Основы идеологии белорусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы идеологии белорусского государства



Основы идеологии белорусского государства

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Минск 2010

 


УДК 32 (476) (075.8)

ББК 66. 3 (4 Беи) я 73

О-75

 

Р е к о м е н д о в а н о Редакционным советом Минского государственного лингвистического университета

 

А в т о р ы: В.И. Бобрович, А.М., Захаров, И.В. Ковалева, Л.Н. Криворот, Б.Я Мигас, В.В. Наумова.

 

Р е ц е н з е н т ы: профессор, доктор исторических наук О.Г. Буховец, (БГЭУ), кандидат философских наук, доцент Н.П. Баранов (МГЛУ)

 

Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. пособие

0-75 /В.И. Бобрович, А.М Захаров, Б.Я Мигас [и др.]. Под редакцией Б.Я. Мигаса – Минск.: МГЛУ, 2010. - 174 с.

ISBN

 

В пособии изложено основное содержание учебной дисциплины «Основы идеологии белорусского государства». В нем раскрывается значение понятий «идеология» и «государственная идеология», рассматриваются исторические, политико-правовые, социально-экономические и мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. Цель пособия состоит в том, чтобы помочь студенту самостоятельно подготовиться к занятиям и зачету по соответствующей учебной дисциплине в контексте требований формирования социально-личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов, проходящих подготовку по всем специальностям, имеющимся в Минском государственном лингвистическом университете в рамках очной и заочной форм обучения.

Пособие подготовлено в полном соответствии с разработанной на кафедре политологии и международных отношений МГЛУ учебной программой по одноименной дисциплине. Предназначено для студентов Минского государственного лингвистического университета, но может быть использовано для студентов и учащихся иных высших и средних специальных учебных заведений, а также преподавателями социально-гуманитарных дисциплин.

 

УДК 32 (476) (075.8)

ББК 66. 3 (4 Беи) я 73

 

ISBN © УО «Минский государственный

лингвистический университет», 2010
Предисловие

Любое состоявшееся государство встает перед проблемой выработки идеи национального развития, национальной идеологии как предпосылки внутренней стабильности, единства и процветания народа, определения своего места в мировом сообществе. В основу национально-государственной идеологии должны быть заложены не приглашенные извне идеи и не созданные искусственно или по заказу, а лишь те, которые определились в ходе собственной истории и отражают объективно сложившиеся насущные потребности, интересы и ценности народа и государства. Так формируется идеология собственного национально-государственного пути развития.

Опыт двух десятилетий самостоятельного существования Беларуси позволяет очертить круг интересов, ценностей и идей, определяющих выбор белорусского пути развития в его внутри и внешнеполитических параметрах. Так и формируется идеология белорусского государства, представляющая собой «систему идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям» (А.Г. Лукашенко).

За эти годы уже накоплен определенный опыт осмысления и реализации белорусской государственной идеологии отечественными учеными и государственными структурами. Весомый вклад в развитие теории идеологии белорусского государства, в создание учебных пособий по курсу внесли Е.М. Бабосов, В.А. Бобков, А.Н. Данилов, В.Е. Глушакова, М.А. Ермолицкий, С.Н. Князев, Л.Е. Криштапович, А.С. Майхрович, В.А. Мельник, П.Г. Никитенко, О.В. Пролесковский, С.В. Решетников, Н.С. Сташкевич, Я.С. Яскевич и другие.

Данное учебно-методическое пособие по основам идеологии белорусского государства, подготовленное авторским коллективом кафедры политологии и международных отношений МГЛУ, предназначено для преподавания одноименной учебной дисциплины на всех факультетах с учетом специфики формирования социально-личностных и профессиональных компетенций у студентов университета, обучающихся по всем имеющимся в нем специальностям. Может быть использовано при преподавании данной учебной дисциплины и в иных высших и средних специальных учебных заведениях Республики Беларусь. Пособие рассчитано на 16 лекционных часов, 8 семинарских и на самостоятельную работу студентов. Кафедральной учебной программой дисциплины обусловлены объем и структура пособия, образовательными государственными стандартами – цель: формировать у студентов социальную и профессиональную компетентность, такие ключевые личностные качества, как гражданственность, нравственность, толерантность и патриотизм.

