Методика организации самообслуживания и бытового труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации самообслуживания и бытового труда



Самообслуживание и бытовой труд играют важную роль в формировании самостоятельности и независимого образа жизни детей с особенностями психофизического развития. Самообслуживание, бытовая деятельность способствуют формированию знаний правил личной гигиены, основ домоводства, умений и навыков индивидуального самообслуживания, умений выполнять простейшие действия по домоводству, поддерживать порядок; развитию эстетического вкуса, воли, сообразительности и др.

При организации и управлении деятельностью по самообслуживанию и бытовому труду детей с особенностями психофизического развития решаются задачи: формирование умений планирования трудовой деятельности, специальных двигательных навыков; приучение к самостоятельному и осмысленному выполнению работы; развитие умений осуществлять труд совместно, коммуникативных умений; развитие познавательных процессов, расширение словарного запаса; воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, бережного отношения к личному и школьному имуществу, результатам труда людей, желания соблюдать чистоту, создавать прекрасное своими руками и др.

С труда по самообслуживанию начинается трудовое становление личности. В результате самообслуживания изменяется общий порядок вещей, внешний вид, положение вещей. Среда обитания становится другой: удобнее жить, каждый предмет имеет свою значимость, ребенку удобнее осуществлять свою жизнедеятельность и т.д. Дети осознают свою ответственность за порядок вещей, свое отношение к ним.

По содержанию школьное самообслуживание включает: выполнение требований личной гигиены; индивидуальное самообслуживание, связанное с выполнением повседневных обязанностей; индивидуальное самообслуживание, связанное с выполнением более сложных обязанностей (чистка одежды, глажение и т.п.) и др. В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков включают также в школьное самообслуживание дежурства по классу, спальне; дежурства по школе (поддержка дисциплины, порядка, помощь в столовой); хозяйственно-бытовой труд по созданию эстетического оформления школы. К школьному самообслуживанию Е.Г. Речицкая, В.А. Шинкаренко относят еще и уборку пришкольного участка, овладение несложными навыками кулинарии и домоводства, уход за комнатными растениями, домашними животными, животными из уголка природы.

Бытовой труд трудно отделить от труда по самообслуживанию. Однако можно отметить, что бытовой труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий обычно большего напряжения сил, чем труд по самообслуживанию. Основные признаки выделения бытового труда: выполнение работы не для себя или не только для себя; результаты могут использоваться не сразу, не немедленно после его выполнения. В процессе трудовой деятельности дети занимаются приготовлением простейших блюд, ухаживают за растениями, животными (рыбки, птицы есть практически в каждой школе), знакомятся с устройством отдельных бытовых предметов, со способами работы с ними и др.

Следует подчеркнуть, если не вести целенаправленную воспитательную работу по формированию навыков самообслуживания и бытового труда, у учащихся с особенностями психофизического развития вырабатывается потребительское отношение.

Важнейшая задача воспитателя – обучить детей умениям и навыкам обслуживающего, бытового труда, обращению с соответст­вующими инструментами и приборами, правильной органи­зации труда.

Трудовая деятельность детей с особенностями психофизического развития приобретает коррекционно-воспитательную направленность при поэтапном обучении необходимым трудовым операциям на основе демонстрации каждого отдельного действия, сопровождаемого словесным пояснением, при постепенном усложнении трудовых заданий с учётом возраста учащихся.

Деятельность по формированию умений и навыков самообслуживания, бытового труда требует многократного повторения. Элементарные умения формируются у детей непосредственно при осуществлении режимных моментов: чистить зубы, убирать постель, ухаживать за обувью и др. Более сложные виды самообслуживания и бытового труда требуют сознательной постановки цели и задач, планирования хода трудовой деятельности, поэтапного выполнения работы, анализа результатов труда и определение возможных способов их улучшения.

