Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соответствие принципам и правилам педагогической этики и этикета
Существенным признаком культуры поведения любого человека является следование речевому этикету, т.е. использование системы национально-специфических стереотипов, устойчивых формул общения, предназначенных для установления и поддержания контактов и избранной тональности1. Нравственную основу речевого поведения учителя составляет гуманизм, вежливое, уважительное, терпимое отношение к личности школьника независимо от его возраста, успеваемо-^__£ти и поведения. Типичными коммуникативными ситуациями, обслуживающимися этикетными выражениями, являются: обращение, приветствие, знакомство, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба, совет, предостережение, одобрение, комплимент, прощание. Речевой этикет обеспечивает культуру включения, поддержания, переключения внимания собеседника, окончания контакта, выражения признательности, согласия, несогласия, удовлетворения, сожаления, сочувствия и т.д.
Решающими этапами общения с ученической аудиторией..^.яются вступление в контакт, его поддержание и прекращение. Традиционные формулы вежливости "Здравствуйте, ребята" или "Добрый день, друзья" несут определенную психолого-педагогическую нагрузку. С их помощью учитель заражает учащихся оптимистическим мироощущением, задает необходимый тон общению — сугубо деловой, рабочий или дружеский, интимный. Известно значение "речевой настройки" в установлении контактов между собеседниками. Обмен мало значимыми на первый взгляд вопросами и репликами о здоровье, настроении, погоде и т.п. позволяет присмотреться друг к другу, почувствовать эмоциональное состояние, адекватно воспринять коммуникативную ситуацию и выбрать нужную тактику общения. Жесткое, стереотипное программирование учебно-воспитательного взаимодействия характерно ролевому, официальному уровню общения. Традиционная дидактика предписывает учителю строго определенным образом начинать урок, советуя всемерно экономить время. Например, Ю.Б. Зотов рекомендует входить в класс с улыбкой, с рабочим настроением и вовлекать всех учащихся в работу2. Н.М. Яковлева и A.M. Coxop ориентируют начинающих учителей на проверку отсутствующих, выяснение причин отсутствия, заботу о порядке в классе и одежде учащихся, о правильном положении за партой1.
Не отрицая полезности перечисленных рекомендаций, следует тем не менее отметить, что они не касаются решения /"главной психологической задачи, которая встает перед каждым i учителем в первые моменты общения с учащимися — органи-i зации внутреннего принятия целей предстоящей работы, создание благоприятной коммуникативной обстановки. Путем прямого дисциплинирования учащихся, предъявления категорических требований это сделать затруднительно. Более того, учительский диктат, даже сопровождающийся улыбкой, приводит к формализации учебно-воспитательного взаимодействия, отчуждению учащихся, внутреннему сопротивлению дидактической активности учителя. Начало учебных занятий творчески работающих учителей (характеризуется поисками таких речевых действий, которые /сближают с учащимися. Е.И. Пассов, один из первых методистов, сломавших дидактические штампы, подчеркивает чрезвычайную важность нацеленности учителя на установление межличностных контактов, располагающих к живому общению, позволяющих строить совместную деятельность с учетом выявленных интересов^ потребностей, настроений, жизненного опыта учащихся. / Одна-две минуты, затраченные на фатический (Р. Якобсон), т.е. облегчающий, способствующий контактированию, диалог, нельзя оценивать как пустую трату драгоценного времени. Это /скорее элементарное требование педагогического этикета, (имеющее серьезный психологический смысл. "Что касается внешнего упорядочения поведения учащихся, журнальных записей об отсутствии кого-то из них, то вовсе необязательно именно с этих учительских акций начинать общение. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной ад-ресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой. Опытным учителям свойственно умение модифицировать свои высказывания, находить им точную экспрессивную окраску с учетом возрастного, индивидуального своеобразия слушателей и коммуникативной ситуации. Эта особенность речи учителя находит отражение уже в выборе формул приветствия, вокативов. Например, учитель, входя в один восьмой класс, говорит: "Добрый день, дорогие друзья", в другом классе использует более сдержанную официальную форму: "Здравствуйте, ребята". Дело в том, что в первом случае у педагога за несколько лет работы уже сложились стабильные отношения близости, во втором — вокатив "дорогие друзья" был бы воспринят подростками с естественным скептицизмом, так как в классе он — новый человек, заменяющий своего коллегу.
