Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность социальной политики, ее исторические формы и направления.
Человек со всеми своими многочисленными потребностями и интересами стоит в центре общественных отношений. Его личные интересы и потребности неотделимы от возможностей общества. Только через общество каждый из нас может быть обеспечен питанием и жильем, работой и необходимыми товарами и услугами, образованием, медицинским обслуживанием. Человек также является носителем этнических, классовых, религиозных интересов и потребностей. Эти интересы и потребности направлены на то, чтобы изменить или сохранить его место и роль в обществе. Социальная политика государства или правящей партии и призвана удовлетворять потребности и реализовывать интересы как индивидов, так и социальных, классовых, этнических и иных групп людей в рамках закона и морали. С глубокой древности ученые разных школ признавали, что задача государства – забота о своих гражданах. Платон утверждал, что всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого-либо иного, а тех, кто ей подвластен, а Аристотель указывал, что государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо, что государство – это союз в целях оказания помощи. Мыслители Нового времени, среди них Т.Гоббс, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др. также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью, которой оно должно руководствоваться при проведении как внутренней, так и внешней политики. Внутренняя политика представляет собой совокупность основных направлений деятельности государства и его институтов, а также партий, общественных организаций и движений, направленных на сохранение и преобразование сложившихся в стране общественных отношений. И сейчас в общественном сознании внутренняя, особенно социальная политика, всегда связывается с социальной справедливостью, как мерой равенства и неравенства в жизненном положении людей, классов и социальных групп. В ней очень большую роль играет морально-правовой аспект. С этой стороны социальная справедливость выглядит как понятие о должном, которое обусловлено исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Она содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов, а также социальных групп и их положением в обществе, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Политическая практика показала, что в современных условиях наиболее полно это требование реализуется в рамках социального государства.
Вполне правомерным можно считать утверждение, что «любое государство социально». Ведь оно создается и развивается людьми и для людей с целью организовать жизнь большого сообщества по единым нормам законов, на большой территории в рамках стабильных границ для реализации объективных устойчивых интересов сложившегося социума. Поэтому цели государства и средства их достижения всегда социально значимы и касаются положения всех социальных слоев и классов, влияют на судьбу каждого человека, определяя его права, обязанности и возможности в обществе. Так реализуется внутренняя политика государства (экономическая, социальная, этнокультурная и т.п.). В ней всегда ставка делается на те социальные силы, которые обеспечивают сохранность государства, его стабильность, укрепление и развитие. И выглядела она в разные эпохи по-разному, предпочитая опираться на экономически господствующий класс. В рабовладельческом обществе опорой государства были именно рабовладельцы. Они обладали необходимым для государства потенциалом: собственностью, рабочей силой, авторитетом, что обеспечивало им достойное свободного гражданина существование. Рабу же подневольный труд обеспечивал лишь минимум материальных благ для поддержки его физического выживания. Плоды его труда принадлежали хозяину, и сам он не считался человеком и гражданином. Крепостной, оставаясь собственностью хозяина, уже имел материальную заинтересованность в результатах своего труда: выплатив постоянный оброк, мог распоряжаться оставшимся продуктом самостоятельно, даже выкупить «вольную» и работать на своей земле для себя. Но государство в своей политике и в это время опиралась на господствующий класс феодалов. Содружество власти и экономической мощи обеспечивало силу государству для выживания в окружении конкурентов за господство и лидерство. Подобное положение тогда считалось нормальным и справедливым.
