Коммуникации им. Льва Толстого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникации им. Льва Толстого



ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

МАТЕРИАЛЫ V МЕЖДУНАРОДНОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

16 НОЯБРЯ 2016 г.

Казань

Издается в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» по заказу ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ» (договор № 239 от 25.10.2016 г.).

УДК 378

ББК Ч489.7

И86

Ответственный редактор

кандидат искусствоведения, старший преподаватель Н.В. Шириева

Научный редактор

доктор педагогических наук, профессор З.М. Явгильдина

Редакционная коллегия:

доктор искусствоведения, доцент Л.Т. Файзрахманова

кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Батыршина

кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Дыганова

кандидат педагогических наук, доцент И.А. Камалова

И86. Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 350 с.

ISBN

Сборник включает в себя работы участников V Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия», проводимой в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого 16 ноября 2016 года в рамках V Международного форума «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы». Адресован преподавателям музыкальных и музыкально-педагогических вузов и ссузов, аспирантам, студентам.

УДК 378

ББК Ч489.7

ISBN

© Издательство Казанского университета

ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА В АСПЕКТЕ

МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 378.016: 78

Г.Г. ТЕНЮКОВА, Е.Г. ХРИСАНОВА

Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье раскрыты особенности подготовки бакалавров профиля «Дополнительное образование» в педагогическом вузе. Представлены методологические подходы к проектированию содержания подготовки кадров для школ искусств, центров творческого развития детей и творческих коллективов.

Abstract. In the article the features of preparation of bachelors profile "Additional education" at the pedagogical University are revealed. It presents methodological approaches to designing the content of training specialists for art schools, centers of children's creative development and creative teams.

Ключевые слова: бакалавры, дополнительное образование, подходы, школы искусств, центры творческого развития, творческие коллективы.

Key words: bachelors degree, additional education, approaches, schools of art, centers of creative development, creative teams.

В современных условиях важная роль в формировании высококультурной интеллектуально развитой творческой личности принадлежит дополнительному образованию детей и взрослых, направленному на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организацию их свободного времени, адаптацию детей к жизни в обществе, выявление и поддержку одаренных детей [6]. Решение поставленных перед учреждениями дополнительного образования задач возможно лишь при наличии компетентных кадров. В связи с этим с 2012 года на факультете художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева была начата подготовка бакалавров педагогического образования по профилям «Дополнительное образование в сфере эстрадного пения», «Дополнительное образование в сфере народного пения», «Дополнительное образование в сфере академического вокала», «Дополнительное образование в сфере звукорежиссуры и компьютерных технологий». Как показало исследование, бакалавры данных профилей востребованы в детских школах искусств, центрах творческого развития детей, детских и взрослых творческих коллективах.

Профессиональная деятельность педагога-музыканта дополнительного образования характеризуется, как отмечали Э.Б. Абдулин [1], Л.Г. Арчажникова [2] и др., многопрофильностью. В обязанности педагога входит руководство различными музыкальными кружками, составление компьютерных музыкально-художественных программ, компьютерное музицирование, руководство фольклорными и эстрадными коллективами и т. д. Умение проявить себя в различных видах музыкального творчества становится важным фактором конкурентоспособности педагога в условиях развития современного дополнительного музыкального образования. С учетом вышесказанного было разработано содержание подготовки бакалавров данных профилей. При этом мы опирались на положения компетентностного, деятельностного, средового подходов.