Во многих школах принята официальная форма обращения к учащимся — по фамилии. Лишь в младших классах учителя адресуются к детям по имени. Распространено заблуждение, что обращение по имени к взрослеющим ребятам снижает деловой уровень педагогического общения. С незапамятных времен этикет обязывает культурного человека при установлении деловых контактов знать не только фамилию, но и имя партнера. Вероятно, и учителю целесообразно держать в памяти и фамилии, и имена учащихся. Предпочтительна форма обращения по имени, поскольку к учителю также принято адресоваться не по фамилии. Обращение как особая языковая форма наименования того, к кому адресована речь, связано с последующим высказыванием. Нередко оно оказывается смысловым центром, ибо отражает в скрытом виде определенную оценку и характеристику адресата — положительную, отрицательную, нейтральную. Обращения демонстрируют испытываемые учителем чувства по отношению к учащимся. Думается, что авторитетному учителю нет нужды скрывать свою близость, дружеское расположение. Настораживают и отталкивают учащихся обращения, проникнутые равнодушием, холодностью, неприязнью, презрением, издевкой. Отнюдь не сближает такого рода языковая небрежность, как обращение во втором и третьем лице: "Ты, выйди к доске!", "Пусть он ответит", "Кто его поправит?", безличные обращения: "Раскройте дневники", "Все слушают", "А теперь класс решает следующую задачу", так как не способствует установлению доверительных контактов, создавая атмосферу обездушенной муштры. Конкретная адресованность речевого поведения учителя повышает внимание учащихся, оказывает дисциплинирующее воздействие: "Сережа! Все поздоровались со мной, а ты не поднял головы от книжки. Видно, зачитался. Добрый день!" (5-й класс'). Процесс совместного решения познавательных задач включает многообразие обращений к учащимся: обращение-сообщение, обращение-вопрос, обращение-побуждение к действию1. Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать личное мнение — положительное, отрицательное, нейтральное, побуждать к определенной деятельности, выражать эмоции — согласие, несогласие, радость, огорчение, благодарность, организовывать диалог таким образом, чтобы взаимодействие с учащимися естественно и непринужденно перерастало официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение. Принципиальное значение имеет культура волеизъявления учителя. Сотрудничающий характер взаимодействия с учащимися обязывает учителя к минимуму сводить использование прямых команд и приказов, глаголов повелительного наклонения —"встать", "сесть", "отвечай" и т.д.
Для учителя норма — не прямое требование, а приглашение, просьба, совет, пожелание, предостережение и т.д. Непременным атрибутом его речевого поведения являются разнообразные формулы вежливости: "пожалуйста", "будь добр", "не сочтите за труд", "прошу Вас", "благодарю за услугу", "извини", "прошу прощения" и др. В общении с детьми целесообразно использовать глаголы не повелительного, а сослагательного наклонения: "Почему бы тебе не проведать больную подругу?", "Может быть, тебе удобнее решать другой вариант задачи?" и т.д. Необходимое смягчение категоричности суждений достигается за счет таких оборотов, как "мне представляется", "я полагаю", "возможно, я ошибаюсь" и т.д. Для побуждения к совместной познавательной деятельности уместно использовать глаголы первого лица множественного числа: "А теперь, ребята, откроем учебники...", "Подумаем вместе, что делать дальше", "Сравним полученные данные с исходными" и пр. Располагает учащихся употребление вопросительных предложений с частицей "ли" или со словами "можно", "прошу", "советую", "рекомендую", "желательно": "нельзя ли узнать", "не трудно ли тебе принести эту книгу", "желательно сдать сочинение в следующую пятницу", "можно ли надеяться, что работа будет выполнена в понедельник", "советую избавиться от этой вредной привычки" и т.д. В процессе общения учитель призван создавать коммуникативную обстановку, стимулирующую речевую активность учащихся. Важно не выискивать ошибки или неточности в их суждениях, а выражать живой интерес к обмену информацией, подчеркивать достоинства, а не слабости, не торопить с ответом, не перебивать. Ввиду того что жесткий отказ ведет к нарушению кооперативное™ общения, целесообразно использование тактичных форм: "Извините, я не могу этого сделать"; "Сожалею, но выполнить вашу просьбу не в силах" и пр. Прислушиваясь к репликам многих учителей, нельзя не обратить внимание на их эгоцентрическую направленность: "Ты мне сегодня не нравишься", "Ты меня выводишь из себя своим поведением", "Ставлю тебе "три", так как ты мне не ответил на два вопроса" и т.д.
