Определение цели выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение цели выступления



1) информация: информационная речь должна быть рациональной и учитывать особенности аудитории. Успех информационной речи достигается безупречной аргументацией, подробным анализом причинно-следственных связей, последовательностью изложения мыслей;

2) анализ проблемы, прогнозы, оценки, разные мнения и др.;

3) убеждение: убеждающая речь должна быть эмоциональной и ориентироваться на эмоции слушателей;

4) примеры, аргументация, влияние на точку зрения и др.

4. Сбор и анализ необходимой информации, подготовка тезисов.

Несколько иную процедуру подготовки к публичному выступлению предлагает Х. Леммерман.

 

Этапы подготовки к выступлению (традиционная схема) Этапы подготовки к выступлению (по Х. Леммерману)
Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления Сбор материала
Сбор материала Отбор материала и его организация
Составление рабочего плана Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)
Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)
Написание вступления и заключения Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)
Редактирование текста выступления Формулирование вступления и заключения
Запоминание основного плана выступления Общий контроль
Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись) Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)
  Мысленное освоение
  Риторическое освоение (проба речи)

 

В работах отечественных спичрайтеров-практиков представлена следующая технология спичрайтинга:

Первый этап спичрайтинга – изобретательство. Этот этап включает поиск послания, аргументации, доказательств – фактически основного содержания речи.

Необходимо собрать всю возможную информацию об обстановке самого выступления и о характере аудитории. Есть несколько источников информации о ней: сами организаторы мероприятия, данные из списка зарегистрированных избирателей, знакомство с местным медиа-рынком.

Нужно определить тему и идею речи. В этом случае спичрайтер должен консультироваться с выступающим. Какова главная идея, которая должна быть доведена до аудитории? Будет ли эта идея воспринята? Дает ли главная тема возможность развивать ее на протяжении всей речи? Совпадает ли центральное послание готовящейся речи с общей медиа-стратегией политической кампании?

Следующим шагом является сбор доказательств и необходимой для речи информации. Статистика, авторитетные исследования, неоспоримо подтверждающие основную идею речи, драматические истории и политические анекдоты усиливают золотое правило Парето – только 20 % услышанной информации усваиваются аудиторией.

На этапе подготовки к написанию речи руководитель должен обязательно предоставить спичрайтеру следующую информацию:

- название совещания или его тему;

- точную формулировку темы выступления;

- жанр выступления: доклад, презентация, приветственное слово и т. п.;

- точный хронометраж выступления;

- краткую характеристику аудитории (примерное количество слушателей, наличие или отсутствие представителей СМИ, высокопоставленных лиц и т. п.);

- срок написания первого варианта речи и дату его обсуждения;

- моменты, которые обязательно должны войти в речь (факты, статистика, достижения, проблемы и т. п.);

- моменты, на которых необходимо акцентировать внимание аудитории;

- моменты, о которых не следует упоминать в речи.

Отсутствие у спичрайтера информации хотя бы по одному из перечисленных параметров может существенно затруднить его работу.

Спичрайтер должен быть обеспечен любой статистической, аналитической, справочной информацией по теме выступления. Поэтому все соответствующие отделы и подразделения ведомства или организации должны быть готовы к совместной работе с этим специалистом: знать, в чем состоит его работа, какие материалы могут ему понадобиться, как интерпретировать те или иные статистические данные.

Руководитель должен свести к минимуму срочность написания речи. Ведь чем больше у спичрайтера времени на подготовку текста, тем эффективнее получается выступление. Нормальное время подготовки двадцатиминутного доклада – неделя. Однако на практике спичрайтерам приходится часто работать по ночам, из-за того что шеф «неожиданно вспомнил», что завтра должен выступать на совещании с докладом. Конечно, качество такой «сверхсрочной» речи, скорее всего, будет не самым лучшим. Залог успешной речи – совместная работа спичрайтера и спикера. Их вдумчивое, проблемное отношение к содержанию и форме устного публичного выступления способно создавать речи, ориентированные на внутренний диалог с аудиторией, а значит, способные достигать успеха среди самых разных слушателей.

Второй этап – организация. Аудитории обычно не слишком хорошо слушают ораторов – особенно выступления политиков. Один из способов максимизировать способность аудитории слушать – это ясно структурировать послание оратора.

