Тема 19. Становление и развитие Советской культуры в Башкирии (1917-1930-е годы). Особенности развития культуры в басср в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Становление и развитие Советской культуры в Башкирии (1917-1930-е годы). Особенности развития культуры в басср в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг. )



Содержание

Введение

1. Революция 1917 года и политика партии большевиков в области культуры, трудности и противоречия культурного строительства в 20-гг. XX века.

2. Культура в 30 гг. XX века.

3. Культура в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В XX веке наша страна пережила огромные потрясения: гражданская война, голод, коллективизация, Великая отечественная война. Эти события нашли отражение и в культурной жизни страны. Башкортостан являясь часть страны вместе с ней переживал все эти испытания. Изменения и в культуре края.

1. Строительство новой, советской культуры в стране началось после окончания гражданской войны. Для этого предусматривалось, прежде всего, поднять уровень грамотности населения, ибо по переписи 1920 г. в стране было 54 млн. неграмотных. В 20-е годы был заложен фундамент для решения этой проблемы.

Все эти негативные явления, появившиеся в культурной жизни страны были связаны с установлением тоталитарного режима, огосударствлением всех общественных организаций, отсутствием демократических институтов, и, наконец, ликвидацией конституционных прав и свобод.

Создание национальной письменности и литературного языка башкирского народа было одним из условий предстоящего культурного строительства. Образование явилось ключевым звеном подъема духовной и материальной культуры народа.

16 ноября 1920 г. была создана Всебашкирская Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности вслед за Всероссийской Комиссией, возникшей еще в июле 1920 г. Правительство России в 1923 г. потребовало немедленной разработки плана введения всеобщего начального обучения (всеобуч), закон о котором был принят в августе 1925 г. Этот перспективный план был рассчитан на 10 лет (1924/25 - 1933/34 уч. годы), в течении, которых все дети 8-13 лет подлежали обучению. В 1923 г на IV Всебашкирском съезде советов впервые был рассмотрен вопрос о всеобуче. Однако экономические проблемы отодвинули на второй план вопросы народного образования. Поэтому всеобуч в Башкортостане был введен с опозданием по сравнению с соседними регионами. В конце 20-х гг. школы республики посещало только 71,8% детей школьного возраста, притом, в основном в городах, рабочих поселках и некоторых сельских районах. В Башкортостане годом введения всеобуча стал 1930/31 учебный год.

Все это было связано с тяжелыми последствиями гражданской войны. Составной частью всеобуча было обучение грамоте взрослой части населения. С окончанием войны в 1923 г. возникло Всероссийское общество "Долой неграмотность". Такое же общество было создано в Башкортостане в 1924 г. которое выдвинуло лозунги: "Грамотный, обучай неграмотного!", "Грамота - ключ к овладению культурой и техникой!" По линии башкирского общества "Долой неграмотность" ежегодно обучалось 12 тыс. неграмотных и малограмотных. К этой работе была привлечена вся интеллигенция, служащие, учащиеся старших классов средних школ, студенты (культармейцы). За 20-е гг. в республике стали грамотными 174 тыс. человек. Овладение грамотой представителями различных национальностей было не одинаковым. Так, в 1926 г. грамотные башкиры составляли 34% среди сельского населения и 56%- среди городского, татары соответственно 42% и 66%, русские - 48% и 78%. К концу 20-х гг. грамотой овладело около 50% взрослого населения всех национальностей республики.

Делу повышения культурного уровня населения были призваны служить кроме общеобразовательных школ, широкая сеть библиотек, крупных уголков, изб-читален, домов культуры, музеев, печати, радио, кинотеатров - собирательно называемые культпросветучреждениями. В них проводились собрания, доклады, беседы, громкие читки, спектакли, выпускались стенгазеты, т.е. они играли значительную роль в духовной жизни населения. Постепенно расширялась сеть, улучшалось их материальное состояние, решались кадровые вопросы. В первую очередь было обращено внимание на библиотеки. Правительство республики опиралось при этом на декрет СНК "Об охране библиотек и книгохранилищ" от 17 июля 1918 г. Но в ходе гражданской войны и последующей затем разрухи число библио­тек в Башкортостане к 1927 г. уменьшилось по сравнению с 1917 г. с 340 до 312. Но уже к 1929 г. библиотек стало 1865. В это число вошли ранее не учтенные. В соответствии с декретом "О централизации библиотечного дела"(1920г.) была организована 1921 г. Башкирская республиканская библиотека, ставшая флагманом библиотек республики (ныне Национальная республиканская библиотека им. З.Валиди).

