Тема 20. Культура Башкирской асср во второй половине 40-х – начале 90-х гг. XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Культура Башкирской асср во второй половине 40-х – начале 90-х гг. XX века



Содержание

Введение

1. Культура Башкирской АССР в 1945-1959 гг.

2. Культура Башкирской АССР в 1960-1985 гг.

3. Культура Башкирской АССР в 1985-89 гг.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В послевоенные годы в культурной жизни страны наиболее ярко проявились все худшие черты тоталитарного режима. Жесткий идеологический пресс, в основе которого лежало стремление подчинить всю культуру делу "коммунистического воспитания трудящихся", оказывал давление на все стороны духовной жизни общества. К тому же Великая Отечественная война оказала отрицательное влияние на состояние как материальной, так и духовной сторон культуры республики. Немало пострадало и народное образование.

1. Великая Отечественная война тяжело сказалась на республике. Серьезные потери понесла культурная сфера. Так, многие учащиеся, особенно старших классов, были вынуждены оставить школу. Значительно сократился прием студентов в вузы. Учебные корпуса ряда вузов, Башкирского пединститута, например, были переоборудованы под эвакуированные заводы и фабрики. Ощущалась острая нехватка педагогических кадров.

Одну из своих сессий Верховный Совет БАССР (1946г.) посвятил рассмотрению вопросов по состоянию и мерам улучшения народного образования. Было решено значительно расширить подготовку педагогических кадров, увеличить ассигнования на народное образование с целью укрепления материально-технической базы, осуществить введение всеобщего семилетнего обучения детей, которое обсуждалось еще до войны. Семилетний всеобуч сначала охватил городских учащихся, а с 1949/50 учебного года всеобщее семилетнее обучение детей было введено и в сельских районах. С 1945/46 по 1950/51 учебный год число школ-семилеток увеличилось с 963 до 1274. Получили развитие в первые послевоенные годы вечерние и сменные школы рабочей и сельской молодежи. Уже в 1945/46 учебном году в республике функционировало 323 школы рабочей и сельской молодежи, где обучалось 13 тыс. человек.

Для улучшения дела подготовки педагогических кадров увеличился прием в педагогические учебные заведения, работали краткосрочные курсы по повышению квалификации учителей, расширились заочные отделения при пединститутах и педучилищах. Численность учителей с 1945 по 1950 гг. в общеобразовательных школах увеличилась на 25%. Однако учителей с высшим образованием явно не хватало. Общеобразовательные школы име­ли очень слабую материально-техническую базу. Вся система обучения особенно в гуманитарной сфере, была подчинена одной цели; воспитанию коммунистической убежденности у молодежи. В национальных школах не изучались история Башкортостана, культура, обычаи народа

В 50-х годах, особенно в условиях "хрущевской оттепели", произошли качественные и количественные сдвиги в системе народного образования. Несмотря на сокращение численности учащихся, что было связано с войной, снижением рождаемости, строились школы, их количество постепенно увеличивалось. Так, с 1951 по 1958 гг. в БАССР вошло в строй 576 новых школьных зданий. Большая работа проводилась по образованию учебных кабинетов, мастерских, опытных участков. Школам помогали кол­лективы заводов и фабрик, колхозов и совхозов.

Новым в школьном деле была организация с 1956 г. школ-интернатов - учебно-воспитательных учреждений особого типа, где учащиеся обеспечивались питанием, общежитием. Такие школы с первоочередным привлечением сирот и полусирот были открыты в конце 50-х гг. в г Уфе, Стерлитамаке, Ишимбае, Октябрьске, в некоторых сельских районах - в с. Тсмясово Баймакского района, в с. Юддыбаево Матраевского района

В середине 50-х гг. в деле школьного образования большую популярность приобрело привлечение учащихся к производственному труду через производственное обучение. В сельских школах создавались ученические полеводческие бригады, проводились практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению, электротехнике. С 1954/55 учебного года в учебные планы начальных школ был включен ручной труд. Эту же цель политехнизации учебно-воспитательной работы преследовал закон от декабря 1958 г. "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования", принятый Верховным Советом СССР

В 1951-1958 гг. расширилась подготовка педагогических кадров, чем способствовало открытие новых педагогических вузов (Бирский и Стерлитамакский пединституты и Башгосуниверситет). Так, если в 1952/53 учебном году в школах Министерства народного просвещения работало 2557 чел. с высшим образованием, то в 1958/59 учебном году их число дос­тигло 5546 человек.