Вступительная речь должна быть впечатляющей и цельной; во вступлении нужно выразить соответствующие благодарности и постараться привлечь внимание аудитории. Нужно дать аудитории ясно почувствовать цель речи и ясно структурировать основные мысли.

Структуризацией речи занимается диспозиция – учение о композиции речи.

Схематически структуризацию речи можно представить следующим образом: сначала надо нарисовать на бумаге дом: крыша - главная мысль, окна - три аргумента (два не убедят, четыре - забудут), фундамент - анекдоты, цифры, примеры. Необходимо выстраивать «гуманистичные» короткие предложения не более чем на 20 минут. Аргументация должна быть направлена и на разум, и на чувства, так как работает обязательное правило: только от логики устаешь, одни эмоции недоказательны. В качестве примера политологи советуют сравнить речи эксцентрика Жириновского и «сухого» Гайдара. Но, главное, выработать у оратора навык строгого следования схеме. «Забавный был момент, когда однажды Билл Клинтон рассказывал по такой схеме о политике США в тихоокеанском регионе. И вдруг какой-то журналист спрашивает: «А плавки какой фирмы вы предпочитает носить?» Клинтон, не моргнув глазом, отвечает, что люблю, дескать, белье такой-то фирмы, оно удобное, долговечное, вам рекомендую. И дальше, как ни в чем не бывало, о тихоокеанском регионе», - рассказал спичрайтер Дмитрий Бороздин.

Третий этап – язык. В первую очередь необходимо уметь использовать изобразительно-выразительные средства языка (фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения). Какой эффект был бы, если бы Джон Кеннеди сказал: «Итак, мои дорогие соотечественники, я призываю вас задуматься и дать себе ответ на вопрос, что вы можете сделать для своей страны, вместо того, чтобы попытаться выяснить, что государство может предоставить вам». Или если бы Энн Ричардс сказала: «Бедный Джордж Буш. Мы должны простить ему его неспособность понять трудящихся американцев, так как он родился богатым и никогда не испытывал ни в чем нужды или недостатка». Запомнился бы вызов Рональда Рейгана Михаилу Горбачеву, если бы он сказал: «Господин Горбачев, пришло время убрать эту стену, разделяющую нас, и позволить миру и демократическим свободам господствовать снова на всем европейском континенте»? Кеннеди, Ричардс, Рейган и многие другие политики (и их спичрайтеры) добились успеха именно потому, что они понимали разницу между текстом, написанным для восприятия на слух и текстом, написанным для чтения.

Речь должна быть услышана в потоке других речей. Например, высказывание Уинстона Черчилля «умиротворять агрессора – значит кормить крокодила в надежде, что тебя он съест последним» имеет больше шансов запомниться, чем обыденная фраза на эту же политическую тему – «умиротворять агрессора – только оттягивать момент его агрессивных проявлений».

В процессе написания речи нужно учитывать и ее звуковую составляющую. С помощью звуковых повторов (аллитерация, ассонанс) достигается выразительность. Русское «пришел, увидел, победил» звучит значительно слабее латинского оригинала veni, vidi, vici, потому что содержит более слабый звуковой повтор. Отсюда следует, что в политическом спичрайтинге звуковым повторам место, прежде всего, в лозунгах, призывах, девизах, слоганах.

Аллитерация (повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов) - это основной элемент фоники, подсознательно привлекающий внимание слушателя (или читателя, который мысленно произносит читаемый текст) и заставляющий его с особым вниманием воспринять данный фрагмент, часто не отдавая себе отчета в том, почему же в памяти осталась именно эта мысль. Во многих учебниках и монографиях в качестве классического примера аллитерации приводится знаменитая пушкинская строка, в которой все четыре слова начинаются на «п», и при этом в трех из них в начале или близко к началу встречается «р»: «Пора, перо покоя просит…»

Действительно, гениальное использование аллитерации. А вот цитата из послания Президента Федеральному собранию: «Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований – уже проверенных практикой последних четырех лет - является основой нашего дальнейшего стабильного развития». Присмотревшись повнимательнее, можно заметить, что из восьми первых слов, которыми начинается фраза, произнесенная президентом, пять (!) начинаются на «пр». И еще в двух звучит «р». Такая фраза (а точнее, ее первая и ключевая, с точки зрения общего смысла текста, часть) с гораздо большей вероятностью запомнится слушателям, причем почти все, кто запомнит эту мысль, не смогут назвать истинную причину, по которой они выделили эти слова из всего текста.