Нередки нарушения элементарных правил вежливости. Например, без обращения к ученице ей делается дисциплинарное замечание: "Петрова опять занята своими делами", "Вы послушайте, что она говорит", "Надо передать дневник", "Возьми свою книжку", "Сядь", "Пройди" без прибавления столь естественных и необходимых слов учтивости — "пожалуйста", "будь добр" и др. Побуждающая сила педагогических распоряжений, требований зависит от того, насколько убедительно они аргументируются. К сожалению, многие учителя не считают нужным это делать, сбиваясь на бесцеремонное морализаторство: "Стыдно, Иванов, не понимаешь элементарных вещей", "Некрасиво, Семенова, противоречить учителю" и т.п. Важной характеристикой вербального и невербального поведения учителя является стиль речи. В социолингвистике различаются две его основные разновидности: официальный, предназначенный для делового общения, и неофициальный, обиходно-разговорный, располагающий к установлению межличностных контактов. Функциональные стили речевого поведения отличаются друг от друга выбором лексики и экспрессивных средств -мимики, жестов, пантомимики и др. Учителю нужна гибкость перехода от одного стиля к другому, учет конкретной ситуации общения. С годами у каждого педагога складывается свой стиль речевого поведения, соответствующий его творческой индивидуальности. Это проявляется в определенной манере самовыражения — лексике, интонации, мимике, пантомимике. Однако профессиональный этикет обязывает к речевой дисциплине, неукоснительному соблюдению литературных норм, налагает категорический запрет на использование диалектизмов, вульгаризмов (тона, лексики) и в формальном, и в неформальном общении с детьми. Импровизационность Многообразие речевых коммуникаций учителя ориентировано на видимого собеседника.,Они творятся в ходе непосредственного разговора с учащимися "глаза в глаза". Спонтанно возникающие ситуации, сиюминутные реакции учащихся, динамика общения с ними побуждают педагога соответственно модифицировать свое речевое поведение, при необходимости — мгновенно перестраиваться. Импровизационность — неотъемлемый элемент педагогического творчества. Направленность современной школы на равнопартнерское сотрудничество с учащимися усиливает значение непринужденности, естественности учебно-воспитательного взаимодействия, требуя от учителя профессиональной гибкости и находчивости. Формы речевой импровизации (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) могут быть самыми разными, начиная от вопроса, стимулирующего интерес к совместной деятельности, шутки, снимающей нервное напряжение, кончая пространным монологом, необходимость в котором продиктована сиюминутной потребностью. Имеют значение и произносимые слова, мимика, пантомимика, сопровождающие их. Сила педагогической импровизации заключается не только и не столько в неожиданности тех или иных реакций учителя (хотя это и бывает важно), сколько в их оптимальности, результативности. По словам В.А. Кан-Калика, она выступает средством уточнения творческого процесса учителя, корректировки его взаимодействия с учащимися1.
