Модель явного сговора (картель) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель явного сговора (картель)



Множество фирм в совершенной и монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению между собой и ведут острую борьбу, как правило, в области ценообразования. В отличие от указанных типов рыночных структур олигополисты могут договорить в отношении установления цен на продукцию и объемов продаж, поделив рынок между собой. В данной ситуации рынок превращается своего рода в монополию, при которой общий объем отраслевой прибыли максимизируется в случае сокращения объема производства и завышения цены.

Картель – это группа фирм, согласующих свои интересы и совместно принимающих решения в отношении цен, объемов выпуска и единой политики по отношению к поставщикам ресурсов так, как если бы они слились в чистую монополию. Картель предполагает явный сговор между предприятиями в отношении указанных выше вопросов.

Для того чтобы картельное образование сформировалось и успешно работало, необходимо выполнение следующих условий:

- установление барьеров для входа в отрасль;

- установление ориентира по общему объему выпускаемой продукции;

- установление процедуры проведения и утверждения квот;

- установление квот каждому участнику картели;

- неэластичный спрос на продукт картеля по цене;

- у товара нет близких заменителей;

- все участники соблюдают установленные правила соглашения;

- создание механизма контроля за выполнением принятых решений;

- каждый участник в результате картельного соглашения получает не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него других олигополистов.

Ключевые преимущества от образования картеля выражаются в следующем.

Во-первых, прирост прибыли для всех участников за счет повышения цены реализации продукции.

Во-вторых, закрепление за каждым участником картельного соглашения некоторых сегментов рынка, т.е. фирма в данном случае становится своего рода монополистом на выделенном ей сегменте рынка.

В-третьих, дезинформация потребителей с точки зрения создания иллюзии существования конкуренции между участниками картеля. Это делается для того, чтобы предоставить преимущества для реализации продукции фирме, за которой закреплен данный сегмент рынка, по сравнению с другими участниками картеля, реализующими такой же товар на том же самом рынке, но по заведомо завышенным ценам.

В-четвертых, совместная борьба с аутсайдерами (фирмами, не вошедшими в картель) и с новичками, пытающимися проникнуть на данный рынок, например, путем установления сверхнизких цен.

Ценообразование совпадает с ценообразованием при монополии, но такое состояние рынка не стабильно, так как:

- максимизация групповой прибыли при монопольной цене не совместима с максимизацией индивидуальных прибылей при этой цене;

- у участников возникает соблазн нарушения соглашения путем продажи своей продукции по высокой картельной цене, но с превышением низких квот;

- наличие антимонопольного регулирования на национальных рынках;

- потенциальная угроза картельному образованию – это возможность объединения аутсайдеров в контркартель.

Несмотря на приведенные доводы в пользу образования картелей для фирм, как правило, подобные соглашения между предприятиями запрещены законодательно, поскольку они оказывают отрицательное воздействие на рыночную экономику (завышение цен и занижение объема выпуска продукции, иногда создание искусственного товарного дефицита, торможение научно-технического прогресса и т.д.).

 

Модель тайного сговора

Как упоминалось ранее, сговор достаточно выгоден для фирм, однако в рамках национального рынка он запрещен законодательно (в отличие от международных картелей, объединяющие производителей разных стран, которые действуют законно). Гораздо чаще можно наблюдать тайный (скрытый, неявный) сговор фирм.

Тайный сговор – это негласное соглашение между олигополистами о ценах, объемах выпуска и единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, которое преследуется законом.

Тайный сговор является наиболее распространенной формой олигополии и представляет собой картелеподобную структуру рынка. Это своего рода «промежуточное звено» между явным сговором и нескоординированной олигополией (модель отсутствия сговора).

Основными моделями тайного сговора являются модель лидерства в ценах и правило большого пальца.

Модель лидерства в ценах

Ключевая идея лидерства в ценах заключается в том, что сначала изменение цен на продукцию производит одна фирма, которая является лидером, а затем подобное изменение цен повторяется остальными олигополистами.

Для того чтобы фирма стала лидером в своей отрасли, она должна соответствовать следующим условиям:

- предприятие контролирует значительную долю рынка;

- средние издержки производства являются минимальными в отрасли;

- продукция фирмы-лидера существенно отличается по определенным характеристикам в глазах покупателей от продукции конкурентов.

Модель лидерства в ценах предполагает существование множества фирм, но одна играет роль явного лидера. Последняя определяет ценовую политику, которой следуют все остальные компании. Фирма-лидер устанавливает цены на уровне, отвечающем интересам самого слабого предприятия, которое имеет самые высокие издержки производства. В данном случае компания-лидер получает сверхприбыль.

Однако таким образом фирма-лидер может просто вытеснить другие предприятия с рынка и занять освободившиеся сегменты рынка. Подобная ситуация происходит в результате снижения цены лидером до уровня, при котором предложение других предприятий равно нулю и они уходят с рынка. Затем лидер повышает цены, обеспечивая получение значительной прибыли.

Если несколько предприятий в отрасли претендуют на роль лидера, то они могут выполнять ее поочередно.

Одной из разновидностей модели лидерства в ценах является модель фирмы-барометра, когда компания доминирует не по уровню средних издержек производства, а по престижу, новациям, по умению правильно отслеживать изменения в рыночной ситуации и т.д. В результате остальные фирмы на рынке ориентируются на действия своеобразного барометрического лидера.

Правило большого пальца

 

В случае, когда на рынке нет явного лидера, фирмы действую согласно общепринятым нормам, которые в силу их простоты, общеизвестности и доступности называются правилами большого пальца:

1. Ценообразование по принципу «издержки плюс» – установление цены происходит на основе средних переменных издержек производства плюс надбавка (≈ 20%), которая будет регулировать рамки сверхприбыли (рис. 8.1). Процентная надбавка применяется для снижения риска наступления потерь в будущем.

,

где К – принятый процент надбавки, который устанавливается с таким расчетом, чтобы общая величина надбавки над средними переменными издержками покрывала средние постоянные издержки и принесла некоторую запланированную прибыль.

 

 

Рис. 8.1. Схема ценообразования по принципу «издержки плюс»

 

2. Фокальные точки – этот термин заимствован из оптики и в экономической теории определяет психологически значимые уровни рыночных параметров (цен, скидок и т.д.). Фокальные точки вызывают примерно одинаковую реакцию у всех участников рынка, т.е. например, установление цены на определенном уровне является не экономическим, а скорее информационным действием для экономических агентов. В данном случае умение воспринимать и передавать информацию с помощью фокальных точек значительно повышает уровень координации олигополии.В качестве примера можно привести ступенчатое изменение цены, когда все продавцы снижают цену одинаково с одного уровня до другого (распродажи).

Модель отсутствия сговора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.006 с.)