Какие из нижеприведенных высказываний можно считать мировоззренческими и почему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие из нижеприведенных высказываний можно считать мировоззренческими и почему.



—птицы летают по воздуху;

—захватнические войны несправедливы;

—день сменяется ночью, на смену ночи приходит день;

—мир создан Богом;

—рыбы живут в воде;

—жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

 

3. Выстройте правильную логическую цепочку из слов, в которых отражен процесс становления мировоззрения личности: ценность, понимание, поступок, оценка, осознание, значимость.

4. Проведите анализ таких понятий, как «либеральное мировоззрение», «монархическое мировоззрение», «христианское мировоззрение», «коммунистическое мировоззрение», «научное мировоззрение». Есть ли между ними что-то общее?

5. Как соотносятся между собой такие группы понятий, как:

а) мироотношение, жизнепонимание, мироощущение;

б) самопознание, саморегуляция, самооценка?

6. Правильной ли является постановка вопроса о национальном мировоззрении? Из чего, в таком случае, оно может складываться?


Содержание

Предисловие........................................................ 3

Глава 1. Предмет и методы культурологии............... 5

1.1.Структура и состав современного культурологического знания 5

1.2. Общая классификация подходов

в культурологии............................................................... 9

Глава 2. Культура как явление общества............. 15

2.1. Сущность культуры............................................................ 15

2.2. Структура культуры........................................................... 20

2.3. Функции культуры................................................................ 24

Глава 3. Проблемы типологии культур.

Культура и цивилизация................................................. 28

3.1. Проблемы типологии культур........................................... 28

3.2. Понятие «цивилизация»........................................................ 37

3.3. Взаимоотношение понятий «культура»

и «цивилизация».............................................................. 40

Глава 4. Язык и символы культуры.......................... 49

4.1. Сущность языка культур.................................................... 49

4.2. Культура как мир символов и значений.............................. 53

Глава 5. Сущность динамики культуры................... 64

5.1. Историческая динамика культуры.................................... 64

5.2. Культурные процессы........................................................ 66

5.3. Культурная изменчивость..................................................... 68

Глава 6. Культурология и история культуры....... 77

6.1. Проблемы истории культуры............................................ 77

6.2. Линейно-прогрессистский подход

в трактовке истории культуры....................................... 83

Глава 7. Культурная картина мира........................ 94

7.1.Преемственность как фактор развития 94

7.2.Культура во времени и пространстве 99

7.3.Взаимопроникновение и взиамообогащение

культур 108

Глава 8. Культура и личность. 114

8.1.Личность как субъект культуры 114

8.2.Сущность и содержание культуры

Личности 118

8.3.Культура поведения,

Труда и общения личности 121

Глава 9. Ценностные аспекты мировоззрения

Личности 129

9.1.Аксиологический подход к

Сущности мировоззрения 129

9.2.Ценностные ориентации 141


[1] Шеллинг В. Система трансцендентального идеализма // Соч.: в 2 т. Т. 1. — М., 1987. — С. 447.

 

[2] Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т. 42. — С. 122.

 

[3] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. — С.18.

[4] Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. — С. 19.

 

[5] Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164

[6] Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990. — С. 11. Там же. С. 13.

 

[7] Шпенглер О. Закат Европы. - М.; Пг., 1923. - С. 20.

 

[8] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 53).

 

[9] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 51.

[10] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 435-437.

 

[11] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 436.

[12] Там же.

 

[13] Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994. — С. 136.

 

[14] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 397.

[14] Мечников И. Цивилизации и великие исторические реки. — М., 1995. — С. 355.

 

 

[15]

[16] Яковец Ю. В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. — М., 1994. — С. 18.

 

[17] Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 1995. — С. 37.

[18] Лавров П.Л. Исторические письма / под ред. Л.И.Новиковой. — М., 1993.- С. 58.

 

[19] Бромлей Ю. В. Цивилизация в системе общественных структур: Цивилизация. Вып. 2 / под ред. М. А. Барга. — М., 1993. — С. 235.

 

[20] Рерих Н. К. Культура и цивилизация. — М., 1994. — С. 108-109.

 

[21] Флоренский П. Небесные знамения / Иконостас: Избранные труды по искусству. — М., 1993. — С. 312.

 

 

[22] Гете И. Максимы и рефлексии. — СПб., 1898. — С. 24.

 

[23] Лотман Ю. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. — С. 8-9.

 

[24] Левит С. Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология XX век: антология. — М.,1995. — С. 654-655.

