Инвестициями. Процедура регистрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестициями. Процедура регистрации



Государственная регистрация предприятий с объемом иностран­

ных инвестиций до 100 млн руб. осуществляется руководящими орга­ нами Российской Федерации, республик в составе РФ, админист­ рациями краев, областей, автономий, г. Москвы и г. Санкт-Петер-

 

263


бурга. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями

нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобы­ вающей отраслей, а также предприятий, объем инвестиций в кото­ рые превышает 100 млн руб., осуществляется Государственной ре­ гистрационной палатой при Министерстве экономики Российской Федерации.

Для регистрации предприятий с иностранными инвестициями

необходимо представить ряд документов в органы регистрации, Госкомстат, Государственную налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд занятости. Фонд социального страхования. Регистра­ ция осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об иност­ ранных инвестициях в РСФСР» и Положением о порядке государ­ ственной регистрации субъектов предпринимательской деятельно­ сти, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. №1482. Регистрация может осуществляться непосред­ ственно при предъявлении документов в органы регистрации или путем почтового отправления.

Для регистрации совместного предприятия необходимы следу­

ющие документы: письменное заявление с просьбой о регистра­ ции; протокол собрания учредителей; нотариально заверенные ко­ пии учредительных документов в двух экземплярах; заключения эк­ спертиз в случаях, предусмотренных законодательством; нотари­ ально заверенная копия решения собственника имущества о созда­ нии совместного предприятия и нотариально заверенные копии уч­ редительных документов для каждого участника; для иностранных юридических лиц — свидетельство о действительном существова­ нии такого лица (выписка из торгового реестра страны, торгово- промышленной палаты и др.) и документ о платежеспособности иностранного юридического лица, т.е. банковская справка; паспорт­ ные данные для российских и иностранных физических лиц; разре­ шение на хозяйственную деятельность в соответствии с законода­ тельством страны проживания или справка из посольства для ино­ странных физических лиц (ст. 16 Закона РСФСР «Об иностран­ ных инвестициях в РСФСР»).

Для регистрации предприятия со 100%-м иностранным капита­

лом необходимо представить письменное заявление о регистрации от иностранного инвестора; нотариально заверенную копию учре­ дительных документов в двух экземплярах; документ о платежеспо­ собности иностранного инвестора (банковская справка); выписку из торгового реестра страны происхождения иностранного инвес­ тора; заключение экспертизы в необходимых случаях.

Процедура регистрации предусматривает такую последователь­

ность действий:

1. В орган регистрации подаются: нотариально заверенные устав предприятия (два экземпляра); учредительный договор (два экзем­ пляра); заявление о регистрации предприятия; протокол собрания

 

264


учредителей; карточка «Сведения о регистрации» (бланк выдается

органом регистрации); выписка из торгового реестра страны про­ исхождения иностранного учредителя (для юридического лица); документ о платежеспособности иностранного учредителя (банков­ ская справка); копия платежного поручения об уплате регистраци­ онной пошлины. На основании этих документов учредители пред­ приятия с иностранными инвестициями получают временное сви­ детельство о регистрации.

2. Для присвоения предприятию кода учредители представляют

в органы Госкомстата Российской Федерации устав предприятия, учредительный договор и временное свидетельство о регистрации.

3. Постановка на учет в налоговой инспекции осуществляется по

юридическому адресу с предъявлением устава предприятия, учре­ дительного договора, временного свидетельства о регистрации, справки органов Госкомстата и заявления в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция выдает справку для открытия расчетного и валютного счетов в уполномоченном банке, выбранном учредите­ лями.

4. Для открытия счета на обслуживание в банк представляются

следующие документы: нотариально заверенные копии устава пред­ приятия и учредительного договора; нотариально заверенные две банковские карточки с образцами подписей; справка из налоговой инспекции; выписка из протокола о назначении генерального ди­ ректора; приказ о назначении главного бухгалтера; копия извеще­ ния страхователя из Пенсионного фонда (после постановки на учет в Пенсионном фонде); заявление на открытие счета.