Успех любой трудовой деятельности и отношение к ней учащихся зависят от того, насколько рационально и технологически грамотно они выполняют отдельные операции и всю работу в целом даже в простейших видах труда. Нельзя, например, ограничиться общим требованием «уберите класс» до тех пор, пока дети с особенностями психофизического развития не овла­дели умениями и навыками уборки, не приобрели соответ­ствующего опыта. Необходимы наглядная демонстрация действий и подробный инструктаж, расшифровывающий и конкретизирующий это общее требо­вание в последовательную цепочку предельно детализиро­ванных требований, направленных на выполнение ряда следующих одна за другой операций, из которых складыва­ется уборка. Вплоть до указаний, откуда начинать подметать, как правильно держать веник, как протирать пыль ит.д. И только тогда, когда учащиеся овладеют всеми необходимыми умениями и навыками, освоят последова­тельность всей технологии данной работы, можно будет от­казаться от такого подробного инструктажа и заменить его общим требованием.

Методы для выработки умений: пример, приучение, требование, создание воспитывающих ситуаций, поручение, поощрение, наказание, соревнование, беседа, объяснение, рассказ, наблюдение, демонстрация, упражнения, практическая работа, методы устного и практического контроля, сюжетно-ролевые игры.

Условиями воспитательной эффективности труда являются положительное эмоциональное отношение, постоянный пример взрослых, наличие у ребенка желания выполнить работу. Участие взрослого, его пример, видимое изменение обстановки и одобрение действий ребенка создают необходимые эмоционально-психологические условия для эффективной воспитательной работы (В.С. Селиванов). Важно также, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена.

В специальной школе, школе-интернате проводятся практические занятия по самообслуживанию и бытовому труду, направленные на формирование у детей умений и навыков трудовой деятельности. Специальное занятие может длиться 15-20 минут, с 4 класса – 45 минут. Если труд занимает 1,5 часа (например, уборка территории), то в целом за неделю он не должен превышать 2 часов.

Структура специально организованного практического занятия: 1) организационный момент; 2) вступительная беседа (предусматривает создание положительной мотивации); 3) инструктаж, разъяснение последовательности и особенностей выполнения трудовой деятельности; 4) практическая деятельность, в процессе которой происходит формирование новых умений (работа по плану); 5) итоговый или текущий контроль; 6) подведение итогов, заключительная беседа, оценка деятельности детей (анализ результатов труда).

Нужно отметить, что для учащихся с интеллектуальной недостаточностью наиболее сложным является овладение высшими трудовыми произвольными движениями, развитие которых опосредуется речью. Это связно с нарушениями словесной регуляции действий у детей данной категории. Учащимся с интеллектуальной недостаточностью свойственны нарушения точности, темпа, ритма, координации, медленная автоматизация движений. Недостатки двигательных трудовых навыков, недоразвитие умственных действий определяют трудности овладения приемами работы. На занятиях учащимся сначала показывают и объясняют одно действие, затем добиваются его выполнения; затем показывают, объясняют и добиваются выполнения второго действия и т.д.

Важно иметь в виду, что часто труд по самообслуживанию, бытовой труд утомительны, однообразны, поэтому использование в воспи­тательных целях элементов игрыв их организации, созда­ние игровых ситуаций, особенно с младшими школьниками, существенно активизируют трудовую деятельность, повысят ее воспитательную эффективность.

Следует подчеркнуть, что нестойкость познавательных интересов учащихся с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью и их быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должны входить разнообразные виды трудовой деятельности. Нужно также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, наблюдения в природе и т.п.

Воспитателю важно следить за тем, чтобы учащиеся трудились добросовестно, постоянно выполняли свои обязанности, эффективно взаимодействовали во время выполнения трудовых заданий совместно с товарищами. Для создания положительной мотивации, оптимизации формирования трудовых умений используются различные наглядные пособия (например, картонный ботинок, который нужно зашнуровать); применяется демонстрация положительных примеров; можно награждать детей (наклейками, призами и т.п.) и др.

Обучение самообслуживанию и бытовому труду в школе должно сочетаться с выполнением учащимися трудовых операций дома. Нельзя освобождать ребёнка с особенностями психофизического развития от выполнения домашних поручений. Многие поручения дети могут выполнять в семье: ряд работ по уборке дома, приготовлению пищи, уходу за младшими, покупка продуктов и т.д. Очень важно учить родителей объективно оценивать трудовые возможности своего ребёнка. Школе необходимо поддерживать связь с родителями, информировать их о школьной подготовке детей к самообслуживанию, бытовому труду, важно единство требований учителя, воспитателя, родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.008 с.)