Методика организации и проведения занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения занятий



По внеклассному чтению

 

Внеклассное чтение – вид учебно-познавательной деятельности воспитанников, составная часть вне­классной работы по чтению и литературе.

Внеклассное чтение направлено на формирование ребенка как читателя, формирование культуры чтения, преодоление трудностей чтения; воспитание интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания. Занятия по внеклассному чтению способствуют речевому развитию детей, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, пробуждению и развитию интереса к литературе; формированию осознанной необходимости чтения, самостоятельной читательской деятельности; формированию умения самостоятельно выбирать книги; развитию умения читать слитно, плавно, выразительно; формированию определённого отношения к прочитанному и др.

Направления деятельности на занятиях по внеклассному чтению: ознакомление детей с доступным им кругом чтения, с основными видами общепринятой библиотечной помощи; чтение книг (текстов), обдумывание и усвоение их содержания; отработка правил, приёмов, готовящих каждого ученика к читательской деятельности; освоение основных представлений, необходимых для самостоятельной ориентировки в книге.

В режиме дня специальной школы, школы-интерната вне­классному чтению отводится специальное время.

В зависимости от возраста учащихся, их психофизических особенностей, читательских умений внеклассное чтение проводится в разных формах.

В самых младших классах внеклассное чтение коллективное и сочетается с расска­зом воспитателя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью подвижной аппликации, игрушек, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др.

По мере овладения ребенком умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение. Совместно с учителем воспитатель подбирает книги для обяза­тельного и свободного индивидуального чтения, произведения для кол­лективного прочтения и обсуждения на читательских конференциях. В перечень рекомендуемой литературы включаются произведения программной тематики, связанные с актуальными общественными, ис­торическими, литературными событиями, учитываются также чита­тельские запросы каждого учащегося.

Учитель и воспитатель не только организуют внеклассное чтение, но и помогают детям преодолевать возникающие трудности с помо­щью различных методических приемов (использование словарной работы, повторного чтения, разъяснения и др.). Ведется учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, ведение читательских дневников, коллективных дневнико­вых записей после обсуждения прочитанных произведений, читательские конфе­ренции и др.).

Большое значение имеет систематическая работа по развитию у детей интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения лите­ратуры. В связи с этим воспитатель совместно с учителем, работником школьной библиотеки организует выстав­ки книг с аннотациями к ним, выступление старших учащихся пе­ред младшими с рекомендацией прочитать те или иные книги, намечает перспективы интересной работы с прочитанным произведением (например, инс­ценирование в школьном театре и др.). Воспитатель рассказывает о писателях, демонстриру­ет соответствующие медиапрезентации, организует просмотр кинофильмов по произведениям писателей и т.п.

В классе или в групповой комнате оформляется уголок внекласс­ного чтения, где размещаются материалы, стимулирующие интерес детей к той или иной книге, список рекомендуемой литературы, отзывы учеников о прочитанных произведениях, иллюстрации к ним, задания познавательного характера. Уголок внекласс­ного чтения должен содержать также раздел, в котором ведется работа над словарем и фразеологией в связи с материалом внеклассного чтения.

 

Этапы читательской подготовки

Первый этап – подготовительный (1-й класс). Это этап накопления читательских знаний, ознакомления с такими понятиями, как рисунки, заголовки, надписи, фамилии писателей. Главная задача данного этапа – привлечение внимания к книге. Воспитатель приучает детей обдумывать то, что изображено на обложке, выделять по обложке фамилию автора, дифференцирует понятия иллюстрации и надписи, демонстрирует чтение сверху вниз.

В структуру занятия на данном этапе входит рассматривание обложки, коллективное чтение названия, фамилии писателя; самостоятельное и коллективное чтение подписей под рисунками; словарная работа; осмысливание содержания; повторное чтение и ответы на вопросы.

На начальном этапе (2–4 классы) книга становится предметом специального изучения. На данном этапе осуществляется постепенный переход от отдельных действий с книгой до освоения навыков чтения. У детей формируются умения самостоятельно выбирать книгу, определять название книги и автора, основное содержание; словарный запас обогащается новыми терминами; происходит знакомство с периодической печатью.