5. Для регистрации в Пенсионном фонде Российской Федера­

ции учредители представляют заявление, нотариально заверенные копии устава предприятия и учредительного договора, справки из Госкомстата, справки из банка об открытии расчетного счета, справ­ ки из налоговой инспекции.

6. В течение месяца после получения временного свидетельства о

регистрации учредители должны внести на открытый расчетный счет 50% уставного фонда. Остальные 50% должны быть внесены в течение года. Размер уставного фонда совместного предприятия независимо от его организационно-правовой формы должен со­ ставлять сумму, равную 1000-кратному размеру минимальной оп­ латы труда в месяц, установленному законодательством Россий­ ской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.

7. Изготовление печати разрешается лицензионной службой в

соответствии с юридическим адресом на основании нотариально заверенных копий учредительных документов, временного свиде­ тельства о регистрации, заявления и эскизов печати.

8. Для замены временного свидетельства о регистрации на по­ стоянное в орган регистрации подаются документы: временное сви-

 

265


детельство о регистрации предприятия; справка из органов Гос­

комстата; справка из налоговой инспекции; справка из банка об уплате 50% уставного фонда.

9. Последний этап — внесение в Государственный реестр пред­ приятий, ведение которого возложено на Государственную регист­ рационную палату (ГРП) при Министерстве экономики Россий­ ской Федерации.

Для регистрации в Государственном реестре требуются следую­ щие документы: копия постоянного свидетельства о регистрации; устав предприятия в двух экземплярах; учредительный договор в двух экземплярах; копия справки из Госкомстата; справка из банка о внесении 50% уставного фонда; протокол собрания учредителей; выписка из торгового реестра страны иностранного учредителя — юридического лица (переведенная и легализованная); выписка из банка о платежеспособности иностранного учредителя (юридичес­ кого или физического лица), переведенная на русский язык и лега­ лизованная; ксерокопия паспорта иностранного учредителя — фи­ зического лица; учредительные документы российского учредителя — юридического лица (копия устава и свидетельства о регистра­ ции); квитанция об уплате госпошлины.

Если регистрирующим органом является ГРП, то возможна про­

цедура одновременной регистрации и внесения в Государственный реестр (предприятия нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабаты- вающей промышленности и др.).

Регистрация предприятий осуществляется в течение трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов.


Тема 24

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

 

СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА

 

Банкротство (от итал. banco — скамья, банк и rotta — сломан­ ный) — это несостоятельность должника (физического или юри­ дического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объяв­ ленная должником неспособность удовлетворять требования кре­ диторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязан­ ности по уплате платежей. Банкротство, как и безработица, — атрибуты рыночной экономики.

Под денежным обязательством понимается обязанность долж­

ника уплатить кредитору определенную денежную сумму по граж­ данско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в по­ рядке и на условиях, определяемых законодательством.

Внешними признаками несостоятельности (банкротства) предпри­

ятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.

Банкротство наступает после признания факта несостоятельно­

сти арбитражным судом или после официального признания этого самим должником в случае добровольной ликвидации предприятия. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или прокурора. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководите­ лем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производ­ ству заявление по месту нахождения данного предприятия, указан­ ному в учредительных документах, при условии, что сумма предъяв­ ляемых к нему требований со стороны кредиторов составляет не менее 500 минимальных оплат труда.

В отношении должника применяются определенные процедуры:

наблюдение, внешнее управление, конкурентное производство, мировое соглашение.

Следует иметь в виду, что для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка цен­ ных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особен­ ностей, оговоренных законодательством. Это связано с особенно­ стями функционирования и социальной значимостью данных орга­ низаций.

 

267


Так, план финансового оздоровления градообразующего пред­

приятия может предусматривать трудоустройство его работников, создание новых рабочих мест. При поручительстве местных властей на несостоятельных градообразующих предприятиях процедура внешнего управления может быть продлена до Шлет. При продаже недвижимости должника — сельскохозяйственной организации преимущественное право ее приобретения принадлежит сельско­ хозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, располо­ женным в данной местности. При банкротстве страховых организа­ ций покупателем имущественного комплекса должника может быть только страховая организация и т.д.

Эти особенности связаны с необходимостью дифференцирован­

ного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни и соци­ альной значимостью данных организаций.