Яркий пример использования аллитерации представляет собой знаменитый лозунг «Вся власть Советам». Звуки [в] и [c] повторяются в каждом слове.

Звуковой ряд способен усиливать изобразительность. В языке есть особые звукоподражательные слова – ономатопеи («мяукать», «свист», «визг»). Помимо прямого звукоподражания, звуковая материя используется и для передачи определенного настроения. Способность отдельных звуков соотноситься с определенным значением, обычно эмоциональным, получила название звукового символизма. Некоторые звуки, при избыточном их употреблении, действительно могут вызывать устойчивые ассоциации с тем или иным эмоциональным аспектом: [р] – угроза, [м] и [л] – умиротворенность, [у] – уныние и т.д. Напряженный звук [и] в первой речи Цицерона против Катилины передает возмущение оратора. Речь буквально переходит в визг, когда он спрашивает у сената: «И этот человек жив?» [3].

Все эти приемы и фигуры речи составляют аппарат спичрайтинга и являются одним из видов нейро-лингвистического программирования.

Четвертый этап – запоминание и исполнение. Спичрайтеры понимают своего оратора. Они знают, как он говорит, какой по величине текст он может запомнить, слова, которые он не может выговорить, интонации, которые он предпочитает. Так, оратору без выразительных интонаций не нужно давать речь с большим количеством повторений или параллелизмов. Спичрайтер должен всегда помнить о связи между искусством составления и исполнения перед аудиторией. Здесь спичрайтинг оформляется в публичное выступление, с помощью которого можно оценить работу спичрайтера.

Спичрайтеры – исследователи публичных выступлений, они изучают все классические речи, известные нашей культуре, объем которых значительно больше, нежели инаугурационное обращение Джона Кеннеди или речь Мартина Лютера Кинга («У меня есть мечта»). Выяснение того, как в прошлом ораторы и спичрайтеры справлялись с разного рода затруднительными ситуациями, в которых произносились речи, - это верное средство, чтобы найти наилучший подход к современным ситуациям, требующим от политика выступления.

Особое внимание следует уделить речи у микрофона, так как при подготовке публичного выступления спичрайтеры должны учитывать характерные особенности этого типа в своей работе. По мнению архиепископа Мэджи, существует три категории ораторов: «Одних можно слушать, других слушать нельзя, третьих нельзя не слушать». От голоса зависит, можно ли слушать выступающего или нет.

Например, в речи у микрофона проявляются все речевые дефекты: сигматизмы (нарушения произношения шипящих и свистящих), ротацизмы (нарушения произношения звука [р]), ламбдацизмы (нарушения произношения звука[л]), хитизмы (нарушения произношения звуков [к], [г], [х]), йотацизмы (нарушения произношения звука [йот]). В таких случаях спичрайтер должен работать так, чтобы скрыть эти дефекты, потому что они могут играть отрицательную роль в восприятии оратора аудиторией.

Помимо всех вышеописанных компонентов, публичное выступление должно учитывать и культуру речи. Владение правильной речью относится к дориторическому уровню речевой культуры. Это один из обязательных аспектов публичного выступления, которые должен учитывать спичрайтер.

В России остро стоит вопрос культуры речи. Избиратели наблюдают постоянные дебаты в парламенте по закону «О русском языке». В стране происходит реформация экономического сектора, а культуру речи всегда оставляют «на потом». Но, как бы то ни было, существуют и всегда будут существовать определенные правила культуры речи в публичном выступлении. Нельзя использовать ненормативную лексику, жаргоны, сленг и грубые просторечия. Литературный язык богат и имеет в наличии множество эвфемизмов, то есть их смягченных заменителей. Грубость нелитературных форм языка, их низкая различающая способность – это естественное препятствие для проникновения этих форм в риторику. Желание быть «демократичным», говорить на одном языке с аудиторией зачастую приводит к нарушению риторических норм. Дополнительный мотив для введения их в речь – создание комического эффекта. Но для того, чтобы правильно пользоваться различиями литературных и нелитературных форм, спичрайтеру и оратору надо хорошо чувствовать, где эти различия проходят.