 

[25] Иконникова С. Н. История культурологи. Идеи и судьбы. — СПб., 1996. — С. 11.

 

[26] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. — СПб., 1996. — С. 9.

 

[27] Гуревич А.Я.. Избранные труды. Т. 2 — М. — СПб., 1999. — С. 20.

[28] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1978. — С. 441-442.

 

[29] Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — направление в философии XIX — XX вв., считающее единственным источником истинного знания эмпирическую науку и отрицающее ценность таких видов познания, как философское, Религиозное и т. п.

[30] Географический детерминизм — направление в науке, в рамках которого влияние географической среды на общество, его культуру и социальное устройство считается определяющим

[31] Европоцентризм — установка общественной мысли на признании культурного доминирования Европы в истории мировой культуры и цивилизации. При таком подходе европейская культура рассматривается как эталон, высшая ступень в лестнице культур.

 

[32] Трубецкой Н. С. Европа и человечество. — София, 1921. — С. 65-69.

 

[33] Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1995. — С. 13.

 

[34] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. — С. 75.

[35] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 310.

[36] Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е г. XX в. Эта наука исследует общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: Физических, химических, биологических, технических, социальных и т. д. В сферу изучения попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Каган М. С, Введение в историю мировой культуры. — СПб., 2003. — С. 278.

 

[37] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. — СПб., 2003. — С. 281.

[38] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 382.

 

[39] 1Гуревич А. И. Избранные труды. Т. 2. — М. — СПб., 1999. — С. 18.

[40] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 8.

 

[41] Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1918. — С. 97.

[42] Там же.

 

[43] Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 201.

 

[44] Бердяев Н. А. Сочинения. — М., 1956. — С. 93.

[45] Там же. С. 94.

 

[46] Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 238.

 

[47] Артановспий С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — Л., 1967. — С. 113.

 

[48] Зиммель Г. Социальная дифференциация. — М., 1909. — С. 87.

 

[49] Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. — М., 1995. — С. 275.

 

[50] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 218.

[51] Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии // Антология русской философии. — М., 1992. Т. 1. — С. 88-90.

[52] Федотов Г. Святые Древней Руси. — М-, 1992. — С. 365.

[53] Ницше Ф. Воля к власти. — М., 1995. — С. 135, 136.

[54] Лермонтов М. Ю. Маскарад // Избранное. — М., 1982. — С. 187.

[55] Ницше Ф. Воля к власти. — М., 1995. — С. 293.

[56] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С. 78.

[57] Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984. — С. 271.

[58] Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. — СПб., 1994. — С. 281, 287.

[59] Рубинштейн М. М. Жизнепонимание— центральная задача философии // Философия и мировоззрение. — М., 1990. — С. 68.

[60] Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. — С. 17.

 

[61] Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. — М., 1974. — С. 19.

 

[62] Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. — Львов, 1986. — С. 74.

[63] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. — СПб., 1912. № 1. — С. 133.

[64] Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. — СПб., 1994. — С. 289.

 

[65] Рубинштейн М. М. Жизнепонимание — центральная задача философии // Философия и мировоззрение. — М., 1990. — С. 70.

[66] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957. — С. 262.

[67] Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря // Судьба России. — М., 1990. — С. 228.

[68] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. — СПб., 1912. Ш 1. — С. 133.

[69] Симонов К. М. Солдатами не рождаются. — М., 1989. — С. 13.

 

[70] Сагатовский В. Я. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. — СПб.,
1994. — С. 21.

 

[71] Шестов Л. О втором измерении мышления (Борьба и умозрение) // соч.: в 2 т. Т. 1. — М., 1993. — С. 612.

 

[72] Там же. С. 613.

 

[73] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — М. — С. 134.

[74] Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. — М., 1994. — С 414.

 

[75] Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 162.

 

[76] Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — С. 249.

 

[77] Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 324.

[78] Ильин И. А. Основы христианской культуры // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — М., 1993. — С. 300.

 

[79] Ильин И. А. Путь духовного обновления // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — С. 40.

 

[80] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С, 79.

 

[81] Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — С. 277.

 

[82] Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — СПб., 1908.

 

[83] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С. 79.

[84] Шелер М. Философское мировоззрение // изб. произв. — М., 1994. — С. 3.

 

[85] Ильин И. А. Путь духовного обновления // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — М-, 1993. - С. 92-93.

[86] Достоевский Ф. М. Искания и размышления. — М., 1993. — С. 369.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.032 с.)