Тема 3. История возникновения и современное состояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. История возникновения и современное состояние



Спичрайтинга

Цель – получить представление об истоках, этапах развития и современном состоянии спичрайтинга, познакомиться с текстами выдающихся ораторов прошлых эпох и современности; провести сравнительный анализ текстов различных периодов, овладеть основами работы спичрайтера с источниками информации, закрепить навык библиографирования источников.

Ключевые понятия: античная риторика, спичрайтинг, ораторское искусство.

Вопросы:

1. Возникновение и развитие античной риторики.

2. Риторика в эпоху Средневековья, Возрождения. Кризис риторики в XIX в. и её возрождение в ХХ в.

3. Становление спичрайтинга как одного из звеньев ораторского искусства.

4. Особенности развития ораторского искусства и спичрайтинга в России.

Задания:

1. Подготовьте доклады на темы выборочно с 1 по 26 (см. Методические рекомендации по самостоятельному изучению тем).

2. Знакомство с классическими речами.

Каждый студент должен самостоятельно выбрать 2 текста публичной речи выдающихся ораторов прошлых эпох и современности (на занятие необходимо принести ксерокопию текста). Ознакомьтесь с выбранными текстами и попытайтесь провести анализ текстов различных периодов по критериям: информативность на уровне фактов, выводов, подходов, аргументированность, выразительность и эмоциональность речи (используйте формы анализа публичных речей). С целью пополнения своего ораторского словаря выпишите из текстов примеры оригинальных ораторских приемов (слов, оборотов, тропов, фигур и т.п.) для дальнейшего использования в собственных текстах речей. Подумайте, в чем отличие античной риторики от современного спичрайтинга и как они взаимосвязаны?

3. Начните составлять картотеку источников, оформляя каждый источник на отдельной карточке согласно всем библиографическим требованиям. К концу семестра в картотеке каждого студента должно быть не менее 50-ти источников, оформленных согласно ГОСТ.

Рекомендуемая литература: [3], [4], [33], [53], [59].

Тема 4. Основные этапы подготовки публичной речи

Цель – систематизировать знанияо видах публичной речи, получить представление об этапах подготовки речи и стратегических установках; овладеть техникой работы с источниками; выработать навык выступления с опорой на тезисный план.

 

Ключевые понятия: виды публичной речи, речь информационная, убеждающая, специальная, протокольная, траурная, торжественная, неформальная, стратегическая установка, речевая ситуация,

Вопросы:

1. Виды публичной речи, используемые в связях с общественностью. Информационная речь, убеждающая речь, специальная речь. Разновидности специальной речи: протокольная, траурная, торжественная и неформальная.

2. Классификация публичной речи по степени подготовленности.

3. Технологическая цепочка подготовки публичного выступления.

4. Выработка стратегических установок в зависимости от речевой ситуации. Изучение характеристик целевой аудитории. Формулирование темы и идеи речи.

5. Техника работы с источниками.

6. Композиция речи. Три теории диспозиции: теория выдвижения, теория расположения доводов и теория частей ораторской речи.

7. Требования к вступлению, основной части и заключению речи. Разработка «модулей» речи как возможность её вариативности.

Задания:

1. Определите в каждом из предложенных случаев вид публичной речи и сформулируйте ее конкретную цель. Коротко опишите повод выступления и аудиторию, где они (эти речи) были бы уместны. Укажите, сколько времени займет каждая речь.

- Если мы не будем управлять своими привычками, они будут управлять нами.

- Выдувание стекла – трудная, но интересная работа.

- Образцовый город современности – Стокгольм (Швеция).

- Обращаясь к врачу сегодня, ты сохраняешь свою жизнь завтра.

- Творить добро, не ожидая награды, – отличительная черта христианского характера.

- Ныне наша страна вступает в эру владычества доллара.

- Современный Дон-Кихот.

- Пять нетрудных шагов, ведущих к замужеству.

- Что вдохновляет политика.

- Доброе старое время.

- Даешь бесплатные школьные завтраки!

2. Изучите предложенные вам публичные речи, в каждом случае определите их вид и целеустановку. Проанализируйте и оцените их состояние по предлагаемым Формам (см. Формы анализа речи).

 

Текст 1

Брось сигарету!

Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.

Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1 % определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-ный раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесе­ния малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентра­ция никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же ее наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд – все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 грамм баклажанов со­держит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.

(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой

или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49 )

 

Текст 2

Уважаемый товарищ президент! Уважаемые товарищи депутаты!

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова культура. <...>

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и т.д.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны.

(Начало речи Д.С. Лихачева на I съезде

народных депутатов СССР, 1989 г.)

Текст 3

…Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.

Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…

…Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей. Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.

И наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.

Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской дея­тельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.

(Выступление П.Л. Капицы на вечере выпускников Московского

физико-технического института в 1964 году)

 

 

Текст 4

Кювье и эволюционное учение

Знаменитый французский зоолог Жорж Кювье (G. Cuvier, 1769–1832), как известно, был противником эволюционного учения. Кювье считал, что эволюционный подход к зоологии родствен метафизике натурфилософов, которую он терпеть не мог. Он отрицал концепции эволюционистов как набор необоснованных беспочвенных басен, оспаривая их право называться учеными. Кювье утверждал, что сторонники эволюционной модели развития не могли привести в качестве доказательства ни одного факта переходных форм между видами, показывающего превращение одного вида в другой. В качестве примера постоянства видов Кювье указывал на мумии кошек, обезьян, ибисов и других животных древнего Египта, ничем не отличающихся от животных тех же видов, ныне обитающих в этой стране.

Вот почему отношение Кювье к эволюционному учению часто оценивалось как свидетельство его «консервативности» и даже «реакционности». Однако основательное изучение трудов этого ученого показывает, что далеко не все его идеи были вредны и консервативны. Более того, можно говорить о том, что, проведя систематические исследования важнейших областей зоологии, Кювье создал предпосылки для построения эволюционного учения в его современном виде. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже краткого ознакомления с основными тезисами его трудов. Кювье стал первым ученым, соотнесшим строение отдельных органов и их систем животных с их функцией. Рассматривая черепа животных, секторы их щупалец, исследуя дефекты кости, он мог на основании принципа корреляции восстанавливать строение всего животного, которому принадлежал исследуемый орган. Применение этого метода к ископаемым, совершенно неизвестным животным, и, тем самым, как бы «воскрешение» их поражало современников. Капитальным трудом Кювье, приобретшим широкую известность, стали «Исследования ископаемых костей четвероногих», в 4 томах (1812 г.) и в 7 томах (в издании 1825 г.). Его «Лекции по сравнительной анатомии» в 5 томах (1800–1805 гг.) начали новую эпоху в развитии этой науки.

Текст 5

...Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом.

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех – и белых, и красных. Ведь все мы – россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.

Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!

(Герасименко Н.Ф. Здоровье населения как фактор

обеспечения национальной безопасности России //

Российские медицинские вести. 1997. № 3. С. 5–14 )

 

3. Оцените информативность и информативную обеспеченность всех предложенных выше текстов. Установите в текстах соотношение содержательно-фактуальной (СФИ) и содержательно-прагматической информации (СПИ); обоснуйте полученные выводы.

4. Определите стратегические установки для будущего выступления с учетом конкретной речевой ситуации. Выберите тему, интересную для потенциальной аудитории, и сформулируйте идею речи. Проведите анализ вашей целевой аудитории по критериям, предлагаемым В.В. Данилиной, и объясните, почему вами были выбраны именно эти тема, вид и цель публичной речи. Составьте список источников информации, которые целесообразно использовать при подготовке текста планируемого выступления (см. Домашнее задание 2). Определите, какая схема расположения доводов (амплифицирующая, шоковая или стратегия маневра) будет наиболее эффективной для данной слушательской аудитории.

5. Выберите тему речи (в соответствии с предложенной ниже цитатой, афоризмом или поговоркой), подготовьте тезисный план выступления (см. Виды планов в Методических рекомендациях по самостоятельному изучению тем) и выступите с речью на 2–3 минуты. Примеры тем: «Самое трудное для человека – признать, что он не в центре мироздания, а на его периферии» (Сомерсет Моэм), «Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств» (Козьма Прутков), «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» (Лев Толстой), «Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних» (Ларшофуко), «Кто любит свою собаку, должен любить и её блох» (мудрость индейцев банту).

Рекомендуемая литература: [3], [25], [70], [79].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.96.213 (0.031 с.)