Новой интересной формой культпросветительной работы явилось кино, радио. Первые радиоустановки в республике появились в 1925 г. В 1929 г. в республике работали 95 киноустановок. Сооруженная в Уфе в 1927 г. радиостанция стала основой развития радиосети.

Делу самообразования населения служили книги, журналы, газеты, издание которых в 20-е гг. значительно выросло. Первая башкирская газета "Башкорт" начала издаваться еще после февраля 1917 г. С 1919 г., с момента образования БАССР, начали издаваться и другие газеты: "Башкортостан хэбэрлэрэ" ("Известия Башкортостана"), "Правда трудовой Башкирии", "Алга" ("Вперед"), "Корэш" ("Борьба"), с 1924 г. - "Башкортостан" (на башкирском языке), "Янаи аул» ("Новая деревня" - на татарском языке), а также комсомольская, женская газеты. Все же кризисная ситуация, наступившая в республике после гражданской войны не могла не отразиться на состоянии печатного дела. В 1922 г. издавалось всего 9 периодических изданий различного типа. С конца 20-х гг. в Башкортостане издается уже 5 областных газет и 7 журналов. Первые 9 районных газет в Башкортостане начали издаваться с 30-го года (первая - давлскановская газета "Победим"). Органы печати все более становились массовыми, доступными. В 20-е гг. сложилась структура печати: центральные и областные руководящие, центральные, областные - массовые и рассчитанные на определенную социальную группу - молодежь, рабочих, крестьян. Районные, совхозные МТСовские газеты (местная печать) начали издаваться позднее. С 1927 г. начал выходить журнал "Хозяйство Башкирии", с 1928 г - "Ленин юлы" (с 1933 г. - "Путь Ленина").

Постепенно налаживалось книгоиздательское дело, начатое с 1920-го г., когда при Наркомпросе был организован "Отдел литературного издательства", а в 1922 г, в Стерлитамаке возник "Башкнигоиздат". С образованием Большой Башкирии создается товарищество "Башкнига" для издания и реализации печатной продукции. Проявлялась особая забота о башкирской книге. В 1922 г. было издано только две книги, в 1928 г. - уже 118 книг на башкирском языке. Всего с 1922 по 1928 г. "Башиздат" выпустил 1104 тыс. экземпляров книг на башкирском языке. В 1925 г. 85% книжной продукции было выпущено на языке коренной национальности. Башкирское издательство широко практиковало выпуск переводческой с русского и других языков литературы. Росту выпуска национальной художественной литературы способствовало появление целой плеяды поэтов и писателей, продолжавших традиции богатого устного творчества и творчества дореволюционных башкирских поэтов и просветителей. В те годы жили и творили башкирские литераторы, творчество которых началось еще до Октября: М. Гафури, А Тагиров, Ш. Бабич, Д. Юлтый, С. Кудаш, М. Бурангулов. Уже тогда ряды башкирской литературы пополнились именами Т. Янаби, И. Насыри, Г. Гумерова, Б. Ишемгулова и др. В их произведениях преобладал революционный пафос, мотивы строительства новой жизни, героика тех дней, ибо они были очевидцами и непосредственными участниками событий, происходивших в те переломные годы. Их творчество отразило также тяжелое прошлое народов края. Однако для начинающих писателей были характерны узость тематики литературных произведений, схематизм, упрощенность описываемых явлений, которые постепенно преодолевались. Весьма примечательно то, что 18 июня 1925 г. появилась резолюция ЦК партии "О политике партии в области художественной литературы". Она была призвана консолидировать творческие силы писателей и поэтов, расширить тематику произведений с обострением их идейной направленности. Этот документ является ярким показателем того, как партия пыталась сверху диктовать свою волю творческой интеллигенции.

