Зарубежный опыт учета затрат по системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт учета затрат по системе



«ДИРЕКТ-КОСТИНГ» И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА [2]

 

В рыночной экономике при ценообразовании в большей степени учитываются факторы спроса, а не предложения. При таком подхо­ де фактическая калькуляция себестоимости продукции служит лишь ориентиром для определения снижения цен в зависимости от вли­ яния различных рыночных факторов.

В зарубежном управленческом учете существуют понятия долго­

срочного и краткосрочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену мож­

но установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на про­ изводство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия).

Краткосрочный нижний предел цены сориентирован на цену, по­

крывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости в ча­ сти переменных затрат).

Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькули­

рованием полной себестоимости изделия; расчет краткосрочного

 

236


нижнего предела цены — с учетом и калькулированием по системе

«директ-костинг».

Система «директ-костинг» основана на делении расходов на постоянные и переменные и позволяет на этой основе оперативно производить расчет различных вариантов снижения цен.

При данной системе анализируется влияние снижения цены:

• на выручку от продажи товара;

• на себестоимость продукции;

• на массу прибыли от реализации продукции.

Рассмотрим на условном примере применение системы «директ-

костинг» для обоснования снижения цены.

Пример. Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 1000 шт. Цена реализации изделия — 60. руб., пол­ ная себестоимость — 56 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10% — до 1100 шт. изде­ лий при незначительном снижении цены. Поскольку мощности по­ зволяют увеличить объем, необходимо определить, на сколько эко­ номически выгодно фирме снизить цену — на 1 руб. или на 2 руб.

Выручка от реализации продукции до и после уменьшения цены

на 1 руб. и на 2 руб. составит:

при цене 60 руб./шт. 60 х 1000 = 60 000 руб.; при цене 59 руб./шт. 59 х 1100 = 64 900 руб.; при цене 58 руб./шт. 58 х 1100 = 63 800 руб.

Таким образом, при снижении цены в обоих случаях выручка от реализации продукции увеличилась за счет увеличения объема про­ даж. Однако показатель выручки от реализации продукции не дос­ таточно точно характеризует изменение прибыли, получение кото­ рой является основной целью любой фирмы. Для того чтобы оце­ нить изменение прибыли, необходимо проанализировать влияние увеличения объема производства в 100 шт. изделий на соотношение между постоянными и переменными затратами.

Расчет прибыли от увеличения объема производства на 100 шт. изделий и снижения цены на 1 руб. и 2 руб. представлен в табл. 21.4, при условии, что постоянные затраты составляют — 30%, пере­ менные — 70%.

Данные табл. 21.4 свидетельствуют, что при объеме продаж 1100 шт. и цене 58 руб. за 1 шт. прибыль фирмы уменьшилась на 120 руб. (3880 — 4000), а при цене 59 руб. за 1 шт. — увеличилась на 980 руб. (4980 — 4000) по сравнению с первоначальным вариантом. Таким образом, анализ вариантов по системе «директ-костинг» дает объективную и полную информацию, поскольку в расчет прини­ мается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете па единицу продукции при из­ менении объема производства. Постоянные затраты учитываются общей суммой на весь объем продаж.

 

237


Таблица 21.4

Расчет прибыли

 

Объем

1000 шт. 1100 шт. 1100 шт.

Показатели

 

Продажная цена,

руб./шт. 60 58 59


 

Переменные затраты, руб./шт.

Маржинальный доход,

руб./шт.

Общий маржинальный

доход,руб.

 

Общие постоянные затраты,руб.

 

Общая прибыль, руб.


 

56 х 0,7 = 39,2

 

20,8

 

20,8x1000 =

= 20 800

 

56 х 1 0 0 0 x 0, 3 =

= 16 800


 

39,2

 

18,8

 

18,8x1100 = '

= 20 680

 

 

16 800


 

39,2

 

19,8

 

19,8 х 11 000 =

 

 

16 800


 

 

Аналогичные выводы можно сделать и на основе анализа мар­

жинального дохода, что значительно упрощает расчеты:

(19,8 х Ц00) - (20,8 х 10ОО) = 21 780 - 20 800 = 980 руб.

Справедливости ради необходимо отметить, что аналогичные

выводы по расчету прибыли за счет снижения цен можно сделать и при использовании отечественной методики учета полной себесто­ имости при условии деления затрат на постоянные и переменные.


