Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапевтическая функция
Одним из первых, кто обратил внимание на психотерапевтическую функцию речевого поведения учителя, был В.Н. Мя-сищев. Он подчеркивал огромные возможности слова в формировании отношений ребенка к жизни, к людям, к себе, разрешении болезнетворных противоречий и конфликтов1. До сих пор в отечественной литературе нет четкого определения целей психотерапевтического процесса. Само понятие психотерапии, как правило, связывают с лечебным воздействием в патологических случаях, требующих вмешательства специалиста-медика. Психотерапия трактуется узко, как система лечебных мер, направленных на исцеление психических больных или находящихся в пограничных состояниях. Как широкое понятие психотерапия характеризуется общей гуманистической направленностью. Необходимость овладения ее азами для каждого учителя становится все более очевидной, поскольку она помогает выявлению и реализации личностных потенций ребенка, гармонизации отношений с собой и миром. Примечательно, что в начале 80-х годов была предпринята попытка ввести в русский язык термин "неврачебная психотерапия", под которой подразумевалась работа с практически здоровыми людьми, испытывающими определенные психологические трудности. Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Умеренный стресс (от англ, stress — давление, напряжение) активизирует волевую сферу, выполняя роль психического толчка, побуждающего личность к активности, выявлению творческого потенциала, самосовершенствованию. Для душевного здоровья серьезную опасность представляет дистресс, определяемый Г. Селье как "вредоносный стресс". Если стресс может вызвать не только приятные, но и неприятные чувства, то дистресс всегда неприятен2. Школьные дистрессы вызывают дидактогении, проявляющиеся в утрате побуждения к занятиям, стремлении уклониться от них, страх учения. Слово учителя способно играть роль стрессора, активизирующего духовные силы ребенка, и ранящего дистрессора. Причем последствия могут быть не только немедленными, но и долговременными. По отношению к учителю как дистрессору это оборачивается ненавистью, недоверием, жаждой мести, в лучшем случае равнодушием учащихся. Дистресс вызывает ухудшение самочувствия, состояние тревожности, фрустрацию (чувство крушения), потерю веры в себя, стимулирует заниженный уровень притязаний, эффект сужения сознания, уход в себя, отчужденность, провоцирует агрессию, жестокость, стремление к конфронтации.
Следует учитывать различие в адаптивных возможностях детей. Особой разрушительной силой обладает дистресс, переживаемый ребенком с повышенной чувствительностью, тяготеющим к невротическим и психастеническим реакциям. К 10-му классу 45—50 % школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы1. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах Беларуси в связи с Чернобыльской катастрофой и неблагоприятной социально-экономической ситуацией. У подростков Гомельской, Могилевской, Минской областей преобладают высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около 65 %) доминирует низкий уровень настроения, у трети — средний, высокий — у менее 10 %. В старших классах значительно увеличивается число учащихся с низким уровнем настроения (70 %). Средний уровень констатируется лишь у 20 %, высокий — у 5 %. Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм2. Психотерапевтическая функция педагога проявляется в предупреждении дистресса. Правомерен совет психоневрологов - - в общении с детьми руководствоваться деонтологиче-ским принципом "не навреди". "Каждое действие и каждое слово человека (менее строго — почти каждое), — справедливо отмечает Н.В. Жутикова, — в различной степени способствуют либо добру, либо злу, приносят либо пользу, либо вред. Даже бездействие и бездеятельность имеют свой знак"3. Следует учитывать, что присутствие сверстников выступает для каждого ребенка дополнительным раздражителем, источником острых переживаний, ибо связано с утверждением личного достоинства и престижа в их среде. В диалоге, реализуемом в обстановке публичности, предпочтительна тактика акцентирования внимания на достоинствах, а не на недостатках. Такая тенденция целесообразна при оценке и учебной, и внеучебной деятельности и поведения. Только так формируется позитивная самооценка, культивируются положительные личностные качества.
Особо травмирующей является пессимистическая оценка возможностей детей, которая выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях и нередко в грубой, оскорбительной форме. При этом внушающей силой обладают и произносимые слова, и их эмоциональная окраска. Учитель провоцирует зависть, эгоцентризм, тревожность, негативизм, конфликтность, когда он сравнивает ученические успехи. Известно, что острословие, веселость педагога заражают детей оптимизмом и жизнестойкостью. Удачной репликой, уместной шуткой можно снять нервное напряжение, вызвать эмоциональную разрядку. Гармонизирующее влияние на душевное состояние учащихся оказывает общение с учителем, именуемое "хорошим разговором". Это словосочетание означает такие диалоги, которые имеют "положительный стимулирующий эффект, оставляют приятное воспоминание и сами надолго остаются предметом разговоров"!. Мысли и чувства, рождающиеся в ходе "хорошего разговора", творятся совместными усилиями собеседников, отражая их духовную близость. Катализатором такого общения выступает эмоциональная открытость, искренность в выражении чувств и мыслей. Лишь при условии доверительного самораскрытия педагога становится возможным психотерапевтический эффект. Вредоносными оказываются "пустые разговоры", построенные на угрозах, бестактности и оскорблениях. Психотерапевтическим эффектом обладает не ролевой, а личностный уровень общения, человечность педагога. Именно тогда у ребенка возникает чувство защищенности, осознание своей самоценности, побуждающие к личностному самораскрытию и самоутверждению. Значительным терапевтическим воздействием обладает доверительный разговор с ребенком, с глазу на глаз, умение слушать и слышать его. Молчаливое благожелательное внимание педагога побуждает к откровенности и искренности. Возможность выговориться облегчает душевное состояние, помогает осознавать себя, понять свои мысли и чувства, сделать самостоятельные выводы. Ненавязчивые тактичные речевые реакции наставника позволяют внести необходимые коррективы в поведение воспитанника. Последовательница своего отца известный психотерапевт Н. Роджерс отмечает: "Если создать безопасный, доверительный климат, в котором личность чувствует себя свободно настолько, что начинает исследовать свой внутренний психический мир, то в этом случае сам человек выбирает наиболее оптимальное направление своего развития как личности"1.. Лечебная сила учительского слова связана с тем, что оно способно успокоить, воодушевить, активизировать творческие возможности личности, формировать оптимистическое мироощущение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.009 с.) |