Справедливо суждение В.И. Загвязинского о том, что учитель призван находиться в постоянной "импровизационной готовности"2. Такая психологическая установка диктуется спецификой педагогического труда, его эмоциональностью, а порой и стрессогенностью. К таким факторам относится неожиданность, непредсказуемость многих ученических реакций, дефицит времени для принятия решений, ответственность за риск. Специальные исследования показали, что высокий уровень импровизации свойствен лишь 5 % учителей, средний — 9 и низкий — 46 %. Половина из тысячи опрошенных не смогла привести примера своей импровизации1. Думается, что невысокие показатели развития у учителя профессиональной импровизационное™ в значительной мере связаны с серьезными пробелами в психолого-педагогической подготовке. По нашим данным, даже опытные воспитатели имеют смутное представление о сущности импровизации, переоценивают значение жесткого программирования речевого общения с учащимися, воспринимая их незапланированные реплики, вопросы как досадную помеху и случайность. Необходимая перестройка педагогической тактики часто подменяется репрессивным дисциплинированием: "Помолчи, из-за твоих разглагольствований мы теряем время", "Ты мне срываешь урок, потому что говоришь не по теме" и т.д. Учителям, заботящимся о подготовке детей к жизни, а не о формальном преподавании своего предмета, свойственна постоянная готовность удовлетворять их многообразные интересы и потребности. Е.Н. Ильин позволяет учащимся задавать вопросы не в конце урока, под звонок, как это обычно принято, а в середине. По его утверждению, это позволяет постигать "тайное и явное" ученика, развивать его личность и диагностировать пробелы в собственных знаниях. Рамки урока, подчеркивает он, нужно расширять, а не уходить "авторитетно в сторону, выращивая ученика по плану"2. Педагогическая тактика, рассчитанная на живое общение, предполагает развитую способность учителя к речевой импровизации. Она переживается как озарение, являющееся результатом интуитивного, т.е. неосознанного, решения психолого-педагогических задач. Однако импровизация — не случайность, ибо оплачивается предельным напряжением интеллектуальных, эмоциональных и волевых сил. Именно тогда и происходит мгновенное "интуитивное логическое осмысление" сложившейся ситуации и принятие оптимального решения3.
Внутренняя, субъективная, и внешняя, объективная, стороны педагогической импровизации взаимосвязаны. Культура импровизации выражается в том, что эмоциональные и интеллектуальные переживания учителя находят адекватное выражение в речевом поведении. Решающую роль играют профессиональная эрудиция и опыт. Поэтому педагогическая импровизация трактуется как механизм трансформации знаний, убеждений, техники в творчестве, профессиональных действиях1. Иллюстрацией сказанному может служить спонтанно возникший диалог в начале урока, описанный Ш.А. Амонашвили2: "— Здравствуйте, дети!.. Какие новости? —У меня зуб болит! —Был у врача? —После уроков пойду. —Не заплачешь там? —Н-е-е-е-т! —Ну, смотри!.. А еще что нового? —Дима все еще в больнице! - Димина мама сказала, что температура уже спала! —Вы не соскучились без Димы? —Со-ску-у-чи-и-лись... —Он такой добрый... —Его мама сказала, что он все время вспоминает школу. —Может, послать ему письмо? —Я хотел вам предложить то же самое! Пусть каждый се —Я ему свой рисунок пошлю... —А теперь — хотите знать, что мы будем делать сегодня в -Да! —Так вот слушайте. На первом уроке проведем наш третий —Да! И рисунки приготовили, и плакаты, и книжки... — Прекрасно. После докладов устроим дискуссию. А ри Известно, что эффективность профессиональной деятельности учителя зависит от подготовки к ней. Речевое поведение, Статус руководителя общения обязывает к диалогической активности. Вступая в контакт с детьми, учитель спрашивает, отвечает, соглашается, возражает, побуждает к размышлениям и действиям. Роль коммуникативного толчка выполняют вопросительные речевые действия. Они могут быть различными — удовлетворительно-вопросительные, предложительно-вопросительные, возможно-вопросительные, альтернативные и собственно-вопросительные1. Содержание