Тема 9. Организация выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Организация выступления



- Условия речевой ситуации, влияющие на эффективность выступления.

- Специфика выступлений по степени подготовленности их содержания и формы.

- Рекомендации по общей манере выступления.

Последний этап подготовки выступления не менее ответственный, чем предыдущие. Если выступление плохо организовано, усилия спичрайтера пропадут даром; если все пройдет гладко, организационная деятельность спичрайтера, скорее всего, останется незамеченной, но это и будет свидетельством успеха.

Большое значение должен придавать спичрайтер тому, где будет произноситься речь и при каких условиях. Когда руководитель готовится выступить на чужой территории, спичрайтеру необходимо заранее увидеть помещение, где будет произ­носиться речь, узнать, какое там освещение, температура, есть ли там подиум, трибуна. Не желательны возможные посторонние звуки (шум от кондиционера или с улицы через открытое окно и т.п.).

Следует позаботиться о том, чтобы аудитория была проветрена. Большее чем требуется помещение негативно сказывается на эффективности публичного выступления, так как не плотная рассадка слушателей (выбирающих в таких случаях боковые места и задние ряды) затрудняет установление контакта оратора с его аудиторией.

Важно учитывать время, когда должно состояться публичное выступление. Для произнесения публичной речи лучшим временем считается утро. Если речь идет о выступлении на конференции, митинге, презентации, то важно знать в какой части общественного мероприятия она будет произноситься, поскольку по мере приближения к перерыву интерес слушателей к выступлению может снижаться. Если выступление назначено сразу же после перерыва, оно должно быть эмоциональным, по возможности более кратким, так как именно после перерыва внимание аудитории еще не сконцентрировано.

Необходимо удостовериться в том, что в помещении имеются все не­обходимые технические средства, что они находятся в исправном состоянии и компьютерные файлы (при использовании PowerPoint) отображаются правильно. Несовпадение кодировки кириллицы может превратить весь текст слайдов в вопросительные знаки, что приведет к провалу выступления, а неполадки с микрофоном могут осложнить общение с аудиторией, особенно если присутствует несколько сотен слушателей.

Необходимо заранее познакомиться с представителями принимающей стороны. Надо выяснить, что будет происходить до и после выступления, кто еще будет произносить речи, представлять оратора. Полезно написать текст для представляющего и заранее вручить ему этот текст. Так обеспечивается точность фактической информации (имя, должность, титулы, биографические данные оратора) и расставляются нужные акценты.

Если в зале не хватит места для всех приглашенных или негде распо­ложить телекамеры, если будет душно или недостаточно светло, в этом, казалось бы, нет вины спичрайтера. Тем не менее, лучше проследить за тем, чтобы подобных проблем не возникло, иначе физический дискомфорт слушателей негативно повлияет на восприятие речи и цель выступления не будет достигнута.

В зависимости от степени подготовленности содержания и формы выступления различаются речи полностью подготовленные, частично подготовленные и не подготовленные.

Полностью подготовленная речь – это, по сути, речь заученная, когда говорящий знает не только то, о чем он будет говорить (содержание речи), но и как он будет это делать (ее форму). Такой тип речи, прежде всего, рекомендуется для политических коммуникаций, и особенно для начинающих политиков. Это поможет избежать различных трактовок текста речи, исполненной неопытным оратором.

Заученная речь лишена непринужденности, естественного характера ее исполнения. При произнесении заученного текста оратор часто не думает о том, что он говорит. Одним из главных недостатков данного типа речи является затрудненность возможности вносить изменение в текст речи, которые возникают при личном контакте говорящего с аудиторией.

Не совсем оптимально и простое чтение речи. Чтение ранее написанного текста создает барьер между аудиторией и говорящим, лишает их непосредственного контакта.

Неподготовленное выступление – публичная речь, произносимая экспромтом. Для такого выступления – когда оратор заранее не знает, ни что будет говорить, ни тем более как – требуется иметь профессиональный опыт, интеллект, определенные волевые качества.

Частично подготовленная речь оптимальный вариант публичного выступления. В этом случае оратор должен хорошо владеть материалом, а форма его исполнения будет зависеть от конкретных условий, при которых будет произноситься речь. При этом конкретные факты могут считываться с подготовленных материалов, с карточки цитат, статистического материала или текста официального документа, что только придает дополнительную убедительность выступлению.

Полный текст речи рекомендуется печатать так, чтобы оставались широкие поля для заметок и примечаний. Нижняя четверть страницы также не должна быть заполнена текстом, чтобы оратор при чтении речи не опускал глаза. Листы текста речи скрепляются так, чтобы при выходе к аудитории оратор мог эти листы спокойно раскрепить. Свешивающиеся с трибуны страницы текста речи могут вызвать у слушателей негативное отношение к оратору.

Если речь подготовлена в виде тезисов, они должны быть записанными на карточках, которые необходимо обязательно пронумеровать. Используется только одна сторона карточки. Кроме собственно тезисов, на карточках нужно записать весь фактологический, иллюстративный материал: цифры, примеры, цитаты. Цифры в рукописи должны быть написаны прописью. Оратор, произносящий речь по карточкам, производит на аудиторию впечатление человека, хорошо владеющего материалом.

При возможности необходимо провести репетицию выступления, для того чтобы запомнить идеи, а не отдельные высказывания, слова. Хорошо «проговорить» сильные позиции текста – вступления и заключения.

Рекомендуется прочитать полностью текст выступления, чтобы уточнить время звучания речи. При темпе 120 слов в минуту одна машинописная страница прочитывается примерно за две минуты. Если оратор слишком быстро произносит свою речь, можно посоветовать ему замедлить темп произношения за счет четкого и ясного произнесения всех звуков в словах.

