Как педагогическое условие формирования профессиональной ориентации подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как педагогическое условие формирования профессиональной ориентации подростков



Аннотация. В статье представлена сущность профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования. Последовательно раскрыто одно из педагогических условий – стимулирование потребности в самоопределении – осуществление которого будет эффективным, как обосновано в статье, при учете возрастных, мотивационных особенностей и интересов подростков.

Abstract. The article presents the essence of professional orientation of teenagers in conditions of additional education. Consistently revealed one of the pedagogical conditions is the stimulation of needs in self-determination - the exercise of which will be effective as justified in the article, taking into account age, motivational characteristics and interests of adolescents.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, дополнительное образование, самоопределение, профессиональное самоопределение.

Key words: professional orientation, additional education, self-determination, professional self-determination.

 

Современная эпоха становления исторически нового пространства требует от молодого человека быстроты реагирования на происходящие в социуме изменения, самостоятельности в проектировании своей линии поведения. В данной связи особую остроту приобрела проблема поиска, выбора и овладения профессией. Вместе с тем, в последнее десятилетие, как отмечает ряд отечественных исследователей (Н.С. Пряжников, И.Г. Шамсутдинова и др.), подрастающее поколение испытывает существенные трудности при совершении профессионального выбора. Это обусловлено, по мнению авторов, не только возрастными особенностями личности, но и довлеющей силой таких факторов, как престижность выбираемой профессии и тех благ, которые она может обеспечить. В связи с этим, на сегодняшний день значительно актуализируется проблема разработки научных и практических основ формирования профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Различные аспекты проблемы формирования профессиональной ориентации подростков отражены в научных трудах отечественных исследователей (Т.Л. Бадоев, В.А. Бодров, С.А. Боровикова, С.И. Вершинин, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, И.М. Миргалимов, Н.С. Пряжников, Ю.А. Чеботарев, П.А. Шавир и др.). Однако, до сих пор, не выявлены и теоретически не обоснованы педагогические условия формирования профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования. Наряду с необходимостью модернизации технологических основ данного процесса, обновления методического оснащения, важным остается стимулирование потребности подростков в самоопределении. Далее разберем сущность ключевого понятия «самоопределение».

Самоопределение понимается А.Н. Леонтьевым как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, следствием которого выступает избирательное отношение к миру. Другими словами, самоопределение рассматривается как становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, людям, миру [5].

Другой ученый в области психологии Е.А. Климов под самоопределением учащегося понимает самостоятельное проектирование и построение своего жизненного пути при наличии свободы выбора [3].

По соотнесению своего образа «Я» с жизненными, личностными и профессиональными планами исследователи Н.С. Пряжников [6], Т.И. Шамова [8] различают такие формы самоопределения, как:

- жизненное самоопределение – выбор человеком стиля жизни в зависимости от стереотипов общественного сознания и социокультурной среды, в которой он живет, а также от экономических, социальных, экологических факторов;

- личностное самоопределение – поиск человеком самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей;

- профессиональное самоопределение – способность осознавать себя, как субъект труда, и своего места в системе деловых отношений между людьми.

Профессиональное самоопределение является системообразующим центром двух других форм самоопределения в подростковом возрасте. Его динамика заключается в изменении отношения к себе, и критериев этого отношения.

В общем виде профессиональное самоопределение понимается как деятельность человека, обретающая то или иное содержание, в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [3: 27]. В социальной психологии профессиональное самоопределение рассматривается по-разному:

1) как серия задач, поставленных перед личностью обществом, и которые личность должна разрешить в течение определенного периода времени;

2) как деятельность, направленная на поиск баланса между предпочтениями и склонностями индивида, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда, с другой;

3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни.

Кроме этого, в контексте современных социокультурных реалий, можно выделить следующие основные задачи профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские; диагностические (помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка личности; помощь в выборе, принятии решения.