Весомую роль в эстетическом просвещении народа стало играть искусство. Наиболее популярным из его видов является театральное. Национальный театр в. Башкортостане при своем становлении пережил трудности, связанные с обстановкой того времени. В 1919 г. в Стерлитамаке (столица Малой Башкирии) создается первый башкирский национальный театр на базе кружков татаро-башкирской красноармейской самодеятельности. В 1922 г этот театр переезжает в Уфу - новую столицу республики. Коллектив театра слился с артистами татарской труппы, работавшей здесь, приглашались работники искусства из других городов. Театру было присвоено официальное название - Башкирский государственный театр. В мае 1926 г. окончательно сформировалась передвижная труппа театра. На гастролях Башкирский театр играл роль пропагандиста, просветителя: В 1927 г. театр выступал в Москве, что означало признание профессионального роста коллектива. "Я рад росту Вашего молодого национального театра. Я приветствую, конечно, и приезд его в Москву..." - писал Нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский в адрес Наркомпроса БАССР. Проявляя заботу об актерских кадрах, в 1926 г. создается театральный техникум, который в 1930-м г. сделал первый выпуск специалистов. В 20-е гг. театральное искусство сделало серьезный задел для поднятия его на новую ступень. На сцене драматического театра 20-х гг. были поставлены драмы М. Бурангу-лова "Ашкадар", А.М. Тагирова "В переходный период", музыкальная комедия драматурга и композитора Х.К. Ибрагимова "Башмачки", пьеса Д. И. Юлтыя "Карагул", М. Гафури "Красная звезда" и др. Основным содержа­нием этих произведений была борьба со старой властью, с эксплуатацией, революционное движение, дружба народов, строительство новой жизни, т.е. пафос того времени. В 1928 г. зажглась сценическая звезда народного артиста СССР. А.К. Мубарякова.

В 20-е гг. сделало первые шаги профессиональное музыкальное искусство. Подавляющую часть в творчестве башкирских композиторов составляли песни, хоровые произведения. Яркими представителями музыкального мира тех лет в Башкортостане были Х.К. Ибрагимов, ММ. Валеев, К.Ю. Рахимов, С.Х. Габаши, М.Р. Калиновский. Они писали также музыку к драматическим произведениям. В эти годы была начата существенная работа по сбору и пропаганде башкирского музыкально-фольклорного и песенного материала. В этой сфере активно трудились музыканты-профессионалы И.В. Салтков, С. Мирасов, Б. Уметбаев, А. Эйхенвальд.

Основы развития науки и высшего образования республики были за­ложены в 20-30 гг. Еще в октябре 1909 г. был открыт Уфимский учительский институт (3 годичный), под крышей которого (Цюрупы, 9) функционировало также "образцовое, для практических занятий воспитанников 2-х классное городское училище". С августа 1918 г. здесь начинают работать подготовительные курсы "для мусульман и других народностей края". В июле 1919 г. это учебное заведение (среднеспециальное) было преобразовано в Институт народного образования (ИНО). В октябре 1920 г. новое учебное заведение получило имя академика Тимирязева К.А. По своей сути ИНО (4 года обучения) должны были быть вузами. Уфимский ИНО таковым не был: занимал промежуточное положение между педвузом и педтехникумом. В 1929 г. на базе этого учебного заведения был создан Башкирский государственный пединститут - первый вуз республики (в связи с 10-летием образования БАССР). В 20-х г. ИНО проводил большую рабоп- по подготовке педагогических кадров, в том числе из представителей башкирского населения. К концу 20-х гг. в республике функционировал один вуз, 13 среднеспециальных учебных заведений (готовили учителей, агрономов, землеустроителей, медицинских работников, организаторов производства). Учитывая острую нехватку в республике специалистов высокий квалификации, многие молодые люди направлялись в вузы Москвы, Ленинграда, Екатеринбурга, Казани. Только в 1922-26 гг. около 927 человек получили высшее образование в центральных вузах. Научная работа велась в функционирующих еще до 1917 г. Уфимском метеорологическом бюро (Башгидрометеоцентр), бактериологическом институте (ныне институт им. Мечникова), Чишминской сельскохозяйственной опытной станции (функционирует и ныне). В 1926 г. была организована Кушнаренковская (бывшее Топорнино) плодово-ягодная станция (функционирует и по сегодняшний день). В Месягутовском, Бирском, Стерлитамакском кантонах были заложены опытные поля по земледелию и садоводству. Образованное в 1920-м г. "Общество по изучению Башкирии" занималось сбором и публикацией этнографического, исторического, лингвистического материалов. О науке 20-х гг. можно говорить весьма условно, поскольку делались лишь первые шаги в этой области.

