Практическое применение теории эластичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое применение теории эластичности



 

Теория эластичности имеет большое практическое значение:

1) используя теорию эластичности, производители принимают правильные решения относительно ценовой политики;

2) применяя теорию эластичности, покупатели строят рациональное поведение при выборе товаров;

3) концепция эластичности важна для анализа проблем аграрного сектора экономики в виду неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию и необходимости вмешательства государства в данную отрасль;

4) теория эластичности имеет важное значение для анализа последствий налогообложения.

Последнее положение наглядно можно проследить на примере распределения налогового бремени между производителем и потребителем.

Предположим, государство вводит налог на единицу продукции (T), что сказывается на сдвиге кривой предложения влево вверх от S1 до S2.

Сумма налога распределяется между покупателями и производителями. При этом определение того, кто платит бóльшую часть налога, зависит от эластичности спроса и предложения.

Рассмотрим, как распределяется налоговое бремя при эластичном и неэластичном спросе (рис. 2.22).

 

 

а) б)

Рис. 2.22. Распределение налогового бремени в случае

эластичного (а) и неэластичного (б) спроса

 

При рассмотрении рис. 2.22 (а) видно, что в случае эластичного спроса (эластичность предложения имеет второстепенное значение) бóльшую часть налога выплачивает производитель, меньшую часть налога – покупатель (величина отрезка АВ больше отрезка ВЕ2).

При рассмотрении рис. 2.22 (б) видно, что в случае неэластичного спроса (эластичность предложения имеет второстепенное значение) бóльшую часть налога выплачивает покупатель, меньшую часть налога – производитель (величина отрезка ВЕ2 больше отрезка АВ).

В случае с эластичностью спроса существуют две крайние ситуации: первая – абсолютно эластичный, вторая – абсолютно неэластичный спрос (рис. 2.23).

 

 

а) б)

Рис. 2.23. Распределение налогового бремени в случае

абсолютно эластичного (а) и абсолютно неэластичного (б) спроса

В случае с абсолютно эластичным спросом (рис. 2.23, а) при введении налога потребители вообще не несут потерь (цена товара осталась неизменной), вся тяжесть налогового бремени ложится на плечи производителя.

В случае с абсолютно неэластичным спросом (рис. 2.23, б) при введении налога потери производителя будут равны нулю, поскольку потребитель будет оплачивать весь налог, проявляющийся в увеличении цены на величину налога.

Рассмотрим, как распределяется налоговое бремя при эластичном и неэластичном предложении (рис. 2.24).

 

 

а) б)

Рис. 2.24. Распределение налогового бремени в случае

эластичного (а) и неэластичного (б) предложения

 

При рассмотрении рис. 2.24 (а) видно, что в случае эластичного предложения (эластичность спроса имеет второстепенное значение) бóльшую часть налога выплачивает покупатель, меньшую часть налога – производитель (величина отрезка ВЕ2 больше отрезка АВ).

При рассмотрении рис. 2.24 (б) видно, что в случае неэластичного предложения (эластичность спроса имеет второстепенное значение) бóльшую часть налога выплачивает производитель, меньшую часть налога – покупатель (величина отрезка АВ больше отрезка ВЕ2).

В случае с эластичностью предложения существуют две крайние ситуации: первая – абсолютно эластичное, вторая – абсолютно неэластичное предложение (рис. 2.25).

В случае с абсолютно эластичным предложением (рис. 2.25, а) при введении налога производитель вообще не несет потерь, так как вся тяжесть налогового бремени ложится на плечи покупателя (цена товара увеличивается на величину налога).

В случае с абсолютно неэластичным предложением (рис. 2.25, б) при введении налога потери потребителя будут равны нулю, а производитель будет оплачивать весь налог.

 

 

а) б)

Рис. 2.25. Распределение налогового бремени в случае

абсолютно эластичного (а) и абсолютно неэластичного (б)

предложения

 

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии производителю.

Предположим, государство вводит субсидию (H), что сказывается на сдвиге кривой предложения вправо вниз от S1 до S2.

Сумма субсидии распределяется между покупателями и производителями. При этом определение того, кому достается большая часть субсидии, зависит от эластичности спроса и предложения.

Рассмотрим, как распределяется субсидия при эластичном и неэластичном спросе (рис. 2.26).

 

 

а) б)

Рис. 2.26. Последствия введения субсидии в случае

эластичного (а) и неэластичного (б) спроса

 

При рассмотрении рис. 2.26 (а) видно, что в случае эластичного спроса (эластичность предложения имеет второстепенное значение) бóльшую часть субсидии получает производитель, меньшую часть субсидии – покупатель (величина отрезка АВ больше отрезка ВЕ2).

При рассмотрении рис. 2.26 (б) видно, что в случае неэластичного спроса (эластичность предложения имеет второстепенное значение) бóльшую часть субсидии получает покупатель, меньшую часть субсидии – производитель (величина отрезка ВЕ2 больше отрезка АВ).

