Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессе будущих специалистов музыки
Аннотация. В статье анализируется необходимость поликультурного воспитания и образования будущих учителей музыки с учётом этнокультурного компонента. Основным материалом для анализа послужило фортепианное искусство татарских композиторов, в частности, фортепианный цикл Р. Яхина «Картинки природы»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Abstract. The article analyzes the necessity of multicultural upbringing and education of the future music teachers based on ethno-cultural component. The basic material for analysis was the piano art of Tatar composers, in particular, the piano cycle “Nature pictures” by R.Yahin: “Winter”, “Spring”, “Summer”, “Autumn”. Ключевые слова: поликультурное, образование, музыка, этнокультурное, воспитание, фортепианный, татарский, композитор. Keywords: multicultural, education, music, ethno-cultural, upbringing, piano, Tatar, composer. Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный компонент, с другой – создавать условия для познания культуры других народов. Знание национальной культуры позволяет восстановить преемственность в культурном осмыслении прошлого, локализовать место человека в структуре мироздания. Поэтому в настоящее время стратегической линией профессиональной подготовки будущих специалистов музыки является использование в образовательном процессе национально-культурных особенностей региона. Одна из определяющих ролей в сохранении и развитии национально-культурных традиций татарского народа отводится фортепианной музыке. Композиторы в своём творчестве бережно хранят и продолжают традиции народной музыки. Они цитируют народные мелодии, обращаются к исходным жанрам народного творчества, используют ладовое своеобразие (пентатоничность), принципы мелодического развёртывания (плавность, неторопливость, поступенность, опевание мелодических устоев) и т.д. Необходимо отметить творчество таких известных композиторов как, Р. Яхин, А. Ключарёв, Р. Еникеев, И. Шамсутдинов, которые внесли существенный вклад в развитие музыкальной культуры Татарстана. Примером этнокультурного воспитания и образования студентов специальности «Музыкальное образование» Лениногорского музыкально-художественного педагогического колледжа может послужить методическое изучение и исполнение пьес фортепианного цикла Р. Яхина «Картинки природы».
В своём творчестве Р. Яхин предстаёт как художник, органично сочетающий элементы татарского музыкального фольклора с достижениями русской музыкальной классики и советских композиторов. Любимые его жанры – лирическая вокальная и фортепианная миниатюра. Жизнеутверждающий оптимизм и вместе с тем удивительная грусть, «моң» характеризуют эти небольшие камерные формы [2: 116]. Изначально цикл «Картинки природы» – детские песни, написанные Р. Яхиным в 1960 году на слова поэта М. Хусаина. Но музыкальный язык Яхина настолько изобразителен, что даже без поэтического текста понятен смысл пьес. Цикл привлекателен мелодичностью, сжатостью, лаконизмом и ясностью формы, выразительностью кульминаций, продуманностью и тщательной отделкой фортепианной фактуры. «Картинки природы» – это не просто цикл пьес, это жанровые зарисовки с мелодико-тематическим началом, где ладовой основой тематизма служит пентатоника. В пьесах простые для запоминания и удобные в тесситурном отношении мелодии. Все 4 зарисовки пронизаны интонациями татарских народных песен. Для цикла Яхин выбрал 4 стихотворения: 1. «Вьюга» (“Буран”), 2. «Капель» (“Тамчылар”), 3. «Весёлое купание» (“Су коену”), 4. «Улетают дикие утки» (“Кыр казлары киткәндә”). Отталкиваясь от текста, он точно обрисовал в своих пьесах («Зима», «Весна», «Лето», «Осень») 4 времени года. Цикл открывается взволнованной, энергичной пьесой «Зима» (“Кыш”). Написана она в простой трёхчастной форме [1: 91–92]. В 1 части произведения слышны интонации «завывания» колючего ветра. Исполнять остро, с акцентами, на штрих staccato. Партию левой руки рекомендуется поучить отдельно в медленном темпе, взяв каждую ноту сверху, весом всей руки. В каждой фразе мелодию вести к сильной доле 2 такта. Сопровождение в правой руке должно быть точным, определённым. В средней части вступает тема, в которой слышны интонации татарских народных мелодий, одна из них – “Таң атканда” («На заре»). Двухголосная мелодия одновременно и певуча и остра (non legato, акценты). Необходимо услышать верхний мелодический голос. В 3 части те же приёмы, что и в 1 части. Септоли и шестнадцатые исполнять ровно, в едином метроритме.
Вторая пьеса «Весна» (“Яз”) написана в одночастной форме со вступлением и заключением. Вся пьеса проникнута светлым, жизнерадостным настроением. Исполнять легко, изящно [1: 92–93]. Весну, капель невозможно изобразить без мягкого туше, но при этом необходимо добиваться одновременного звучания всех нот в аккордах. Рекомендуется поработать отдельно над каждой рукой. «Лето» (“Җәй”) – пьеса шутливого, задорного характера. Исполняется легко, скерцозно, стремительно [1: 94–95]. В основе вступления – упорно повторяющийся мотив в правой руке, с кульминацией в 3 такте. В музыке изображается сцена плескания детей в реке. Основная мелодия построена на четырёх предложениях с репризным повторением 2 предложения. Рекомендуется восьмые длительности играть чёткими, ясными пальцами, а аккорды – движением руки «от себя». Кисть должна быть свободной, дышащей. Синкопированные аккорды брать сверху, весом руки. Разрешения дослушивать, исполняя их на «съёме» запястья [3: 101]. Завершающая цикл пьеса «Осень» (“Көз”) звучит как прощальная песнь диких уток. В ней слышится грусть, печаль, тоска. Пьеса написана в форме варьированного повторяющегося периода. Исполняется мягко, нежно, спокойно, и в то же время, взволнованно [1: 95–96]. Необходимо добиться певучего, выразительного звука, а в интервалах и аккордах – стройного, одновременного звучания всех голосов с выделением мелодической линии. Таким образом, изучение инструментальных произведений национальных композиторов позволит студентам совершенствовать не только свои профессиональные знания, умения, но в дальнейшем, и успешно заниматься поликультурным воспитанием и образованием подрастающего поколения. ЛИТЕРАТУРА 1. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке [Ноты]: в 2 ч. / сост.-ред. Э.К. Ахметова, Л.М. Батыркаева, Е.А. Соколова и др. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. – Ч.1. – С. 91–96. 2. Рустем Яхин в воспоминаниях современников / сост. и ред. Ф.И. Хасанова. – Казань: Казан. гос. консерватория, 1996. – 276 с. 3. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста: метод. пособие / Е.М. Тимакин. – 2-е изд. – М.: Советский композитор, 1989. – 144 с. УДК 378.637: 78 В.Д. Гатауллина Казанский федеральный университет, г. Казань
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.007 с.) |