Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, сочетающий в себе черты совершенной конкуренции и монополии. Черты монополии в монополистической конкуренции проявляются в том, что фирма создает легальную монополию, которая при помощи торговых и фирменных знаков, патентов защищается от соперников. Кроме того, этому же способствует дифференциация товаров, т.е. наделение продукции отличительными свойствами по качеству, цвету, форме, упаковке, условиям продажи и послепродажного обслуживания и т.д. Черты совершенной конкуренции в монополистической конкуренции проявляются в том, что на рынке, где продается много похожих товаров, существует множество конкурентов, которые с целью привлечения покупателей вынужденных дифференцировать товары и услуги. Если говорить о совершенной конкуренции и монополии, то эти типы рыночных структур скорее являются абстрактными понятиями, практически не встречающимися в реальной действительности, в то время как монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рынка. Таким образом, для монополистической конкуренции характерными являются следующие черты: - достаточно большое количество фирм (примерно 20–70), что в свою очередь ограничивает контроль каждого предприятия над ценой продукции; - размеры фирм, как правило, средние или малые (практика показывает, что рыночная доля четырех самых больших компаний отрасли обычно не превышает 25% общего товарооборота); - выпускается дифференцированная продукция – однотипная, но с определенными отличиями для каждой отдельной фирмы. В свою очередь основными факторами дифференциации товаров являются существующие между ними различия в качестве, сервисе и рекламе; - использование неценовой конкуренции предопределенно незначительным контролем над ценами и высоким уровнем зависимости от потребителя; - низкие входные и выходные барьеры, что связано с небольшими размерами фирм и дифференциацией продукта. Однако по сравнению с чистой конкуренцией могут быть дополнительные финансовые барьеры, связанные с приданием товару отличительных качеств и рекламой данного продукта; - несколько ограничен доступ к информации. В данном случае наблюдается несовершенство информации, поскольку совершенная, т.е. абсолютно точная и полная, информация в условиях реального рынка никогда не встречается.
В большинстве случаев примером монополистической конкуренции являются рынки продуктов питания, одежды, обуви, розничной торговли, книгоиздания и т.д. Рассмотрим поведение фирм (определение цены и объема выпуска), действующих в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде поведение фирмы во многом аналогично поведению монополий. При этом следует отметить, что кривая спроса в условиях монополистической конкуренции имеет также отрицательный наклон, однако меньший чем в условиях монополии. Аналогично монополисту фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, выбирает объем производства и цену товара, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Не трудно заметить, что цена также будет больше предельных издержек. В этом случае в обществе не достигается аллокативная эффективность. Как упоминалось ранее, равенство цены и предельных издержек говорит об эффективном распределении ресурсов в масштабах экономики, т.е. об аллокативной эффективности. Рассмотрим теперь поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде времени (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Монополистическая конкуренция, равновесие в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде, поскольку отсутствуют входные барьеры, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать свое производство товаров, что повлияет на уменьшение угла наклона кривых спроса и предельных издержек до тех пор, пока кривая спроса не станет касаться кривой долгосрочных средних издержек (LATC). В результате этого все фирмы отрасли будут получать только нормальную прибыль (экономическая прибыль будет равна нулю). Таким образом, равновесие на уровне нормальной прибыли подобно равновесию при совершенной конкуренции в долгосрочном периоде времени. Отличие состоит лишь в том, что фирма в условиях монополистической конкуренции производит меньший объем продукции и продает ее по более высокой цене, чем при совершенной конкуренции (QСК > QМК, PСК < PМК). При этом размер каждой фирмы меньше оптимального, что свидетельствует о наличии избыточных мощностей.
Неценовая конкуренция Одной из характеристик монополистической конкуренции является дифференциация товара, которая заключается в том, что фирмы в отрасли производят похожие, но не идентичные товары, не абсолютные товары-субституты. Различия могут быть связаны с упаковкой, местоположением предприятия, сервисным облуживанием и т.д. Таким образом, важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Особое место в продвижении товара отводится рекламе. Рассмотрим влияние рекламной компании на объемы реализации продукции (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Влияние рекламы на объем реализации продукции
Предположим, фирма находится в точке A. Первоначальные издержки равны АTС1, а объем производства продукции Q1 согласно кривой средних общих издержек без проведения рекламы. Предприятие для расширения сбыта продукции проводит рекламную кампанию. В результате успешной рекламы объем продаж увеличивается до Q2 (точка B). При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (ATC2 < ATC1). Если рекламная кампания оказалась неудачной, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (поскольку ATC3 > ATC1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламой (точка C). Преимущества и недостатки
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.007 с.) |