В послевоенные годы в республике были достигнуты успехи в развитии высшего образования и науки. Эвакуированные и размещенные в Уфе в годы Великой Отечественной войны авиационный и нефтяной институты окончательно укрепили в конце 40-х гг. свой статус самостоятельных вузов. Был налажен нормальный учебный и научный процесс в Башкирском пединституте им. Тимирязева, статус высших учебных заведений в начале 50-х гг. получили Стерлитамакский и Бирский учительские институты. В 1951 г. в республике был открыт Башкирский филиал АН СССР объединивший ряд институтов - химии, биологии, горной геологии, истории, языка и лите­ратуры и др. Данное научно-исследовательское учреждение проделало значительную работу по развитию экономики и культуры республики.

В 50-х гг. открылся ряд заочных, вечерних отделений и филиалов местных и центральных вузов. В 1954г. был организован заочный факультет Башкирского сельхозинститута, в 1955 г. в Стерлитамаке начал функционировать филиал Московского заочного политехнического института, в 1958 г. в г. Белорецке был открыт филиал Магнитогорского горно-металлургического института, в г. Октябрьске - вечернее отделение Уфимского нефтяного института. Большим событием в общественной и культурной жизни республики было открытие в 1957г. Башкирского государственного университета им.40-летия Октября.

В 1957-1958гг. начали работать Уфимский НИИ нефтехимического производства, Башкирский НИИ сельского хозяйства. В 1958 г. был организован Башкирский филиал НИИ национальных школ Академии педагогических наук РСФСР. По данным 1958г, в Башкирии насчитывалось 500 кандидатов и 40 докторов наук, ведущих преподавательскую и научно-исследовательскую работу в НИИ и вузах республики.

Официальные установки требовали от литературы и искусства, прежде всего, воспевать "счастливую жизнь" советского народа, показать прогрессивность социалистической системы. Власть имущие четко следили за художественной литературой, искусством, всегда готовые к исправлению любых отклонений от "социалистического реализма" Башкирская художественная литература первых послевоенных лет находилась под жесточайшей партийной цензурой, выдавая на-гора примитивные и плоские романы и поэмы в духе верности принципам соцреализма, далекие от многомерных событий реальной жизни. Весьма отрицательную роль в развитии башкирской литературы, особенно ее исторического жанра, сыграло известное постановление ЦК ВКП (б) от 1945г. "О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской парторганизации", где некоторые деятели башкирской литературы обвинялись в идеализации прошлого, слабом показе совместной борьбы народов против иноземных захватчиков и т.д. 2 ноября 1946г. Башкирский обком партии в свою очередь принял постановление "Об ошибках в башкирской литературе и недостатках в работе Союза писателей Башкирии", в котором было укачано на "ошибки" таких башкирских литераторов, как М. Бурангулов, Б. Бикбай. Они были подвергнуты критике за "чрезмерное увлечение исторической тематикой в ущерб освещению современности" и в других отклонениях от "генеральной линии" Этими партийными директивами должны были руководствоваться в своем творчестве писатели и поэты Башкирской АССР, изображать в своих произведениях прежде всего "героический труд советских людей, их борьбу за торжество социализма". Литература, искус­ство были признаны воспевать производство. Человек изображался только в своей функциональной сути: колхозник, шахтер, инженер. В центре художественного произведения лежал производственный конфликт, завязанный на технологическом или управленческом уровне. Башкирская писательская организация, как известно, понесла тяжелые потери из-за сталинских репрессий. Многие башкирские литераторы, а именно: драматург С. Мифтахов, писатели и поэты Н. Карипов, М. Хай, X. Кунакбай, М. Харис, М. Абдуллин погибли, защищая Родину. В то же время в башкирскую литературу вошло молодое поколение, творчество которых началось в годы войны, на фронте М. Карим, Н. Наджми, Я. Кулмый, Г. Рамазанов, Ш. Биккул, X. Гиляжев, Т. Арсланов, И. Абдуллин, А. Бикчентаев и др. Продолжали свое творчество С. Кудаш, С. Агиш, Р. Нигмати, К. Мерген, А. Валиев и другие. После долгого перерыва, связанного со сталинскими репрессиями 1937г., появились новые романы, посвященные борьбе за социалистическое преобразование башкирской деревни, например, "Первые шаги" А. Валиева, "Фундамент" С. Агиша, значительным явлением в башкирской литературе тех лет был выход в свет романа "Иргиз" X. Давлетшиной, написанного в немыслимо трудных условиях преследований и гонений. Причем ее замечательный роман, подвергнутый цензурной правке, увидел свет лишь после смерти самого автора (1957г.). Х.Давлетшина умерла от туберкулеза в 1954 г. в невероятной нищете.