Учебно-методическое пособие подготовили: кандидат философских наук, доцент В.И. Бобрович - тема № 1, кандидат философских наук, доцент А.М. Захаров – тема № 9, кандидат политических наук, доцент И.В. Ковалева – тема № 8, Л.Н. Криворот – тема № 5 и приложения, кандидат философских наук, доцент Б.Я. Мигас (редактор) – предисловие, темы №№ 2,6,7, старший преподаватель В.В. Наумова - темы №№ 3,4.


Гражданское воспитание

 

Гражданское воспитание

 

Изучая данный раздел, определите для себя, какой идеологией (идеологиями) и социальными условиями определяется гражданская позиция личности, ее идеология.

Гражданское образование способствует усвоению гражданами норм и правил общественной жизни, обеспечивает преемственность господствующей системы ценностей, формирует доверительное отношение к социальному окружению, уважение к существующим политическим институтам и общественному порядку. В переходных обществах проблема гражданского образования приобретает особое значение. Успех демократических реформ во многом зависит от уверенности граждан в необходимости социально-экономических и политических преобразований, от способности государства наметить общезначимые цели и ценности, обеспечить общественное согласие.

Характер гражданского образования и воспитания в обществе в значительной степени определяется типом политического режима. В демократическом государстве оно осуществляется путем целенаправленного формирования гражданских качеств и навыков, позволяющих человеку адаптироваться в демократической политической системе, дает знания об обществе и государстве, «вооружает» навыками компетентного участия в общественной жизни.

Демократия опирается на особый тип политической культуры, который в политической науке получил название гражданской («civic culture»). Она накладывает отпечаток на весь процесс гражданского образования и придает его основополагающим понятиям («гражданство», «гражданин», «гражданское общество», «гражданственность») особое, демократическое звучание.

Юридический (наиболее точный, строгий) смысл понятия «гражданство» заключается в политической и правовой взаимосвязи, которая возникает между человеком и государством в условиях республиканской формы правления. Гражданство представляет собой своего рода договор, по которому отношения между личностью и властью строятся на правовой, а значит, справедливой основе. В этом договоре оговариваются условия выполнения взаимных обязательств и ответственность «договаривающихся сторон». За обеими сторонами (гражданином и государством) закрепляются взаимные права и обязанности. Юридическая ответственность гражданина перед государством определяется законами и конституцией. Моральная ответственность – гражданским долгом и чувством гражданственности.

Граждане обладают всем комплексом гражданских (личных) и политических прав, имеют возможность избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Получение человеком гражданства по его просьбе получило название натурализации. Лица без гражданства именуются апатридами (от греч. apatris – лишенный отечества), имеющие одновременно два гражданства – бипатридами, а лишенные гражданства и изгнанные из страны – экспатридами. Согласно действующиему законодательству в Беларуси не существует двойного гражданства, поэтому приобретение человеком гражданства другого государства автоматически влечет за собой утрату гражданства Республики Беларусь.

В высоком нравственном смысле гражданственность связывается с готовностью гражданина бескорыстно служить общественным интересам. В условиях недемократических форм правления она понимается как лояльность по отношению к государственной власти, проявление безоговорочной поддержки проводимого ею государственного курса. В основе такого подхода лежит философское понимание государства, как некоей вневременной надперсональной сущности, поглощающей и подчиняющей себе индивида. В свое время эта идея была высказана еще Платоном, а наиболее полное свое выражение нашла в философии Гегеля [10]. Согласно данному подходу, человек не может существовать без государства, которое воплощает в себе идею "общего блага" и, в отличие от любой другой организации, отражает интересы общества в целом. Отсюда делается вывод о приоритете прав государства над правами личности. Гражданин рассматривается как собственность государства. Власть обеспечивает индивиду внутреннюю и внешнюю безопасность, за это она требует от него безоговорочной поддержки и преданности.

