявления исходного замысла отправителя.

В прикладном, техническом смысле кодирование — это преобразование с помощью некоторых средств сообщения в созданный на основании определенного кода (то есть закодированный) сигнал, адекватный избранному каналу коммуникации, а декодирование — обратное преобразование полученного сигнала к виду, приспособленному для восприятия и понимания реципиентом.

Для кодирования/декодирования применяются системы кодов — устоявшихся соответствий между значениями и обозначениями, общих для членов одной культуры или субкультуры. Чтобы коммуникация состоялась, ее коды у источника и получателя должны хотя бы в какой-то мере совпадать.

Код -набор однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме.

Один из важнейших элементов модели – шум.

Шум – это источник изменения соотношения отправляемого и получаемого сигнала; любой фактор, который делает неравным отправляемое и получаемое количество информации.

Авторы выделили две группы шумов: механические и семантические.

Механические шумы (N 2 ) возникают за счет технических параметров канала, то есть среды, по которой движется сигнал. Они часто обусловлены несовершенством канала. К числу таких шумов относятся, например, треск и шипение в радиоприемнике, мелькание и помехи в телевизоре, шумы в телефоне. В модели Шеннона — Уивера механические шумы обозначаются также как шум канала.

Семантические шумы (N 1, N 3 ) порождаются содержательными или семантическими ошибками, искажениями сообщенияпри его кодировании/декодировании. Семантические шумы возникают за счет культурных факторов, неправильного использованияязыка, фильтров восприятия, связанных с социальной спецификойкодовых систем, применяемых для передачи смыслов источникоми получателем сообщения. Это наиболее опасная группа факторов, снижающих эффективность взаимодействия.

Выделяются две группы семантических шумов — шум источника и шум получателя. Примером семантического шума источника может быть ненамеренное искажение смысла производимой им информации за счет неправильного употребления языка либо иных символов. Шум получателя искажает сообщение в процессе декодирования полученного сигнала. Основные причины возникновения этого шума — субъективные интерпретации языковых или иных символов.

Согласно Шеннону и Уиверу, безупречно четкая коммуникация имеет место, когда объем информации, переданной источником, равен соответствующему объему, полученному адресатом. Однако это идеальная, невозможная в реальности ситуация.

Избыточность сообщения: чем выше вероятность коммуникативных шумов/шанс потери инфы, тем более информационно избыточным должно быть сообщение.

Недостатки и достоинства модели.

+ первыми отделили источник от передатчика и приемник от получателя

+ универсальная типология коммуникативных шумов

- модель не предусматривает обратной связи

- исключительно количественная модель

- линейная последовательная модель, что КМЦия часто имеет нелинейный параллельный характер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.006 с.)