Очевидно, что и в педагогике проблема профессионального самоопределения развивающейся личности подростка сложна и требует разностороннего информационного и организационного обеспечения. В частности, исследователи Е.А. Климов и Т.В. Савченко, разрабатывающие проблему профессионального самоопределения и предпрофессиональной адаптации личности, отмечают, что в рамках образовательного учреждения необходимо осуществлять ориентирование школьников в мире профессий, во множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельности; консультирование по соответствующим вопросам; адаптацию учащегося к профессии (как профессиональной общности и как роду работы); профориентацию в соединении с формированием соответствующей мотивации. В результате, ориентирование, консультирование, адаптация, профориентация выступают элементами педагогического руководства профессиональным самоопределением подростка [3: 27]. Обобщая проанализированный материал, термин «профессиональное самоопределение» следует понимать как готовность личности к осознанному выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей, что в дальнейшем будет основой ее профессионального становления.

Стимулирование потребности подростков в профессиональном самоопределении, как педагогическое условие, должно стать фундаментом учебного процесса, наполненного предпрофессиональными образовательными задачами и трудностями, преодоление которых возможно в том случае, если перед подростком раскрываются все особенности и ценности будущей профессиональной деятельности в области визуально-пространственных искусств: профессий художника, дизайнера, декоратора.

Осуществление данного педагогического условия будет эффективным при учете возрастных, мотивационных особенностей и интересов подростков. Подростковый возраст отличается активным личностным развитием, ярко выраженным стремлением к самостоятельности и независимости, к самопознанию, профессиональному самоопределению и творчеству [1].

Изучению проблем подросткового возраста посвящены теории отечественных и зарубежных ученых (Л.И. Божович, Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Т.Н. Мальковская, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.). По мнению немецкого педагога и психолога Э. Шпрангера, существуют три типа развития человека в подростковый период. Первый характеризуется резким и кризисным течением, приводящим к возникновению нового «Я». Второй тип развития, напротив, плавный, медленный, постепенный, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет такой процесс развития, когда подросток, отличаясь высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины, активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы [10]. Другой немецкий психолог К. Левин считал важнейшими процессами переходного возраста расширение жизненного мира личности подростка, круга общения, групповой принадлежности. В результате, поведение подростка, по его мнению, определяется промежуточностью его социального положения [4].

Отечественный педагог и психолог Д.И. Фельдштейн отмечает: несмотря на то, что школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, на ведущие позиции выходит общественно полезная деятельность, в которой реализуется потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности [7]. Известный психолог Л.С. Выготский утверждает, что в подростковом возрасте стремление к творчеству, являющееся изначальной потребностью человека, проявляется более ярко, поэтому с целью осуществления развития подростка необходимо придать деятельности творческий характер, однако творчество не следует отождествлять со свободой и своеволием. В связи с этим, он отмечает, что «для подростка уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь; для воплощения его творческого воображения (творчества) ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения, овладеть материалом» [2: 74].

Анализ особенностей подросткового периода позволяет нам говорить о том, что учебный процесс для подростков должен строиться на обдуманном сочетании учебных, академических и творческих заданий, проекты должны содержать актуальные для них темы, личностно и общественно значимые проблемы, позволяющие реализовать элементы профессиональной деятельности художника, декоратора, дизайнера.

Важность для нашего исследования представляют мотивационные особенности подросткового возраста, которые будут конкретизированы и раскрыты далее.

Мотивационная основа подростка находится в зависимости от возрастных особенностей его развития. Возрастные особенности формирования подростка, в свою очередь, обуславливаются спецификой сложных изменений физиологического порядка и новообразований в психике. В указанный возрастной период формируются некоторые новые способности, потребность в профессиональном самоопределении; повышается возбудимость нервной системы; появляются раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость; и приобретается новое, «взрослое» качество – самостоятельность. Это сопровождается постепенной перестройкой внешнего и внутреннего содержания социального статуса, подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. При этом важнейшей характеристикой подросткового возраста является социальная «незавершенность», поскольку переходя из детского мира во взрослый, подростки не принадлежат полностью ни к одному, ни к другому. В связи с этим, возникают внутренние противоречия, агрессивность, неопределенность уровня притязаний и вместе с этим повышенная застенчивость, склонность принимать крайние позиции [4].

В результате, к возрастным особенностям подростков относятся: бурное физическое и половое развитие; возбудимость нервной системы; формирование основных черт личности; приобретение такого качества, как самостоятельность. Мотивами к осуществлению активных действий подростков могут выступать: потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности; стремление к общению со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью; желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками, благодаря индивидуальным качествам.