В двадцатые годы государство стало уделять вопросам здравоохранения более серьезное внимание: увеличивало ассигнования в отрасль, открывало новые (или расширяло) амбулаторно-лечебные учреждения, проявляло заботу о медицинских кадрах. В 1922 г, на территории Башкортостана функционировало 89 больниц, а к началу 30-х гг. их число достигло 112, за этот же период численность врачей и среднего медицинского персонала увеличилась с 519 до 1361 чел. В 1926 г. были основаны Башкирский трахоматозный институт, трахоматозный детский дом, трахоматозные врачебные и фельдшерские пункты. Принимаемые в те годы меры явились началом масштабной борьбы против эпидемических заболеваний.

В первые послеоктябрьские дни духовная жизнь народа была тесно связана с религией. Религиозная жизнь в Башкортостане 20-х гг. была отмечена теми же процессами, которые были характерны для всей страны. До октября 1917 г. на территории современной Башкирии функционировало 2.400 мечетей (44 с лишним мечети в каждом современном сельском районе), более 500 православных церквей, 15 монастырей, два духовных учебных заведения - православная семинария и медресе. Только в Уфе функционировали 34 православные церкви и часовни, 4 мечети, лютеранская кирха, иудейская синагога (современное помещение Башгосфилармонии), имелись в городе общины баптистов и старообрядцев. Мусульманские учебные заведения были своеобразными центрами образования и культуры. В них была сосредоточена литература не только духовного, но и светского характера. В них хранились труды ученых Востока, а также литературные произведения восточных, в т.ч. башкирских писателей и просветителей.

Однако эти культурные ценности были преданы забвению, они прою вообще уничтожались. Опьяненная призывами новой власти, малогра­мотная, революционная молодежь громила, уничтожала источник "опиума для народа", губила связь времен, поколений. Молодежь была дезориентирована атеистической пропагандой партии коммунистов, а потому все это являлось не их виной, а бедой.

В те годы началось варварское разрушение мечетей, церквей, других культовых учреждений, наряду с усилением гонений против служителей культа. Это была ответная реакция сторонников новой власти на объявленную церковью войну социализму. Атеистические погромы, начатые в 20-е гг., продолжались еще долго.

Несмотря на ряд издержек, в процессе культурного развития в Башкортостане в 1920-е гг. были сделаны заметные, основополагающие шаги: введено всеобщее начальное образование детей школьного возраста, оживляется литература и искусство, налаживается издательское дело, периодическая печать.

2. Важнейшей задачей тоталитарного "большого скачка" 30-х гг. считалось культурное строительство. В то же время индустриальная эпоха требовала грамотности, овладения основами естественных наук, технических знаний и все это стало важнейшей целью культурной революции.

Несомненно, значительными были достижения в Башкирской АССР в области народного образования. Его развитие в 30-х гг. имело тесную связь с переходом башкирской письменности, притом дважды, от одной графики к другой. Еще в 20-х гг. был поставлен вопрос о ликвидации арабской графики, которой башкиры пользовались с момента утверждения мусульманской религии (Х-Х1У вв.) Переход к новой, латинской графике или яналифу был осуществлен в Башкирской АССР в 1928-1930гг.

К сожалению, власть имущие не остановились на яналифе. В 1939г. Президиум Верховного Совета Башкирской АССР, под предлогом ускорения культурного сближения башкирского и русского народов, издал Указ о переводе башкирской письменности на русскую графику. В 30-х гг. в области народного просвещения решились две основные задачи: во-первых, ликвидация неграмотности населения и, во-вторых, вве­дение начального всеобщего образования.

В Башкирской АССР предполагалось завершить в основном введение начального всеобуча детей школьного возроста к концу первой пятилетки или к 1932г. Однако введение начального всеобуча в соответствии с директивой XVI съезда (1930г.) партии, началось в Башкортостане в 1930/31 учебном году.

Чрезвычайно трудной и важной в ходе введения начального всеобуча к ликвидации неграмотности населения была проблема педагогических кадров. К началу 30-х гг. дополнительно потребовалось более 2000 учителей.