Примерная структура занятия: 1) организационный момент; 2) вступительная беседа; 3) первичное чтение; 4) словарная работа; 5) вторичное чтение; 6) беседа по содержанию прочитанного; 7) словесное рисование либо составление картинного плана, выборочное чтение по вопросам, конкурс на выразительность чтения, драматизация и т.п.; 8) подведение итогов.

Главная задача основного этапа (5–6 классы) – расширение читательской практики и самостоятельности, чтение и осмысление, воспроизведение и оценка прочитанного. Тематика читаемых произведений расширяется, формируется умение определять названия книг о природе, жанровых произведений и т.д.

Этап самостоятельного чтения (7-й и последующие классы) – этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов. На этом этапе школьники учатся сравнивать героев произведения (нескольких произведений), определять особенности композиции произведений. На занятиях используются сообщения, аннотации, элементы диспута.

Методические рекомендациипо организации и проведению занятий внеклассного чтения

Читательская деятельность младших школьников начинается с чтения сказок. Наряду со сказками для внеклассного чтения предлагаются небольшие рассказы и стихотворения (поэтические произведения подбираются ритмичные, мелодичные и потенциально понятные детям). Объем произведений постепенно увеличивается.

Подготовка детей к чтению осуществляется с опорой на наглядный материал, что облегчает понимание и повышает интерес к содержанию текстов. Первоначально чтение самими учащимися начинается с подписей к картинкам, которые могут состоять из одного слова (словосочетания, предложения). Воспитатель предлагает учащимся задания: подобрать к иллюстрации перечень действий, которые может выполнять герой; прочитать небольшие фразы из сказки и соотнести их с картинками; самостоятельно выполнить рисунки к сказке.

На первых этапах работы по внеклассному чтению в основном читает воспитатель, дети слушают, запоминают, отвечают на вопросы. Подчеркнем, что на занятиях внеклассного чтения с учащимися с нарушением слуха каждому ребенку предоставляется текст для активизации восприятия и осмысления прочитанного. Самостоятельное чтение вводится по мере овладения учащимися умениями работы с текстом.

Значимый момент внеклассного чтения детей с особенностями психофизического развития – словарная работа, предполагающая разъяснение лексического значения слов, словосочетаний (потенциально новых для детей либо требующих актуализации представлений), выяснение понимания учащимися грамматических оборотов текста.

Воспитатель должен заранее проработать содержание текста, при необходимости адаптировать его для полноценного понимания детьми с нарушением слуха, с интеллектуальной недостаточностью и др.

Способы составления адаптированных текстов могут быть следующие (А.Г. Зикеев, В.В. Тимохин):

1. Замена слов, потенциально сложных для восприятия и осмысления, уже известными детям (синонимами или словами, подходящими по контексту) либо исключение их из текста. Иногда изменяется лишь грамматическая форма слова: «влез – залез».

2. Перестановка слов в предложении, когда на первое место ставится более значимое слово в данном отрезке текста (например, «дети пришли — пришли дети»).

3. Вставка слов, словосочетаний и целых предложений, поясняющих действие, изложенное в произведении.

4. Частичное исключение местоимений или замена их конкретными действующими лицами и предметами.

 

Нужно отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха, интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения в овладении чтением, в том числе и в понимании текста (не только самостоятельно прочитанного, но и прослушанного).

Необходимо учитывать специфику нарушения речи. Так, при наличии сенсорных нарушений (сенсорной алалии) особое внимание уделяется пониманию прослушиваемого и самостоятельно прочтенного текста. Работу по внеклассному чтению с такими детьми начинают с чтения подписей к картинкам, далее читаются сказки. У детей с выраженными двигательными нарушениями наблюдаются трудности прочтения текста. В этом случае воспитатель сам знакомит детей с текстом, предлагает составить картинный план. Из текста к иллюстрациям по вопросам подбираются слова, которые дети могут прочитать самостоятельно. Проводя внеклассное чтение с заикающимися учащимися, важно соблюдать принцип индивидуального подхода, учитывать этап коррекционного воздействия (чтение про себя, составление картинного плана, выборочное чтение по вопросам вслух, чтение вслух всего текста, инсценирование). Формирование мелодичности, плавности, ритма помогает в преодолении недостатков произношения.

