Место и роль органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации идеологии белорусского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации идеологии белорусского государства.



В Республике Беларусь, как и в других современных странах, централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением.

Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области. Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих территориальных едини ц.

В Республике Беларусь установлены территориальные уровни местных Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому уровню – городские (города областного подчинения) и районные Советы. Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 года вместо упраздненных районных в городах Советов депутатов и их органов образованы местные администрации, входящие в Президентскую вертикаль. К областному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус и обладает правами базового и областного уровня. Советы являются юридическими лицами. Все уровни объединены в единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. Формирование эффективной системы местного самоуправления представляет собой одну из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь.

В соответствии со статьей 118 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой народом и действующей в его интересах.

Особая роль местных Советов депутатов как государственных органов в формировании и реализации идеологии белорусского государства состоит в том, что власть приближена к населению, и местные органы власти в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на определенной территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому местные Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

6 октября 2006 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов». В соответствии с ним выборы в местные Советы депутатов проводятся в один тур, избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Самое главное отличие местных выборов – отсутствие порога явки избирателей. Введение данного положения значительно упростило процедуру выборов депутатов местных Советов депутатов и позволяет сформировать в один тур выборов работоспособный орган местного самоуправления, что в свою очередь влечет сокращение бюджетных средств, выделяемых на избирательную кампанию.

Выборы депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать шестого созыва. (25.04.2010) прошли по новым правилам избирательного законодательства и были основаны на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти.

4 января 2010 г. был принят новый Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которогов нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно. Компетенция органов местного управления и самоуправления дополнена рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплен принцип «одно окно», упрощены административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами. С принятием нового Закона Беларусью сделан определенный шаг по сближению с аналогичным законодательством европейских государств.

Организационные формы деятельности Советов весьма разнообразны. Они осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии, другие органы Советов. Значительное место в деятельности депутатского корпуса занимают вопросы работы в избирательных округах.

Органы местного самоуправления обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др. Местные Советы утверждают программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы. В их компетенцию входит распоряжение и контроль использования земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов. Местные Советы депутатов осуществляют управление находящимися в их ведении учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими учреждениями и организациями. Важным приоритетным направлением в работе Советов депутатов и органов местного управления является развитие и возрождение села. Активно благоустраиваются населенные пункты, улучшается их санитарное состояние, наводится порядок на земле. Организуются субботники, конкурсы и соревнования по массовому участию населения в этой работе.

Местные Советы проводят работу по руководству деятельностью органов территориального общественного самоуправления (ОТОС), направленных на максимально широкое привлечение граждан к управлению, оперативное решение властными органами проблем населения.

Особая роль в решении проблем и улучшении жизни граждан принадлежит конструктивным взаимоотношениям органов исполнительной власти и местных Советов депутатов. Совместная работа Советов депутатов с органами исполнительной власти позволяет создать позитивные условия для своевременного решения хозяйственных и социальных проблем регионов. Представительная власть, изучая настроения людей и прогнозируя ситуацию на подведомственной территории, помогает исполнительной власти инициировать управленческие решения, которые снимают многие проблемы, упреждают негативные явления.

Немаловажную идеологическую роль в работе местных Советов, как один из базовых демократических принципов, играет гласность. На территориях Советов устанавливаются стенды «Совет информирует», на которых помещаются решения Совета, исполнительного комитета, а также другая официальная информация. В целях более полного освещения работы местных Советов налажено взаимодействие депутатов со СМИ: разработаны графики выступлений депутатов в региональных газетах, ведутся постоянные рубрики.

Значительное место в деятельности депутатского корпуса занимают вопросы работы в избирательных округах. Огромное идеологическое значение имеет реализация положений Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Согласно статье 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Значимость обращений, содержащейся в них информации для органов государственной власти трудно переоценить. Они отражают реальные политические и социально-экономические процессы, способствуют повышению эффективности в работе органов государственной власти и государственного аппарата, восстановлению нарушенных прав, являются важным средством борьбы с бюрократизмом и коррупцией, укрепляют законность. Борьба с бюрократией в Беларуси остается одним из приоритетов государственной политики. В 2010 году в республике был проведен мониторинг работы органов местной власти с населением. Он показал, что глобальных и серьезных проблем, которые негативно характеризовали бы ситуацию в стране, нет. Те вопросы, с которыми люди обращаются, свидетельствуют о доверии к власти.

Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений. Например, каждый Совет самостоятельно утверждает местный бюджет, программы экономического и социального развития территории исходя из интересов населения, необходимости охраны окружающей среды, историко-культурного наследия с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства.

Если решения местных Советов не соответствуют законодательству, эти решения отменяются вышестоящими представительными органами. Местный Совет депутатов распускается Советом Республики в случае систематического или грубого нарушения законодательства.

Если решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов ограничивают или нарушают права, свободы и законные интересы граждан (а также в иных, предусмотренных законодательством случаях), то эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

С идеологической точки зрения важность органов местного управления и самоуправления трудно переоценить. Они не только демонстрируют сплоченность белорусского народа, его готовность преодолеть любые трудности, правильность белорусского пути развития, но и прозрачность, демократичность белорусской политической системы. От местных органов власти и самоуправления во многом зависит успех реализации планов развития республики. Их деятельность определяет ту эффективность, с которой экономические достижения трансформируются в развитие государства и благосостояние его граждан. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач.

Характеризуя роль Советов в жизни нашего общества, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сказал: «Следует обратить пристальное внимание на систему местного самоуправления. Я все больше убеждаюсь в том, что мы правильно сделали, повсеместно сохранив Советы депутатов… Сегодня мы делаем ставку на них в решении вопросов жизнеобеспечения на местном уровне».

Таким образом, в Республике Беларусь созданы наиболее значимые составляющие правового государства.Принцип разделения властей не только закреплен в Основном Законе, но и реализуется на практике.

В настоящее время меняется статус государственной власти в стране, власть становится партнером гражданина. Народовластие тесным образом связывается с идеей приоритета прав и свобод человека, гарантия реализации которых является высшей ценностью и целью общества и государства. Такой подход требует усовершенствования механизма работы государственного аппарата. Поэтому на протяжении ряда лет руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются меры, позволяющие оперативно и качественно принимать решения и максимально учитывать законные интересы граждан. Ведь сегодня человек – основная ценность в стране. В ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию (апрель 2009 г.) Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Власть в нашей стране обладает огромным и самым значимым ресурсом – кредитом доверия людей. И отдавать его каждый год мы должны все с большими процентами. Все это время власть была вместе с людьми, жила их интересами и заботами, старалась эффективно решать возникающие проблемы. Эта формула взаимоотношений, своего рода социально-политический контракт, остается неизменной! И спрос с государственных органов за ее соблюдение будет только возрастать».

 

Литература:

1. Батура, Р. Местное самоуправление: пути развития. Беларуская думка, №7, 2009. С 3.

2. Божанов, В. А. Органы политической власти Республики Беларусь. Мн., РИВШ, 1999.

3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник /Г.А. Василевич. – Мн: Книжный Дом, 2005.

4. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Мн.: Амалфея, 2006.

5. Конституционный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawbelarus.Дата доступа: 30.11.2010.

6. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь /В.А. Кодавбович, В.А. Круглов – Мн.: Амалфея, 2007.

7. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «Независимая Беларусь – наш достойный и общий дом» // СБ Беларусь сегодня. 25 апреля 2007г.

8. Лукашенко, А. Г. Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию. //СБ Беларусь сегодня. 11 ноября 2010 года.

9. Лукашенко, А.Г.Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании «Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь» // СБ Беларусь сегодня. 7 декабря 2010 г.

10. Мельник, В.А. основы идеологии белорусского государства: пособие /В.А. Мельник. - Минск: Выш. шк., 2009.

11. Мельников, А. П. Местное самоуправление. Мн., 2000.

12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г № 108-З [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by. Дата доступа: 08.12.2010.

13. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов. /Под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск, редакционно-издательский центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь. 2004.

14. Парламентаризм в Беларуси: монография / В.А. Божанов [ и др.] /Ин-т парламентаризма и предпринимательства, каф. политологии и гуманитар. дисциплин; под. ред. В.А. Божанова, А.В. Горелика. – Минск: Иппокрена, 2010.

15. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: практикум. /Я.С. Яскевич, Д.В. Белявцева. – Минск: БГЭУ, 2006.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные черты института Президентства в Республике Беларусь?

2. Определите структуру, порядок формирования и срок полномочий Парламента Беларуси.

3. Как Правительство Республики Беларусь взаимодействует с Президентом, Парламентом и местными органами власти?

4. Каковы особенности судебной власти в Республике Беларусь?

5. Почему формирование эффективной системы местного самоуправления представляет собой одну из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь?

Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.026 с.)