Согласно положениям компетентностного подхода (И.А. Зимняя [4], В.И. Байденко [3] и др.), компетентность представляет собой способность и готовность выпускника образовательного учреждения профессионального образования квалифицированно выполнять профессиональную деятельность. Компетенции, в свою очередь, рассматриваются как компоненты профессиональной компетентности либо как заданные требования к подготовленности бакалавра. Учитывая вышесказанное, мы определили содержание профессиональной компетентности будущих бакалавров сферы дополнительного образования, выделив в структуре данной компетентности следующие компоненты:

- готовность осуществлять музыкально-образовательный процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся различных возрастных групп и специфики учебной дисциплины, развивая творческие проявления детей во всех видах музыкальной деятельности;

- способность профессионально исполнять музыкальные произведения, воссоздавая при этом художественный образ и осуществляя процесс музыкального образования школьников средствами музыкального искусства;

- способность быть проводником идей и культурных ценностей музыкального искусства, вести пропаганду музыкальной культуры как феномена национальной культуры;

- готовность использовать отечественный и зарубежный опыт и возможности региональной культурной образовательной среды в организации культурно-просветительской деятельности.

Соответственно содержание подготовки будущих бакалавров должно, по нашему мнению, включать музыкально-теоретическое, исполнительское, психолого-педагогическое и методическое направления [5].

В соответствии с деятельностным подходом важным и эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров является внеаудиторная деятельность студентов-музыкантов, которая имеет ярко выраженную профессиональную направленность, корреспондирующую с профилем подготовки, предполагает взаимодействие интеллектуальной и умственной сфер личности и осуществляется во взаимодействии с учебной музыкально-педагогической деятельностью студентов.

Внеаудиторная деятельность на факультете организуется по трем направлениям: музыкально-педагогическая деятельность (концертные и зачетные мероприятия); выступления будущих бакалавров перед учащимися в ДШИ и ДМШ в процессе педагогической практики в качестве исполнителей, музыковедов, ведущих, режиссеров; профориентационная работа в учреждениях дополнительного образования.

Согласно средовому подходу важным условием эффективной профессиональной подготовки бакалавров для системы дополнительного образования является формирование культурно-образовательной среды вуза и факультета, обеспечивающей построение учебного процесса на основе личностно ориентированного подхода и формирования опыта профессионально-творческой деятельности студентов. Мы считаем, что создание такой среды на факультете позволяет создать пространство профессионального и культурного самоопределения, учитывающего индивидуальные особенности и культурные потребности будущих бакалавров, а также индивидуальные траектории их профессионально-личностного развития.

Особую роль играет культурно-образовательная среда в подготовке бакалавров для системы дополнительного образования. В структуре культурно-образовательной среды факультета мы выделяем две составляющие: образовательную среду (учебную деятельность студентов) и культурную среду (концертно-исполнительская и конкурсная деятельность будущих педагогов-музыкантов). Мы предположили, что ведущую роль должна играть культурная составляющая среды, представленная творческими коллективами факультета (учебные хоры «Мечта», «Радуга», оркестр народных инструментов, оркестр баянистов, фольклорный ансамбль «Юрай» и др.).

Создание культурно-образовательной среды требует личного участия всего педагогического состава факультета, высокого исполнительского уровня и педагогического мастерства преподавателей. Факультет привлекает к работе со студентами ведущих специалистов учреждений дополнительного и общего образования и, в то же время, создает условия для их профессиональной переподготовки.

Опыт работы факультета доказывает, что включение студентов в активную внеаудиторную музыкально-творческую деятельность является действенным фактором формирования у них музыкально-практических (профессиональных) знаний, умений и навыков в условиях бакалавриата, когда сокращается время, отводимое на индивидуальные занятия по специальным дисциплинам («Дирижирование», «Вокал», «Музыкальный инструмент» и др.). Кроме того, абитуриентами бакалавриата являются не только выпускники общеобразовательных школ с начальным музыкальным образованием, а чаще всего – без специальной музыкальной подготовки.

Результат деятельности факультета – профессионально компетентные выпускники, которые успешно руководят творческими коллективами и работают в учреждениях дополнительного и общего образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

2. Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода: дайджест / В.И. Байденко // Психология обучения. – 2005. – №10. – С. 5–7.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – 05.05.2006. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (Дата обращения 20.10.2016).

5. Тенюкова, Г.Г. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в процессе внеаудиторной деятельности / Г.Г. Тенюкова, Е.Г. Хрисанова // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 2 (08). – С. 38–42.

6. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. – Ростов н/Д.: Легион, 2013. – 208 с.


УДК 378

Н.С. СТЕПАНОВА-ТРЕТЬЯКОВА

Белгородский институт развития образования, г. Белгород

Ю.И. БОНДАРЕВ

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы освоения формообразования как основы дисциплины «Рисунок». Освоение такого параметра закономерностей графического изображения как «форма», помогает обучающимся приобретать умения в передаче пропорций, объёма, конструктивного построения, пластического решения, что и является составляющей частью формообразования. Благодаря этому, изучая закономерности в передаче внешней и внутренней структуры предмета, студенты осваивают особенности формообразования.

Abstract. In the article the problems of development in terms of formestane as the Foundation of the discipline "Drawing". The development of patterns of graphic images, forms, helps students to draw figures in proportion, volume, structural design, plastic solution. This is part of the formation. Therefore, studying patterns, drawing the external and internal forms, students learn patterns in terms of formestane.

Ключевые слова: формообразование, форма, рисунок, конструкция, фактура, тон, объём.

Keywords: formestane, shape, pattern, design, texture, tone, volume.

 

Проблемы освоения формообразования как основополагающего компонента в процессе формирования пространственно-конструктивного решения предполагает обучение студентов направлений архитектуры и дизайна в высшем звене. Бесспорно, дисциплина «Рисунок» непосредственно оказывает влияние на всестороннее формирование будущих архитекторов и дизайнеров, но и также приобщает студентов этих направлений к постижению законов окружающей действительности. Понятие формы в данных областях представляет организацию объекта (предмета), которая является результатом единства: конструкции, пластического решения, цвета, фактуры и пр. Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора и дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов [1]. Прежде чем создать функциональную, художественную форму, необходимо научиться её изображать на всех этапах обучения в рисунке. Современное образование в области архитектуры и дизайна нацелено на всестороннее обучение студентов, а именно на создание функциональных, конструктивных и красивых предметов и объектов.

В историческом прочтении реалистический рисунок является главным компонентом академической системы. Как замечал доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и истории искусств ХГФ Курского государственного университета Н.К. Шабанов: «Становление подлинно реалистической школы рисунка проходило в условиях столкновения идеалистических и материалистических взглядов на задачи и сущность школы и искусства, на отжившие и новые формы обучения, на догматические и прогрессивные тенденции в педагогических методов обучения» [2]. В процессе становления академической системы рисования сложились компоненты закономерностей графического изображения: композиция, линейная перспектива, параметры тона и форма. Последнее является главной составляющей передачи формообразования рисуемого предмета или объекта.

Таким образом, формообразование состоит из: конструктивной составляющей, объёма, фактуры любого изображаемого или проектируемого предмета или объекта. А для студентов архитекторов и дизайнеров передача формы в рисунках является значимым фактором. В результате изображения формы у студентов развиваются: конструктивное, пространственное мышление, целостное графическое восприятие формы, художественные умения. Это в свою очередь является необходимым условием для профессионального становления будущих дизайнеров архитектурной среды. Это подтверждают слова Ю.В. Чернышева: «В решении одной из важнейших и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов – развитие конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что в свою очередь является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки» [3]. Осваивая конструктивные особенности предмета в процессе изучения реалистического рисунка, студенты понимают сущность формообразования и в процессе проектирования.

Изучением формообразования в рисунке занимались такие педагоги как Г. Баммес, А.О. Барщ, Е. Барчаи, А.А. Дейнека, Д.Н. Кардовский, Н.К. Ли, П.П. Чистяков, Н.Э. Радлов, Н.П. Ростовцев, А.П. Сапожников, А.М. Соловьёв, С.В. Тихонов, В.А. Фаворский, Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др.

Процесс понимания и передача формы является процессом создания формообразования на картинной плоскости. Так формообразование представляет собой целостную систему: конструкцию, объём, фактуру. Некоторые педагоги с различных позиций рассматривали понятие формообразования.