Демократическая гражданственность складывается из двух взаимодополняющих начал. С одной стороны, это уважение к существующим демократическим институтам и государственному порядку, готовность защищать их от внутренней и внешней опасности. В этом смысле гражданственность согласуется со словом лояльность. С другой – критическое отношение к представителям власти, осознание их роли в качестве «государственных служащих» и стремление их контролировать. В этом смысле гражданственность предполагает наличие критичности.

Демократия делает индивида непосредственным участником политических событий, дает ему возможность почувствовать себя хозяином страны. Само слово "республика" (от лат. res – дело и publica – общее, народное) говорит о равных возможностях граждан в управлении государством. Как члены гражданского сообщества граждане самостоятельно определяют свое настоящее и будущее и несут ответственность за сделанный выбор. Гражданственность находит свое выражение в заинтересованном отношении к общественным проблемам, в понимании того, что от твоей позиции, взглядов и поступков многое зависит. Отсутствие у граждан демократической гражданственности чревато пагубными для общества последствиями. Данное понимание гражданственности сформировалось под влиянием политической философии Джона Локка. Согласно сформулированной им теории общественного договора, общество является сферой реализации естественных, присущих человеку от рождения, прав и свобод. Гражданское общество создает государство - организацию, призванную обеспечивать и охранять фундаментальные права и свободы своих граждан. Согласно этой концепции, государство служит обществу и личности, а не наоборот.

В условиях современной демократии государство и гражданское общество все чаще выступают как равноправные партнеры. Создание политических партий, разного рода общественных движений и организаций, групп по интересам, организация местного самоуправления, деятельность свободной прессы служат школой политического участия, способствуют управляемости государства. Государство, в свою очередь, обеспечивает правовые гарантии существования институтов гражданского общества, регулирует общественные конфликты и споры.

Основными задачами гражданского образования являются получение человеком необходимого минимума знаний о механизме демократии, убежденности в ценностях и преимуществах демократического образа жизни, приобретение качеств самостоятельной, критически мыслящей личности, обладание навыками гражданского и политического участия.

Важным средством воспитания демократической гражданственности является вовлечение подрастающего поколения в практическую деятельность гражданского сообщества, реальное участие в делах школы, района, города. Нельзя стать гражданином, не почувствовав "вкус" социального творчества. Не случайно, в странах, где обучение демократии имеет давние традиции, столь пристальное внимание уделяется развитию местного самоуправления, движения волонтеров и пр. Школой демократии может стать школьное самоуправление, различные формы внутриклассной работы, т.е. все, что является результатом инициативы и творческой активности самих учащихся.

Связь между гражданином и государствам не всегда рациональна. Помимо разума и логики, она опирается на чувства и эмоции, естественным образом возникающие у человека по отношению к месту своего рождения и проживания. Патриотизм имеет в своей основе любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой народ, свою культуру и историю. Важное место в воспитании патриотизма занимает изучение истории. Именно она знакомит молодого человека с предметом его гордости, обеспечивает связь и преемственность поколений, укрепляет общность исторической судьбы. Демократическая гражданственность не имеет ничего общего с тем "ура-патриотизмом", для которого все "свое" лучше чем "чужое", и который не столько способствует, сколько препятствует развитию. Слепая любовь к чему бы то ни было не приводит к добру. Демократия воспитывает критически мыслящую личность, заинтересованную в своевременном выявлении и исправлении существующих в обществе недостатков.