Для младших школьников с нару­шениями зрения при работе с печатным текстом могут быть характерны отсутствие вероятностного прогнозирования развития событий, ответы невпопад, наугад, логи­чески не связанные с задаваемым вопросом; подмена ответов на воп­рос попытками (чаще неудачными) пересказа содержания; активное использование не связанных с содержанием собственных рассужде­ний; трудности в привлечении личного опыта; ошибки в установле­нии логической или хронологической связи фактов и др. (И.Н. Миненкова).

На занятиях по внеклассному чтению воспитателю следует особое внимание уделять обсуждению прочитанного. Это является главной, центральной частью беседы (обсуждению могут предшествовать уточнение значений некоторых слов, просмотр иллюстраций). Детям предоставляется возможность свободно высказывать свои впечатления о прочитанном, давать оценки определенным фактам, поступкам действующих лиц и т.д. Задача воспитателя — так направить высказывания учащихся, чтобы они смогли наиболее глубоко и правильно раскрыть идейное содержание произведения, отметить основное в развитии сюжета. Целесообразно сначала предложить детям ответить на вопрос «Что больше всего понравилось в прочитанном?» и только затем — «Что тут самое важное?».

При обсуждении прочитанного большое значение имеет то, как воспитатель формулирует вопросы. Вопросы нужно ставить таким образом, чтобы учащиеся обобщали, делали выводы, выражали свое отношение к герою, факту, событию. Полезно прибегать к перечитыванию или пере­сказу отдельных мест из произведения. В этом случае дети находят в тексте много нового, то, что не заметили при первом чтении, учатся выделять основное, приобрета­ют навык вдумчивого, внимательного чтения. Многое, что учащиеся могли пропустить как скучное, может оказаться интересным и ценным.

Следует подчеркнуть, что воспитатель должен использовать различные приёмы проверки понимания учащимися прочитанного (установление причинно-следственных связей; ответы на вопросы по содержанию прочитанного, выборочное чтение; определение главной мысли, морали произведения и др.).

Обсуждение книг целесообразно заканчивать обобщающими вопросами, целью которых является сравнение разобранного произведения с другими, похожими по идее или сюжету, с которыми учащиеся уже познакомились.

Последнийкомпонентзанятия по внеклассному чтению– подведение воспитателем итогов и оценка проведенной детьми работы. Если учащиеся сами хорошо поняли основную мысль прочитанного, установили правильное отношение к действующим лицам, дали правильные оцен­ки – воспитатель только подтверждает мнение детей и полнее, точнее формулирует выводы. Если обнаруживается недостаточное понимание прочитанного материала, воспитатель разъясняет непонятное, отмечает недостатки, ошибки в суждениях, оценках. Все это делается в краткой, сжатой и убедительной форме.

При подведении итогов воспитатель характеризует работу каждого ребенка и класса в целом, отмечая наиболее активных детей, удачные ответы, а также недостатки в работе отдельных учащихся, и указывает, как их избежать в дальнейшем.

Перечислим приёмы организации занятий внеклассного чтения: составление списка рекомендуемых книг, книжная выставка; демонстрация портрета писателя, рассказывание его биографии, показ книги и рассмотрение обложки, демонстрация книг одного писателя; показ иллюстраций и определение темы чтения; вступительное слово воспитателя; приём первичного рассказа произведения; постановка вопросов с указанием книг с ответами; прослушивание записей, отрывков художественных произведений; иллюстрирование, словесное рисование; инсценирование литературного произведения; устная викторина; чтение аннотаций; посещение спектакля, просмотр фильмов и др.

В заключение отметим, что внеклассное чтение связано с другими видами деятельности и формами их организации (вечерами, утренниками, кружковой работой, экскурсиями, играми, тематическими прогулками и др.). Организуются праздники сказок, викторины по произведениям определенной тематики, литературная гостиная, театральные представления по прочитанным произведениям, экскурсии в музеи (М. Богдановича, Я. Купалы, П. Бровки и др.) и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.168 (0.022 с.)