Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инвестициями. Процедура регистрации
Государственная регистрация предприятий с объемом иностран ных инвестиций до 100 млн руб. осуществляется руководящими орга нами Российской Федерации, республик в составе РФ, админист рациями краев, областей, автономий, г. Москвы и г. Санкт-Петер-
263 бурга. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобы вающей отраслей, а также предприятий, объем инвестиций в кото рые превышает 100 млн руб., осуществляется Государственной ре гистрационной палатой при Министерстве экономики Российской Федерации. Для регистрации предприятий с иностранными инвестициями необходимо представить ряд документов в органы регистрации, Госкомстат, Государственную налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд занятости. Фонд социального страхования. Регистра ция осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об иност ранных инвестициях в РСФСР» и Положением о порядке государ ственной регистрации субъектов предпринимательской деятельно сти, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. №1482. Регистрация может осуществляться непосред ственно при предъявлении документов в органы регистрации или путем почтового отправления. Для регистрации совместного предприятия необходимы следу ющие документы: письменное заявление с просьбой о регистра ции; протокол собрания учредителей; нотариально заверенные ко пии учредительных документов в двух экземплярах; заключения эк спертиз в случаях, предусмотренных законодательством; нотари ально заверенная копия решения собственника имущества о созда нии совместного предприятия и нотариально заверенные копии уч редительных документов для каждого участника; для иностранных юридических лиц — свидетельство о действительном существова нии такого лица (выписка из торгового реестра страны, торгово- промышленной палаты и др.) и документ о платежеспособности иностранного юридического лица, т.е. банковская справка; паспорт ные данные для российских и иностранных физических лиц; разре шение на хозяйственную деятельность в соответствии с законода тельством страны проживания или справка из посольства для ино странных физических лиц (ст. 16 Закона РСФСР «Об иностран ных инвестициях в РСФСР»).
Для регистрации предприятия со 100%-м иностранным капита лом необходимо представить письменное заявление о регистрации от иностранного инвестора; нотариально заверенную копию учре дительных документов в двух экземплярах; документ о платежеспо собности иностранного инвестора (банковская справка); выписку из торгового реестра страны происхождения иностранного инвес тора; заключение экспертизы в необходимых случаях. Процедура регистрации предусматривает такую последователь ность действий: 1. В орган регистрации подаются: нотариально заверенные устав предприятия (два экземпляра); учредительный договор (два экзем пляра); заявление о регистрации предприятия; протокол собрания
264 учредителей; карточка «Сведения о регистрации» (бланк выдается органом регистрации); выписка из торгового реестра страны про исхождения иностранного учредителя (для юридического лица); документ о платежеспособности иностранного учредителя (банков ская справка); копия платежного поручения об уплате регистраци онной пошлины. На основании этих документов учредители пред приятия с иностранными инвестициями получают временное сви детельство о регистрации. 2. Для присвоения предприятию кода учредители представляют в органы Госкомстата Российской Федерации устав предприятия, учредительный договор и временное свидетельство о регистрации. 3. Постановка на учет в налоговой инспекции осуществляется по юридическому адресу с предъявлением устава предприятия, учре дительного договора, временного свидетельства о регистрации, справки органов Госкомстата и заявления в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция выдает справку для открытия расчетного и валютного счетов в уполномоченном банке, выбранном учредите лями. 4. Для открытия счета на обслуживание в банк представляются следующие документы: нотариально заверенные копии устава пред приятия и учредительного договора; нотариально заверенные две банковские карточки с образцами подписей; справка из налоговой инспекции; выписка из протокола о назначении генерального ди ректора; приказ о назначении главного бухгалтера; копия извеще ния страхователя из Пенсионного фонда (после постановки на учет в Пенсионном фонде); заявление на открытие счета.