Еще одна проблема культуры речи публичных выступлений – ударение. Нормы ударения нарушаются повсеместно и, причем, людьми в целом грамотными. Здесь действует тот же закон, что в сфере медицины, как подметил Козьма Прутков: «Все говорят, что здоровье дороже всего, но никто этого не соблюдает».

Работа спичрайтера сопряжена с работой имиджмейкера, так как одной из его задач является создание речевого имиджа своему клиенту. Речевой имидж – это не данная природой внешность, которую невозможно или, по крайней мере, очень трудно изменить. В руках умелого спичрайтера он поддается коррекции и трансформируется с учетом потребностей и задач, которые стоят перед политиком. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые – тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, т.е. фонетические и лексические особенности. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Цель работы спичрайтера, трудящегося над речевым имиджем – сделать речь заказчика узнаваемой.

Владение речью является важной профессиональной составляющей человека. В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на первом месте стоит способность к устной коммуникации (83 %). Далее следуют: чувство ответственности (79 %), собранность, внутренняя дисциплина (65 %), энергичность (53 %), организаторские способности (42 %), внешние данные (30 %), инициативность, творческий элемент (19 %) [22, с. 121].

Кроме того, восприятие вербального сообщения зависит и от других компонентов: эмоциональная оценка сообщения на 55 % зависит от мимики докладчика, на 38 % от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7 % – от лексического наполнения доклада [22, с. 125].

Элери Сэмпсон приводит результаты исследований, в соответствии с которыми определены характеристики, позволяющие нам принимать решение о человеке при первой встрече:

содержание – 7 %,

голос - 38 %,

внешность - 55 % [66, с. 27].

Не только язык одежды, но и те или иные характеристики голоса становятся основными для нашего решения, кто есть кто перед нами (о технике речи см. Приложение 4, критерии оценки речи оратора см. Приложение 5).

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите 10 шагов написания хорошей речи.

2. Какие этапы включает в себя схема подготовки к выступлению Н.Н. Кохтева?

3. Какова общая технологическая цепочка подготовки публичного выступления?

4. Чем отличается схема подготовки к выступлению по Х. Леммерману от традиционной?

5. Охарактеризуйте этапы технологии спичрайтинга отечественных спичрайтеров-практиков.

6. Что входит в аппарат спичрайтинга?

7. В чем заключается работа спичрайтера над речевым имиджем оратора?

 

Тема 4. Подготовка к публичному выступлению.

Этап интервью

- Главный принцип спичрайтинга.

- Специфика жанра интервью, его виды.

- Психолингвистические основы подготовительного этапа спичрайтинга.

- Понятие психогеометрического типа личности и ее характеристик. Методика проведения психогеометрического теста клиента.

- Общие рекомендации по подготовке текста и клиента к публичному выступлению на начальном этапе.

Прежде чем писать речь для другого человека, необходимо выяснить, каковы цели самого выступающего, как он видит свои отношения с аудиторией и возможности их развития, что он хотел бы сказать, какие примеры из личного опыта привести. Главный принцип спичрайтинга можно сформулировать так: подлинным автором написанного текста должен быть сам выступающий, спичрайтер лишь излагает на бумаге то, что выступающий сказал бы данной аудитории сам, если бы у него было время на подготовку и специальные навыки. Именно поэтому подготовка речи начинается с интервью с выступающим, а в дальнейшем с ним согласуются черновой и окончательный варианты текста речи.

Такие встречи спичрайтера с клиентом необходимы. Спичрайтеры Б. Ельцина пишут: «Прежде всего, должна быть гарантирована прямая связь спичрайтеров с руководителем. Если ее нет, если вся работа организуется исключительно через посредников, тем более – через многоступенчатую систему посредников, никакой надежды на позитивный результат быть не должно».

