Методика проведения подвижных игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения подвижных игр



Перед проведением игры следует выполнить разметку игровой площадки, подготовить и продуманно разместить необходимое оборудование.

Первый структурный компонент подвижной игры– сбор детей на игру, предусматривает варьирование различных занимательных приемов. Однако собирать детей нужно в том месте площадки, откуда будут начинаться иг­ровые действия. Например, в играх с построением в круг — в центр площадки, в играх с перебежками — в «домик» у короткой стороны площадки.

Сбор детей должен проходить быстро и интерес­но. На игровой площадке учащихся можно созвать при помощи зазывалочек: «Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!», «Раз, два, три! Играть скорей беги!» и др. Можно поручить ребенку-физоргу или нескольким детям собрать остальных в установ­ленный ограниченный срок в интересной форме (пока звучит музыка, размещаются атрибуты и т.п.). Применяются и сюрпризные моменты (например, играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакал­кой).

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интерес­ным и эмоциональным. Различные средства выразительности (интона­ция голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация) должны продуманно применяться для выделения главного, со­здания атмосферы радости и придания целенаправленности иг­ровым действиям. Объяснение игры — это инст­рукция и момент создания игровой ситуации.

Важна определенная последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче (сначала — условие, затем — вопрос). Последователь­ность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, правила, напомнить движения (при необходимости). Только потом распределяются роли, раздаются атрибуты, дети размещаются на площадке, начинаются игровые действия. Методической ошибкой будет то, что объясне­ние начинается с назначения учащихся на главные роли, и в резуль­тате внимание детей к инструкции падает, происходит сбой в игровых действиях. Ошибочна и раздача атрибутов детям перед объяснением игры.

Если игра знакома учащимся, вместо объяснения нужно вспомнить с ними от­дельные важные моменты, можно прочитать стихотворение, помога­ющее вспомнить сюжет и основные правила. Например: «Послушайте стихотворение и придумайте игру»:

Мышки — серые воришки, Кот кладовку стережет!

Сыр нашли в кладовке мышки. За такие вот делишки

Но не спит хозяйский кот, Может он порвать штанишки!

В. Степанов.

Сова и синица

…Ночь вошла в свои права. Видят ночью темною.

В путь пускается сова. А синица не боится,

Все глаза огромные Потому что спит синица.

В. Берестов.

Распределение ролей – значимый компонент игры. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль — всегда привлекательна, поэтому во время распределения ролей возможно возникновение конфликтов. Распределение важно использовать как удобный момент для формирования у детей умения вести себя. Выбор на главную роль учащиеся должны воспринимать как поощрение, доверие, уверен­ность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение.

Наиболее распространенный прием — назначение на главную роль. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Пусть первым «слепым котом» будет Юра. Он первый услышал зазывалочку и быстро прибежал…», «Марина загадала интересную загадку о нашей игре. Пусть она назначит сову…».

Для назначения на главную роль часто используют считалочки. Это предупреждает конфликты: на кого выпало последнее слово, тот будет водить. Следует помнить, что делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле. Распределить роли мож­но при помощи «волшебной» палочки, обруча, перехватов и т.д. Все названные при­емы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в процессе игры основным критерием является каче­ство выполнения движений и правил. Например: «Дима от волка убежал и Лену выручил. Теперь он будет волком…», «Юля при­бежала быстрее всех. Сейчас она будет ловить». Дети должны знать, что тот, кто проиграл, на ведущую роль не назначается. Однако в ситуациях типа «Каравай, каравай, кого хочешь, – выбирай!» – это правило не должно мешать выбору ребенка.

В процессе проведения игры воспитатель руководит ею. Контролирует ход игры с целью реализации ее содержания, недопущения конфликтов между детьми и т.д. Следит за движениями: поощряет удачное исполнение, подсказывает луч­ший способ действия, помогает личным примером. Нужно помнить, что большое количество замечаний о неправильном выполнении от­рицательно сказывается на настроении ребенка, поэтому их должно быть немного и сделаны они должны быть в доброжелательной фор­ме. Это касается и правил. Учащиеся могут нарушать правила, охваченные радостью или азартом (особенно в сюжетных играх). Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Дети с особенностями психофизического развития и, в частности, с множественными нарушениями, очень нуждаются в доброжелательных ре­акциях воспитателя. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно вывести из игры на некоторое время, например «помочь воспитателю» (подержать вто­рой конец скакалки и т.п.).