Воспитание гражданственности самым тесным образом связано с обучением правам человека. Стать гражданином – значит научиться пользоваться гражданскими (личными) и политическими правами. Борьба за свои права является не только обязанностью перед самим собой, но и перед обществом. Как писал в свое время немецкий юрист Рудольф фон Иеринг, «каждый – борец за право в интересах общества», в воле каждого - подавить беззаконие и произвол[11]. Идеология естественных прав ставит отношения между личностью и властью на правовую основу. Обучение правам человека вооружает необходимыми для этого знаниями и навыками. Современное демократическое государство потому и называется правовым, что в его основу положен приоритет прав человека. Их защита и реализация являются высшей целью государства. Они же представляют собой «естественную» границу вмешательства государства в частную жизнь граждан.

Общество часто проявляет нетерпимость по отношению к инакомыслию, иной вере, да и просто оригинальности (несоответствию общепринятым образцам поведения). Права человека регулируют отношения индивида с обществом, служат средством примирения личных и общественных интересов. В отсутствии правовых гарантий интересы личности с легкостью приносятся в жертву «более высоким» интересам коллектива. В отличие от политических идеологий, отстаивающих интересы классов и социальных групп, идеология естественных прав стоит на страже интересов индивида, и в этом смысле является наиболее гуманной.

Особое значение в воспитании правам человека занимает толерантность. Защита своих прав предполагает признание таких же прав за другими. Необходимо научиться соизмерять свою свободу со свободой других, быть ответственным за свои поступки и терпимым по отношению к поступкам других. По сути, толерантность это способность позволить другому человеку быть иным. Человечество прошло долгий путь жестоких войн и конфликтов, прежде чем выработало способность терпимо относиться к другому, "иному". Современный мир существует как культурное, религиозное, и политическое разнообразие. В лексиконе современного человека прочно утвердились такие слова как компромисс, консенсус, диалог.

Обучение демократии позволяет решить две принципиально важные общественные задачи - научить гражданина самостоятельности (умению позаботиться о себе и своих близких) и привить ему чувство ответственности (способность действовать на благо общества). Благодаря этому современной демократии удается преодолевать крайности индивидуализма (когда граждане думают лишь о себе) и тоталитарного коллективизма (когда личное подавляется общественным).

В истории политической мысли эти установки сложились в рамках разных идейно-политических традиций. Одна из них – классического республиканизма - берет свое начало в рассуждениях о политике Аристотеля и находит свое законченное выражение в учении Ж.Ж.Руссо, социалистов, а затем и социал-демократов. Другая - либерального индивидуализма – связана с именем английского философа Дж. Локка и положена в основу либерализма. Первая делает упор на воспитании чувства гражданственности, способности гражданина участвовать в государственных делах (политике), заботиться об общем благе. Вторая – на осознании своих прав и свобод, умении ими пользоваться и отстаивать, воспитании чувства чести и личного достоинства. Обе традиции в равной степени важны. Абсолютизация любой из них ведет к «перекосам» в политическом поведении. Коллективизм приводит к подавлению индивидуальности (понимаемой как уникальность, непохожесть на других). Индивидуализм чреват социальной и политической пассивностью, самоустранением от участия в общественной жизни. Обучение демократии ставит задачу синтезировать эти традиции, найти между ними своеобразную «золотую середину».

Демократия, выражаясь словами И. Канта, требует от человека умения быть «господином самому себе», способности к ответственным решениям и выбору. Становление человека в качестве полноправного субъекта социальных и политических отношений предполагает овладение навыками и умениями, позволяющими ему компетентно участвовать в общественной жизни, критически оценивать информацию, делать взвешенный выбор. Ему необходимо умение аргументировано выражать свою точку зрения, регулировать возникающие конфликты, проявлять солидарность и способность к сотрудничеству.

 

Литература:

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2009.

2. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. – Минск, 2001.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Т. 3. – М., 1972.

4. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М. 1994.

5. Матусевич Е.В. Новый этап развития идеологии белорусского государства // Проблемы управления. – 2003. - №3.

6. Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие. - Мн., 2010. – 343 с.