В те же годы прочные позиции в башкирской литературе занял Мустай Карим, ставший с 1951г. председателем Союза писателей Башкирской АССР. В 50-х гг. им были написаны такие широко известные произведения, как повесть "Радость нашего дома", "Таганок", книги стихов "Я россиянин", сборник "Стихи и поэмы", сборник пьес "Друзья Шавкатова" и другие Плодотворно трудился над повестями и романами военно-патриотического жанра А. Бикчентаев: "Право на бессмертие" (об Александре Матросове), "Сколько лет тебе, комиссар'?" и др. В конце 50-х гг. увидела свет первая книга трилогии 3. Биишевой "Униженные", которая получила положительный отзыв широкого круга читателей.

В первые послевоенные годы в довольно трудном положении находилось башкирское театральное искусство. После известного постановления ЦК партии и Башкирского обкома ВКП (б) сошли со сцены спектакли М. Бурангулова, Б. Бикбая об историческом прошлом башкирского народа, в репертуаре Башкирского академического театра преобладали пьесы о рево­люционерах, о современности, идеализирующие жизнь и быт советских людей Ставились произведения русских классиков А. Островского, Н Го­голя, М. Горького, а также драмы М. Карима "Свадьба продолжается", "Одинокая береза", Г. Ахметшина "Тальян-гармонь", И. Абдуллина "Девон", "Свояки" и др. На башкирской сцене тогда блистали имена А. Мубарякова, В. Галимова, 3. Бикбулатовой, Г. Тукаева и др. В 50-х гг. башкирский театр вырос в отношении режиссуры, исполнительного мастерства. Летом 1955 г. в Москве прошла декада башкирского искусства и литературы. Столичные зрители тепло встретили оперу 3. Исмагилова "Салават Юлаев", балет Л. Степанова "Журавлиная песня". Башкирский драмтеатр показал пьесы "Черноликие" М. Гафури, "Одинокая берета" М. Карима, а также трагедию Шекспира "Отелло". За выдающиеся заслуги в развитии башкирского искусства актеру Башдрамтеатра А. Мубарякову и солистке балета Башкирского театра оперы и балета 3. Насретдиновой было присвоено звание народного артиста СССР. Почетного звания народного артиста РСФСР удостоились 3. Бикбулатова, Г. Карамишев, Б. Фалеева и др.

Большой популярностью в 50-х гг. пользовались концерты Башкирского ансамбля народного танца, руководимого талантливым хореографом Ф.А. Гаскаровым. Он еще в те годы осуществил постановку замечательных башкирских танцев "Северные амуры", "Проказницы", "Семь девушек", "Зарифа", "Косари" и др. В 1951-1958 гг. Башкирский ансамбль народного ганца побывал в Англии, Болгарии, ДРВ, Индии, КНДР, Китае, Ливане, Монголии, Норвегии, Франции, Финляндии, Эфиопии и др. странах, где он демонстрировал и пропагандировал башкирское танцевальное искусство. Определенные успехи в послевоенные годы были достигнуты в развитии башкирской профессиональной музыки. В конце 40-х гг. композиторы республики создали ряд крупных произведений. Среди них кантаты 3.Исмагилова и X. Заимова, "Симфония - летопись" X. Ахметова, опера "Азаг" Р. Мурташна, популярные песни и марши К. Рахимова и Р. Сальманова.