Н.В. Ефремичева считает, что формообразование – это продукт фантазии, вкуса и мастерства автора его компетентность, которая помогает уйти от стандартных приёмов в обучении [18].

Ю.В. Чернышёв рассматривает сочетание конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения в проектной деятельности как основополагающих факторов создания формы, т.е. формообразования [3].

Н.К. Шабанов рассматривает формообразование как систему сочетания различных способов трактовки формы: контур, пропорции, объём, геометральную составляющую, положение конструкции относительно пространства [2].

Единая мысль объединяет мнения этих педагогов, заключающаяся в том, что формообразование представляет собой сложный творческий процесс, как в проектировании, так и в рисунке.

Таким образом, освоение, передача и проектирование формы объекта, предмета на занятиях по рисунку позволит студентам повысить уровень не только художественной подготовки, но и профессиональной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миневрин, Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник / Г.Б. Миневрин, В.Т. Шмитко, А.В. Ефимов и др. – М.: Изд. «Архитектура–С», 2004. – 288 с.

2. Шабанов, Н.К. Экскурс в область истории подготовки учителей изобразительного искусства в России / Н.К. Шабанов // Художественная педагогика XXI века. – Курск, 2010. – С. 3–18.

3. Чернышев, Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании / Ю.В. Чернышев // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2010. – №2. – С. 190–193.

4. Баммес, Г. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся, перевод В.А. Виталса / Под ред. Л. Робине. – М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1999. – 336л.: цв. ил.

5. Барщ, Л.О. Наброски и зарисовки / Л.О. Барщ. - М.: Изд-во «Искусство», 1970. – 168 с., ил.

6. Барчаи, Е. Анатомия для художников / Е. Барчаи. – М.: «Эксмо», 2002. – 319 с., ил.

7. Дейнека, А.А. Учитесь рисовать / А.А. Дейнек.а – М.: Издательство. Академия художеств СССР, 1961. – 224 с., ил.

8. Кардовский, Д. Н. Пособие по рисованию / Д. Н. Кардовский, В.Н. Яковлев, К. Н. Корнилов. – Москва, Ленинград: Госстройиздат, 1938. – 162 с., ил.

9. Ли, Н.К. Рисунок. Основы учебного академического рисунка / Н.К. Ли. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с., ил.

10. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподавания по рисунку: учеб. пособие / Н.Н. Ростовцев. – М.: Изобр. иск-во, 1983. – 219 с., ил.

11. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / Под ред. М. Ларионова. – М.: «АЛЕВ – В», 2003. – 4-е изд. – 160с.: чёр.бел. ил.

12. Соловьёв, А.М. Учебный рисунок / А.М. Соловьев, Г.Б. Смирнов – М, 1953. – 240 с., ил.

13. Чистяков, П.П. Письма, Записные книжки, воспоминания 1832–1919 / Под ред. Э. Белютина, Н.М. Молевой. – М.: Искусство, 1953 г. – 594 с., ил.

14. Радлов, Н.Э. Рисование с натуры / Н.Э. Радлов. – Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1978. – 126 с.

15. Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А. Фаворский. – М.: Изд-во «Книга», 1986. – 240 с. ил.

16. Шабанова, О.П. Графическая задача как диффектическое средство активизации учения студентов педвузов: учебное пособие / О.П. Шабанова. – Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1998. – 82 с.

17. Тихонов, С.В. Рисунок. / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Подрезков. – М.: Архитектура-С, 2014. – 295 с.

18. Ефремичева, И.В. Методологический аспект проектирования модели компетенций художника-педагога / И.В. Ефремичева // Учён. зап. Орловского гос. Ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2012. – №1 (42). – С. 354–361.

УДК 781

С.А. Бакашева

Елабужский колледж культуры и искусств, г. Елабуга

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-АКТЕРОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.066 с.)