Интервью (англ. interviev) представляет собой беседу с интервьюируемым (представителем компании, отдельным человеком, группой лиц), протекающую в режиме интерактивной модели коммуникации, где участники, меняясь ролями, выступают то в качестве источника информации, то ее реципиента, содержание которой представляет общественный интерес, оформлено в виде текста, радиозаписи, телезаписи и предназначено для передачи в СМИ: публикации в прессе, передачи по радио или телевидению. Этот материал может быть построен как ответ на один или несколько вопросов, интересных для общественности. В нем журналист фокусирует внимание на актуальных проблемах современности, а представитель компании предоставляет на них ответы.

Интервью может быть информационным, несущим в себе сообщение о факте, отвечающим при этом на вопросы: кто, что, где, когда.

Интервью может быть аналитическим, содержащим анализ факта, отвечающим при этом на вопросы: почему, каким образом, что это значит и т.д.

Если говорить об интервью, необходимом для подготовки текста последующего выступления, то это интервью целенаправленное, обеспечивающее наиболее прямой путь, чтобы определить, получить всю необходимую информацию.

Среди задач, которые решаются в ходе проведения интервью, можно выделить следующие: 1) получение новой (возможно, «эксклюзивной») информации; 2) обсуждение общественно важных проблем; 3) «портретирование» - создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей (идиолекта).

Классической является следующая структура интервью: зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа) – основная часть – концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами.

Кроме интервью, возможно и необходимо использовать и другие источники накопления материала:

1) личный опыт;

2) размышление и наблюдение;

3) чтение.

Таким образом, готовясь к проведению интервью, необходимо сделать следующее:

1. Найти как можно больше материалов, касающихся характера деятельности, успешности, ситуации, в которой находится интервьюируемый в настоящее время (мнение со стороны).

2. Составить впечатление об общей ситуации: находится ли на гребне волны и имеет радужные перспективы или, наоборот, ситуация близка к критической.

3. Составить перечень вопросов, которые будут заданы во время интервью.

4. В начале беседы необходимо четко объяснить интервьюируемому цель интервью и то, как материал, полученный в ходе беседы для составления текста, будет позиционировать его, и какой имидж будет формировать или продвигать.

5. Необходимо максимально корректно, но настойчиво пояснить интервьюируемому, что от того, насколько он будет откровенен с Вами, Вы сможете максимально выгодно представить его достоинства и скрыть недостатки.

Используется самая простая форма вопросов и ответов, но для того, чтобы разговорить интервьюируемого, необходимо продумать вопросы, вводящие интервьюируемого в какую-либо конкретную ситуацию, предлагающие какой-либо комментарий, содержащие распространенное или, наоборот, индивидуальное мнение о чем-либо.

Важные составляющие успешного интервью – тактичность, точность в формулировании вопросов, чувство стиля, личная симпатия к герою сюжета, личная заинтересованность пишущего на проведении глубинного, направленного на создание положительного имиджа, интервью.

Имиджевое интервью может быть портретным и проблемным. В первом случае освещаются вопросы биографического плана и карьерного роста, во втором – поводом является какая-либо конкретная ситуация.

Прямые контакты с выступающим, в том числе установочное ин­тервью, с которого начинается подготовка речи, дают спичрайтеру возможность изучить и «поймать» стиль речи и мышления этого человека. Спичрайтер Рональда Рейгана Пегги Нунан, описывая свой опыт и давая рекомендации коллегам, не случайно называет первую главу раздела, посвященного подготовке речей для руководителей, так: «Вы должны найти их звучание» («You Have to Find Their Sound»). Обратимся к этой главе: «Вы должны слушать, как люди говорят, какие слова они используют и как они это делают. Вы должны также слушать, как они думают – конкретно и линейно, например, или обобщенно и абстрактно. Некоторые люди думают и говорят логично, последовательно, по пунктам. Другие полагаются на интуицию и делают неожиданные, но часто уместные сравнения, иногда используя интересные образы. Некоторые люди остроумны и готовы смешить, другим это не свойственно или не слишком свойственно... Некоторые люди говорят длинными изящными смысловыми блоками, формулируя идею, играя с ней, задавая вопрос, стоит ли ее обсуждать, решая, что стоит, и исследуя ее. Другие люди говорят краткими сгустками информации, после которых следует молчание» [31].