Ситуация начинает принципиально меняться по мере утверждения в экономике рыночных отношений на базе промышленной революции и демократизации политической жизни через признание каждого человека (пусть даже сначала формально) гражданином с равными со всеми правами. Промышленное производство открывало широчайшие возможности экономического развития по сравнению с развитием на базе сельскохозяйственного труда и ремесла. Реализовать же эти возможности можно было только мобилизацией трудового и интеллектуального потенциала работника. А потенциал его напрямую зависит от места в обществе: от уровня и качества жизни, от реализации прав человека и гражданина. Поэтому борьба «низов» за свое достойное место в обществе приносит положительные результаты за исторически короткий срок. Работник становится все более надежной опорой государства и ведущим элементом производства по мере гуманизации экономической жизни и проводимой соответственной социальной политики. Образованный, квалифицированный, политически и экономически свободный гражданин с высоком уровнем жизни – норма современного общества. Высокий уровень жизни делает его политически лояльным, а также массовым потребителем с высокими запросами. Такой гражданин не является оппонентом государства и класса собственников. Именно его интересы реализуются в современной социальной политике, которая выглядит в данной ситуации как компромисс, результат договоренности трех сторон. Его для наглядности можно изобразить в виде разносторонних треугольников, в которых каждая сторона обозначает место в достигнутом соглашении собственника, работника и государства. Вариант первый. Господствует и довлеет над всеми собственник. Такая расстановка сил типична для всех исторических эпох, а сейчас для стран, где правят консервативные и неконсервативные элиты и партии. Они считают свободную рыночную конкуренцию нормой жизни. Безработица и порожденная ею неустроенность масс, вытеснение государства из экономики и социальной сферы их в определенных пределах устраивает. Здесь торжествуют по возможности «чистые» рыночные отношения и экономическая свобода, где выживает сильнейший. В этом случае интересы масс и интересы государства оттесняются на задний план, носят подчиненную роль, а их возможность влиять на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране ограничивается. Государство в этом случае становится в руках господствующего класса средством достижения его частных целей, подчиняется диктату рыночных отношений и проводит внутреннюю (прежде всего социальную) и внешнюю политику, удобную для класса собственников. Вариант второй. Главная роль и инициативы в политике (внутренней и внешней) принадлежит государству. Так складывалось соотношение сил (сторон) при социализме. Там экономические и политические возможности класса собственников были существенно ограничены (как в Польше, Венгрии, ГДР). Чаще этот класс отсутствовал вообще. Государство же располагало в этом случае не только политической, но и экономической властью, так как обладало и распоряжалось всем потенциалом страны. Оно олицетворяло собой власть, закон и собственника (работодателя) одновременно. Работник в этом положении ощущает на себе всю мощь политического и экономического монополиста. Все сферы жизни контролируются государством: от быта и труда до политики.
Ситуация стимулировала формирование тоталитарного или авторитарного политического режима, вела к ограничению и ущемлению прав человека и гражданина. В советское время в нашей стране в лучшие годы лишь четверть государственного бюджета направлялась на социальные нужды. Основные средства шли на строительство все новых производственных и энергетических гигантов, на гонку вооружений, на поддержание дружественных режимов за рубежом и развязанных там войн (Корея, Вьетнам, Афганистан…). Велика роль государства в социально-экономических и политических отношениях и в постсоветское время. Государство само отказывается от роли монополиста на формирование указанных отношений, инициирует рыночные и политические реформы. Здесь заново формируется класс собственников (работодателей). Причем, происходит этот процесс стремительно и далеко не всегда на адекватной правовой и моральной основе. Поэтому за государством сохраняется ведущая роль регулятора движения от социализма к рынку в экономике и к демократии в политике. Отказ государства от этой роли, равно как и передача ее формирующемуся классу собственников непременно породил бы глубокую социальную конфронтацию и дестабилизацию как экономики, так и политики. На постсоветском пространстве регулирование трансформацией общества государством зависит от многих факторов. Беден и противоречив опыт подобных преобразований, различаются социально-политические условия их проведения: разные исторические традиции, политическая культура и политическое сознание масс, разный экономический и политический потенциал и т.п. Поэтому на постсоветском пространстве при едином направлении преобразований (к рынку и демократии) в экономике и политике наблюдаются разные результаты этих преобразований, разные их последствия. Но довлеющая роль государства в этом движении однозначно сокращается. Третий вариант. Работник и его интересы становятся ведущими в стране. С помощью силы закона, государственной власти и инициативы «низов», большинства формируются такие экономические, политические и классовые отношения внутри страны, которые работают на максимальное сокращение бедности и нищеты, социального неблагополучия, а значит и нестабильности общества. В этом случае государство опять становится средством реализации интересов одной из сторон. Но эти интересы не направлены на уничтожение третьей стороны, а на использование и развитие ее потенциала в интересах всего общества. Собственник и работодатель не лишается права и статуса хозяина, но государство планирует и программирует экономику для достижения всеобщего блага. К такому варианту отношений стремятся, прежде всего, партии социал-демократического типа. При этом они приспосабливают к такой цели государство и право, стимулируя развитие правового государства и гражданского общества. Социал-демократы развивают налоговую систему, совершенствуют учет, контроль и механизм перераспределения во всем обществе в пользу работника.
