Судебная власть в системе идейно-политических отношений Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная власть в системе идейно-политических отношений Беларуси.



Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам, то есть всей совокупности судебных инстанций, а не отдельному судебному учреждению и реализуется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных, хозяйственных дел и конституционного судопроизводства. Все суды выносят свои решения именем Республики Беларусь.

Судебная власть исходит от народа. Это обусловлено не только тем, что суды выносят свои решения именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные полномочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Основная функция судебной власти – правоохранительная. Важнейший способ ее реализации – правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме и основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов.

Идеологическая роль судебных органов Республики Беларусь состоит в охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны различных государственных органов и организаций, должностных лиц и граждан. Судебная властьопределяет уважение к законам. Республика Беларусь – правовое, демократическое государство. Демократия – это диктатура закона, свобода возможна только в рамках закона. Роль судебной власти и состоит в том, чтобы в связи с возникновением юридического конфликта, правового спора обеспечить верховенство права, верховенство Конституции, стабильность правовой системы Республики Беларусь.

Осуществление судебной власти только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности по защите прав и свобод граждан и организаций, их законных интересов. В тоже время нужно отметить, что судебную власть иногда осуществляют и другие государственные органы (например, Президент при издании акта о помиловании, Парламент – при принятии законов об амнистии). Однако правовая природа решений указанных государственных органов несколько иная: они исходят из факта доказанности вины лиц, в отношении которых принимается решение о помиловании или амнистии.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Разбирательство дел во всех судах открытое, то есть для отправления правосудия характерна гласность судебного разбирательства. Допускается слушание дел в закрытом судебном заседании лишь в случаях, определенных законом.

Запрещается образование чрезвычайных судов, то есть при любых условиях, например в военное время, в связи с введением чрезвычайного положения, право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам.

Важнейшим идеологическим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей граждан (народа) в качестве народных заседателей, которые привлекаются к исполнению этих обязанностей по решению коллегиальных представительных органов (в отличие от общего порядка назначения судей Президентом).

Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды, хозяйственные суды.

Контроль над конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом. Конституционный Суд состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень и формируется на паритетной основе. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

В последнее время обеспечение и соблюдение прав и свобод человека рассматривается в качестве важнейшей задачи деятельности государственных органов. Сущность основной функции Конституционного Суда заключается в том, чтобы проверка конституционности нормативных актов всегда шла с учетом защиты прав и свобод человека, обеспечения оптимального взаимоотношения между государством и личностью. Конституционный Суд выносит меньше решений, чем общие или хозяйственные суды, но специфика его работы заключается в том, что принимаемые им решения затрагивают тысячи и тысячи людей, часто имеют судьбоносное для страны значение и призваны обеспечить достойную, безопасную и свободную жизнь личности в сложных условиях современного общества.

Конституционный Суд не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению и по ходатайству граждан, не принимает решений в судебном заседании непосредственно по результатам рассмотрения обращения граждан. В то же время обращения граждан могут быть основой для предложений по совершенствованию законодательства.

Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако Конституционный Суд вправе вносить в палаты Парламента, Президенту, Совету Министров и в другие государственные органы предложения о необходимости изменений в актах действующего законодательства, принятие новых нормативных актов с целью более полной защиты прав и свобод граждан. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Согласно Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Если действие Конституционного Суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь, то в системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Систему хозяйственных судов – Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяйственные суды городов и районов не созданы).

Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Судам доверено выносить судебные постановления, решая не только судьбы конкретных дел – уголовных, гражданских, административных, но зачастую при этом и судьбы конкретных людей. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, другие права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий или бездействия государственных органов, организаций и их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Возглавляя систему общих судов, Верховный Суд Рес­публики Беларусь обеспечивает защиту основ правового го­сударства, способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений

В государстве с развивающейся экономикой, которое строит рыночные отношения, значительно возрастает роль хозяйственных судов. Государство регулирует экономическую деятельность в интересах человека, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, предоставляет равные права для осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные суды от имени государства призваны обеспечить объективное разрешение споров, восстановить нарушенные права субъектов экономических правоотношений независимо от их формы собственности. Поэтому государство принимает меры по укреплению системы хозяйственных судов: решаются вопросы их финансового, материального, кадрового обеспечения, создана служба судебных исполнителей. В условиях развития новых экономических отношений, международных хозяйственных связей, притока на внутренний рынок иностранных инвесторов эти суды должны активно влиять на процесс оздоровления состояния дел в экономике.

Решения судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Однако решения судов не всегда являются законными и справедливыми. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Для обеспечения торжества верховенства права в их решениях существует механизм проверки конституционности (законности) вынесенных решений. Здесь используются право на подачу кассационной или надзорной жалобы, меры прокурорского реагирования, возможности конституционного контроля и др.

Одним из важнейших звеньев правозащитного механизма нашего государства, специальным правовым институтом, занимающим особое положение в системе органов власти, являются органы прокуратуры, которуювозглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. В условиях белорусского общества органам прокуратуры отводится особая роль в борьбе с преступностью, в обеспечении надзора за соблюдением законности. В целях исправления судебных ошибок прокурорами опротестовывается в год свыше четырех тысяч незаконных приговоров и решений судов.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти. Вместе с законодательной и исполнительной властью она обеспечивает «равновесие» властей в государстве. Главное требование, которое предъявляется судам, - это отправление правосудия, обеспечивающее безусловное соблюдение законности, конституционных прав и свобод личности, интересов общества и государства.

Выступая на четвертом Всебелорусском народном собрании 7 декабря 2010 г. с докладом «Наш исторический выбор - независимая, сильная и процветающая Беларусь», Президент страны А.Г. Лукашенко отметил: «Обеспечение мира, спокойствия и безопасности на белорусской земле, надежная защита граждан от преступных посягательств и угроз их жизни и благополучию – общий для всех нас приоритет». Обеспечение судами своевременности и неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, тем более преступление, укрепляет устои и авторитет государства, веру людей в его способность обеспечить правопорядок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.014 с.)