Добровольное объявление о банкротстве должника является вне­

судебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия воз­ ражений кредиторов.

Основанием для добровольного объявления о банкротстве и лик­

видации предприятия являются:

• наличие у организации внешних признаков банкротства;

• принятие решения о ликвидации собственником должника; • наличие письменного согласия всех кредиторов.

В этом случае руководитель должника публикует в «Вестнике

Высшего арбитражного суда Российской Федерации» и официаль­ ном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению объявление о банкротстве и ликвида­ ции должника.

В добровольном объявлении указывается срок для заявления тре­

бований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации должни­ ка руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

При добровольной ликвидации должника обязанности конкурс­

ного управляющего исполняет председатель ликвидационной ко­ миссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключения пред­ приятия из реестра юридических лиц соответствуют процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

Упрощенная процедура банкротства применяется к организаци­

ям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствую­ щий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банк­ ротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки.

Так, упрощенная процедура применяется, когда организация-

должник прекратила свою деятельность, а установить местонахож-

 

268


дение его руководителя не представляется возможным. Частным

случаем является прекращение предпринимательской деятельнос­ ти, когда операции по счетам должника не проводились в течение 12 месяцев. При этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от раз­ меров кредиторской задолженности.

Банкротство является следствием разбалансированности эконо­

мического механизма воспроизводства капитала предприятия, ре­ зультатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финан­ совой политики, поэтому наряду с применением крайней меры — ликвидации предприятия законодательством предусмотрена персо­ нальная ответственность руководителей при банкротстве, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

К неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ)

относятся:

1. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведе­ ний об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руко­ водителем или собственником организации-должника при банкрот­ стве или в предвидении банкротства. Эти действия влекут за собой либо ограничение свободы до 3 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а рав­ но принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об от­ данном ему предпочтении. Подобные действия наказываются либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года со штра­ фом в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) — преднамерен­ ное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия заведомо некомпетентным ведением дел, совершенное собствен­ ником или руководителем предприятия в своих интересах и причи­ нившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия. Наказывается штрафом от 500 до 800 минимальных размеров опла­ ты труда либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в 100 минимальных размеров оплаты труда.

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) — заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликви­ дации предприятия как такового. Предусматривает наказание в виде штрафа от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом до 100 минималь­ ных размеров оплаты труда.

 

269


24.2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА

Процедура банкротства — совокупность разнообразных мероприя­

тий, разрабатываемых и применяемых к предприятию-должнику, целью которых является разрешение споров между предприятием- должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться процедуры, которые представлены на рис. 24.1.

Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подго­ товить мероприятия, направленные либо на оздоровление пред­ приятия, либо на его ликвидацию. Осуществляется под наблюдени­ ем кредиторов.

Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявле­

ния о признании должника банкротом. С этого момента деятель-

 

Заявление о признании должника банкротом

 

Наблюдение

 

 

Цель:

обеспечение

сохранности имущества должника.

Не может превышать

5 месяцев


 

Внешнее

Управление

 

Цель:

восстановление

платежеспособности

должника.

Не может превышать

18 месяцев


 

Мировое

Соглашение


 

Конкурсное

Производство

 

 

Цель:

соразмерное

удовлетворение

требований

кредиторов.

Не может превышать

12 месяцев


 

Восстановление

платежеспособности

и нормализация работы

 

РИС. 24.1. Схема действия российского законодательства о несостоятельности

(банкротстве) предприятий

 

270


ность предприятия ограничивается и решения могут приниматься

исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий лицо, назначенное арбитражным судом для прове­ дения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

По окончании наблюдения временный управляющий представ­ ляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания

кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

• о введении внешнего управления;

• о признании должника банкротом и открытии конкурсного

производства;

• о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения наблюдение как процедура банк­

ротства прекращается.

Внешнее управление процедура банкротства, осуществляемая с целью восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния, в том числе путем прода­ жи части его имущества.

