Происхождение белорусского этноса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение белорусского этноса.



Идеологически освещая данную тему, следует всячески избегать двух крайностей: ни принижать, ни чрезмерно возвышать свой этнос нельзя. В первом случае можно вообще утерять свои исторические, культурные, языковые корни. Во втором – «соскользнуть» на дорогу национализма, расизма. Следовательно, надо придерживаться историзма, объективности, т.е. научности в объяснении нашего происхождения и развития.

Становление Человека на Земле начинается около 2 млн. лет назад в Африке. Около миллиона лет прошло с заселения Средиземноморья, Кавказа и юга Украины. На территорию Беларуси пришел уже не доисторический человек, а «Homo sapiens» - человек разумный около 40 тыс. лет назад. Суровый климат наших территорий, порожденный ледниковой эпохой /16-8 тыс. лет до н.э./, отпугивал кочующих первобытных людей от этого региона. Открыты две древнейшие стоянки человека на белорусской территории. Возле деревни Юровичи, недалеко от Мозыря, на реке Припять и на реке Сож, у деревни Бердыж, возле Чечерска. Проживало на них примерно 50 человек около 23тыс. лет назад.

По мере того, как ледник таял и отступал /8-5 тыс. лет до н.э./ и заселялась уже более массово территория Беларуси пришельцами из разных мест и направлений. В долинах наиболее крупных рек закреплялось постоянное население, о чем свидетельствуют обнаруженные 120 стоянок людей того периода, с общей численностью до 6 тыс. человек. Кочующий, не связанный ведением постоянного хозяйства, человек заселял наиболее пригодные для собирательства, охоты и рыболовства территории явочным порядком.

Советский академик В.Ю. Бромлей так объяснял формирование разных этносов. Небольшая группа людей /семья, род/, проживая на ограниченной территории, формирует основу этноса: язык, культуру, тип хозяйствования и образ жизни. Увеличение её численности заставляет искать и осваивать новые территории для проживания, так как скудеют ресурсы природы, а земледелие и скотоводство еще не появились. Подчиняясь обстоятельствам, часть этого этноса уходила в поисках новых богатых ресурсами земель, придерживаясь рек, побережий озер и морей, обеспечивавших разнообразие растительного и животного мира, благоприятную среду обитания и для человека. Реки играли роль компаса, дорог и обеспечивали первопроходцам решение их задач. Если им на этом пути встречались коренные жители, то они могли быть покорены, подчинены. Однако, взаимный опыт, языки, культура, смешиваясь и взаимодействуя друг с другом, взаимообогащались и совершенствовались. Так формировались родственные, но отличающиеся друг от друга, особенно с течением времени, этносы. В обратном случае, когда аборигены подчиняли пришельцев, культурный и жизненный потенциал последних тоже не исчезал бесследно, а интегрировался, хотя бы частично, в общую культуру нового этнического образования. Если же новые для пришельцев земли не были заняты, то и в этом случае обогащался их язык, появлялись новые трудовые навыки, традиции и т.д. Прежняя культура адаптировалась к новым условиям и неизбежно изменялась сама.

Концепция В.Ю. Бромлея очень важна и для понимания процесса формирования белорусского этноса, особенно его индоевропейского периода. Он связан с первым великим переселением народов, которое произошло в 3-2 тысячелетиях до н.э. Из-за резкого увеличения численности населения Земли на Европу от Рейна до Волги хлынула волна переселенцев индоевропейской языковой группы. По вопросу их происхождения не было единства. Концепция европейской локализации утверждала, что прародиной индоевропейцев является Северная Германия и Южная Скандинавия. Она активно поддерживалась в фашистской Германии. Но наука однозначно утверждала, что Европа заселялась мигрантами с юга на север, а не наоборот. Да и скотоводство с земледелием на севере Европы закрепились позже, чем, например, на Балканах.

Не проясняла ситуацию и балканская концепция их происхождения. Ведь и на эту территорию индоевропейцы пришли извне.

Существовала и концепция, согласно которой индоевропейцы мигрировали с южных степей Восточной Европы и обширных районов Сибири. Не устояла и эта теория в основном потому, что изначальная прародина этносов, как утверждает наука, не может быть столь обширной.

Победила и закрепилась более глубоко обоснованная концепция переднеазиатской прародиной индоевропейцев. С 70-х годов XX в. эта концепция господствует. Согласно ей, индоевропейцы распространялись на запад, север и восток Европы с территории нынешнего Ирана, Ирака и Афганистана. Разные науки /археология, топонимика, этнография/ доказывают, что индоевропейцы – выходцы из горного юга. Они знали о горных ледниках, пустынях, львах, слонах и т.д. В результате их прихода на огромной территории, охватывающей бассейны таких рек, как Висла, Нёман, Днепр, Западная Двина сформировался новый этнос – балты. В нем местное население ассимилировалось индоевропейцами, принесшими с собой навыки скотоводства и земледелия. Появились и совершенствовались железные орудия труда. Население на нашей территории увеличилось до 50-75 тысяч человек. Сменился и тип поселения: это были уже укрепленные городища, которых насчитывалось до тысячи.