В случае с эластичностью спроса существуют две крайние ситуации: первая – абсолютно эластичный, вторая – абсолютно неэластичный спрос (рис. 2.27).

 

 

а) б)

Рис. 2.27. Последствия введения субсидии в случае

абсолютно эластичного (а) и абсолютно неэластичного (б) спроса

 

В случае с абсолютно эластичным спросом (рис. 2.27, а) потребители вообще не получают субсидии (цена товара осталась неизменной), всю сумму субсидии получает производитель.

В случае с абсолютно неэластичным спросом (рис. 2.27, б) всю сумму субсидии получает покупатель, что проявляется в снижении цены на величину субсидии, при этом субсидия для производителя будет равна нулю.

Рассмотрим, как распределяется субсидия при эластичном и неэластичном предложении (рис. 2.28).

При рассмотрении рис. 2.28 (а) видно, что в случае эластичного предложения (эластичность спроса имеет второстепенное значение) бóльшую часть субсидии получает покупатель, меньшую часть субсидии – производитель (величина отрезка ВЕ2 больше отрезка АВ).

При рассмотрении рис. 2.28 (б) видно, что в случае неэластичного предложения (эластичность спроса имеет второстепенное значение) бóльшую часть субсидии получает производитель, меньшую часть субсидии – покупатель (величина отрезка АВ больше отрезка ВЕ2).

 

 

а) б)

Рис. 2.28. Последствия введения субсидии в случае

эластичного (а) и неэластичного (б) предложения

 

В случае с эластичностью предложения существуют две крайние ситуации: первая – абсолютно эластичное, вторая – абсолютно неэластичное предложение (рис. 2.29).

 

 

а) б)

Рис. 2.29. Последствия введения субсидии в случае

абсолютно эластичного (а) и абсолютно
неэластичного (б) предложения

 

В случае с абсолютно эластичным предложением (рис. 2.29, а) производитель вообще ничего не получает, поскольку всю сумму субсидии получает покупатель (цена товара снижается на величину субсидии).

В случае с абсолютно неэластичным предложением (рис. 2.29, б) потребитель ничего не получает (цена товара осталась неизменной), при этом вся сумма субсидии получается производителем.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Принцип, в соответствии с которым при прочих равных условиях объем спроса на товар и цена товара обратно зависимы:

а) закон спроса;

б) закон предложения;

в) эффект дохода;

г) эффект замещения.

 

2. Влияние неценовых факторов спроса:

а) отражается движением вдоль кривой спроса;

б) отражается смещением кривой спроса;

в) отражается смещением кривой предложения;

г) никак не отражается на положении кривой спроса.

 

3. Увеличение размера пенсий способствует:

а) увеличению предложения;

б) уменьшению предложения;

в) увеличению спроса;

г) уменьшению спроса.

 

4. Снижение ставки подоходного налога способствует:

а) увеличению предложения;

б) уменьшению предложения;

в) увеличению спроса;

г) уменьшению спроса.

 

5. Спрос, обусловленный свойствами товара:

а) спекулятивный спрос;

б) нерациональный спрос;

в) социальный спрос;

г) функциональный спрос.

 

6. Эффект престижного, демонстративного потребления:

а) эффект сноба;

б) эффект присоединения к большинству;

в) эффект Веблена;

г) спекулятивный спрос.

 

7. Желание и возможность продавцов поставить на рынок товар или услугу по определенной цене в определенный момент времени:

а) спрос;

б) предложение;

в) объем спроса;

г) объем предложения.

 

8. Установите соответствие между видами спроса и их определениями.

а) экзогенный спрос; 1) спрос, образующийся внутри общества, благодаря факторам, существующим в данном обществе;  
б) эндогенный спрос. 2) спрос, изменение которого связано с вмешательством государства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка.

 

9. Принцип, в соответствии с которым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения:

а) закон спроса;

б) закон предложения;

в) эффект дохода;

г) эффект замещения.

 

10. Изменение цены товара оказывает влияние на изменение объема предложения и:

а) отражается движением вдоль кривой спроса;

б) отражается смещением кривой предложения;

в) отражается смещением кривой спроса;

г) отражается движением вдоль кривой предложения.

 

11. Уменьшение ставки налога на прибыль ведет к:

а) сдвигу кривой предложения влево;

б) сдвигу кривой предложения вправо;

в) сдвигу кривой спроса влево;

г) сдвигу кривой спроса вправо.

12. Если производители ожидают снижение цен на продукцию, то в настоящее время:

а) предложение уменьшится;

б) предложение увеличится;

в) предложение никак не изменится;

г) спрос увеличится.

 

13. Если цена товара выше равновесной цены, то возникает:

а) дефицит;

б) излишек;

в) равновесие;

г) эффект сноба.

 

14. Ситуация, при которой наблюдается совпадение планов покупателей и продавцов называется:

а) избытком товаров;

б) рыночным равновесием;

в) равновесной ценой;

г) равновесным объемом.