В 30-х гг. было открыто 9 педагогических техникумов, действовали краткосрочные курсы по подготовке учителей. Большую роль в подготовке высококвалифицированных учителей сыграл открытый в 1929г. на базе института народного образования Башкирский государственный пединститут им. Тимирязева. Он стал первым вузом республики, подготовив с 1929г. по 1940г. 2310 учителей и научных сотрудников, в том числе из башкир и других нерусских национальностей.

В 30-х гг. в Башкортостане наряду с БГПИ открываются и другие ву­зы. В 1930г. открылся Башкирский сельскохозяйственный институт. К 1932г. относится основание Башкирского мединститута. До войны временно функционировал основанный в 1931г. так называемый коммунистический вуз в Уфе, где проходили подготовку и повышали квалификацию руководящие советские и партийные кадры.

Расширялась сеть и средних специальных учебных заведений. К середине 30-х гг. в Башкортостане насчитывалось 16 педтехникумов (Уфимский, Стерлитамакский, Месягутовский, Давлекановский и др.) В те же годы появились и сельскохозяйственные техникумы (Аксеновский, Юматовский, Дуванский. Белебеевский и др.). К началу 40-х гг. в Башкирской АССР функционировало всего 58 средних специальных учебных заведений.

Научно-исследовательская работа в 30-х гг. переживала период становления. Важным событием в культурной жизни республики было откры­тие в 1931г. института национальной культуры, преобразованного в 1938г. в институт языка и литературы. В 1931г. был открыт Башкирский научно-исследовательский институт социалистической реконструкции сельского хозяйства. В мае 1934 г. возник НИИ здравоохранения и гигиены. В связи с развитием нефтяной промышленности, в 1935г. начала работать Центральная научно-исследовательская лаборатория при тресте "Башнефть".

По данным 1939г. в Башкортостане насчитывалось 767 научных работников. Из них только 144 человека имели ученые степени: 20 докторов и 124 кандидата наук трудились в вузах и НИИ республики. Широкую известность тогда получили научные изыскания геологов Г.В.Вахрушева, К.Р.Тимергазина, Д.Г.Ожиганова. медиков И.Г.Кадырова, Г Н.Терегулова, языковедов К.З. Ахмерова, Г.Я. Давлетшина, З.Ш.Шакирова и др.

В первой пол. 30-х гг. башкирская литература находилась на подъеме. Этот своеобразный взлет башкирской литературы был связан с творчеством литераторов, заявивших о себе еще до Октябрьской революции и в 20-х г.: М. Гафури, Д.Юлтый, А. Тагиров, Б. Ишемгул, Т. Янаби, С Кудаш, И. Насыри, Г Давлетшин, Г. Хайри и другие. В башкирской литературе в 30-х гг. появились и новые имена - Р. Нигмати, Б. Бикбай, А. Карнай, С. Мифтахов, X. Давлетшина, Г. Гумер, С. Кулибай, М. Хай, Н. Карипов.

В 30-х гг., несомненно, были успехи и в развитии национального театра, в целом театрального искусства в Башкирской АССР, о чем свидетельствует появление новых театров. В 1932 г. был создан Башкирский передвижной театр для обслуживании сельских районов. В 1930г. в Уфе был открыт Русский драмтеатр, в 1936г. - театр юного зрителя. Большим событием стало открытие в 1938г. Башкирского государственного театра оперы, в 1939г. - Башкирской государственной филармонии.

В те же годы оформился и пользовался большим успехом у зрителей Башкирский ансамбль народного танца под руководством Ф. Гаскарова. Значительным событием в культурной жизни республики стало появление фильма режиссера Протазанова "Салаваг Юлаев" по мотивам одноименного романа С. Злобина. Главную роль в фильме сыграл актер Башдрамтеатра А. Мубаряков, а в остальных ролях были задействованы другие актеры те­атров Башкирской АССР

Таким образом, именно в эти годы были заложены основы для дальнейшего развития башкирского профессионального искусства. Однако в 30-х гг. башкирская культура сильно пострадала из-за сталинских репрессий в отношении деятелей литературы и искусства. Страшные сталинские репрессии 1937г. по существу обезглавили башкирскую культуру. Многие поэты и писатели, актеры, композиторы подверглись репрессиям, как националисты-валидовцы. В 1937г. были репрессированы писатели и поэты А Тагиров. Д. Юлтый, И. Насыри, Г. Давлетшин, Б. Ишемгул, Т. Янаби, X. Давлетшина, Г. Амантай и другие.