Тема 22

УПРАВЛЕНИЕ Ф И Н А Н С А М И

ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

 

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовое планирование это планирование действий по форми­

рованию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспе­ чивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувяз­ ки показателей развития предприятия с источниками финансиро­ вания.

Цель финансового планирования обеспечение воспроизводствен­

ного процесса соответствующими по объему и структуре финансо­ выми ресурсами. В ходе финансового планирования выполняются

следующие расчеты:

• планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;

• расчет потребности в собственных оборотных средствах;

• анализ и планирование денежных потоков;

• расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объе­

мов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, по­

требности в кредитных ресурсах;

• составление баланса доходов и расходов предприятия.

Финансовое планирование является составной частью стратеги­

ческого, текущего и оперативного планирования. Оперативное фи­ нансовое планирование заключается в составлении платежного ка­ лендаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является бадане доходов и' расходов.

Примерное содержание разделов финансового плана можно пред­

ставить следующими основными статьями доходов и расходов пред­ приятия.

I. Доходы и поступления средств

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других ак­

тивов).

3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

доходы от долевого участия в уставном капитале других пред­

приятий;

доходы, полученные по ценным бумагам;

 

 

239


доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в

банках и других финансово-кредитных учреждениях;

доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­

новных фондов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:

в порядке долевого участия в строительстве;

по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов. 7. Прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям использования); на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том

числе:

за счет амортизационных отчислений;

за счет других источников финансирования (по видам источ­

ников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части

необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством выпус­ ка акций.

В состав доходов включаются прежде всего суммы, получаемые

за счет устойчивых источников собственных средств, а при необхо­ димости — за счет заемных средств. К устойчивым источникам соб­ ственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисле­ ния, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия. Цель состав­ ления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимы­ ми расходами.

При разработке финансового плана следует иметь в виду, что

НДС, спецналог и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Расчеты следует на­ чать с определения плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, так как они являются частью себестоимости и предшествуют плановым расчетам прибыли.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из норм

амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фон­ дов (по группам основных фондов).

При составлении финансового плана важным моментом являет­

ся расчет потребности в оборотных средствах.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств и источники их покрытия.

 

240


Финансовый менеджмент это управление финансами пред­

приятия, направленное на достижение стратегических и тактичес­ ких целей функционирования данного предприятия на рынке.

Таким образом, если финансы — объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отно­ шения, то финансовый механизм, или финансовый менеджмент, — это система управления финансами (рис. 22.1).

Управление финансами осуществляется с помощью финансово­

го механизма, т.е. совокупности форм и методов организации, пла­ нирования и стимулирования процесса формирования и использо­ вания финансовых ресурсов.

 

Финансовый механизм предприятий

 

 

Механизм управления Механизм управления

финансовыми отношениями денежными фондами


 

с другими

предприятиями

и организациями

 

 

внутри

предприятия

 

 

с бюджетами всех уровней

 

 

с внебюджетными

фондами

 

 

с банками

 

 

с фондовым

рынком


 

 

с поставщиками

 

с покупателями

 

с предприятиями и фирмами других

стран

 

 

со страховыми

компаниями

 

 

с вышестоящей

организацией

 

 

с другими

организациями


 

 

уставным фондом

 

резервным фондом

 

амортизационным

фондом

 

инвестиционным

фондом

 

валютным фондом

 

фондом для

выплаты заработной

платы

 

фондом для

платежей в бюджет

 

другими фондами


Рис. 22.1. Система управления финансами предприятия

 

241


Финансовый механизм включает:

финансовые методы — планирование, прогнозирование, креди­

тование, страхование, инвестирование и т.п.;

финансовые рычаги — цену, процентные ставки, формы расче­

тов, виды кредитов и т.п.;

обеспечение — правовое (законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства и т.п.); нормативное (инструкции, нормативы и методические указания); информаци­ онное (любая информация о предприятии, рынке, посредниках

и т.п.); кадровое, техническое и программное;

финансовые инструменты — краткосрочные и долгосрочные ин­ вестиционные ценности, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках (денежные средства, ценные бумаги, опцио­ ны, форвардные контракты, фьючерсы и т.д.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.07 с.)