Рынок, определение, характеристика, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок, определение, характеристика, виды



Под товарным понимается такое производство, при котором про­

дукты производятся для продажи, а связь производителей и потре­ бителей осуществляется посредством рынка.

Условием, необходимым для возникновения товарного произ­

водства, является общественное разделение труда. Этапы развития товарного производства связаны с развитием обмена, рынка. Выде­ ляют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируе­ мый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует осо­

бая модель товарного производства:

• товарное производство неразвитого рынка;

• товарное производство свободного рынка;

• товарное производство регулируемого рынка;

• • товарное производство деформированного рынка.

Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической

свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обес­ печивается необходимый спрос на товар.

Как функционирующая система рынок предполагает наличие

соответствующего механизма (организации). Основными элемента­ ми рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Со­ отношение спроса и предложения определяет цену товара на рын-

' ке путем реализации закона спроса.

Закон спроса отражает зависимость между относительной це­

ной на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.

Составной частью рыночной экономики является конкурен­

ция — основной механизм формирования хозяйственных пропор­ ций, направленный на создание наиболее благоприятных усло­ вий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребно­ стей.

Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, систе­

мой множества разнообразных специализированных рынков. Суще­ ствует несколько различных методов их классификации в зависи­ мости от выбранного критерия.

 

 


I. По характеру объекта товарообмена:


 

Рынок товаров

и услуг

 

1. Рынок средств

производства

 

 

2. Рынок

потребительских

товаров —

товаров,

поступающих

для конечного

потребления

населением

3. Рынок услуг

производственного

и непроизводст­

венного

назначения


 

Финансовый

рынок

 

1. Рынок

ценных

бумаг

 

 

2. Рынок денег

(капитала)

 

3. Валютный

и ссудный

рынок


 

Рынок

интеллектуальной

продукции

1. Рынок

технологий,

опытно-

конструкторских

разработок

2. Рынок

фундаментальной

научной

информации

 

3. Рынок

информации


 

Рынок труда

 

 

1. Занятые

 

 

2. Безработные

 

 

3. Биржи труда

 

4. Система

подготовки и

переподготовки

кадров


 

II. По отношению к субъекту рыночных отношений:

рынок продавца;

рынок покупателя;

рынок посреднических операций (рынок промежуточных про­

давцов).

III. По географическому признаку:

внутренний, подразделяющийся на региональный, местный,

национальный и т.д.;

внешний — мировой, пограничный и т.д.

IV. По характеру продаж:

оптовый и розничный.

V. По отраслевому признаку:

рынок сырья — уголь, нефть, газ, древесина и т.п.; рынок про­

довольствия — зерно, рыба, мясо и т.п.; рынок машиностроения — автомобили, машины и т.п.; другие отраслевые рынки.

В силу специфики производимых товаров (сложность, длитель­

ность изготовления и др.), удаленности продавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплате отправленных това­ ров каждый рынок должен располагать соответствующей инфра­ структурой системой специализированных организаций, важ­ нейшими из которых являются товарная1 биржа, фондовая биржа и банковская система.

 


Инфраструктура рынка включает: кредитную систему, систему

биржевой торговли, совокупность самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли.

Кредитная систему состоит из страховых компаний, банков­ ской системы, фондов профсоюзов и других организаций.

Первым ярусом банковской системы является центральный банк, вторым — коммерческие, ипотечные, инновационные, инвести­ ционные и другие банки.

Биржа — это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого ко­ митета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торго­ во-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институ­ ты. Биржи бывают товарными (специализированными по продук­ там и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бума­ гами), валютными (для обмена национальных валют).

Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается се­ тью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы — ярмар­ ки, аукционы, выставки-продажи и т.п.

Как любая реально функционирующая система рынок обладает преимуществами и определенными недостатками.

Основными преимуществами рыночной экономики являются:

• эффективное распределение и использование ресурсов для

производства1необходимых обществу товаров и услуг;

• высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющим­

ся условиям производства;

• быстрое использование достижений науки и техники;

• свобода выбора и действий предпринимателей и потреби­

телей;

• способность к удовлетворению разнообразных потребностей,

повышению качества продукции;

• относительно быстрое восстановление нарушенного равно­

весия.

Основными недостатками рынка являются:

• отсутствие стимулов для производства товаров и услуг кол­

лективного и общественного пользования;

• отсутствие механизма защиты окружающей среды от про­

изводственной и иных видов деятельности;

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

• отсутствие гарантий на труд;

• неспособность содействовать развитию фундаментальных и

прикладных исследований в науке;

• нестабильность развития и подверженность рецессивным и

инфляционным процессам.

 


Существование проблем, решение которых в рамках стихийных

рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимость государственных институтов в развитии национальных экономик. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормаль­ ных условий для функционирования рыночных механизмов и до­ полнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с кото­ рыми рынок не справляется.

Современный рынок характеризуется, с одной стороны, кон­

центрацией капиталов и развитием корпоративных форм организа­ ции бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаро­ производителей с присущим им духом предпринимательства, гиб­ костью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпал полно­ стью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.01 с.)