Внешнее управление вводится арбитражным судом по решению собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управ­ ления имуществом должника является наличие реальной возмож­ ности восстановления платежеспособности предприятия-должни­ ка с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внеш­ него управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом одно­ временно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешне­ го управляющего представляет собрание кредиторов. Внешний уп­ равляющий как руководитель предприятия-должника имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными ак­ тами Российской Федерации.

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внеш­ ний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов. План внешнего управления предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника.

К установленному сроку окончания внешнего управления со­

брание кредиторов принимает одно из следующих решений:

• о прекращении внешнего управления в связи с восстанов­

лением платежеспособности должника и переходе к расче­

там с кредиторами;

 


• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продле­

нии установленного срока внешнего управления;

• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о призна­

нии должника банкротом и об открытии конкурсного про­

изводства;

• о заключении мирового соглашения.

Конкурсное производство — судебная процедура ликвидации пред­

приятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами.

Целью конкурсного производства является:

• соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

• объявление должника свободным от долгов;

• предотвращение неправомерных действий сторон в отношении

друг друга.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в ис­ ключительных случаях арбитражный суд может продлить указан­ ный срок на 6 месяцев.

Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный

суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения кон­ курсного управляющего к нему переходят все полномочия по уп­ равлению делами должника, в том числе полномочия по распоря­ жению имуществом должника.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия кон­ курсного производства и выявленное в ходе конкурсного произ­ водства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса — имуще­ ство, на которое может быть обращено взыскание в процессе кон­ курсного производства.

После проведения инвентаризации и оценки имущества долж­ ника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи иму­ щества должника.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами

в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммуналь­ ные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворя­ ются требования кредиторов по обязательствам должника, возник­ шим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного про­ изводства, далее требования кредиторов удовлетворяются в поряд­ ке очередности.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного

удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточ­ ности денежных средств должника они распределяются между кре-

 

272


диторами соответствующей очереди пропорционально суммам тре­

бований, подлежащих удовлетворению.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ­ ляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного про­ изводства является основанием для внесения в единый государ­ ственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридичес­ ких лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

Мировое соглашение — процедура банкротства, заключаемая меж­ ду должником и конкурсными кредиторами на любом этапе произ­ водства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без приме­ нения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурс­ ных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается при­ нятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Соглашение заключается в письменной форме. Со стороны долж­

ника оно подписывается руководителем должника, внешним уп­ равляющим или конкурсным управляющим, со стороны кредито­ ров — лицом, уполномоченным собранием кредиторов. Оно подле­ жит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в опре­ делении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве, вступает в силу со дня утверждения арбитражным су­ дом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односто­ ронний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах,

порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или о пре­ кращении обязательств должника способами, предусмотренными гражданским законодательством. Оно может быть заключено толь­ ко после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом являет­

ся основанием для прекращения полномочий временного управля­ ющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

Ликвидация предприятия в результате банкротства и уголовное

наказание недобросовестных лиц, конечно, оказывают оздоровля­ ющее влияние на экономику в целом, но нельзя забывать и о нега-

 

273


тивных последствиях банкротства: безработице, социальной напря­

женности, прямых и косвенных материальных убытках и т.д. Поэто­ му учредители, собственники, федеральные органы исполнитель­ ной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевремен­ ные меры по предупреждению банкротства организаций. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена фи­ нансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платеже­ способности. Данные меры носят название «досудебная санация».

Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) — это систе­

ма мер, направленных на предотвращение ликвидации предприя­ тия вследствие банкротства. При этом либо собственники предпри­ ятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе средеральные органы исполнигельной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообло­ жение и т.д.

Основанием для проведения санации является наличие реаль­ ной возможности восстановить платежеспособность предприятия- должника для продолжения его деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного

права и экономики, 1997.

2. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: систе­

ма «директ-костинг»: Теория и практика. — М.: Финансы и статис­

тика, 1993.

3. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля,

В.А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

4. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. — 2-е изд.,

перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. О.И. Волкова,

В.К. Скляренко. — М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Экономика фирмы: Учеб. пособие/Под ред. О.И. Волкова, В.К. Скля­

ренко. — М.: ИНФРА-М, 2000.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ТЕМА 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.108 с.)