В 50-х гг. были достигнуты замечательные успехи и в развитии башкирской музыки Значительным событием было появление историко-героической оперы З.Исмагилова "Салават Юлаев", большой популярностью пользовалась у зрителей его музыкальная комедия "Кодаса". Успешно трудились над различными жанрами музыкального искусства Х.Ахметов, X.Займов, Н.Сабитов. Широкое распространение получили песни и романсы Т.Каримова, Ш.Ибрагимова и др.

Башкирское изобразительное искусство во второй половине 40-х гг. было представлено именами И.Урядова, А.Тюлькина, Р.Ишбулатова, Г.Мустафина, Т.Нечаевой и др. Их произведения неоднократно выставля­лись на Всесоюзных выставках.

В 50-х гг. широкую известность получили полотна из серии "Индустриальные пейзажи" А.Тюлькина, "Допрос Салавата" А.Кузнецова, "Чехов в Башкирии" Р.Нурмухаметова, скульптуры Т.Нечаевой "Генерал Шаймуратов", "Салават Юлаев" и др.

 

2. Процесс развития культуры республики за четверть века был довольно противоречивым. Наряду с безусловными успехами в ее развитии наметились и негативные тенденции, что было связано с застойными явлениями в обществе, с неосталинскими влияниями.

За четверть века произошли заметные изменения в системе народно­го образования, как положительного, так и отрицательного характера. К последнему следует отнести планомерный перевод в 70-х гг. национальных школ республики на русский язык обучения. Так, к 1978/79 учебному году 94,7% средних, 53,6% восьмилетних и 120 начальных школ перешли на русский язык обучения. При этом в 123-х средних, в 4-х восьмилетних и 120 начальных школах обучение на русском языке было введено с 1 класса. Подобная политика широкомасштабной русификации школьного образова­ния проводилась под лозунгами интернационализма и укрепления дружбы народов.

В итоге в республике выросло целое поколение людей, не знающих родного языка, оторванных от национальных корней. Появился националь­ный и языковой нигилизм, забывались история, культура, обычаи и традиций нерусских народов

Серьезные перегибы были допущены в переводе школ западных и северо-западных районов республики, где преобладало татароязычное население, на башкирский язык обучения в начале 80-х гг. и в обратном переходе в 1987-1988 гг. - на татарский административно-приказным путем, без соответствующей кадровой подготовки, тщательного изучения пожеланий учащихся и их родителей. К сожалению, верное в своей основе стремление обучения башкирских детей указанного региона на родном языке было при­остановлено, что создавало и создает благоприятную почву для дальнейшей ассимиляции значительной части башкир, слабо владеющих литературным башкирским языком.

Еще в конце 50-х гг. в соответствии с законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования" семилетние и часть средних школ были преобразованы в восьмилетние. Тогда же началось введение 11-летнего обучения в средней школе. Однако в середине 60-х гг. были восстановлены школы-десятилетки

К положительным моментам школьной политики тех лет следует отнести внедрение всеобщего среднего образования с середины 70-х гг. Так, в 1975/76 учебном году 98% учащихся, окончивших восьмилетние школы, перешло в 9-й класс. В то же время это важнейшее мероприятие не было тщательно подготовлено и сопровождалось издержками в смысле принуждения всех и вся окончить среднюю школу в ущерб качеству образования. Общеобразовательные школы еще далеко не отвечали современным требованиям. В частности, это относилось к информационной революции, компьютеризации. Недостатки проявились как в материально-технической базе, так в содержании, формах и методах обучения и в составе учительских кадров. В управлении преобладало администрирование. Еще не была создана стройная, эффективная система непрерывного образования. По существу, общество по-настоящему не повернулось к проблеме обучения и воспитания молодого поколения.