Повторность и продолжительность игры часто зависит от фактического положения. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

В конце игры подводятся ее итоги. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Отмечаются самые быстрые, ловкие учащиеся, те, кто соблюдал правила; выражается надежда, что менее успешные в следующий раз лучше постараются и станут первыми.

Варьирование и усложнение подвижных игр

По мере накопле­ния детьми двигательного опыта игры усложняются. Кроме того, усложнение делает интересней хорошо знакомые игры. Следует учитывать, что варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию.

Способы варьирования и усложнения подвижных игр:

- увеличение дозировки;

- усложнение двигательного содержания (например, из домика играющие не выбегают, а выпрыгивают);

- изменение размещения детей на площадке (ловец не сбоку, ав середине площадки);

- смена сигнала (вместо словесного используется зрительный или звуковой);

- проведение игры в нестандартных условиях (по песку бежать труднее;убегая от ловца на спортивной площадке, можно повиснуть, обхватив спортивное сооружение руками и ногами);

- усложнение правил (пойманных можно выручать; увеличить число ловцов и т.д.).

Спортивный час

Спортивный час – одна из форм организации физкультурно-оздоровительной воспитательной работы. Спортивный час существенно отличается от уроков физкультуры. Его главной задачей является активный отдых учащихся, направленный на разрядку их умственного напряжения, снижение утомления, повышение работоспособности, совершенствование физического развития.

Спортивные часы проводятся в достаточно свободной форме с элементами игры, ритмики, танца. Ритмическая гимнастика – непременный элемент спортивного часа. Она способствует развитию чувства ритма, улучшению координации движений, поднятию настроения учащихся. Музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия, бодрит, увлекает детей. Главное, чтобы воспитатель смог правильно, в логической последовательности вы­строить упражнения и подобрать фонограмму.

Четкая организация каждого спортивного часа, увлекательный характер любого этапа занятия приносит детям радость, удовольствие. В целях исключения длительных монотонных нагрузок, развития всех групп мышц,правильной осанки, силы, ловкости, гибкости учащихся следует часто чередовать различные по характеру упражнения.

Структура спортивного часа включает несколько этапов:

1) подготовительный (организованный приход детей на спортивную площадку или в зал, построение, упражнения для разминки, как средство подготовки организма к последующим более слож­ным двигательным действиям);

2) основная часть: а) комплекс гимнастических упражнений под музыку; б) состязательные эстафеты и подвижные игры разной степени интенсивности;

3) заключительная часть (организованное окончание, построение, спокойная ходьба).

Подчеркнем, что первая фаза занятия несет легкую нагрузку (это разновид­ности ходьбы на месте, несложные движения рук под музыку). Важно, чтобы дети «ухватили» ритм музыкального сопровождения.

На второй фазе учащимся предлагается цепочка упражнений, последовательно разрабатывающих суставы и мышцы (сверху вниз); упражнения для шеи, плечевого сустава, рук, туловища и ног. Для повышения эмоциональности занятия используются мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки. Заканчивают данную фазу подскоки и бег.

На третьей фазе целесообразно применить простые танцевальные шаги и движения. Необходимо, чтобы воспитатель старался придать эмоциональную окраску движениям, исходя из характера музыки (в этом случае удается достичь единства музыки и движений).

На четвертой фазе движения продолжаются, но в достаточ­но низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. Используются упражнения на дыхание и расслабле­ние.

При подборе упражнений учитываются возрастные и психофизические особенности учащих­ся. Запоминание комплекса – кропотливая работа (дети с особенностями психофизического развития не сразу начинают правильно двигаться под музыку). С течением времени комплекс упражнений обновляется.

Можно сделать вывод, что спортивный час, проводимый в режиме продленного дня, удовлетворяет потребность организма ребенка в движении, служит укреплению здоровья, хорошему са­мочувствию детей.

 

Физкультурный праздник

Физкультурные праздники вызывают у учащихся радость, развивают интерес к физкультуре и спорту, способствуют приобщению детей (и их родителей) к здоровому образу жизни и др. Такие праздники наиболее целесообразно прово­дить в конце учебной четверти, так как они подводят итог физкультурно-оздоровительной ра­боты за определенный период.

