Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей
Проблему методов воспитания и обучения в педагогике и методике музыкального воспитания рассматривали разные ученые: И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др. В науке педагогика метод определяется как путь или способ обучения и воспитания. Методы состоят из частных приемов, которые конкретизируют, детализируют их. По определению О. П. Радыновой, методы и приемы музыкального воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры. В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: наглядный, словесный и метод практической деятельности. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта. Наглядный метод включает следующие компоненты:1) слуховую наглядность, т. е. слушание ребенком музыки специально, а также вовремя исполнения песен и музыкально-ритмических движений ; 2)тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания ; 3)зрительную наглядность – показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., которые относятся к данному музыкальному произведению, а также показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях, в игре на музыкальных инструментах. Словесный метод обращен к сознанию ребенка, помогает понять содержание музыкального произведения и пробуждает воображение. Словесный метод включает в себя разнообразные приемы:1)объяснение должно быть четким, кратким, эмоциональным, используется при слушании музыки и разучивании игры или танца; 2)образный рассказ о музыкальном произведении, о композиторе, об эпохе, в которой он жил способствует более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у детей эмоциональные переживания, развивает воображение. Приведем пример рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» р. н. м. «Заинька», «Медведь», муз. Е. Тиличеевой. Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает? Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать. 3)пояснения даются при показе движений игр, плясок, упражнений, певческих приемов в ходе занятия с детьми в четкой и краткой форме. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». 4)Указания даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений, например: «Кружиться надо через правое плечо, носочки оттягивать». Указания уточняют способ выполнения действий. 5)Поэтическое слово – чтение небольшого поэтического или прозаического произведения или его фрагмента перед слушанием музыки помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Жаворонок» П. И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В. А. Жуковского: На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. 6) Беседа обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже – перед слушанием. В процессе беседы делятся своими впечатлениями от произведения, дают ему элементарную оценку. Беседы должны быть краткими и конкретными. 7) Вопросы помогают уточнить содержание, характер музыкального образа. Например, после слушания танцевальной музыки можно спросить детей: «Что прозвучало, пляска или марш? Какое настроение у этой музыки? и др.». 8) Замечания обращены к сознанию ребенка, который отвлекся от выполнения задания. Замечания должны быть строгими, но корректными.
Метод практической деятельности – это систематические упражнения детей в исполнительской деятельности: в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Таким образом, все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию музыки, которая воздействует на чувства и рождает мысли. Чтобы выбрать нужные методические приемы для работы с данным музыкальным произведением, педагог должен сам хорошо его знать: его настроение и содержание.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.004 с.) |