Таким образом, при стимулировании потребности подростков в профессиональном самоопределении, а также отборе содержания образования, методов и форм обучения, следует учитывать отмеченные возрастные и мотивационные особенности подростков, которые сопряжены с развитием других характеристик личности подростка, таких как:

• расширение умственного кругозора;

• сознательная потребность подростков не только в получении знаний, но и выработке собственных взглядов и убеждений;

• осознание подростком своих возможностей для достижения поставленных целей.

С целью подтверждения эффективности педагогических условий формирования профессиональной ориентации подростков, нами был организован педагогический эксперимент.

На базе учреждений дополнительного образования Детской художественной школы № 4 и Детской школы искусств имени М.А. Балакирева города Казани нами были выделены контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) учащихся подросткового возраста по 45 человек в каждой, обладающих примерно одинаковым уровнем художественной подготовки и успеваемости.

В соответствии с такими критериями, как мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностно-содержательный, нами была проведена диагностика существующего уровня сформированности профессиональной ориентации подростков КГ и ЭГ до организации стимулирования потребности подростков в профессиональном самоопределении как педагогического условия.

Мы получили результаты, соответствующие низкому (элементарному) уровню сформированности профессиональной ориентации, это значит, что у подростков слабо развиты познавательные способности; они владеют поверхностными, бессистемными знаниями о профессиях в области визуально-пространственных искусств; недостаточно владеют опытом профессиональной деятельности, в результате, неадекватно задаче используют художественный материал, художественно-выразительные и композиционные средства.

Затем мы организовали формирующий этап с подростками ЭГ, направленный на стимулирование их потребности в профессиональном самоопределении, в ходе которого осуществляли следующие мероприятия:

1) своевременное выявление профессиональных склонностей и потенциала подростков к получению образования на предпрофессиональном уровне в рамках приемной комиссии. В связи с этим, мы осуществляли вступительные испытания на новом высоком уровне, имеющем дифференцированный характер и предполагающем создание вариативных информационных связей и проблемных, проектных заданий. Такие задания позволяли оценить как технические и исполнительские умения подростка, так и такие способности и качества, как художественно-образное, пространственное мышление, заинтересованность и увлеченность творческой деятельностью, готовность преодолевать трудности при решении художественных задач и проявлять настойчивость;

2) учет возрастных особенностей подростков и их интересов при отборе содержания социально-культурной деятельности, в этой связи, мы разрабатывали проекты на сочетании учебных, академических и творческих заданий, которые содержали актуальные для подростков темы, личностно и общественно значимые проблемы, позволяющие реализовать элементы профессиональной деятельности декоратора, дизайнера; проводили дискуссии с подростками на темы «Профессия декоратора в современном мире», «Дизайн в современном социокультурном пространстве», способствующие выработке собственных взглядов и убеждений, расширению умственного кругозора.

3) организация выставочно-конкурсной деятельности в опоре на мотивационные особенности подростков. Учитывая тот факт, что мотивами к осуществлению активных действий подростков выступают: признание взрослыми его активности; стремление к общению со сверстниками, желание быть принятым, признанным, мы выстраивали с каждым подростком траектории выставочно-конкурсной деятельности, позволяющие проявить свои творческие способности, интеллектуальные и исследовательские умения на соответствующем уровне. Такая работа пассивных участников стимулирует к активной деятельности, и они имеют возможность к самореализации при выполнении посильных для себя заданий; а сильные расширяют свои интересы, возможности и углубляют свои знания и умения.

Далее была проведена контрольная диагностика уровня сформированности профессиональной ориентации подростков ЭГ и КГ с использованием того диагностирующего инструментария, который применялся на стадии констатирующего этапа.

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал существенное повышение уровня сформированности профессиональной ориентации подростков ЭГ, в то время как в КГ он не претерпел значительных изменений, что служит доказательством эффективности использования мероприятий, направленных на стимулирование потребности подростков в профессиональном самоопределении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 208 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 304 с.

4. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения. В 2-х томах / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – 291 с.

6. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.

7. Фельдштейн, Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста: учебное пособие для студентов / Д.И. Фельдштейн. – изд-е 2-е, доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 248–258.

8. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.

9. Шамсутдинова, И.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. – №10. – 2008. – С. 62–69.

10. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста. Psychologie des Jugendalters / Э. Шпрангер // Педология юности. – М.-Л.: Литература, 1931. – 159 с.


УДК 372.87

О.В. Алексеева

Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.032 с.)