В эти годы несколько улучшилось обеспечение сферы культуры кадрами специалистов. Если в 1960г. в системе народного образования, культуры, искусства и науки было занято 11,6% всех рабочих и служащих республики, то в 1985 - 13,4%. На 15 ноября 1985 г. в народном образовании работали 73,5 тыс. специалистов, в т.ч. 45,8 тыс. с высшим образованием, в учреждениях культуры и искусства - соответственно 8,0 тыс. и 1.9 тыс., в учреждениях науки и научного обслуживания - 20,5 тыс. и 13,3 тыс. Больше

внимания стало обращаться на закрепление кадров, т.е. снижение текучести, на стимулирование их труд). Однако, заработная плата в среднем оставалась еще низкой, не снижалась острота жилищной проблемы.

В 60-х- 80-х и были открыты Башкирский государственный пединститут в Уфе (1967г) и Уфимский государственный институт искусств (1968г.). Строи­лись новые учебные корпуса для вузов республики.

В 1968г. был восстановлен Башкирский филиал АН СССР, который координировал деятельность науки, развивавшейся в 9 вузах, 20 научно-исследовательских институтах и отделах, на предприятиях и учреждениях. К середине 80-х гг. в составе 8 тыс. научных работников республики трудилось около 250 докторов и 3000 кандидатов наук (в 1959 г. - для сравнения- соответственно: и» 953 ученых - 11 докторов наук и 140 кандидатов наук).

Сформировались научные школы в области математики, физики, нефтехимического анализа, металлокомплексного катализа, химии, высокомолекулярных соединений, медицинской науки. Ученые Башкирии приняли участие в; разработке более 20 общесоюзных программ (научных). Фундаментальные исследования проводились в области демографии, экономики, теории башкирской литературы, истории, археологии, этнографии, языкознания и т.д.

Ученые республики активно участвовали в различных формах международного сотрудничества: выступали на крупных интернациональных конгрессах, развивали широкие прямые контакты, в т.ч. по выполнению совместных проектов, издавали за рубежом научные труды Ряд открытий ученых Башкирии получил мировое признание. Например, на разработанные в Институте химии методы получения оптически однородных блоков органического стекла, наполненных соединениями металлов, были выданы патенты в Англии, США, ФРГ, Франции, Японии; изопренового каучука - в Англии, Индии, США, ФРГ, Франции, Японии, Канаде, Нидерландах. Ар­гентине, Венесуэле, средства для офтальмологии - в ФРГ, Франции, Швей­царии. США и т.д.

В эти годы жизнь уже требовала комплексной программы развития науки в регионе, совершенствования форм и методов реализации итогов исследований в развитии народного хозяйства.

Новые изменения происходили в области литературы, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Принципиально значимой стала в эти годы публикация произведений таких писателей, как А.Тагиров, Д.Юлтый, Х.Давлетшина, Г.Ибрагимов, Б.Ишемгулов и других, репрессированных в годы сталинского произвола. В то же время на произведения великого башкирского поэта Ш.Бабича вторично был наложен запрет. Его имя изымалось из школьных и вузовских учебных пособий Говорить и писать о нем было запрещено. Большим событием стало появление новых произведений в прозе: Я.Хамматова, З.Биишевой, Г.Ибрагимова, А.Вали, Ф.Исангулова, А.Бикчентаева и др. Писатели работали во многих жанрах, но наиболее характерными были романы, повести и рассказы на исторические темы, о рабочем классе, крестьянстве. В то же время все острее ощущалась нехватка широких, многоплановых произведений с глубоким проникновением в многогранную жизнь и психологию человека.

В поэзии внимание общественности привлекли новые произведения народных поэтов М.Карима, С.Кудаша, стихи и поэмы Н Наджми, Х.Гиляжева, А.Атнабаева, М.Гали, Г.Рамазанова, Ш.Биккула, Р.Бикбаева, Р.Гарипова, Р.Сафина и многих других. В их творчестве наиболее яркой стороной была лирика. Недостаточное развитие получила традиция гражданственности, создание масштабных остросовременных полотен.

В области драматургии выделились историко-революционные патриотические пьесы, многожанровые произведения, отражающие трудовые будни людей, таких авторов, как Н.Асанбаев, А.Мирзагитов, А.Абдуллин, М.Карим, И.Абдуллин и др. Ряд драматургических произведений башкир­ских авторов завоевал общесоюзное признание, переводился на иностран­ные языки.