7. Палітычная гісторыя незалежнай Беларусі. Пад рэдакцыяй Валера Булгакава. Вільня: Інстытут беларусістыкі, 2006. - 744 с.

8. Ровдо В.В. Мировые политические идеологии: классика и современность / В.В. Ровдо, В.Ю. Чернов, А.Н. Казакевич; под общ. ред. В.Ю. Чернова. – Минск, 2007.

9. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. - №1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «идеология». Чем она отличается от мировоззрения и науки?

2. Когда появились политические идеологии, и каковы причины их происхождения?

3. Какое значение для демократического государства имеет принцип идеологического плюрализма?

4. Дайте определение понятию «государственная идеология». Чем она отличается от политической (партийной) идеологии?

5. В чем смысл идеологии белорусской государственности? Назовите ее основные источники.

6. Что такое ценностно-нормативный консенсус и какова его роль в формировании национального демократического сообщества?

7. Назовите основные положения идеологии либерализма.

8. Назовите основные постулаты консерватизма.

9. Какие ценности и идеи положены в основу коммунизма и социал-демократии?

10. Определите понятия «гражданин» и «гражданственность».

11. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать гражданин демократического государства?

 

Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.

 

Классификация прав и свобод

Личные права и свободы:

- Право на жизнь (неотчуждаемое), кроме случаев, когда человек признается опасным для общества (смертная казнь). В странах-членах Совета Европы смертная казнь не применяется. Каждый имеет право также на необходимую оборону, если жизни и здоровью человека угрожает опасность. Одними из аспектов права на жизнь является вопрос об эвтаназии, применении абортов.

- Свобода, неприкосновенность и достоинство личности – ограничения могут налагаться только на основании закона (например, Уголовно-процессуальный Кодекс позволяет задерживать лицо, помещать в следственный изолятор и др.).

- Право на личную жизнь – т.е. на семейную тайну, свободу общения, на тайну голосования, переговоров, переписку. Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. Вторжение в личную жизнь возможно только на основании закона (например, в целях борьбы с терроризмом прослушивание телефонных переговоров и др.).

- Неприкосновенность жилища – это по существу гарантия права человека на личную жизнь (кроме случаев обыска, выемки и др. следственных действий в рамках действующего законодательства).

- Свобода передвижения и выбор места жительства – в первую очередь, это касается граждан Республики Беларусь. Иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь. Некоторые граждане Беларуси также ограничены в свободном выезде за ее пределы (находящиеся под следствием или судом, имеющие задолженность перед налоговыми органами и др.).

- Право на определение отношения к религии – свобода иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

- Свобода мнений и убеждений – слова, печати, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, использование информации.

- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком – законом запрещена пропаганда национальной вражды.

- Право на судебную защиту.

- Право на юридическую помощь – такую помощь в Беларуси призвана осуществлять адвокатура.

- Право на защиту международных организаций – вступление Республики Беларусь в состав Совета Европы будет способствовать защите прав и свобод граждан страны при помощи международных средств. Это позволит обращаться в Европейский Суд по правам человека после исчерпания гражданами всех легальных имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты.

Политические права и свободы:

- Право на управление делами государства – осуществляется в форме народного голосования (референдум), обсуждения проектов законов и вопросов республиканского и местного значения и др.

- Право избирать и быть избранным – согласно Конституции Республики Беларусь выборы являются всеобщими, свободными, равными, прямыми. Голосование – тайное. В полном объеме этим правом могут обладать только граждане страны.

- Право на обращение в государственные органы – каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения (заявления, предложения, жалобы) в государственные органы.

- Свобода объединений – среди различных видов общественных объединений (международных, республиканских, местных) особое место занимают политические партии и профессиональные союзы.

- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

- Свобода печати и информации – право граждан Беларуси на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений и т.д.

- Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах.

Экономические, социальные и культурные права:

-Право на труд.

-Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда (заработная плата).