3. С началом войны Уфа стала местом сосредоточения эвакуированных научно - исследовательских учреждений и высших учебных заведений. В городе разместилось руководство и большинство институтов Академии наук Украинской ССР, значительная часть научных сотрудников, документальные и книжные фонды Института Маркса - Энгельса - Ленина, Центральный институт авиационного моторостроения, Государственный институт высоких давлений Наркомнефти, Научный исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. И.И. Мечникова. Наркомздрава и др. Местные, эвакуированные и центральные научные учреждения родственно­го профиля действовали в тесном контакте независимо от ведомственной принадлежности. Местные силы широко привлекались к изысканиям региональных и проблемных комиссий Академии наук СССР. В первую очередь огромное значение в развитии оборонного производства региона имела подготовка комиссией президента АН СССР Комарова В.Л. комплексного исследования "О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны".

Широкие исследования во время нахождения в Башкирии в 1941 -1943 гг. развернул большой отрад ученых Украинской Академии Наук. За период пребывания в Башкирии украинскими учеными были разработаны десятки научных проблем. В области металлургии был рекомендован новый способ получения кобальта, применяющегося в самолетостроении. Специальные марки чугуна и стали, созданные в Институте черной металлургии, широко использовались на предприятиях, выпускавших военную технику, бомбы и снаряды. В том же научном коллективе разработана оригинальная технология калибрования труб.

Крупные исследования велись в области медицины сотрудниками институтов клинической физиологии, микробиологии. Они внесли неоценимый вклад в восстановление здоровья защитников Родины. Огромную роль, например, сыграли сыворотка академика А. А. Богомольца, убивающая микробы в ране, кровоостанавливающий препарат викасол академика А. В. Паладина. Десятки работ выполняли ученые Башкирского медицинского института, в том числе профессора А. А. Полонцев, Г.В. Алипов, И.Г. Кадыров, уделявшие основное внимание лечению тяжелых огнестрельных ранений и травм. Существенные практические результаты были получены и в других естественных и технических науках. Параллельно с прикладными продолжались фундаментальные теоретические исследования.

Патриотическим целям защиты социалистической Родины была подчинена деятельность обществоведов вузов республики, Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В связи с расширением штатов и создания в нем в 1944г. сектора истории, институт стал называться научно-исследовательским институтом истории, языка и литературы им. М. Гафури. Его коллектив подготовил и опубликовал брошюры и сборники из серии " Фронт и тыл", "Библиотека красноармейца". Среди них - "Отечественная война", "Герой гражданской войны Шагит Ху-дайбердин", "Башкирские конники в Отечественной войне 1812 г.", "Салават Юлаев" и др.

Продолжались начатые в 30-х годах работы по лексикографии, фольклористике, составлению программ и учебников по башкирскому язы­ку и литературе для школ. Заметным шагом вперед в развитии башкирского литературоведения стала книга А.И. Харисова "Теория литературы".

Военный период оставил яркий след в духовной жизни республики. Приобрели богатейший опыт, выросли местные научные кадры, повысился их профессиональный уровень. В начале 1945 года число докторов наук по сравнению с 1939 годом увеличилось в 6 раз, кандидатов в 12 раз.

К началу войны в Башкирии АССР работало 7 институтов: Башкирский педагогический, сельскохозяйственный, медицинский, институт иностранных языков в Уфе, три учительских института: в Уфе, Стерлитамаке и Бирске, в которых обучались (очно и заочно) 3,3 тыс. студентов. В Башкирии продолжали работу несколько эвакуированных вузов. С октября 1941 года по август 1943 года в учебных помещениях Башкирского медицинского института функционировал 1-й Московский Ордена Ленина медицинский институт. В 1942 году на базе эвакуированного Рыбинского авиаинститута создается Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе. В том же году в Уфу был эвакуирован Московский нефтяной институт им. И.Н. Губкина. Сначала он функционировал как Уфимский филиал Московского института, а в 1948 году начал именоваться Уфимский нефтяной институт. В 1941-43 гг. в Стерлитамаке размещался Московский библиотечный институт. С Бирским учительским институтом слился педагогический институт, эвакуированный из города Орла.

