Актуальные проблемы развития музыкально-просветительской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы развития музыкально-просветительской деятельности



В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье выявляются некоторые актуальные проблемы развития музыкально-просветительской деятельности в общем образовании; рассматривается степень изученности в современных исследованиях отдельных аспектов музыкально-просветительской деятельности; проведен анализ ключевых понятий.

Abstract. This article reveals the actual problems of musical enlightenment in Russia; examines the degree of knowledge in contemporary studies of selected aspects of musical education; the analysis of key concepts.

Ключевые слова: музыкальное просвещение, музыкально-просветительская деятельность, общее музыкальное образование, проблема.

Key words: musical enlightenment, musical enlightenment activity, musical education, problem.

Воздействие музыки на формирующуюся личность трудно переоценить, однако для освоения шедевров музыкального искусства необходимы определенные духовные усилия, умения понять, расшифровать художественный текст. В отечественном общем музыкальном образовании проблемы пробуждения интереса к музыке и музыкальным занятиям, приобщения школьников к искусству, расширения музыкального кругозора, решаются не только на традиционных уроках музыки, но и в ходе музыкально-просветительской деятельности в рамках внеклассных и внешкольных мероприятий.

Для выявления проблем развития музыкально-просветительской деятельности проведем последовательный анализ сопряженных понятий: просвещение, музыкальное просвещение, музыкальное просветительство, музыкально-просветительская деятельность.

Понятие «просвещение» в науке рассматривается как процесс пропаганды и распространения культуры. В художественно-педагогическом словаре «просвещение» понимается как система воспитательно-образовательных и культурно-просветительских учреждений в стране [4: 336]. Исследователь М. Якушкина определяет просвещение как нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения [10: 357]. И. Кон отмечает, что процесс просвещения предполагает относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации [5: 10].

Понятие «музыкальное просвещение» определяется как процесс распространения в социуме феноменов музыкальной культуры. По мнению Н. Савельевой, система музыкального просвещения объединяет в себе все виды музыкальной деятельности: композиторское и исполнительское творчество, музыковедение, музыкальную педагогику и концертное дело [7: 832].

Музыкальное просветительство является частью музыкального просвещения, оно представлено собственными, только ей присущими методами и формами, связанными с подготовкой, организацией и реализацией концертных проектов. И. Митус трактует музыкальное просветительство как деятельность, основанную на диалектическом единстве знаний, умений и личностных характеристик, в которой выражена направленность будущего учителя музыки на совершенствование эстетического воспитания [3: 11]. Е. Яковлева отмечает, что музыкальное просветительство можно понимать двояко: в более узком смысле, как «основное назначение музыкального кружка, клуба»; в расширенном значении как «распространение знаний, образования, культуры» [9: 248].

Композитор, педагог, автор концепции музыкального воспитания Д. Кабалевский был убежден, что музыкально-просветительская деятельность рождает особое знание, воздействующее на весь духовный мир молодежи и, прежде всего, на их нравственность. Доктор педагогических наук Д. Кирнарская полагает, что музыкально-просветительская деятельность состоит в приближении искусства к зрителю и слушателю, в помощи, направленной на облегчение художественного восприятия со стороны аудитории [2: 26]. С. Ручимская выделяет роль музыкально-просветительской деятельности в формировании гуманитарной культуры личности, открывающей ей пути «духовного созидания» и позволяющей формировать художественно-образовательную среду, способствующую активизации эмоциональных сил и мобилизации интеллектуальных и моральных ресурсов. По мнению исследователя, значение музыкально-просветительской деятельности приобретает особую значимость в настоящее время, когда мощь технократической цивилизации достигла невероятных размеров, способствуя тектоническим сдвигам в социальной и культурной жизни общества [6: 32].

Необходимость в просветительской деятельности в широком смысле слова нашла отражение в ряде нормативных документов. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования (2009) выпускник наряду с общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, должен обладать и компетенциями в области культурно-просветительской деятельности, которые направлены на овладение способностью разрабатывать и организовывать культурно-просветительские программы, выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды, взаимодействуя с коллегами и родителями школьников.