-Право на отдых.

-Право собственности – это право владения, пользования, распоряжения.

-Право на жилище.

-Право на охрану здоровья.

-Право на благоприятную окружающую среду.

-Право на образование.

-Право на социальное обеспечение – это право на пенсии, пособия, надбавки.

-Право на участие в культурной жизни – общедоступность ценностей отечественной и мировой культуры, развитие сети культурно-просветительных учреждений. Свобода научного, технического, художественного творчества и преподавания гарантируется.

Виды избирательных систем.

Референдум.

Виды избирательных систем.

В мире существует большое количество избирательных систем, которое можно обобщенно свести к следующим типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система (фр. majorite – большинство) – избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Достоинством этой системы является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти, формируются стабильные правительства. Недостаток – неполное отражение политической воли населения.

Существует три разновидности методов подсчета голосов по такой системе:

- относительного большинства (США, Великобритания) – победившим считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников (не обязательно больше половины). Политическим следствием такой системы является двухпартийность, т.е. наличие в стране крупных, чередующихся у власти политических партий;

- абсолютного большинства (Австралия, Франция, Республика Беларусь) – победившим считается кандидат, набравший на выборах 50 % + 1 голос избирателей. Если в первом туре никто не набирает такое количество голосов, то проводится второй тур, куда выходят два кандидата, набравшие большее количество голосов, чем остальные претенденты;

- квалифицированного большинства (Чили) – применяется крайне редко. Победителем считается кандидат, набравший более 2/3 или 3/4 голосов избирателей.

Пропорциональная система – возникла в Европе гораздо позднее мажоритарной. Избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями. Такая система применяется только в условиях многопартийности. Списки могут быть: 1) жесткими или закрытыми, где избиратели могут выбирать только партию, голосуя за список целиком (Испания, Греция, Израиль); 2) свободными или открытыми – избиратели голосуют за партию, но могут изменить места кандидатов в списке, выразив свое предпочтение (Бельгия, Австрия); 3) полужесткие – первое место закрепляется за первым кандидатом в списке, а остальные места распределяются по предпочтению избирателей (Дания, Голландия); 4) панаширование (смешивание) – позволяет избирателю голосовать за кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам (Швейцария, Люксембург).

В ряде стран действует избирательный порог – необходимое количество голосов избирателей для представления партии в парламенте (в Италии, России – 5 %). Такая система полностью отражает политические симпатии населения, стимулирует многопартийность. Но сформированное правительство не является стабильным.

Смешанная система – широкое распространение получила в последние десятилетия (Россия). Часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной, причем избиратели имеют по два голоса (Германия). Такая система выборов имела место на парламентских выборах в Армении (в 1999 г.).

Система представительного меньшинства – чаще всего применяется в странах, где меньшинства проживают компактными группами. В этом случае за ними закрепляется соответствующее количество мест в парламенте.

 

Референдум.

Наравне с выборами одним из основных институтов непосредственной демократии является референдум (от лат. r eferendum то, что должно быть сообщено)– народное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это особый тип голосования, при котором важно выяснить мнение населения страны (административно-территориальной единицы). Синонимом понятия референдум считают плебисцит (чаще всего проводится для решения территориальных вопросов), хотя здесь имеются стилистические различия.

В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного лица, а решению какого-либо вопроса.

Принято считать, что первый референдум был проведен в Швейцарии в 1439 г. Впоследствии этот институт непосредственной демократии стал основным элементом жизни в большинстве буржуазных государств. В настоящее время, например, в США не предусматривается проведение референдума на федеральном уровне; в Италии существует референдное вето на закон; в ФРГ референдум может быть арбитром в конфликтах между конституционными органами государства; в Австралии он возможет только по вопросам Конституции.

Некоторые страны негативно относятся к референдуму, мотивируя это: популизмом; возможностью дестабилизации в стране; отрицательными примерами (приход к власти А.Гитлера, выход Германии в 1934 г. из Лиги Наций, пожизненное избрание Франко главой государства в Испании и т.д.).

