Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок, определение, характеристика, виды
Под товарным понимается такое производство, при котором про дукты производятся для продажи, а связь производителей и потре бителей осуществляется посредством рынка. Условием, необходимым для возникновения товарного произ водства, является общественное разделение труда. Этапы развития товарного производства связаны с развитием обмена, рынка. Выде ляют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируе мый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует осо бая модель товарного производства: • товарное производство неразвитого рынка; • товарное производство свободного рынка; • товарное производство регулируемого рынка; • • товарное производство деформированного рынка. Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обес печивается необходимый спрос на товар. Как функционирующая система рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основными элемента ми рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Со отношение спроса и предложения определяет цену товара на рын- ' ке путем реализации закона спроса. Закон спроса отражает зависимость между относительной це ной на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке. Составной частью рыночной экономики является конкурен ция — основной механизм формирования хозяйственных пропор ций, направленный на создание наиболее благоприятных усло вий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребно стей. Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, систе мой множества разнообразных специализированных рынков. Суще ствует несколько различных методов их классификации в зависи мости от выбранного критерия.
I. По характеру объекта товарообмена:
Рынок товаров и услуг
1. Рынок средств производства
2. Рынок потребительских товаров — товаров, поступающих для конечного потребления населением 3. Рынок услуг производственного и непроизводст венного назначения
Финансовый
рынок
1. Рынок ценных бумаг
2. Рынок денег (капитала)
3. Валютный и ссудный рынок
Рынок интеллектуальной продукции 1. Рынок технологий, опытно- конструкторских разработок 2. Рынок фундаментальной научной информации
3. Рынок информации
Рынок труда
1. Занятые
2. Безработные
3. Биржи труда
4. Система подготовки и переподготовки кадров
II. По отношению к субъекту рыночных отношений: рынок продавца; рынок покупателя; рынок посреднических операций (рынок промежуточных про давцов). III. По географическому признаку: внутренний, подразделяющийся на региональный, местный, национальный и т.д.; внешний — мировой, пограничный и т.д. IV. По характеру продаж: оптовый и розничный. V. По отраслевому признаку: рынок сырья — уголь, нефть, газ, древесина и т.п.; рынок про довольствия — зерно, рыба, мясо и т.п.; рынок машиностроения — автомобили, машины и т.п.; другие отраслевые рынки. В силу специфики производимых товаров (сложность, длитель ность изготовления и др.), удаленности продавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплате отправленных това ров каждый рынок должен располагать соответствующей инфра структурой — системой специализированных организаций, важ нейшими из которых являются товарная1 биржа, фондовая биржа и банковская система.
Инфраструктура рынка включает: кредитную систему, систему биржевой торговли, совокупность самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли. Кредитная систему состоит из страховых компаний, банков ской системы, фондов профсоюзов и других организаций. Первым ярусом банковской системы является центральный банк, вторым — коммерческие, ипотечные, инновационные, инвести ционные и другие банки. Биржа — это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого ко митета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торго во-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институ ты. Биржи бывают товарными (специализированными по продук там и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бума гами), валютными (для обмена национальных валют).
Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается се тью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы — ярмар ки, аукционы, выставки-продажи и т.п. Как любая реально функционирующая система рынок обладает преимуществами и определенными недостатками. Основными преимуществами рыночной экономики являются: • эффективное распределение и использование ресурсов для производства1необходимых обществу товаров и услуг; • высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющим ся условиям производства; • быстрое использование достижений науки и техники; • свобода выбора и действий предпринимателей и потреби телей; • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции; • относительно быстрое восстановление нарушенного равно весия. Основными недостатками рынка являются: • отсутствие стимулов для производства товаров и услуг кол лективного и общественного пользования; • отсутствие механизма защиты окружающей среды от про изводственной и иных видов деятельности; • неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов; • отсутствие гарантий на труд; • неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке; • нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.
Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимость государственных институтов в развитии национальных экономик. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормаль ных условий для функционирования рыночных механизмов и до полнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с кото рыми рынок не справляется. Современный рынок характеризуется, с одной стороны, кон центрацией капиталов и развитием корпоративных форм организа ции бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаро производителей с присущим им духом предпринимательства, гиб костью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпал полно стью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.01 с.) |