коммуникативного диалога составляет обмен рациональной и эмоциональной информацией, связанной с предметной деятельностью — учебной, внеклассной, внешкольной. Придать речевому поведению подлинный диалогизм удается не каждому учителю. Исследование общения 64 учителей обнаружило высокий уровень его развития лишь у 26,5 %. Большая часть учителей, 37,7 %, имеет средний уровень, а 9,3 % — низкий2. Психологическим препятствием к реализации диалогизма является стремление учителя предъявлять единоличные требования учащимся и любой ценой добиваться их выполнения. Коммуникативный диалог — элементарный акт педагогического общения. С него начинается и заканчивается любая совместная деятельность. Игнорирование, недооценка его значения неумолимо оборачиваются снижением ее результативности. В отличие от дидактического диалога, доминантой которого является направленность на реализацию образовательных целей, назначение коммуникативного диалога — ориентирование и мобилизация учащихся на решение предстоящих задач. У опытных педагогов он не отнимает много времени. Исключение составляют "разговоры по душам", когда неформальное общение становится самоцелью. Избыток разговоров не по делу, выяснение отношений за счет учебного времени способны дезорганизовывать дидактический процесс. Подчеркивая ограниченную протяженность во времени коммуникативного диалога, следует тем не менее учитывать его незаменимую роль в учебно-воспитательном процессе. Характерен вывод П. Критсберга: "Чем больше речь учителя связана с учебным процессом, тем меньше оказывается прирост знаний"1. Этот факт объясняется избытком предметной информации, затрудняющим установление межличностных контактов с учащимися. Отсюда понятна важность не только интеллектуального, но и эмоционального общения на уроке. Выявлена статистическая зависимость между коммуникативным диалогом и успешностью включения учащихся в предметную деятельность2. Коммуникативный диалог играет серьезную роль не только при организации предстоящей предметной деятельности. Он пронизывает все учебно-воспитательное взаимодействие. Общение учителей с учащимися преимущественно на информационном уровне может снижать познавательную активность в большей мере, чем отрицательное эмоциональное воздействие. 60 % молодых учителей иностранного языка не испытывают потребности в эмоциональном подкреплении речетворчества школьников, переоценивая значение своего волеизъявления и передачи знаний. Недостаток в ярких, непосредственно выраженных (в слове, в мимике) эмоциональных оценках вызывает неудовлетворенность уроком, нежелание учиться3. Не каждый разговор, обмен репликами и высказываниями является подлинным диалогом, суть которого в плодотворном кооперировании партнеров. И в деловом, и в неформальном общении нередко проявляются явная или скрытая конфронтация, соперничество сторон, когда собеседники не слушают и перебивают друг друга, не находят общего языка, не согласуют свои реакции, сбиваясь на монологи. Такого рода рассогласованное, дисгармоничное общение превращается в псевдодиалог с сомнительной результативностью. В этой связи имеет смысл более детально проанализировать влияние различных факторов, обусловливающих педагогическую эффективность коммуникативного диалога. Примечателен взгляд известного педагога-новатора С.Н. Лысенковой, добивающейся опережающего изучения программного материала: "Хозяева дорогого времени — учи-
Статус руководителя общения обязывает к диалогической активности. Вступая в контакт с детьми, учитель спрашивает, отвечает, соглашается, возражает, побуждает к размышлениям и действиям. Роль коммуникативного толчка выполняют вопросительные речевые действия. Они могут быть различными — удовлетворительно-вопросительные, предложительно-вопросительные, возможно-вопросительные, альтернативные и собственно-вопросительные1. Содержание коммуникативного диалога составляет обмен рациональной и эмоциональной информацией, связанной с предметной деятельностью — учебной, внеклассной, внешкольной. Придать речевому поведению подлинный диалогизм удается не каждому учителю. Исследование общения 64 учителей обнаружило высокий уровень его развития лишь у 