Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные проблемы развития музыкально-просветительской деятельности
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация. В статье выявляются некоторые актуальные проблемы развития музыкально-просветительской деятельности в общем образовании; рассматривается степень изученности в современных исследованиях отдельных аспектов музыкально-просветительской деятельности; проведен анализ ключевых понятий. Abstract. This article reveals the actual problems of musical enlightenment in Russia; examines the degree of knowledge in contemporary studies of selected aspects of musical education; the analysis of key concepts. Ключевые слова: музыкальное просвещение, музыкально-просветительская деятельность, общее музыкальное образование, проблема. Key words: musical enlightenment, musical enlightenment activity, musical education, problem. Воздействие музыки на формирующуюся личность трудно переоценить, однако для освоения шедевров музыкального искусства необходимы определенные духовные усилия, умения понять, расшифровать художественный текст. В отечественном общем музыкальном образовании проблемы пробуждения интереса к музыке и музыкальным занятиям, приобщения школьников к искусству, расширения музыкального кругозора, решаются не только на традиционных уроках музыки, но и в ходе музыкально-просветительской деятельности в рамках внеклассных и внешкольных мероприятий. Для выявления проблем развития музыкально-просветительской деятельности проведем последовательный анализ сопряженных понятий: просвещение, музыкальное просвещение, музыкальное просветительство, музыкально-просветительская деятельность. Понятие «просвещение» в науке рассматривается как процесс пропаганды и распространения культуры. В художественно-педагогическом словаре «просвещение» понимается как система воспитательно-образовательных и культурно-просветительских учреждений в стране [4: 336]. Исследователь М. Якушкина определяет просвещение как нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения [10: 357]. И. Кон отмечает, что процесс просвещения предполагает относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации [5: 10]. Понятие «музыкальное просвещение» определяется как процесс распространения в социуме феноменов музыкальной культуры. По мнению Н. Савельевой, система музыкального просвещения объединяет в себе все виды музыкальной деятельности: композиторское и исполнительское творчество, музыковедение, музыкальную педагогику и концертное дело [7: 832].
Музыкальное просветительство является частью музыкального просвещения, оно представлено собственными, только ей присущими методами и формами, связанными с подготовкой, организацией и реализацией концертных проектов. И. Митус трактует музыкальное просветительство как деятельность, основанную на диалектическом единстве знаний, умений и личностных характеристик, в которой выражена направленность будущего учителя музыки на совершенствование эстетического воспитания [3: 11]. Е. Яковлева отмечает, что музыкальное просветительство можно понимать двояко: в более узком смысле, как «основное назначение музыкального кружка, клуба»; в расширенном значении как «распространение знаний, образования, культуры» [9: 248]. Композитор, педагог, автор концепции музыкального воспитания Д. Кабалевский был убежден, что музыкально-просветительская деятельность рождает особое знание, воздействующее на весь духовный мир молодежи и, прежде всего, на их нравственность. Доктор педагогических наук Д. Кирнарская полагает, что музыкально-просветительская деятельность состоит в приближении искусства к зрителю и слушателю, в помощи, направленной на облегчение художественного восприятия со стороны аудитории [2: 26]. С. Ручимская выделяет роль музыкально-просветительской деятельности в формировании гуманитарной культуры личности, открывающей ей пути «духовного созидания» и позволяющей формировать художественно-образовательную среду, способствующую активизации эмоциональных сил и мобилизации интеллектуальных и моральных ресурсов. По мнению исследователя, значение музыкально-просветительской деятельности приобретает особую значимость в настоящее время, когда мощь технократической цивилизации достигла невероятных размеров, способствуя тектоническим сдвигам в социальной и культурной жизни общества [6: 32]. Необходимость в просветительской деятельности в широком смысле слова нашла отражение в ряде нормативных документов. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования (2009) выпускник наряду с общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, должен обладать и компетенциями в области культурно-просветительской деятельности, которые направлены на овладение способностью разрабатывать и организовывать культурно-просветительские программы, выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды, взаимодействуя с коллегами и родителями школьников.