Принципиально важным является то, что такая внутренняя политика включает в себя не только использование класса собственников и его собственности в общезначимых интересах, но и его поддержку. Ведь на каждом предприятии работают люди, реализуя свое законное право на труд и его адекватное вознаграждение. В этом варианте поддержка предприятия государством является и поддержкой собственника, снижая риск его разорения. Выглядит это по-разному: как льготное кредитование бизнеса, поддержка организационной и технологической модернизации, размещение государственных заказов на частных предприятиях, что гарантирует им загрузку, сбыт продукции по устойчивой цене и в крупных объемах (обеспечивает выживание в условиях конкуренции). Государство может также посодействовать политически проникновению отечественной продукции на внешние рынки и т.д. Со своей стороны, работающие по найму через профсоюзы, через коллективные договоры и производственную демократию содействуют стабильности производства. Они проявляют активную поддержку фирм и кампаний, реализуя по месту работы свои рационализаторские идеи, предложения по совершенствованию производства и управления им. Все вместе взятое обеспечивает социальную стабильность в стране на демократической основе и с соблюдением в ней прав человека и гражданина. Естественно, описанные варианты шаблонны, несколько идеализированы. На практике многое выглядит сложнее, приобретает промежуточные параметры. Все зависит от силы и авторитета взаимодействующих сторон, от влияния партий, общественных организаций и движений на внутреннюю политику. На ситуацию всегда влияет общественное мнение, международные отношения и многое другое. Поэтому идеальный вариант выглядел бы как равносторонний треугольник. В нём одинаково весомые стороны равно велики, сохраняют свой статус и общественное назначение, дополняя друг друга. Взятые вместе, государство, собственник и работник действуют в правовом и моральном пространстве согласованно, как единое целое. Результатом их взаимодействия будет гармонизация и стабильность в развитии как всего общества, так и его составляющих. В идеальном варианте государство называется социальным потому, что оно регулирует отношения не только на макроуровне (в масштабах страны), но и берёт под свою защиту от стихии рынка так называемые «слабые слои»: безработных, многодетные и неполные семьи, инвалидов и сирот, престарелых, больных и т.д., то есть, все больше оказывая «адресную помощь». Тем самым государство способствует формированию многоплановых гуманных отношений и на микроуровне, охраняя права человека и открывая каждому перспективу не только социальной благоустроенности и профессионального роста, но и смены статуса: подняться в класс собственников, стать человеком искусства, реализовать себя в общественно-политической деятельности и т.п., т.е. самореализоваться и утвердиться в жизни, опираясь на свой потенциал и поддержку социального государства.
Таким образом, как нам представляется, социальное государство то, в котором власть и бизнес экономически, политически, юридически и морально ответственны перед обществом, перед всеми его слоями и группами за проведение такой внутренней политики, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Такое государство является коллективным выбором, результатом общественного согласия. В этом выборе воплощена воля общества по важнейшим для него вопросам: благосостояние, увязка общественных и личных интересов и ценностей, индивидуальной и коллективной безопасности. В нём самим народом определяются и политическая линия, и политики, способные реализовать намеченный политический курс. В социальном государстве политика трансформируется в общественную (диктуемую не властью, а обществом) или публичную. Определяется социальная политика как проводимая государством, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мер, направленных на достижение социальных идей и результатов, связанных с повышением общественного благополучия улучшением качества жизни всего общества, на обеспечение социально-политической стабильности, формирование отношений социального партнерства. А обычно она реализуется, опираясь на программные документы государственных структур, партийных и профсоюзных организаций. В них и излагаются социальные ориентиры, средства и методы их достижения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.171.52 (0.019 с.) |