Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации идеологии белорусского государства.
В Республике Беларусь, как и в других современных странах, централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением. Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области. Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих территориальных едини ц. В Республике Беларусь установлены территориальные уровни местных Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому уровню – городские (города областного подчинения) и районные Советы. Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 года вместо упраздненных районных в городах Советов депутатов и их органов образованы местные администрации, входящие в Президентскую вертикаль. К областному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус и обладает правами базового и областного уровня. Советы являются юридическими лицами. Все уровни объединены в единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. Формирование эффективной системы местного самоуправления представляет собой одну из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь. В соответствии со статьей 118 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой народом и действующей в его интересах.
Особая роль местных Советов депутатов как государственных органов в формировании и реализации идеологии белорусского государства состоит в том, что власть приближена к населению, и местные органы власти в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на определенной территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому местные Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. 6 октября 2006 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов». В соответствии с ним выборы в местные Советы депутатов проводятся в один тур, избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Самое главное отличие местных выборов – отсутствие порога явки избирателей. Введение данного положения значительно упростило процедуру выборов депутатов местных Советов депутатов и позволяет сформировать в один тур выборов работоспособный орган местного самоуправления, что в свою очередь влечет сокращение бюджетных средств, выделяемых на избирательную кампанию. Выборы депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать шестого созыва. (25.04.2010) прошли по новым правилам избирательного законодательства и были основаны на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти. 4 января 2010 г. был принят новый Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которогов нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно. Компетенция органов местного управления и самоуправления дополнена рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплен принцип «одно окно», упрощены административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами. С принятием нового Закона Беларусью сделан определенный шаг по сближению с аналогичным законодательством европейских государств.
Организационные формы деятельности Советов весьма разнообразны. Они осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии, другие органы Советов. Значительное место в деятельности депутатского корпуса занимают вопросы работы в избирательных округах. Органы местного самоуправления обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др. Местные Советы утверждают программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы. В их компетенцию входит распоряжение и контроль использования земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов. Местные Советы депутатов осуществляют управление находящимися в их ведении учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими учреждениями и организациями. Важным приоритетным направлением в работе Советов депутатов и органов местного управления является развитие и возрождение села. Активно благоустраиваются населенные пункты, улучшается их санитарное состояние, наводится порядок на земле. Организуются субботники, конкурсы и соревнования по массовому участию населения в этой работе. Местные Советы проводят работу по руководству деятельностью органов территориального общественного самоуправления (ОТОС), направленных на максимально широкое привлечение граждан к управлению, оперативное решение властными органами проблем населения. Особая роль в решении проблем и улучшении жизни граждан принадлежит конструктивным взаимоотношениям органов исполнительной власти и местных Советов депутатов. Совместная работа Советов депутатов с органами исполнительной власти позволяет создать позитивные условия для своевременного решения хозяйственных и социальных проблем регионов. Представительная власть, изучая настроения людей и прогнозируя ситуацию на подведомственной территории, помогает исполнительной власти инициировать управленческие решения, которые снимают многие проблемы, упреждают негативные явления. Немаловажную идеологическую роль в работе местных Советов, как один из базовых демократических принципов, играет гласность. На территориях Советов устанавливаются стенды «Совет информирует», на которых помещаются решения Совета, исполнительного комитета, а также другая официальная информация. В целях более полного освещения работы местных Советов налажено взаимодействие депутатов со СМИ: разработаны графики выступлений депутатов в региональных газетах, ведутся постоянные рубрики. Значительное место в деятельности депутатского корпуса занимают вопросы работы в избирательных округах. Огромное идеологическое значение имеет реализация положений Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Согласно статье 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Значимость обращений, содержащейся в них информации для органов государственной власти трудно переоценить. Они отражают реальные политические и социально-экономические процессы, способствуют повышению эффективности в работе органов государственной власти и государственного аппарата, восстановлению нарушенных прав, являются важным средством борьбы с бюрократизмом и коррупцией, укрепляют законность. Борьба с бюрократией в Беларуси остается одним из приоритетов государственной политики. В 2010 году в республике был проведен мониторинг работы органов местной власти с населением. Он показал, что глобальных и серьезных проблем, которые негативно характеризовали бы ситуацию в стране, нет. Те вопросы, с которыми люди обращаются, свидетельствуют о доверии к власти.
Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений. Например, каждый Совет самостоятельно утверждает местный бюджет, программы экономического и социального развития территории исходя из интересов населения, необходимости охраны окружающей среды, историко-культурного наследия с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства. Если решения местных Советов не соответствуют законодательству, эти решения отменяются вышестоящими представительными органами. Местный Совет депутатов распускается Советом Республики в случае систематического или грубого нарушения законодательства. Если решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов ограничивают или нарушают права, свободы и законные интересы граждан (а также в иных, предусмотренных законодательством случаях), то эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке. С идеологической точки зрения важность органов местного управления и самоуправления трудно переоценить. Они не только демонстрируют сплоченность белорусского народа, его готовность преодолеть любые трудности, правильность белорусского пути развития, но и прозрачность, демократичность белорусской политической системы. От местных органов власти и самоуправления во многом зависит успех реализации планов развития республики. Их деятельность определяет ту эффективность, с которой экономические достижения трансформируются в развитие государства и благосостояние его граждан. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач.
Характеризуя роль Советов в жизни нашего общества, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сказал: «Следует обратить пристальное внимание на систему местного самоуправления. Я все больше убеждаюсь в том, что мы правильно сделали, повсеместно сохранив Советы депутатов… Сегодня мы делаем ставку на них в решении вопросов жизнеобеспечения на местном уровне». Таким образом, в Республике Беларусь созданы наиболее значимые составляющие правового государства.Принцип разделения властей не только закреплен в Основном Законе, но и реализуется на практике. В настоящее время меняется статус государственной власти в стране, власть становится партнером гражданина. Народовластие тесным образом связывается с идеей приоритета прав и свобод человека, гарантия реализации которых является высшей ценностью и целью общества и государства. Такой подход требует усовершенствования механизма работы государственного аппарата. Поэтому на протяжении ряда лет руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются меры, позволяющие оперативно и качественно принимать решения и максимально учитывать законные интересы граждан. Ведь сегодня человек – основная ценность в стране. В ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию (апрель 2009 г.) Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Власть в нашей стране обладает огромным и самым значимым ресурсом – кредитом доверия людей. И отдавать его каждый год мы должны все с большими процентами. Все это время власть была вместе с людьми, жила их интересами и заботами, старалась эффективно решать возникающие проблемы. Эта формула взаимоотношений, своего рода социально-политический контракт, остается неизменной! И спрос с государственных органов за ее соблюдение будет только возрастать».
Литература: 1. Батура, Р. Местное самоуправление: пути развития. Беларуская думка, №7, 2009. С 3. 2. Божанов, В. А. Органы политической власти Республики Беларусь. Мн., РИВШ, 1999. 3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник /Г.А. Василевич. – Мн: Книжный Дом, 2005. 4. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Мн.: Амалфея, 2006. 5. Конституционный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawbelarus.Дата доступа: 30.11.2010. 6. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь /В.А. Кодавбович, В.А. Круглов – Мн.: Амалфея, 2007. 7. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «Независимая Беларусь – наш достойный и общий дом» // СБ Беларусь сегодня. 25 апреля 2007г.
8. Лукашенко, А. Г. Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию. //СБ Беларусь сегодня. 11 ноября 2010 года. 9. Лукашенко, А.Г.Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании «Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь» // СБ Беларусь сегодня. 7 декабря 2010 г. 10. Мельник, В.А. основы идеологии белорусского государства: пособие /В.А. Мельник. - Минск: Выш. шк., 2009. 11. Мельников, А. П. Местное самоуправление. Мн., 2000. 12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г № 108-З [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by. Дата доступа: 08.12.2010. 13. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов. /Под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск, редакционно-издательский центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь. 2004. 14. Парламентаризм в Беларуси: монография / В.А. Божанов [ и др.] /Ин-т парламентаризма и предпринимательства, каф. политологии и гуманитар. дисциплин; под. ред. В.А. Божанова, А.В. Горелика. – Минск: Иппокрена, 2010. 15. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: практикум. /Я.С. Яскевич, Д.В. Белявцева. – Минск: БГЭУ, 2006.
Вопросы для самопроверки: 1. Каковы основные черты института Президентства в Республике Беларусь? 2. Определите структуру, порядок формирования и срок полномочий Парламента Беларуси. 3. Как Правительство Республики Беларусь взаимодействует с Президентом, Парламентом и местными органами власти? 4. Каковы особенности судебной власти в Республике Беларусь? 5. Почему формирование эффективной системы местного самоуправления представляет собой одну из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь? Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.026 с.) |