С приходом славян /IV-Vвв. н.э./ наступил современны этнический этап истории Беларуси. С VIII в. н.э. славяне массово закрепляются на правобережье Днепра, по Березине, в Подвинье, по Неману. Балтское население частично уничтожалось, часть его вытеснена в Прибалтику, где содействовала формированию этносов латышей и эстонцев, а остальные ассимилировались славянами вплоть до XIII в. и позже. В результате исторического взаимодействия славян и балтов возникли новые этнические сообщества: кривичи, радимичи, дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги обитали кривичи. В Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи, между Сожем и Ипутью – радимичи.

Во втором тысячелетии нашей эры племенная организация нашего этноса сменяется политической. Возникновение городов и княжеств унифицировало их жизнь на политической, государственной основе. Возникают условия для зарождения более крупной общности белорусов – нации.

Параллельно с описываемыми этно-демографическими процессами происходили и иные, имевшие влияние на формирование белорусского этноса. История выделяет и второе великое переселение народов. Датируется оно IV-VII веками н.э., но начало ему положено еще до нашей эры перемещением скифов и сарматов с территории современных Средней Азии и Казахстана от Алтая до Дуная. Кроме того, одно из восточногерманских племен, готы, с побережья Балтийского моря /на территории современной Польши/ двигалось через наши земли плоть до юга Украины, распространив свое влияние от Балтики до Черного моря. Славяне в своем расселении от Эльбы до Восточно-Европейской равнины, начиная с VI в. оказали непосредственное влияние на становление нашего этноса.

В результате этих интенсивных массовых переселений народов в Среднем Поднепровье в рамках Киевской Руси появилась древнерусская народность с общим названием – Русь. Но в дальнейшем /с начала XIIв./ она разделилась на три родственные народы: русский, украинский и белорусский. Каждый из них творил и переживал собственную историю, сохраняя и преумножая общность связей при утверждении этнической и политической самостоятельности.

На территории нынешней Беларуси после распада Киевской Руси четко проявились две диалектно-этнографические зоны: полешуки и древние белорусцы, ставшие прямыми предками современных белорусов. С конца XVв. закрепилось в нынешних пределах Беларуси господство самостоятельного комплекса этнической культуры со своим языком под названием «Белая Русь». Жители территории стали называться «белорусы».

Территорию Древней Руси делили на «Белую Русь», «Черную Русь», «Красную Русь» исходя из традиции цветами обозначать стороны света: белый – это запад, голубой – восток, черный – север, красный – юг. Так что белорусы – это западная часть славянства. Кроме того, белый цвет означал и чистоту, независимость и свободу от выплаты дани.

Становление белорусского этноса идеологически объясняется не столь однозначно. Еще в XIX в. появилась польская и великорусская концепция, согласно которой польская сторона /Л.Галембовский, А.Рыпинский/, на том основании, что у белорусов якобы нет своего самостоятельного славянского языка, считали белорусский язык частью, диалектом польского, соответственно, составной частью польского этноса. С российской стороны /А.Соболевский, И.Сразневский/ - наоборот, на том же основании считали Беларусь частью великорусской этнической территории, а белорусский язык диалектом русского.

Оба подхода вообще отказывали белорусскому народу в праве на самостоятельное национальное, тем более – государственное существование. Но история все расставила по своим местам. Сейчас белорусская нация, белорусское государство – реальные и юридически равные с другими нациями и государствами субъекты международных отношений, признанные мировым сообществом. Правда, процесс становления белорусской нации затянулся вплоть до XX века по целому ряду объективных причин. Ведь нация – это исторически сложившаяся общность людей, имеющих общий язык, общую теорию, общность экономической и культурной жизни. Нации в мире формировались на базе промышленного производства с победой буржуазных отношений над феодальными. В Беларуси то и другое пришло довольно поздно, как и в Российскую империю в целом, в которой Беларусь существовала как периферийный аграрный северо-западный край. Сюда промышленные и буржуазно-демократические преобразования приходили позже, чем в политические и экономические центры России, да еще и в урезанном виде.

Частые войны, передел территории с последующей её полонизацией и русификацией препятствовали становлению территориальной стабильности и целостности Беларуси. Это мешало и закреплению в народе национального белорусского языка, национального самосознания. Экономика аграрного края с сельским населением и господством в городах российского и еврейского капитала, тоже не способствовала консолидации белорусского народа в нацию с единой культурой. Препятствовало этому процессу и разделение населения по религиозному признаку на православное и католическое. Ситуация была преодолена через социалистическую революцию и индустриализацию уже в XX в.