26,5 %. Большая часть учителей, 37,7 %, имеет средний уровень, а 9,3 % — низкий2. Психологическим препятствием к реализации диалогизма является стремление учителя предъявлять единоличные требования учащимся и любой ценой добиваться их выполнения. Коммуникативный диалог — элементарный акт педагогического общения. С него начинается и заканчивается любая совместная деятельность. Игнорирование, недооценка его значения неумолимо оборачиваются снижением ее результативности. В отличие от дидактического диалога, доминантой которого является направленность на реализацию образовательных целей, назначение коммуникативного диалога — ориентирование и мобилизация учащихся на решение предстоящих задач. У опытных педагогов он не отнимает много времени. Исключение составляют "разговоры по душам", когда неформальное общение становится самоцелью. Избыток разговоров не по делу, выяснение отношений за счет учебного времени способны дезорганизовывать дидактический процесс. Подчеркивая ограниченную протяженность во времени коммуникативного диалога, следует тем не менее учитывать его незаменимую роль в учебно-воспитательном процессе. Характерен вывод П. Критсберга: "Чем больше речь учителя связана с учебным процессом, тем меньше оказывается прирост знаний"1. Этот факт объясняется избытком предметной информации, затрудняющим установление межличностных контактов с учащимися. Отсюда понятна важность не только интеллектуального, но и эмоционального общения на уроке. Выявлена статистическая зависимость между коммуникативным диалогом и успешностью включения учащихся в предметную деятельность2. Коммуникативный диалог играет серьезную роль не только при организации предстоящей предметной деятельности. Он пронизывает все учебно-воспитательное взаимодействие. Общение учителей с учащимися преимущественно на информационном уровне может снижать познавательную активность в большей мере, чем отрицательное эмоциональное воздействие. 60 % молодых учителей иностранного языка не испытывают потребности в эмоциональном подкреплении речетворчества школьников, переоценивая значение своего волеизъявления и передачи знаний. Недостаток в ярких, непосредственно выраженных (в слове, в мимике) эмоциональных оценках вызывает неудовлетворенность уроком, нежелание учиться3. Не каждый разговор, обмен репликами и высказываниями является подлинным диалогом, суть которого в плодотворном кооперировании партнеров. И в деловом, и в неформальном общении нередко проявляются явная или скрытая конфронтация, соперничество сторон, когда собеседники не слушают и перебивают друг друга, не находят общего языка, не согласуют свои реакции, сбиваясь на монологи. Такого рода рассогласованное, дисгармоничное общение превращается в псевдодиалог с сомнительной результативностью. В этой связи имеет смысл более детально проанализировать влияние различных факторов, обусловливающих педагогическую эффективность коммуникативного диалога. Примечателен взгляд известного педагога-новатора С.Н. Лысенковой, добивающейся опережающего изучения программного материала: "Хозяева дорогого времени — учитель и ученики. Резерв времени кроется в их общенши, взаимодействии, сотрудничестве, в понимании учителем особенностей их мыслительной деятельности, умении управлять ei^, активизировать и стимулировать"1. Развертывание общения учителя с учащимися начинается с первой инициативной реплики, выполняющей функ!цию речевого стимула и носителя темы беседы. Выделяют следующие основные типы высказываний: этикетные формулы — приветствия, выражения благодарности, извинения и т.