Успешно продолжала развиваться русская секция Союза писателей Башкирии. В культуре республики заметную роль играли такие писатели. драматурги и поэты, как А.Филлипов, М.Чванов, Р.Паль, Б.Павлов, Ю.Поройков, В.Иванов, М.Воловик и др.

Развитие башкирской многожанровой литературы получило серьезное обобщение в трудах литературоведов Г.Хусаинова, С.Сафуанова, М.Рахимкулова, К.Ахмедьянова, М.Гайнуллина, А.Вахитова, Н.Зарипова, З.Нургалина, С.Галина и др. В качестве примера можно привести монографическое исследование Г.Рамазанова о творчестве М.Гафури, книги Г.Хусаинова о народных поэтах, Р.Бикбаева о Ш.Бабиче и др. Были широко оценены общественностью серии о башкирском фольклоре. "Русские писатели о Башкирии" и др.

Смотром достижений литературы стали месячник русской поэзии (1964), декада украинской литературы и искусства (1969), дни литературы и искусства Якутии (1972), Чувашской (1970), Каракалпакской, Казахской

(1977) Украинской литературы (1979). В свою очередь дни Башкирской литературы с успехом прошли в Казахстане (1977), Кара-Калпакии (1977), на Украине (1979), в Якутии (1978) т.д.

Всесоюзных и Российских премий был удостоен ряд постановок Башкирского драмтеатра им М.Гафури, русского драмтеатра, театра оперы и балета, филармонии, театра кукол и др. Выросла группа талантливых режиссеров. На смену «служенным мастерам сцены, таким как А.Мубариков. Р. Сыртланов, Р.Янбулатова, 3 Бикбулатова и др. пришли артисты 3 Атшбаева, Г.Мубарякова, И.Юмагулов, О.Ханов, Ф.Гафаров, Н.Ирсаева и многие другие

Свои новые возможности раскрыта музыкальная культура республи­ки. Активно работало старшее поколение композиторов - К.Рахимов, Т.Каримов, 3 Исмагилов, Х.Ахметов, Р.Муртазин, Н.Сабитов и др. В то же время выдвинулась целая плеяда таких молодых композиторов, как Р.Хасанов, Р.Г азизов, Д.Хасаншин, М.Ахметов и др. В 1969 г была создана государственная хоровая капелла, в 1973 г. - симфонический оркестр. Успешно продолжал свои выступления башкирский ансамбль народного танца.

Большом популярностью пользовались выступления Ф.Кудашевой. Р.Янбекова, И.Смакова, Н.Кадыровой, М.Галиевой, Р.Гареева и др. Широкое распространение получило и самодеятельное творчество. Итоги подводились на традиционных фестивалях "Весна", различных смотрах, народных празднествах типа сабантуй, праздники тальянки и др.

В изобразительном искусстве лучшие традиции были продолжены художниками Р.Ишбулатовым, А.Лутфуллиным, Б.Домашниковым, Р.Нурмухаметовым, А.Кузнецовым, А.Бурзянцевым. А.Пантелеевым и др. В эти годы получили признание произведения художников Ф.Кащеева, С.Краснова, В.Руднеченко, Н.Русских и др. Башкирские художники были успешно представлены на многих Всесоюзных, Российских, зональных и республиканских выставках Они приняли участие в оформлении ряда общественных зданий. Пользовались успехом и многие самодеятельные художники.

Значительным событием в жизни всей республики стали открытия памятников С.Юлаеву, героям Октябрьской революции и гражданской войны, М.Гафури, Ш.Худайбердину, А.Цюрупа, Г.Ибрагимову и др. В парке Победы г. Уфы к 40-летию победы над фашизмом был открыт памятник А.Матросову и М.Губайдуллину.

Художественная культура Башкирии была достаточно широко представлена за рубежом Творческие группы республики демонстрировали свое искусство в десятках стран, не раз удостаиваясь наград и премий различных конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей.

Высоко оценивая в целом достижения в области культуры Башкирской АССР, нельзя не отметить, что она не смогла в полной мере проявить свой потенциал. В гуманитарной науке, литературе и искусстве преобладала идеологизация, не анализировались жгучие современные проблемы, росли самоуспокоенность, самовосхваление, парадность, увлеченность почетными званиями и наградами. Не получила должного развития боевитость, наступательность в публицистике. Актуальной оставалась проблема подготовки молодых деятелей культуры.