Белорусскую нацию характеризуют такие общепризнанные устойчивые характеристики, как толерантность, т.е. терпимое отношение к иному (к религии, культуре, иному мнению, к другим народом, нациям, расам). По другому и быть не могло в условиях многопланового и активного взаимодействия с другими этносами и государствами. Нам присуща и такая черта, как трудолюбие. Формируясь, в основном, как крестьянская нация, добывающая средства к существованию упорным трудом в зоне рискованного земледелия и далеко не на лучших почвах, белорусы могли выжить, сохраниться и развиться только через упорный и систематический труд. А в условиях промышленного развития, при весьма ограниченных природных ресурсах, существовать и прогрессировать можно лишь умножая трудолюбие на профессионализм и высокую квалификацию труда. Для нашей нации характерны и такие черты, как героизм при защите Отечества, законопослушание, уважение прав человека и стремление к социальной справедливости. Совокупность этих качеств и составляет положительный имидж /образ/ белорусов и государства Беларусь в мировом сообществе.

Анализируя историю становления и нынешнее состояние белорусского этноса, современная наука доказывает, что белорусы – типичная европейская нация. Так, А. Микулич, антрополог, генетик, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии глубоко научно обосновал это положение. Его аргументы таковы. Через Беларусь проходит Балтийско-Черноморский водораздел. Здесь же проходит и антропологический раздел северного европеоидного населения и южного. На рубеже новой и прежней эры здесь взаимодействовали племена скифов, германские, балтские и финно-угорские. А в середине первого тысячелетия н.э. сюда пришли и славяне. Возникает вопрос: какой крови в наших жилах течет больше – скифской, балтской, славянской?

А. Микулич, как антрополог, изучал сельское население Беларуси, где еще сохраняется основа генофонда, в отличие от городского населения, где миграция межэтническая и даже межрасовая намного весомее. Белорусский политолог Ю. Шевцов также утверждает, что у нас «миграции, как правило, не были связаны с массовым переселением иноэтического населения в сельскую местность. Мигранты оседали преимущественно в городах при почти полном отсутствии сельских территорий, которые были бы полностью колонизированы иноэтическими мигрантами».

Исследование А. Микулича показало, что примесь южноевропеидная проявляется у полешуков, а североевропеидная /фино-угорская/ - у северо-восточных белорусов. А вцелом на карте мира сложившийся белорусский тип занимает свою, отведенную ему природой и историей нишу. На географической карте Беларуси генетические составляющие крови нашего коренного населения плавно изменяются с юго-запада на северо-восток /как и изменения во флоре и фауне, в типе леса/. Как и во всей Европе, у нашего населения меняется и цвет волос: от темного у полешуков, до светлого у жителей Подвинья. На генетическом уровне подтверждается также, что у белорусов 5-6 типов лица, 6 явно выраженных этнографических регионов: Восточное Полесье, Западное Полесье, Понемонье, Центральная Беларусь, Поднепровье и Подвинье. Они сформировались уже к началу XVII столетия. А общий белорусский генотип, со своими локальными особенностями, сформировался уже 3 тыс. лет назад, когда здесь жили балты. С тех пор наши предки похожи на нас с вами.

Этнографические регионы Беларуси, по данным А. Микулича, совпадают с картой белорусских диалектов, составленной еще в 1903 году русским этнографом Е. Карским и с новейшей электронной картой, составленной на основе этногеномики (отличий этносов на уровне ДНК). Эти же карты указывают и на то, что границы белорусского этноса шире границ государства Беларусь: они захватывают Прибалтику, часть Польши и России.

Полесье – особый регион нашей страны. Природные условия способствовали сохранности здесь самых глубинных особенностей нашего генофонда. На Полесье А. Микулич обнаружил генотипы так называемой палеоевропеидной расы: они были когда-то у предков всех европеидов, а сейчас сохранились лишь в Испании у басков и на севере Европы у лопарей. В целом же белорусы такие, как и все европейцы и потому, отмечает А Микулич, что мы с ними как бы «одной крови». Первая и вторая группа крови у белорусов преобладают /по 35-37%/. Третья группа – у 17-20% населения. Мало (5%, а на востоке страны - до 9%) крови IV группы. На карте групп крови субконтинента Евразии четко видна тенденция: чем дальше на восток – тем больше населения с III и IV группами крови. У монголоидов вообще преобладает III группа. И наоборот, - чем дальше на запад этой огромной территории, - тем более на ней населения с I и II группами крови.

Таким образом, белорусский этнос – это самостоятельный, давно сформировавшийся и устойчивый этнос, занявший свое место в антропологической, этнокультурной и политической жизни Европы. Даже самые кровопролитные войны, прокатившиеся на нашей территории, уничтожавшие до ¾ белорусского населения (Ливонская война 1557-1582 гг., война 1648-1667гг., Северная война 1700-1721 годов, вторжение Наполеона, Первая мировая 1914-1918., Гражданская война на руинах Российской империи и Вторая мировая) не смогли уничтожить белорусский народ. Он сохранился, самоутвердился и стал на путь прогресса и процветания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.01 с.)