5. Для регистрации в Пенсионном фонде Российской Федера ции учредители представляют заявление, нотариально заверенные копии устава предприятия и учредительного договора, справки из Госкомстата, справки из банка об открытии расчетного счета, справ ки из налоговой инспекции. 6. В течение месяца после получения временного свидетельства о регистрации учредители должны внести на открытый расчетный счет 50% уставного фонда. Остальные 50% должны быть внесены в течение года. Размер уставного фонда совместного предприятия независимо от его организационно-правовой формы должен со ставлять сумму, равную 1000-кратному размеру минимальной оп латы труда в месяц, установленному законодательством Россий ской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации. 7. Изготовление печати разрешается лицензионной службой в соответствии с юридическим адресом на основании нотариально заверенных копий учредительных документов, временного свиде тельства о регистрации, заявления и эскизов печати. 8. Для замены временного свидетельства о регистрации на по стоянное в орган регистрации подаются документы: временное сви-
265 детельство о регистрации предприятия; справка из органов Гос комстата; справка из налоговой инспекции; справка из банка об уплате 50% уставного фонда. 9. Последний этап — внесение в Государственный реестр пред приятий, ведение которого возложено на Государственную регист рационную палату (ГРП) при Министерстве экономики Россий ской Федерации. Для регистрации в Государственном реестре требуются следую щие документы: копия постоянного свидетельства о регистрации; устав предприятия в двух экземплярах; учредительный договор в двух экземплярах; копия справки из Госкомстата; справка из банка о внесении 50% уставного фонда; протокол собрания учредителей; выписка из торгового реестра страны иностранного учредителя — юридического лица (переведенная и легализованная); выписка из банка о платежеспособности иностранного учредителя (юридичес кого или физического лица), переведенная на русский язык и лега лизованная; ксерокопия паспорта иностранного учредителя — фи зического лица; учредительные документы российского учредителя — юридического лица (копия устава и свидетельства о регистра ции); квитанция об уплате госпошлины. Если регистрирующим органом является ГРП, то возможна про цедура одновременной регистрации и внесения в Государственный реестр (предприятия нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабаты- вающей промышленности и др.). Регистрация предприятий осуществляется в течение трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов. Тема 24 БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА
Банкротство (от итал. banco — скамья, банк и rotta — сломан ный) — это несостоятельность должника (физического или юри дического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объяв ленная должником неспособность удовлетворять требования кре диторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязан ности по уплате платежей. Банкротство, как и безработица, — атрибуты рыночной экономики.
Под денежным обязательством понимается обязанность долж ника уплатить кредитору определенную денежную сумму по граж данско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в по рядке и на условиях, определяемых законодательством. Внешними признаками несостоятельности (банкротства) предпри ятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа. Банкротство наступает после признания факта несостоятельно сти арбитражным судом или после официального признания этого самим должником в случае добровольной ликвидации предприятия. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или прокурора. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководите лем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производ ству заявление по месту нахождения данного предприятия, указан ному в учредительных документах, при условии, что сумма предъяв ляемых к нему требований со стороны кредиторов составляет не менее 500 минимальных оплат труда. В отношении должника применяются определенные процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурентное производство, мировое соглашение. Следует иметь в виду, что для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка цен ных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особен ностей, оговоренных законодательством. Это связано с особенно стями функционирования и социальной значимостью данных орга низаций.
267 Так, план финансового оздоровления градообразующего пред приятия может предусматривать трудоустройство его работников, создание новых рабочих мест. При поручительстве местных властей на несостоятельных градообразующих предприятиях процедура внешнего управления может быть продлена до Шлет. При продаже недвижимости должника — сельскохозяйственной организации преимущественное право ее приобретения принадлежит сельско хозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, располо женным в данной местности. При банкротстве страховых организа ций покупателем имущественного комплекса должника может быть только страховая организация и т.д.
Эти особенности связаны с необходимостью дифференцирован ного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни и соци альной значимостью данных организаций. Добровольное объявление о банкротстве должника является вне судебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия воз ражений кредиторов. Основанием для добровольного объявления о банкротстве и лик видации предприятия являются: • наличие у организации внешних признаков банкротства; • принятие решения о ликвидации собственником должника; • наличие письменного согласия всех кредиторов. В этом случае руководитель должника публикует в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации» и официаль ном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению объявление о банкротстве и ликвида ции должника. В добровольном объявлении указывается срок для заявления тре бований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации должни ка руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. При добровольной ликвидации должника обязанности конкурс ного управляющего исполняет председатель ликвидационной ко миссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключения пред приятия из реестра юридических лиц соответствуют процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации). Упрощенная процедура банкротства применяется к организаци ям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствую щий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банк ротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки. Так, упрощенная процедура применяется, когда организация- должник прекратила свою деятельность, а установить местонахож-
268 дение его руководителя не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской деятельнос ти, когда операции по счетам должника не проводились в течение 12 месяцев. При этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от раз меров кредиторской задолженности. Банкротство является следствием разбалансированности эконо мического механизма воспроизводства капитала предприятия, ре зультатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финан совой политики, поэтому наряду с применением крайней меры — ликвидации предприятия законодательством предусмотрена персо нальная ответственность руководителей при банкротстве, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.
К неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ) относятся: 1. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведе ний об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руко водителем или собственником организации-должника при банкрот стве или в предвидении банкротства. Эти действия влекут за собой либо ограничение свободы до 3 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. 2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а рав но принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об от данном ему предпочтении. Подобные действия наказываются либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года со штра фом в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) — преднамерен ное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия заведомо некомпетентным ведением дел, совершенное собствен ником или руководителем предприятия в своих интересах и причи нившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия. Наказывается штрафом от 500 до 800 минимальных размеров опла ты труда либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в 100 минимальных размеров оплаты труда. Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) — заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликви дации предприятия как такового. Предусматривает наказание в виде штрафа от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом до 100 минималь ных размеров оплаты труда.