3. К середине 80-х годов в нашей стране сформировался остаточный принцип финансирования тех областей жизнедеятельности советских людей, которые не были связаны с непосредственным производством средств производства и потребления. Драматичнее всего действие этого принципа отразилось на общем состоянии решения проблем культурного строительст­ва по всему Советскому Союзу. Как и во всем остальном, так и в этой сфере жизни общества ощущалась некая двойственность. С одной стороны, все было хорошо, гладко: увеличивалось количество сданных в эксплуатацию Домов и Дворцов культуры, число выпускников вузов, включая выпускников института искусств, культпросветучилищ и библиотечных техникумов, возрастала численность членов творческих союзов, росли объемы изданной продукции поэтов и писателей. С другой стороны, за внешним благополучием скрывалось то, что в имеющихся домах и дворцах культуры царила атмосфера заорганизованности, запланированности, отсутствовала живая жизнь трудового населения республики, многие мероприятия проводились, в основном, в связи с какими-нибудь юбилейными датами или же праздниками, в большинстве случаев для отчета перед вышестоящими инстанциями. Часто этими очагами культуры руководили случайные люди, не имеющие даже представления о том, чем они должны заниматься, а одаренные, получившие специальное образование профессионалы вынуждены были заниматься другим делом.

В отдаленных районах республики не хватало специалистов с высшим образованием, хотя ежегодно достаточно большое количество молодых специалистов направлялось по соответствующим разнарядкам. Но они устраивались поближе к большим городам. Очень трудно было напечатать свои произведения молодым авторам, а титул молодого не покидал того или иного поэта или писателя до тех пор, пока его не принимали в члены Союза писателей...

Проблемы с жильем и заработной платой отталкивали талантливую молодежь от занятий творческими профессиями. Вес реже и реже появлялись новые интересные имена среди поэтов и писателей, оперных певцов и музыкантов, эстрадных артистов и актеров театра, скульпторов и художников.

Перемены в культурной жизни республики начались со второй половины 80-х гг. Они были тесно связаны с общественно-политическими и экономическими событиями в жизни нашей страны вообще и в жизни Башкортостана в частности. Прежде всего надо сказать о том, что бурное и во многом непредсказуемое развитие перестроечных процессов в Советском Союзе в конце концов привело к постепенному и полному исчезновению идеологических рамок и запретов со всего, что было связано с творчеством Таким образом, особенности общественно-политического развития страны и нашей республики не могли не отразиться и на решении вопросов культуры.

Заключение

Культура республики БАССР во второй половине 40-х – начале 90-х гг. XX века отражала тенденции которые проходили в стране в целом. Были положительные итоги развитие науки, искусства, образования. Но вместе с тем были и негативные моменты заключавшиеся в чрезмерной идеологизации, директивности, централизованности. Отсутствовала свобода самовыражения. Направление развития культуры определялось партийными органами.

Литература:

1. Буляков И.К., Ураксин З.Г., Халфин С.А. 40 лет академической науке в Башкирии: История, филология. Уфа, 1991.

2. В научном поиске: к 50-летию Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР/ Отв.ред. Х.Ф. Усманов. Уфа,1982.

3. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. – Уфа, 2001.

4. Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917-1985 гг.): Межвузовский научный сборник. Уфа, 1989.

5. Изобразительное искусство Башкирской АССР. – М., 1974.

6. История башкирской советской литературы/ Отв.ред. Л.И. Залесская, Г.Б. Хусаинов. - М., 1977.

7. История и культура Башкортостана. Хрестоматия./ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. Уфа,1997.

8. Композиторы Советской Башкирии. Уфа, 1989.

9. Наука в советской Башкирии за 50 лет. Уфа, 1969.

10. Художники Советской Башкирии: Справочник. Уфа, 1979.

11. История и культура Башкортостана/ Автор-сост. Л.З. Танатарова. Уч. пособие. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2001.

12. Страницы истории культуры. Уфа: УГНТУ,1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.039 с.)