Торжественная обстановка, значки и эмблемы на спортивной одежде, веселые игры, зрелища и сюрпризы, музыка, весе­лье — все это приятно волнует детей и вызывает желание подражать тем, кто ловок и силен, кому сегодня аплодируют.

Подготовка к празднику начинается с составления сценария. Его двигательной основой может быть программа физкультурно­го развлечения, но, учитывая большую продолжительность празд­ника (1 ч. — 1 ч. 20 мин.), ее можно усилить, например, подвижными играми. Традиционны зрелища, включающие выступления де­тей, посещающих спортивные секции; сверстников из спортивной школы; взрослых (родителей со спортивной подготовкой); стар­шеклассников — победителей школьных соревнований, педагогов.

Используются экспромты: например, желающим пред­лагается поскакать со скакалками, подбивать, подбрасывать, вести мяч, обежать вращающийся обруч и т.п. Важно отметить тех, кто сумеет сде­лать это ритмичнее, ловчее, дольше. Музыкальное сопровождение создает эмоциональный фон таким моментам.

При проведении праздника обязательны сюрпризы. Можно использовать сказочных костюмированных персонажей, которые оли­цетворяют своими действиями стремление к здоровому образу жизни, в занимательной форме учат детей спортивному поведе­нию. Детям приятно получить «булаву» из рук «Ильи Муромца» за победу в «борцовском поедин­ке»; найти ошибку в действиях Незнайки; уличить в жульничестве вратаря Бабу Ягу, уменьшающую границы своих ворот; выстроить «живую стенку» на пути Карабаса-Барабаса, бегущего за Буратино и т.д.

В сценарии праздника отводят место и художе­ственному слову. Стихи и песни, загадки, пословицы, поговорки могут быть игровым зачином, формой приветствия, сигналом к действию, способом подачи игрового материала, приемом распре­деления ролей в играх, основой сюрпризного момента, формой оценки игровых действий, синонимом подвижной игры и др. В любом случае художественное слово привлекает внимание детей, способствует их организованности, направляет эмоции.

Праздник не может быть ярким без гостей: перед ними выступают, показывают свои умения, разделяют радость удачи. Гостями могут быть дети параллельных, младших, старших классов, ро­дители, шефы, представители общественных организаций. Важно, что­бы они были не только зрителями и болельщиками, но и в известной мере участниками. Двигательные отгадки, подтанцовки, коллек­тивное пение сделает их присутствие органичным и очень значи­мым, особенно в момент соревнований.

В процессе проведения праздника ответственную роль играет ведущий. Он должен задавать тон всему празднику: хорошо владеть движениями, уметь четко и правильно говорить, мгновенно реагировать на постоянно ме­няющиеся ситуации. Ведущий должен подавать сигналы, с юмором оценивать поведение играющих, гостей и зрите­лей, держать в своих руках все «ниточки» праздника. При необходимости ведущий аплодирует, спорит, смеется, разыгрывает удивле­ние, т.е. активизирует и направляет действие праздничного мероприятия. Ведущий заканчивает праздник поощрениями и, как радушный хо­зяин, приглашает детей к угощению, если оно предусмотрено.

 

Мини-спартакиада

По смыслу, значению, силе воспитательного воздействия ма­лая спартакиада близка к физкультурным праздникам и может считаться их разновидностью. И все-таки у нее другие функции и своя специфика. Спартакиада подводит итог учебному году по физкультуре и является своеобразным критерием оценки уров­ня обученности детей.

В общей праздничной тональности мероприятия проявляются деловые нотки: спартакиада — это соревнования, поэтому нужны арбитры, и важный атрибут их деятельности — судейство. Надо продумать, как включить в судейскую коллегию детей, ведь им хочется быть и участниками соревнований.

Каждый участник — член какой-нибудь команды, что подтвер­ждают цвет и форма спортивной одежды. Возможны варианты: в спартакиаде на равных может участвовать параллельный класс или два-три параллельных класса выставляют свои команды.

Команды занимают согласно жеребьевке места на площадке, после чего следует торжественное открытие — приветствие и па­рад участников. Затем классы (команды) могут показать под­готовленные гимнастические упражнения либо спортивные танцы с лентами, мячами, либо комплексы аэробики, т.е. имеет место своеобразное взаимное приветствие, демонстриру­ется готовность к соревнованиям. Содержание соревнований ого­варивается заранее и обсуждается с детьми. Это может быть лег­кая атлетика — состязание в основных движениях, или спортивные игры в объеме программных требований, или иг­ровые задания с элементами спортивного ориентирования – про­верка готовности к туристскому походу. Задания подбираются с таким расчетом, чтобы все дети приняли в них активное участие.