п.; зздпрос информации (вопрос, просьба); выражение эмоций; информирование, комментирование обстоятельств общения; фатичесщие высказывания, не несущие серьезной информации, но направленные на поддержание разговора2. Диалогическое общение может реализоваться Ксак дилог, трилог и полилог. В регламентированном учебно-воспиггательном взаимодействии доминирует полилог. Возникающий; на уроке диалог обычно протекает в присутствии третьих лиц.. Полилогический, или учебный, диалог реализуется как фронтальная беседа с классом. В любом диалоге происходит периодическая смеена ролей слушающего и говорящего. Известны два типа слушания — функциональное, нацеленное на безошибочное восприятие и анализ полученной информации, и личностное, сопровождаемое сопереживанием собеседнику. В общении с ребенком на первый план выдвигаемся эмпа-тийное слушание учителя. Оно предполагает соблюдение следующих правил: проявлять искреннюю, а не деланную заинтересованность, быть, а не казаться внимательным, эмсоциональ-но поддерживать репликами, мимикой, жестами, стремиться проникнуть во внутренний смысл слов, не перебивать, давать полностью выговориться. Эмпатийное слушание — предпосылка адекватности речевого поведения, педагога, оперативности его профе^ссиональ-ных реакций, предупреждение возникновения коммуникативных барьеров. Коммуникативный диалог выполняет свои воспитательные функции при условии взаимного расположения и открытости учителя и учащихся. Показателем открытости учащиеся являются не только их откровенные ответы на вопросы учштеля, но и стремление выступать инициаторами диалога, спрашивать о том, что волнует. Известно, что поразительные успехи во взрослении дошкольников и младших школьников связаны с их безбоязненностью спрашивать обо всем, что интересует. Явный спад любознательности подростков в общении с учителем в значительной мере связан с возникающим опасением показаться смешным или неправильно понятым. Вероятно, причиной наблюдающегося снижения уровня диалогической активности взрослеющих ребят может быть не только рост самокритичности, но и неадекватность поведения учителя. Подросток весьма чувствителен к необдуманным учительским реакциям типа: "Рано, рано, тебе интересоваться этим!" (на вопрос школьницы "Что такое секс?") или "Не показывай свою эрудицию, Серов, о теории относительности узнаешь в свое время, а проверять меня нечего, у меня диплом физика" (на вопрос "В чем заключается основной смысл теории относительности Эйнштэйна?"). Самое главное, что требуется от учителя, — это серьезное, уважительное отношение к любому вопросу школьника. Конечно, не всегда можно дать исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Подросток в состоянии поставить в тупик самого эрудированного учителя. Неадекватность его реакции начинается с приписывания учащимся злонамеренности, желания "поймать", подорвать педагогический авторитет "каверзными вопросами" и т.п. Каждый школьник ждет доброжелательного заинтересованного отношения учителя к своим мыслям, чувствам, сомнениям. Не унижает, а сближает с ребятами и откровенно выраженное затруднение немедленно сформулировать ответ, просьба об отсрочке ("Я не готов сегодня удовлетворить твою любознательность. Постараюсь это сделать в следующий раз"). В установлении межличностных контактов учителя и учащихся приоритет принадлежит вопросам, имеющим коммуникативную направленность, нацеленным на привлечение к себе внимания, побуждение к определенным реакциям и поступкам, эмоциональному сопереживанию. Нельзя не согласиться с советом современных ученых отойти от традиционной формы педагогического взаимодействия -"опрашивающий учитель" и "отвечающий ученик", так как она блокирует творческую активность последнего1. Остановимся на закономерностях доверительного общения, снимающего настороженность и отчуждение детей. Речевому взаимодействию свойственна определенная динамика. Ответственным этапом является наведение "психологических мостов", "накопление согласия". Имеет смысл начинать разговор с нейтральной, но достаточно актуальной для аудитории темы — о погоде, политических новостях, телепередачах, школьных событиях и т.д. Вопросы ставятся легко, без настойчивых требований на них отвечать. При этом важно избегать всего, что может разъединить собеседников. Убедительным признаком адекватного речевого поведения учителя является сокращение пауз между вопросами и ответами учащихся, их инициативные высказывания, уменьшение количества односложных реакций. Постепенно выжидательность поведения сменяется речевой раскованностью и ответной доброжелательностью. Следующий ответственный этап — поиск совпадающих интересов. Это может быть разговор о теме, порядке совместной работы, ее смысле, способах успешного выполнения. Продолжается сближение позиций детей и педагога, поэтому последнему нежелательно подчеркивать свой статус, возраст, жизненный опыт, эрудицию, т.