Итак, спичрайтеру необходимо научиться думать и говорить так, как это делает тот человек, для которого он готовит речь. Сделать это можно, принимая в качестве основного психолингвистический подход к искусству спич­райтинга (именно так говорит об этой специфике работы спичрайтера в современных PR-коммуникациях Л. Сандлер, автор практически одноименной работы «Психологический подход к искусству спич­райтинга в современных PR-коммуникациях»), т. е., по мнению автора данной работы, для того, чтобы коммуникация выступающего была успешной, спичрайтеру необходимо выполнить ряд условий и учесть все особенности личности выступающего, в первую очередь, – языковые. Перед тем как пи­сать текст выступления, нужно «услышать» в своем воображении голос конкретного оратора представить себя на его месте в заданных обсто­ятельствах. В дальнейшем полезно попросить оратора прочитать вслух написанный текст, чтобы понять, насколько точно он соответствует ин­дивидуальному стилю этого человека.

При подготовке речи для человека, которого спичрайтер знает мало, необходимо как можно больше узнать о его манере говорить. Это мож­но сделать, просмотрев и/или прослушав записи прежних выступлений или хотя бы прослушав запись его интервью со спичрайтером, в котором определялась тема выступления и ее трактовка оратором. При анализе записей следует определить основные характеристики индивидуального стиля оратора. К ним относятся языковые особенности речи оратора и его особая манера общения с аудиторией. Необходимо не только выявить языковые и речевые особенности стиля оратора, но и установить их типичность, что можно сделать, применив статистические методы анализа.

В первую очередь, необходимо провести семантический анализ и оценить словарь оратора. Объем и состав словарного запаса у каждого человека свой. Знание специальной лексики, использование стилистически окрашенных слов, склонность к употреблению сленга и т.д. могут рассматриваться как признаки индивидуального стиля оратора.

При анализе синтаксического строения речи необходимо обратить внимание на характер словосочетаний и определить степень идиоматичности речи оратора: предпочитает ли оратор использовать клишированнные словосочетания или яркие фразеологические единицы, пословицы и поговорки. Возможно, он склонен к употреблению экспрессивной лексики, которая придает его речи выразительность.

Следует обратить внимание на прагматические особенности речи, т. е. установить наиболее частотные коммуникативные типы предложений, привычную ритмическую организацию высказывания, что наиболее характерно для оратора: короткие фразы, создающие отрывистый ритм, или длинные периоды, плавный, монотонный ритм. Как он формулирует свою мысль: четко и конкретно или многословно, витиевато. Какова манера общения: резкая и, возможно, даже агрессивная или мягкая, дружелюбная. Как оратор ведет себя на публике: «вещает», даже если аудитория небольшая, или как бы беседует со слушающими его людьми. Кто-то во всех ситуациях говорит спокойно и деловито, кто-то легко возбуждается, и его речь приобретает излишнюю экспрессивность.

Это значит, что перед написанием речи необходимо проанализировать следующие его качества:

1. Надо оценить его уровень владения профессиональной терминологией (имеется в виду, сможет ли он правильно произнести важные ключевые слова, понимая их значения). Для получения положитель­ного результата рекомендуется составить небольшой словарик-справочник с объяснением основных понятий и терминов.

2. Позволяет ли его дикция употребить в речи сложные слова (если ответ отрицательный, Вы должны подобрать удобные для произношения слова и словосочетания). Кстати, это не помешает в любом случае, так как Вам надо ориентироваться на звучащую, а не на письменную речь.

3. Как дышит ваш начальник? Это не праздный вопрос, а насущная характеристика его будущего успешного выступления. В случае если он страдает одышкой, фразы в речи стоит сделать короткими, энергичными, чтобы он не задыхался, пытаясь договорить их до конца, или не разрывал предложение многочисленными «доборами» воздуха. Если же такого недо­статка нет, можно ввести в текст сложноподчиненные предложения, но не более чем с одним придаточным. Необходимо убрать причастные и деепричастные обороты и убедить оратора вообще про них забыть, иначе ошибок не избежать (вспомните знаменитую миниатюру про горе-корреспондента и кроликов с «легко усваиваемым диетическим мясом»).

