Процессе будущих специалистов музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессе будущих специалистов музыки



 

Аннотация. В статье анализируется необходимость поликультурного воспитания и образования будущих учителей музыки с учётом этнокультурного компонента. Основным материалом для анализа послужило фортепианное искусство татарских композиторов, в частности, фортепианный цикл Р. Яхина «Картинки природы»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Abstract. The article analyzes the necessity of multicultural upbringing and education of the future music teachers based on ethno-cultural component. The basic material for analysis was the piano art of Tatar composers, in particular, the piano cycle “Nature pictures” by R.Yahin: “Winter”, “Spring”, “Summer”, “Autumn”.

Ключевые слова: поликультурное, образование, музыка, этнокультурное, воспитание, фортепианный, татарский, композитор.

Keywords: multicultural, education, music, ethno-cultural, upbringing, piano, Tatar, composer.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный компонент, с другой – создавать условия для познания культуры других народов.

Знание национальной культуры позволяет восстановить преемственность в культурном осмыслении прошлого, локализовать место человека в структуре мироздания. Поэтому в настоящее время стратегической линией профессиональной подготовки будущих специалистов музыки является использование в образовательном процессе национально-культурных особенностей региона.

Одна из определяющих ролей в сохранении и развитии национально-культурных традиций татарского народа отводится фортепианной музыке. Композиторы в своём творчестве бережно хранят и продолжают традиции народной музыки. Они цитируют народные мелодии, обращаются к исходным жанрам народного творчества, используют ладовое своеобразие (пентатоничность), принципы мелодического развёртывания (плавность, неторопливость, поступенность, опевание мелодических устоев) и т.д. Необходимо отметить творчество таких известных композиторов как, Р. Яхин, А. Ключарёв, Р. Еникеев, И. Шамсутдинов, которые внесли существенный вклад в развитие музыкальной культуры Татарстана.

Примером этнокультурного воспитания и образования студентов специальности «Музыкальное образование» Лениногорского музыкально-художественного педагогического колледжа может послужить методическое изучение и исполнение пьес фортепианного цикла Р. Яхина «Картинки природы».

В своём творчестве Р. Яхин предстаёт как художник, органично сочетающий элементы татарского музыкального фольклора с достижениями русской музыкальной классики и советских композиторов. Любимые его жанры – лирическая вокальная и фортепианная миниатюра. Жизнеутверждающий оптимизм и вместе с тем удивительная грусть, «моң» характеризуют эти небольшие камерные формы [2: 116].

Изначально цикл «Картинки природы» – детские песни, написанные Р. Яхиным в 1960 году на слова поэта М. Хусаина. Но музыкальный язык Яхина настолько изобразителен, что даже без поэтического текста понятен смысл пьес.

Цикл привлекателен мелодичностью, сжатостью, лаконизмом и ясностью формы, выразительностью кульминаций, продуманностью и тщательной отделкой фортепианной фактуры.

«Картинки природы» – это не просто цикл пьес, это жанровые зарисовки с мелодико-тематическим началом, где ладовой основой тематизма служит пентатоника. В пьесах простые для запоминания и удобные в тесситурном отношении мелодии. Все 4 зарисовки пронизаны интонациями татарских народных песен.

Для цикла Яхин выбрал 4 стихотворения: 1. «Вьюга» (“Буран”), 2. «Капель» (“Тамчылар”), 3. «Весёлое купание» (“Су коену”), 4. «Улетают дикие утки» (“Кыр казлары киткәндә”). Отталкиваясь от текста, он точно обрисовал в своих пьесах («Зима», «Весна», «Лето», «Осень») 4 времени года.

Цикл открывается взволнованной, энергичной пьесой «Зима» (“Кыш”). Написана она в простой трёхчастной форме [1: 91–92]. В 1 части произведения слышны интонации «завывания» колючего ветра. Исполнять остро, с акцентами, на штрих staccato. Партию левой руки рекомендуется поучить отдельно в медленном темпе, взяв каждую ноту сверху, весом всей руки. В каждой фразе мелодию вести к сильной доле 2 такта. Сопровождение в правой руке должно быть точным, определённым. В средней части вступает тема, в которой слышны интонации татарских народных мелодий, одна из них – “Таң атканда” («На заре»). Двухголосная мелодия одновременно и певуча и остра (non legato, акценты). Необходимо услышать верхний мелодический голос. В 3 части те же приёмы, что и в 1 части. Септоли и шестнадцатые исполнять ровно, в едином метроритме.

Вторая пьеса «Весна» (“Яз”) написана в одночастной форме со вступлением и заключением. Вся пьеса проникнута светлым, жизнерадостным настроением. Исполнять легко, изящно [1: 92–93]. Весну, капель невозможно изобразить без мягкого туше, но при этом необходимо добиваться одновременного звучания всех нот в аккордах. Рекомендуется поработать отдельно над каждой рукой.

«Лето» (“Җәй”) – пьеса шутливого, задорного характера. Исполняется легко, скерцозно, стремительно [1: 94–95]. В основе вступления – упорно повторяющийся мотив в правой руке, с кульминацией в 3 такте. В музыке изображается сцена плескания детей в реке. Основная мелодия построена на четырёх предложениях с репризным повторением 2 предложения. Рекомендуется восьмые длительности играть чёткими, ясными пальцами, а аккорды – движением руки «от себя». Кисть должна быть свободной, дышащей. Синкопированные аккорды брать сверху, весом руки. Разрешения дослушивать, исполняя их на «съёме» запястья [3: 101].

Завершающая цикл пьеса «Осень» (“Көз”) звучит как прощальная песнь диких уток. В ней слышится грусть, печаль, тоска. Пьеса написана в форме варьированного повторяющегося периода. Исполняется мягко, нежно, спокойно, и в то же время, взволнованно [1: 95–96]. Необходимо добиться певучего, выразительного звука, а в интервалах и аккордах – стройного, одновременного звучания всех голосов с выделением мелодической линии.

Таким образом, изучение инструментальных произведений национальных композиторов позволит студентам совершенствовать не только свои профессиональные знания, умения, но в дальнейшем, и успешно заниматься поликультурным воспитанием и образованием подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке [Ноты]: в 2 ч. / сост.-ред. Э.К. Ахметова, Л.М. Батыркаева, Е.А. Соколова и др. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. – Ч.1. – С. 91–96.

2. Рустем Яхин в воспоминаниях современников / сост. и ред. Ф.И. Хасанова. – Казань: Казан. гос. консерватория, 1996. – 276 с.

3. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста: метод. пособие / Е.М. Тимакин. – 2-е изд. – М.: Советский композитор, 1989. – 144 с.

УДК 378.637: 78

В.Д. Гатауллина

Казанский федеральный университет, г. Казань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.007 с.)