Глава 13. Методики рейтингового анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Методики рейтингового анализа



 

13.1. Сущность и этапы рейтинговой оценки финансового состояния организаций.

13.2.Методика сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния организаций.

 

 

13.1. Сущность и этапы рейтинговой оценки финансового состояния организаций.

Рейтинговая оценка – это место предприятия в классификации, полученной в ходе осуществления рейтинговой процедуры. При выполнении экономического анализа часто встает вопрос о сравнимости результатов деятельности различных хозяйствующих единиц. Этот вопрос может иметь два аспекта.

Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий (или разных подразделений одного предприятия) на основе некоторых объективных показателей, выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Такое сравнение можно назвать внешним.

Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона могут выступать, например, бюджетное или плановое задание, которое предприятие должно было выполнить в течение анализируемого периода, результаты базового периода или предполагаемые показатели некоего аналогичного «идеального» предприятия.

Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) используются разного рода рейтинги, решение второй связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической эффективности хозяйствующего субъекта, и ее можно назвать внутренним рейтингованием.

Важнейшую роль в ряду источников информации о хозяйственной деятельности предприятий играет бухгалтерская отчетность. При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности предприятиями дает возможность установить его место среди конкурентов, т.е. определить его значимость (ранг) среди хозяйствующих единиц. Существует множество способов определения таких рангов.

Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших статей отчетности, так и на основе относительных величин финансовых коэффициентов. К наиболее распространенным относятся рейтинги, которые ранжируют предприятия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. В качестве абсолютных показателей обычно используются:

* объем продаж (выручка);

* величина активов (итог баланса);

* чистая прибыль;

* уровень затрат.

На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов, публикуемых западными информационными агентствами, а также наиболее известные из российских рейтингов, например, «200 крупнейших предприятий России». К достоинствам рейтингов, построенных на основе абсолютных показателей, следует отнести простоту расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа). Однако, для целей микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, практически не имеют смысла, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных или удельных показателях. Именно их рекомендуют использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В качестве таких показателей могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, представляющие для аналитика наиболее важную информацию о деятельности предприятия. Проранжировать несколько предприятий по какому-либо одному признаку достаточно просто: очевидно, что чем выше прибыльность – тем лучше, чем больше продолжительность периода оборачивае6мости определенного вида активов – тем хуже. Однако при рассмотрении нескольких показателей возникают трудности. Например, какое предприятие из двух следует признать лучшим, если у одного выше показатели прибыльности, а у другого оборачиваемости? При использовании для ранжирования нескольких показателей следует применять специальные математические методы. Среди них известны: таксометрический, суммы мест, «эталонного предприятия», «удачливого конкурента», ранжирования альтернатив, «расстояний» и др.

Методика ранжирования хозяйствующих субъектов по совокупности показателей их финансово-хозяйственной деятельности состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Выбор показателей, по которым будет осуществляться ранжирование. По данным бухгалтерской отчетности можно сформировать множество финансовых коэффициентов, характеризующих отдельные стороны деятельности предприятия. При всем разнообразии показателей их можно разделить на несколько групп: показатели оценки имущественного положения, ликвидности, деловой активности, рентабельности, финансовой устойчивости. Кроме того, можно сформировать ряд производственных показателей, которые не могут быть вычислены по официальным формам бухгалтерской отчетности, но которые можно рассчитать по данным управленческого учета. Рекомендуется в состав показателей, формирующих ранговый набор, включать не более одного показателя из каждой группы. Подбор коэффициентов следует тщательно обосновать.

Этап 2. Подбор хозяйствующих единиц для ранжирования. Если цель анализа заключается в определении места предприятия среди своих конкурентов в выбранной отрасли, для ранжирования выбираются родственные предприятия именно этой отрасли. Если анализ предусматривает позиционирование предприятия среди сравниваемых с ним по масштабам деятельности, например, в регионе (а такие исследования весьма актуальны и проводятся довольно часто для предприятий малого бизнеса), тогда подбор хозяйствующих единиц для сравнения следует проводить исходя из выбранных формальных характеристик, например, величины оборота и местоположения. При этом следует помнить, что чем больше объем выборки, тем более трудоемкой будет процедура рейтингования. Не стоит добиваться тотального охвата предприятий исследованием.

Этап 3. Выбор коэффициентов, по которым производится сравнение предприятий, следует дополнить определением важности (веса) каждого из выбранных показателей для каждого предприятия и выборки в целом. Так, например, обычно признается, что для комплексной оценки деятельности предприятий торговли показатели деловой активности (в первую очередь оборачиваемости запасов) играют первостепенную роль, тогда как для предприятий сферы услуг важнее рентабельность. Поэтому обычно всем коэффициентам, входящим в рейтинговый набор, присваивают некоторые веса. Как правило, они выбираются в долях единицы, поэтому сумма значений всех весов должна составлять 1 или 100%.

Этап 4. Непосредственное проведение процедуры рейтингования одним из известных методов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.005 с.)