269 24.2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА Процедура банкротства — совокупность разнообразных мероприя тий, разрабатываемых и применяемых к предприятию-должнику, целью которых является разрешение споров между предприятием- должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться процедуры, которые представлены на рис. 24.1. Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подго товить мероприятия, направленные либо на оздоровление пред приятия, либо на его ликвидацию. Осуществляется под наблюдени ем кредиторов. Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявле ния о признании должника банкротом. С этого момента деятель-
Заявление о признании должника банкротом
Наблюдение
Цель: обеспечение сохранности имущества должника. Не может превышать 5 месяцев
Внешнее Управление
Цель: восстановление платежеспособности должника. Не может превышать 18 месяцев
Мировое Соглашение
Конкурсное Производство
Цель: соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Не может превышать 12 месяцев
Восстановление платежеспособности и нормализация работы
РИС. 24.1. Схема действия российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий
270 ность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом для прове дения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. По окончании наблюдения временный управляющий представ ляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений: • о введении внешнего управления; • о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства; • о заключении мирового соглашения. С момента принятия решения наблюдение как процедура банк ротства прекращается. Внешнее управление — процедура банкротства, осуществляемая с целью восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния, в том числе путем прода жи части его имущества. Внешнее управление вводится арбитражным судом по решению собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управ ления имуществом должника является наличие реальной возмож ности восстановления платежеспособности предприятия-должни ка с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внеш него управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одно временно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешне го управляющего представляет собрание кредиторов. Внешний уп равляющий как руководитель предприятия-должника имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными ак тами Российской Федерации. Не позднее одного месяца с момента своего назначения внеш ний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов. План внешнего управления предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника. К установленному сроку окончания внешнего управления со брание кредиторов принимает одно из следующих решений: • о прекращении внешнего управления в связи с восстанов лением платежеспособности должника и переходе к расче там с кредиторами;
• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продле нии установленного срока внешнего управления; • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о призна нии должника банкротом и об открытии конкурсного про изводства; • о заключении мирового соглашения. Конкурсное производство — судебная процедура ликвидации пред приятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами. Целью конкурсного производства является: • соразмерное удовлетворение требований кредиторов; • объявление должника свободным от долгов; • предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в ис ключительных случаях арбитражный суд может продлить указан ный срок на 6 месяцев. Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения кон курсного управляющего к нему переходят все полномочия по уп равлению делами должника, в том числе полномочия по распоря жению имуществом должника. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия кон курсного производства и выявленное в ходе конкурсного произ водства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса — имуще ство, на которое может быть обращено взыскание в процессе кон курсного производства. После проведения инвентаризации и оценки имущества долж ника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи иму щества должника. Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммуналь ные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворя ются требования кредиторов по обязательствам должника, возник шим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного про изводства, далее требования кредиторов удовлетворяются в поряд ке очередности. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточ ности денежных средств должника они распределяются между кре-
272 диторами соответствующей очереди пропорционально суммам тре бований, подлежащих удовлетворению. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ ляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного про изводства является основанием для внесения в единый государ ственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридичес ких лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным. Мировое соглашение — процедура банкротства, заключаемая меж ду должником и конкурсными кредиторами на любом этапе произ водства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без приме нения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурс ных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается при нятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Соглашение заключается в письменной форме. Со стороны долж ника оно подписывается руководителем должника, внешним уп равляющим или конкурсным управляющим, со стороны кредито ров — лицом, уполномоченным собранием кредиторов. Оно подле жит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в опре делении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве, вступает в силу со дня утверждения арбитражным су дом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односто ронний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или о пре кращении обязательств должника способами, предусмотренными гражданским законодательством. Оно может быть заключено толь ко после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом являет ся основанием для прекращения полномочий временного управля ющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего. Ликвидация предприятия в результате банкротства и уголовное наказание недобросовестных лиц, конечно, оказывают оздоровля ющее влияние на экономику в целом, но нельзя забывать и о нега-
273 тивных последствиях банкротства: безработице, социальной напря женности, прямых и косвенных материальных убытках и т.д. Поэто му учредители, собственники, федеральные органы исполнитель ной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевремен ные меры по предупреждению банкротства организаций. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена фи нансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платеже способности. Данные меры носят название «досудебная санация». Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) — это систе ма мер, направленных на предотвращение ликвидации предприя тия вследствие банкротства. При этом либо собственники предпри ятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе средеральные органы исполнигельной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообло жение и т.д. Основанием для проведения санации является наличие реаль ной возможности восстановить платежеспособность предприятия- должника для продолжения его деятельности. ЛИТЕРАТУРА
1. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 1997. 2. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: систе ма «директ-костинг»: Теория и практика. — М.: Финансы и статис тика, 1993. 3. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. 4. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. 5. Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. О.И. Волкова, В.К. Скляренко. — М.: ИНФРА-М, 2000. 6. Экономика фирмы: Учеб. пособие/Под ред. О.И. Волкова, В.К. Скля ренко. — М.: ИНФРА-М, 2000. ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМА 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.108 с.) |