Для того чтобы «облегчить» восприятие звучащей речи, нужно использовать такие приемы, как понижение или повышение силы голоса, изменение темпа и тембра речи, паузы. Основной тезис выделяется с помощью интонационных средств. Важно помнить и о такой голосовой характеристике, как возможность охвата голосом всего помещения, где выступает оратор. Где это возможно, лучше произносить речь без микрофона – это в большей степени формирует имидж говорящего как уверенного человека. Спичрайтер должен оценить возможности голоса спикера с этой точки зрения – для возможных рекомендаций по произнесению речи.

Спичрайтер должен помочь оратору выбрать общую манеру исполнения речи, адекватную форму поведения во время выступления.

В самом начале выступления делается маленькая пауза, необходимая для того, чтобы слушатели сконцентрировали свое внимание. Кроме того, такие паузы, как считают психологи, позволяют выглядеть оратору уверенным и авторитетным.

Зрительный контакт со слушателями не должен превышать 3–4 секунд концентрации внимания на одном слушателе. Длительный по времени взгляд, обращенный к одному слушателю, может быть расценен как агрессия, определенного рода вызов. В случае большой аудитории рекомендуется разбить ее на несколько частей-секторов и во время выступления переводить взгляд с одной части на другую.

Если есть зрительный контакт, значит, аудитория будет слушать спикера более внимательно, так как при таком контакте создается впечатление, что мнение аудитории о предмете речи важно для выступающего. Установлению зрительного контакта мешает удаленность оратора от аудитории, «бегающий» взгляд выступающего, слишком яркое освещение сцены и чтение текста речи по бумажке.

Во время выступления могут возникать различные неприятные для оратора ситуации. Поэтому задача спичрайтера дать оратору советы – как вести себя в таких ситуациях.

Бывают случаи, когда оратор может потерять мысль своего выступления. В таких случаях следует сохранять спокойствие, постараться вспомнить предыдущие слова высказывания и связать их в высказывании примерно такого плана: «Хочу еще обратить ваше внимание на следующее», «Теперь хочу привести такой пример». В это время оратор должен постараться найти в самом тексте речи или ее конспекте то место, на котором прервалась его речь.

Возможные мелкие оговорки в ходе выступления не следует исправлять и, тем более, обращать на свои ошибки внимание аудитории. Мелкие оговорки могут даже иногда украсить речь, придав ей искренность и спонтанность. Однако если оговорка искажает смысл произносимого текста, следует уточнить, что имел в виду оратор в момент оговорки.

Нужно быть готовым к вопросам и к дискуссии, если оратор работает в недоброжелательной аудитории. В этом случае полезно выявить как можно больше вопросов, которые могли бы возникнуть у аудитории и выстроить тактику ответов на них.

Целесообразно отвечать на вопросы после окончания речи, а не во время ее произнесения. На вопросы, возникшие в ходе выступления, лучше реагировать краткими репликами. Отвечать на любые, как дружественные, так и провокационные вопросы следует спокойно, с готовностью и улыбкой, и по существу. Следует помнить, что отвечает оратор не столько лицу, задавшему вопрос, сколько всей аудитории в целом.

Оратор должен быть готов к различного рода неожиданностям (микрофон сломался перед выступлением, в жарком душном зале отказал кондиционер и т.д.) В подобных случаях следует соблюдать спокойствие духа и адекватно, с юмором реагировать на неожиданные ситуации.

Используя наглядные материалы, оратор должен обращаться к аудитории, а не к наглядному пособию. Как только информация, изображенная на наглядном пособии, «отработана», это пособие необходимо убрать или отвернуться от него, чтобы оно не отвлекало внимание аудитории.

В случае технической неполадки нужно быть готовым и к тому, чтобы произнести речь без опоры на наглядные материалы.

Следует заблаговременно побеспокоиться о раздаточном материале (справочные материалы, листовки, буклеты) и подготовить его в достаточном количестве, продумать, каким образом слушатели смогут его получить. Раздавать такие материалы полезно тогда, когда они потребуются, чтобы у слушателей имелся к ним интерес.

Если организаторы или слушатели хотят сделать аудио- или видеозапись выступления, они должны получить на это разрешение и согласие выступающего.

Спичрайтер должен присутствовать на мероприятии, в ходе которого произносится речь. Возможно, в последний момент потребуется внести в текст речи изменения, чтобы ответить на выступление предыдущего оратора или учесть внезапно изменившуюся ситуацию. Спичрайтеры Б.Н. Ельцина с гордостью вспоминают, как им удалось мгновенно отреагировать на начало ледохода на Амуре за несколько минут до выступления Президента в Хабаровске: «Маленький штрих оказался очень важным и сработал на успех выступления» [Ильин, Кадацкий, Никифоров, Пихоя]. Присутствуя при произнесении речи, спичрайтер имеет возможность следить за реакцией аудитории и оценить успешность всей речи или ее фрагментов.

По словам эксперта, «после завершения выступления ваша работа только начинается. Вы должны подготовить аудио- и печатные пресс-релизы о том, что было сказано во время выступления, с тем чтобы информация об этом прошла в соответствующих печатных изданиях или на радиостанциях. Телевизионные каналы должны получить видеозапись, которую можно будет использовать в новостях» (Уилкокс Д.). Кроме того, при наличии видеозаписи спичрайтер и оратор смогут впоследствии детально проанализировать достоинства и недостатки выступления.

 

Вопросы для самопроверки

1. На что должен обратить внимание спичрайтер при организации выступления?

2. Назовите типы речи по степени подготовленности?

3. Когда заканчивается работа спичрайтера с клиентом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.011 с.)