Конституция Республики Беларусь (глава 2) предусматривает проведение республиканских и местных референдумов, которые осуществляются путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования гражданами страны, обладающими избирательным правом. Известны также референдумы консультативный (носят рекомендательный характер) и законодательный (его результаты имеют силу закона). Особым типом референдума принято считать конституционный (с его помощью проводится утверждение конституции и поправок к ней).

Юридическая сила референдума в Беларуси выше юридической силы законов (ст. 77 Конституции). Статья 78 Основного Закона Республики Беларусь в части порядка проведения референдумов отсылает к Избирательному Кодеку Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г.

Право инициативы на проведение республиканского референдума в Беларуси принадлежит:

- Президенту Республики Беларусь;

- Палате представителей и Совету Республики – принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат;

- не менее 450 тысячам граждан, обладающим избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска: образуется инициативная группа в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска. Для сбора подписей в поддержку референдума отводится два месяца со дня регистрации такой группы. Повторное инициирование проведения референдума в случае его отклонения ЦК по одному и тому же вопросу допускается не ранее, чем через 1 год и не ранее чем через 3 года после проведения референдума по этому вопросу.

Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение предложений. Дата его проведения устанавливается не позднее трех месяце в со дня издания соответствующего указа. В данном правовом акте предусматриваются: дата проведения референдума, юридическая сила его решения, формулировка вынесенного вопроса (вопросов), иные организационные мероприятия.

Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на обсуждение, публикуются в печати и обнародуются в других СМИ. Глава государства вправе отклонить предложение о проведении референдума.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе или по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы: которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, если это входит в компетенцию Главы государства или Парламента; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы: которые не выносятся на республиканский референдум; имеющие значение для страны в целом; урегулированные законодательными актами Республики Беларусь; связанные с назначением на должность, относящиеся к компетенции местных органов власти.

Республиканский референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие 50%+1 граждан, внесенных в списки для голосования. Решение считается принятым, если за него по республике проголосовало 50%+1 граждан, принявших участие в голосовании.

Сообщение об итогах референдума публикуется в печати ЦК в 7-дневный срок. Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и подлежит немедленному и обязательному официальному опубликованию, вступает в силу через 10 дней после такого опубликования (если не установлен иной срок). Датой принятия решения считается день референдума.

В случаях нарушений, допущенных при проведении референдума, ЦК может инициировать вопрос о повторном голосовании на отдельных участках или по всей территории республики.

В Беларуси республиканские референдумы проводились три раза:

14 мая 1995 г. – по инициативе Президента Республики Беларусь вынесены 4 вопроса:

1. Ці згодны Вы з наданнем рускай мове роўнага статусу з беларускай?

2. Ці падтрымліваеце Вы прапанову аб устанаўленні новых Дзяржаўнага сцяга і Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь?

3. Ці падтрымліваеце Вы дзеянні Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, накіраваныя на эканамічную інтэграцыю з Расійскай Федэрацыяй?

4. Ці згодны Вы з неабходнасцю ўнясення змяненняў у Канстытуцыю Рэспублікі Беларусь, якія прадугледжваюць магчымасць датэрміновага спынення паўнамоцтваў Вярхоўнага Савета Прэзідэнтам Рэспублікі Беларусь у выпадках сістэматычнага або грубага парушэння Канстытуцыі?

Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь выносіць першае, другое і трэцяе пытанні на абавязковы рэспубліканскі рэферэндум,, а чацвёртае – для прыняцця кансультатыўнага рашэння, якое мае рэкамендацыйны характар.

24 ноября 1996 г. – по инициативе Главы государства вынесены вопросы:

1. Перенести День независимости Республики Беларусь (День республики) на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.

2. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли?

4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

По инициативе депутатов Парламента:

5. Пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.091 с.)