 

15. На рис. 1.30 представлено рыночное равновесие. Установите соответствие между отмеченными фигурами и отражающими их понятиями.

 

Рис. 2.30. Выигрыши покупателя и производителя

 

а) PmaxEPЕ; 1) излишек производителя;
б) PminЕРЕ; 2) издержки производства;
в) 0PminEQE. 3) излишек потребителя.

 

16. Устойчивое равновесие и затухающие колебания в паутинообразной модели достигаются при условии, если:

а) абсолютный наклон кривой спроса больше абсолютного наклона кривой предложения;

б) абсолютный наклон кривой спроса меньше абсолютного наклона кривой предложения;

в) абсолютный наклон кривой спроса равен абсолютному наклону кривой предложения.

 

17. Неустойчивое равновесие и взрывные колебания в паутинообразной модели достигаются при условии, если:

а) абсолютный наклон кривой спроса больше абсолютного наклона кривой предложения;

б) абсолютный наклон кривой спроса меньше абсолютного наклона кривой предложения;

в) абсолютный наклон кривой спроса равен абсолютному наклону кривой предложения.

 

18. Равномерные колебания вокруг рыночного равновесия в паутинообразной модели достигаются при условии, если:

а) абсолютный наклон кривой спроса больше абсолютного наклона кривой предложения;

б) абсолютный наклон кривой спроса меньше абсолютного наклона кривой предложения;

в) абсолютный наклон кривой спроса равен абсолютному наклону кривой предложения.

 

19. Мера реакции одной величины на изменение другой на один процент:

а) изменчивость;

б) эластичность;

в) гибкость;

г) неустойчивость.

 

20. Формула расчета коэффициента эластичности спроса по цене:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

21. Установите соответствие между значением коэффициента эластичности спроса по цене и видом ценовой эластичности спроса:

а) EDPX >1; 1) абсолютно неэластичный спрос;
б) EDPX = 0; 2) абсолютно эластичный спрос;
в) EDPX = ∞; 3) неэластичный спрос;
г) EDPX = 1; 4) единичная эластичность спроса;
д) EDPX < 1. 5) эластичный спрос.

 

22. Установите соответствие между значением коэффициента эластичности спроса по доходу и видом товара:

а) EDIn < 0; 1) низкокачественные товары;
б) 0 < EDIn < 1; 2) предметы роскоши;
в) EDIn > 1. 3) нормальные блага.

 

23. Установите соответствие между значением коэффициента перекрестной эластичности спроса и видами товаров по отношению друг к другу:

а) EDхPу < 0; 1) товары – субституты;
б) EDхPу > 0; 2) независимые товары;
в) EDхPу = 0. 3) комплементарные товары.

 

24. Верно ли следующее утверждение. Чем больше направлений применения данной продукции, тем эластичность спроса будет меньше:

а) да;

б) нет.

 

25. Верно ли следующее утверждение. Спрос на лекарства практически неэластичен:

а) да;

б) нет.

 

26. Установите соответствие между видом эластичности спроса и изменением общей выручки в результате снижения цены товара:

а) эластичный спрос; 1) выручка не изменяется;
б) неэластичный спрос; 2) уменьшение выручки;
в) единичная эластичность спроса. 3) увеличение выручки.

 

27. Формула расчета коэффициента эластичности предложения по цене:

а) ; б) ;

в) ; г) .

 

28. Верно ли следующее утверждение. Улучшение применяемой технологии не способствует росту эластичности предложения:

а) да;

б) нет.

 

29. Верно ли следующее утверждение. Эластичность предложения больше в долгосрочном периоде времени, чем в мгновенном и краткосрочном периодах:

а) да;

б) нет.

 

30. При введении государством налога на единицу продукции бóльшую часть налога выплачивает производитель в случае, если:

а) эластичный спрос (эластичность предложения имеет второстепенное значение);

б) неэластичный спрос (эластичность предложения имеет второстепенное значение);

в) эластичное предложение (эластичность спроса имеет второстепенное значение);

г) неэластичное предложение (эластичность спроса имеет второстепенное значение).

Контрольные вопросы

1. О чем говорят законы спроса и предложения?

2. Под влиянием каких факторов происходит смещение и движение вдоль кривых спроса и предложения?

3. Как образуются рыночный спрос и предложение на определенные товары?

4. Как достигается равновесие на рынке определенного блага?

5. Поясните понятия «равновесная цена» и «равновесный объем».

6. Поясните понятие рыночного равновесия. В чем отличие подходов к установлению равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу?

7. В каких случаях на рынке образуются дефицит и избыток товаров?

8. Что показывают излишки покупателя и продавца? Чем определяется их размер?

9. Что показывает эластичность применительно к спросу и предложению?

10. В чем практическое значение эластичности спроса по доходу?

 

 

Глава 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 4209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.093 с.)