е. всячески демонстрировать свое превосходство. Наоборот, нужны поощрительные оценки высказываний, суждений, личных наблюдений учащихся типа: "Интересная мысль! Молодец!", "Принимаю твое предложение!", "А вот это мне не приходило в голову", "Спасибо за рациональное предложение" и т.п. Следует остерегаться поучающего снисходительного тона, отталкивающего ребят. Показателем правильной тактики являются эмоциональное принятие аудиторией цели предстоящей работы и, как итог, синхронизация деятельности учителя и учащихся. Важным этапом является принятие совместных решений. Признаком продуманности речевого поведения учителя является стремление учащихся советоваться, открыто ставить вопросы, выражать не только согласие, но и несогласие, отсутствие страха обнаружить незнание и непонимание, безбоязненно предлагать свои варианты решений. Заключительным является этап совместного подведения итогов, анализ возникших трудностей и планирование дальнейшей совместной деятельности. Заканчивать речевой контакт с детьми целесообразно на оптимистической ноте, позаботившись о том, чтобы не оставить горечи от переживания кем-то комплекса неполноценности, обиды от учительской несправедливости, равнодушия и личностной незаинтересованности по отношению к кому-то. От того, как завершается учебно-воспитательный процесс, зависит общее впечатление, отражающееся на последующей работе. Дети берутся в первую очередь за выполнение заданий, которые получены на любимых уроках1. Смысл коммуникативного диалога заключается не в том, чтобы, добившись доверия ребят, манипулировать ими, а в формировании благоприятного нравственно-психологического климата, обеспечивающего плодотворность предметного взаимодействия. Эмоциональная привлекательность учебно-воспитательного общения находится в зависимости от того, насколько педагогу удается проявить себя как оригинальную личность со своими убеждениями, увлечениями, пристрастиями, переживаниями, жизненным опытом, своеобразием характера и темперамента. Например, ребят привлекает откровенное выражение своего мнения, а не обезличенные формулировки типа "так принято".,-•'--> Польский психолог Е. Мелибруда отмечает чрезвычайную ценность эмоциональной раскованности учителя в общении с детьми2. Естественность и непосредственность самовыражения импонируют учащимся, сближают с ними, способствуя преодолению коммуникативных барьеров. Если у педагога случа-|ется серьезная неприятность и приходится переживать горестные события, вероятно, нет резона надевать бодряческую маску, так же как под личиной внешней невозмутимости и бесстрастия скрывать радость. Многосторонняя трансляция своей индивидуальности позволяет учителю персонифицироваться в воспитанниках, оказывать действенное влияние на формирование их личностных качеств3. Примером эмоциональной раскованности, умелого "наведения мостов" с весьма сложной юношеской аудиторией приверженцев "металлического рока" может служить следующий фрагмент выступления известного педагога-новатора М.П. Щетинина: "Я тоже, если говорить в смысле протеста, "металлист"... Я протестовал против ханжества, равнодушия... Я вижу здесь ребят с лестницы из передачи "12-й этаж", которые поддержали меня в апреле 1986 года. Спасибо вам... Ненавидел школу и до сих пор ненавижу, хотя служу ей 20 лет. Ненавижу за то, что она приводит к той черте, когда хочется протестовать, но не знаешь против чего. В том, что вы носите крест, не вижу ничего особенного. Даже если вы верите в Бога, это ничего. Но давайте строить наше общество"1. В своем большинстве современное учительство ориентировано на демократический стиль общения с учащимися. Однако в повседневной практике равнопартнерство обучающего с обучаемыми нередко оказывается декларативным. Характерными признаками учительского доминирования выступают в диалоге: 1) злоупотребление длительными и громогласными выска 2) навязывание собственного мнения и готовых решений; 3) нетерпимость к инакомыслию;
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.084 с.) |