В ряде исследований последнего времени подробно рассматриваются различные аспекты музыкально-просветительской деятельности. В частности, С. Глебова обращается к проблеме музыкального просвещения подростков в условиях деятельности музыкального общества; Н. Белова исследует профессионально-педагогическую подготовку студентов к формированию восприятия музыки школьниками; Л. Мельникова исследует проблемы формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе; О. Милицина исследует готовность студентов педагогического университета к осуществлению музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования; Е. Михейченкова посвящает работу формированию готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности; Е. Павлова выявляет педагогические условия, необходимые для подготовки студентов к музыкально-просветительской деятельности во внеурочное время. Н. Савельева изучает музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций. Исследованию музыкального просветительства в различных регионах России посвящены работы В. Адищева (Пермский край), Г. Алжейкиной (Чувашия), И. Кобозевой (Мордовия), Л. Файзрахмановой, З. Явгильдиной (Татарстан). Проблемы музыкального просветительства регулярно обсуждаются на международных научно-просветительских конференциях последних лет, в том числе: «Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее» (Курск, 2011), «Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы» (Владимир, 2011, 2012), «Жанр миниатюры в аспекте просветительской работы» (Москва, 2013), «Диалоги о культуре и искусстве» (Пермь, 2016) и др. Анализ современного состояния музыкального просветительства в России, изучение литературы по теме исследования (Р.Захаров, Д.Кирнарская, Л.Мельникова, И.Струков, З.Явгильдина, Е.Яковлева) [1], [2], [4], [8] позволили выявить следующие проблемы развития музыкально-просветительской деятельности: - переориентация художественного вкуса слушателей с эстетического наслаждения на эмоциональное ожидание технически сложных трюков, приоритет «легких» жанров музыкального искусства в музыкальных предпочтениях школьников; - низкий уровень потребности учащихся общеобразовательных школ в воспитании личностной художественно-эстетической культуры; - стихийный характер специально разработанных музыкально-просветительских программ по приобщению школьников музыкальному искусству высокого художественного уровня;
- ограниченные возможности художественно-культурного общения учащихся с мастерами музыкального исполнительского искусства, а также с творческой молодёжью других регионов РФ и зарубежья. - отсутствие маркетинговой политики, социальной рекламы о роли музыкального искусства в воспитании личности; - коммерциализация искусства, недоступность культурных благ большей части населения страны, особенно на периферии и в сельской местности; - дефицит кадров, владеющих различными аспектами творческой деятельности, в том числе навыками оратора, исполнителя, менеджера и психолога. - низкая компетентность педагогов в области использования возможностей региональной культурной образовательной среды для организации музыкально-просветительской деятельности. Таким образом, музыкально-просветительская деятельность в детской и подростковой среде является важным компонентом культурной политики нашего государства. Анализ проблемного поля современного музыкального просветительства будет способствовать совершенствованию и развитию форм, методов, средств музыкально-просветительской деятельности. ЛИТЕРАТУРА 1. Захаров, Р.Г.Драматизация песни как средство приобщения молодежи к музыкальному наследию / Р.Г. Захаров, И.М. Струков // Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы: материалы научно-практических конференций. – Владимир, 2014. – С. 32–41. 2. Кирнарская, Д.К. Актуальные проблемы развития художественного образования в XXI веке / Д.К. Кирнарская // Педагогика искусства. – 2014. – № 3. – С. 22–27. 3. Митус И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству: автореферат дис.... канд. пед. наук (13.00.08) / Митус Ирина Викторовна; Адыг. гос. ун-т. –Майкоп, 2004. –26 с. 4. Морозова, С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII–начало XXI века) / С.А. Морозова // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С. 174–179. 5. Рудой, Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореферат дис.... канд. пед. наук (13.00.08) / Рудой Елена Львовна; Ин-т худож. образования и культурологии Рос. акад. образования. –Москва, 2015. –22 с. 6. Ручимская, С.В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: дис. … канд.пед.наук (13.00.08) / Ручимская Софья Валерьевна; Моск. пед. гос. ун-т. –Москва, 2010. – 188 с. 7. Савельева, Н.Л. Тематическое решение концертного проекта в филармонической организации / Н.Л. Савельева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 831–834. 8. Явгильдина, З.М. Анализ проблемного поля современного общего музыкального образования как фактор проектирования профессионально-личностных компетенций будущего педагога-музыканта / З.М. Явгильдина // Вестник ТГГПУ. – 2010. – №2 (20). – С. 285–290. 9. Яковлева, Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры / Е.Н. Яковлева // Вестник АГУ – 2015. – №1 (152). – С. 248–254. 10. Якушкина, М.С. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус // Научный диалог. – 2016. – № 3 (51). – С. 354–364. УДК 37.025 С.В. КАРКИНА, В.Г. ОСИПОВА Казанский федеральный университет, г. Казань
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.008 с.) |