Соревнования – самый напряженный этап мини-спартакиа­ды. Воспитателю важно следить за качеством выполнения заданий детьми, адекватностью оценивания результатов.

Завершаются соревнования подведением итогов и награждением побе­дителей. Затем можно провести концерт художественной самодеятельности с репертуаром на спортивную тематику, подвижные игры средней динамичности с творческой на­чинкой типа «затейников», двигательные загадки и отгадки по мотивам литературных произведений, танцы, прогул­ку «по дорожкам, по тропинкам», организовать про­смотр инсценировок или мультфильмов со спортивным сюже­том, тесный круг «у самовара» и др.

 

Спортивные соревнования

Спортивные соревнования проводятся по различным летним и зимним видам спорта в виде спартакиад, фестивалей, спортивных игр, турниров, матчевых и товарищеских встреч и т.п. Спортивные соревнования способствуют повышению функционального состояния основных физиологических систем организма лиц с особенностями психофизического развития, приобщению их к здоровому образу жизни, проведению целенаправленной работы по подготовке и отбору спортсменов с особенностями психофизического развития для участия в республиканских и международных соревнованиях для лиц с особенностями психофизического развития.

Начальный этап соревнования может включать подготовку участников в соответствии с программой проведения мероприятия или соревнования; формирование команды; отборочные туры.

Подготовка участников соревнования осуществляется на основе программ, разрабатываемых организаторами мероприятия (учителем физической культуры, воспитателями, учащимися-активистами). Упражнения, которые будут выполнять участники, уровень помощи, необходимой учащимся при их выполнении, определяются возможностями, подготовленностью, желанием детей. Участники, для которых выполнение упражнений программы мероприятия является недоступным, могут выступать с собственной программой. В этом случае командам разрешается использовать собственный инвентарь и оборудование.

Каждая команда должна иметь соответствующую экипировку (единую форму, эмблему, табличку с указанием класса либо образовательного учреждения, которое команда представляет).

В состязания включают различные эстафеты, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.

Для осуществления судейства и подведения итогов соревнования создается судейская коллегия.

Финал соревнования состоит из выступлений команд в соответствии с программой проведения и сопровождается церемониями открытия, закрытия, награждения участников, культурной программой.

 

В заключение можно отметить, что разрабатывая программу физкультурных развлечений, руководствуются критериями:

· содержание программы должно согласовываться с пройден­ным учебным материалом на уроках физкультуры;

· игры и игровые задания должны быть разнообразными по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;

· размещение игрового материала в программе должно отве­чать правилам дозировки; физическая нагрузка постепенно воз­растает, а в последнем задании снижается, но эмоциональная на­грузка возрастает непрерывно;

· после игр-эстафет или других заданий, сильно возбуждающих детей, целесообразно планировать зрелища, двигательные загад­ки, игры хороводного типа, сюрпризы, номера художественной самодеятельности, имеющие тематическую направленность, и другие моменты, обеспечивающие организованность играющих;

· после игр большой подвижности, предполагающих фрон­тальную организацию, должны следовать задания, в которых действует небольшая группа более выносливых детей;

· программу необходимо разрабатывать заблаговременно, что­бы отдельные игры или подводящие к ним упражнения могли включаться в содержание уроков, в другие текущие формы рабо­ты и осваивались бы без спешки;

· необходимо заранее определить место проведения досуга и с учетом его особенностей адаптировать игровой материал;

· объем игрового материала должен быть рассчитан на один час, т.е. 6-8 двигательных заданий;

· желательно подготовить сценарий, в котором должны быть чет­ко определены содержание действий ведущего, способы пода­чи игрового материала, нестандартные оценки действий детей, ритуалы награждения победителей в соревновании и др.;

· подключить детей к подготовке красочной атрибутики — плакатов, значков, масок-шапочек, деталей костюмов, бумажных гирлянд и др.

Необходимым условием эффективности процесса физического воспитания детей с особенностями психофизического развития является обеспечение систематического медицинского комплексного контроля и соблюдение мер по предупреждению травматизма на физкультурно-оздоровительных занятиях, мероприятиях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.045 с.)