В ряде исследований последнего времени подробно рассматриваются различные аспекты музыкально-просветительской деятельности. В частности, С. Глебова обращается к проблеме музыкального просвещения подростков в условиях деятельности музыкального общества; Н. Белова исследует профессионально-педагогическую подготовку студентов к формированию восприятия музыки школьниками; Л. Мельникова исследует проблемы формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе; О. Милицина исследует готовность студентов педагогического университета к осуществлению музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования; Е. Михейченкова посвящает работу формированию готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности; Е. Павлова выявляет педагогические условия, необходимые для подготовки студентов к музыкально-просветительской деятельности во внеурочное время. Н. Савельева изучает музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций. Исследованию музыкального просветительства в различных регионах России посвящены работы В. Адищева (Пермский край), Г. Алжейкиной (Чувашия), И. Кобозевой (Мордовия), Л. Файзрахмановой, З. Явгильдиной (Татарстан).

Проблемы музыкального просветительства регулярно обсуждаются на международных научно-просветительских конференциях последних лет, в том числе: «Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее» (Курск, 2011), «Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы» (Владимир, 2011, 2012), «Жанр миниатюры в аспекте просветительской работы» (Москва, 2013), «Диалоги о культуре и искусстве» (Пермь, 2016) и др.

Анализ современного состояния музыкального просветительства в России, изучение литературы по теме исследования (Р.Захаров, Д.Кирнарская, Л.Мельникова, И.Струков, З.Явгильдина, Е.Яковлева) [1], [2], [4], [8] позволили выявить следующие проблемы развития музыкально-просветительской деятельности:

- переориентация художественного вкуса слушателей с эстетического наслаждения на эмоциональное ожидание технически сложных трюков, приоритет «легких» жанров музыкального искусства в музыкальных предпочтениях школьников;

- низкий уровень потребности учащихся общеобразовательных школ в воспитании личностной художественно-эстетической культуры;

- стихийный характер специально разработанных музыкально-просветительских программ по приобщению школьников музыкальному искусству высокого художественного уровня;

- ограниченные возможности художественно-культурного общения учащихся с мастерами музыкального исполнительского искусства, а также с творческой молодёжью других регионов РФ и зарубежья.

- отсутствие маркетинговой политики, социальной рекламы о роли музыкального искусства в воспитании личности;

- коммерциализация искусства, недоступность культурных благ большей части населения страны, особенно на периферии и в сельской местности;

- дефицит кадров, владеющих различными аспектами творческой деятельности, в том числе навыками оратора, исполнителя, менеджера и психолога.

- низкая компетентность педагогов в области использования возможностей региональной культурной образовательной среды для организации музыкально-просветительской деятельности.

Таким образом, музыкально-просветительская деятельность в детской и подростковой среде является важным компонентом культурной политики нашего государства. Анализ проблемного поля современного музыкального просветительства будет способствовать совершенствованию и развитию форм, методов, средств музыкально-просветительской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров, Р.Г.Драматизация песни как средство приобщения молодежи к музыкальному наследию / Р.Г. Захаров, И.М. Струков // Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы: материалы научно-практических конференций. – Владимир, 2014. – С. 32–41.

2. Кирнарская, Д.К. Актуальные проблемы развития художественного образования в XXI веке / Д.К. Кирнарская // Педагогика искусства. – 2014. – № 3. – С. 22–27.

3. Митус И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству: автореферат дис.... канд. пед. наук (13.00.08) / Митус Ирина Викторовна; Адыг. гос. ун-т. –Майкоп, 2004. –26 с.

4. Морозова, С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII–начало XXI века) / С.А. Морозова // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С. 174–179.

5. Рудой, Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореферат дис.... канд. пед. наук (13.00.08) / Рудой Елена Львовна; Ин-т худож. образования и культурологии Рос. акад. образования. –Москва, 2015. –22 с.

6. Ручимская, С.В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: дис. … канд.пед.наук (13.00.08) / Ручимская Софья Валерьевна; Моск. пед. гос. ун-т. –Москва, 2010. – 188 с.

7. Савельева, Н.Л. Тематическое решение концертного проекта в филармонической организации / Н.Л. Савельева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 831–834.

8. Явгильдина, З.М. Анализ проблемного поля современного общего музыкального образования как фактор проектирования профессионально-личностных компетенций будущего педагога-музыканта / З.М. Явгильдина // Вестник ТГГПУ. – 2010. – №2 (20). – С. 285–290.

9. Яковлева, Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры / Е.Н. Яковлева // Вестник АГУ – 2015. – №1 (152). – С. 248–254.

10. Якушкина, М.С. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус // Научный диалог. – 2016. – № 3 (51). – С. 354–364.

УДК 37.025

С.В. КАРКИНА, В.Г. ОСИПОВА

Казанский федеральный университет, г. Казань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.008 с.)