4. Необходимо скорректировать динамику речи спикера: тембр, громкость его голоса, репетировать интонацию, с которой нужно произнести определенную фразу, изменять скорость речи в зависимости от важности или сложности сообщаемой информации. Неотъемлемым элементом устной речи являются паузы, которые необходимо делать в самых значимых местах выступления. Это позволит сделать речь более комфортной и для произнесения, и для восприятия. Самое важное качество речи – ее ло­гическая правильность, ясность, которая достигается за счет правильно расставленных смысловых акцентов (и их желательно подчеркнуть вместе со спикером!).

5. Также, кроме языковых особенностей, необходимо изучить особенности психогеометрических [1] характеристик личности выступающего (см. Приложение 1). Так, если господин начальник – «треугольник» или «зигзаг» на стадии подъема, его речь будет звучать уверенно и энергично, и вам придется скорее сдерживать, а не стимулировать его экспрессию. Если же оратор «круг» или «прямоугольник», в его выступлении придется ожидать неуверенности, сомнений, замешательства. С ним придется повторить речь несколько раз, в разных темпах и с различной громкостью. А что же ожидает Вас в том случае, когда вы имеете дело с «квадратом»? Опасайтесь многословия, однообразных повторений, которые могут свести все Ваши усилия к нулю. Главное во всех случаях – это хорошая подготовка и минимум импровизаций, ведь чувство свободы и уверенности могут отказать оратору в любой момент, а уж о чувстве юмора и говорить не приходится. Придумать хорошую шутку, подходящую к ситуации, чрезвычайно сложно, но тем ценнее будет Ваша находка.

6. При подготовке клиента к публичному выступлению нельзя забывать про жесты, мимику и позу выступающего на сцене или на трибуне.

Необходимо помнить главные рекомендации по владению «языком тела». Обучение этому искусству давно распространено в странах Европы и Америки и является «обязательным предметом» на тренингах различных уровней.

Поза: следите за ногами! Их нельзя скрещивать, если оратор стоит на сцене; находясь за трибуной, нельзя на неё опираться локтями, нависая над залом. Поль Л. Сопер рекомендует следующую правильную позу: «Ноги расставлены на 5–6 дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; шея и голова несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания» [70]. Следует стоять свободно, держа листок (не листки!) с речью ближе к верхнему краю подставки, чтобы голова не была опущена. Локти при этом не надо широко раздвигать, а рекомендуется одной рукой придерживать текст, чтобы он не улетел, а другую руку освободить для жестикуляции.

Жесты играют особую роль, т. к., во-первых, в значительной степени человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний, в сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание; во-вторых, жест выступает физическим выражением творческих усилий оратора (вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет осадок предубеждения и недоверия); в-третьих, жест помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Руки выполняют функцию баланса в процессе речи, как при ходьбе. Главное: их соответствие моменту! Разрешаются жесты, подчеркивающие самые важные части речи, при этом они должны нести позитивную семантику. Ладонь не должна быть повернута горизонтально – это жест авторитарный.

Нельзя держать ее ребром – это жест категоричный. Ладонь должна быть повернутой к публике и слегка развернута в сторону – это жест открытости, доверия и дружелюбности. Забудьте про «указующий перст» – Вам этого не простят! Жесты могут быть: выразительными, указующими и описательными. При жестикуляции надо пользоваться следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию. Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям по его технической отделке. В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

Неконтролируемые жесты выглядят смешно, нелепо, а иногда и неприлично, например, почесывания в самых разных местах, постукивание авторучкой или ладонью по столу, трибуне. Если речь произносится в микрофон, то нельзя вертеть головой или наклоняться к нему слишком низко, так как это может вызвать неровность звучания, фонирование и другие проблемы.

Мимика: равнодушная маска может испортить имидж любого, самого успешного деятеля, поэтому убедите своего начальника улыбаться, показывать свою заинтересованность, демократичность, открытость. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, но аудитория не должна об этом знать.

Важно, куда смотрит выступающий. Нередко он поднимает глаза к потолку, рассматривает свои руки, посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители, которые в первую очередь оценивают внешний вид выступающего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.08 с.)