Несмотря на все трудности, вузы республики за эти годы выпустили 2,2 тыс. специалистов высшей квалификации. К началу 1945 - 1946 учебного года в вузах республики обучалось 6,1 тыс. человек, т.е. почти в два раза больше, чем до войны.

Специалисты средней квалификации преподавали в 58 училищах и техникумах, где обучалось 16 тыс. человек. Среди них 1.3 педагогических, 6 сельскохозяйственных, 5 медицинских, авиационных, геолого-разведочных, металлургических и др. За годы войны в средне-специальных учебных за­ведениях было подготовлено около 6 тыс. специалистов. В тяжелейших условиях работали общеобразовательные школы.

Литература республики военных лет стала блестящей страницей духовной жизни. В первые же месяцы войны многие писатели республики: С. Мифтахов, X. Карим, М. Хай, А. Валеев, Н. Каримов, С. Кулибай, Г. Ами-ри, М. Карим, М. Харис, М. Абдуллин, X. Кунакбаев и др. ушли на фронт. Некоторые писатели работали в армейских частях.

В драматургии были сделаны попытки разработать исторические темы, однако они были пресечены ЦК ВКП(б), который в своем постановлении от 27 января 1945г. "О состоянии и мерах решений агитационно-пропагандистской работы Башкирской партийной организации", свел их к проявлению национализма со стороны отдельных писателей республики.

Героизм и мужество борющегося народа стали основной темой новых музыкальных произведений советских композиторов. Развивалось песенное творчество башкирских композиторов. В патриотическом воспитании трудящихся значительную роль сыграли коллективы театров и Башкирской государственной филармонии.

Театры ставили новые пьесы, отвечающие условиям военного времени. В годы войны расширилась концертная деятельность Башкирской Государственной филармонии.

Коллективы театра, концертные бригады Башкирской государственной филармонии регулярно выступали со спектаклями и концертами в призывных пунктах, в войсковых частях, выезжали с концертами на фронт. Из ведущих артистов республики было создано 12 фронтовых бригад, 9 из них состояли из артистов филармонии. Достаточно сказать, что только в 1943 году артисты филармонии в действующей армии дали более 300 концертов.

Всего фронтовые бригады театров и филармонии, выезжавшие из Башкирии, выступили перед фронтовиками более 1000 раз. За 1941 - 1945 гг. на призывных пунктах, воинских соединениях и частях, госпиталях было дано 11 тыс. шефских концертов, 4 тыс. из них - силами самодеятельных коллективов.

Заключение

Башкортостан в 20 веке пережил революцию, гражданскую войну, голод. В ной культуре были свои достижения и успехи и к периоду первой половины 20 века надо подходить взвешенно старясь избегать однозначных оценок.

Литература:

1. Ахмадиев Т. Б АССР в годы Великой Отечественной войны. 1941- 1945 гг. Уфа, 1994.

2. В научном поиске: к 50-летию Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР/ Отв.ред. Х.Ф. Усманов. Уфа,1982.

3. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. – Уфа, 2001.

4. Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917-1985 гг.): Межвузовский научный сборник. Уфа, 1989.

5. Изобразительное искусство Башкирской АССР. – М., 1974.

6. История башкирской советской литературы/ Отв. ред. Л.И. Залесская, Г.Б. Хусаинов. - М., 1977.

7. История и культура Башкортостана. Хрестоматия./ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. Уфа, 1997.

8. Композиторы Советской Башкирии. Уфа, 1989.

9. Культурное строительство в БАССР. 1917-1941. Документы и материалы/Под ред. З.Нургадина. Уфа, 1986.

10. Наука в советской Башкирии за 50 лет. Уфа, 1969.

11. Прошлое и настоящее башкирской письменной культуры и языка: Сб.ст. Уфа. 1988.

12. Художники Советской Башкирии: Справочник. Уфа, 1979.

13. История и культура Башкортостана/ Автор-сост. Л.З. Танатарова. Уч. пособие. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2001.

14. Страницы истории культуры. Уфа: УГНТУ,1995.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 3128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.047 с.)