А. В. Мишина, З. М. Явгильдина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. В. Мишина, З. М. Явгильдина



Казанский федеральный университет, г. Казань

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП

РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Автор статьи обосновывает педагогическую актуальность принципа персонализации в процессе развития компетенций студентов. Акцент сделан на том, профессиональное и компетентностное развитие обучающихся происходит в процессе личностного становления как обучающихся, так обучающих.

Abstract. The author substantiates pedagogical relevance of the principle of personalization in the process of development of student's competences. Emphasis is placed on professional and competence development of students occurs in the process of personal formation of students, so learning.

Ключевые слова: персонализация, компетенция, художественное направление, личность, субъект, субъектность.

Key words: personalization, competence, art direction, personality, subject, subjectivity.

Коренные социально-культурные преобразования в мире и нашем Отечестве обусловили череду различного рода нововведений и реконструкций в системе высшего образования. Как отмечает отечественный исследователь В.В. Грачев непрерывная и постоянная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные умения и навыки из блага в обузу и быстро сокращает срок их полезности, которые нередко теряют свою применимость, не успев подтвердится университетским дипломом [1: 13].

В связи с этим, на сегодняшний день осуществляется непрерывный поиск теоретико-методологических и научно-технологических основ реализации компетентностного подхода в образовании и развития компетенций студентов. Приходит осознание, что компетенция не просто определенная совокупность знаний, умений, навыков, опыта, личностных качеств, но личностно-деятельностный ресурс, который не исключает перечисленные компоненты, но интегрирует их на уровне сознания личности в ответ на необходимость действовать. Метацелью современного образования, по мнению исследователей, является приобретение таких компетенций, которые смогут гарантировать дееспособность (профессиональную, социальную, коммуникативную и т.д.) личности в условиях постоянных изменений и нарастающей неопределенности (З. Бауман, В.В. Грачев, Ж. Делор, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур и др.).

Студенты художественного направления должны овладеть широким спектром художественно-практических, художественно-творческих, искусствоведческих компетенций. Им должно быть подвластно философское, целостное, фундаментальное понимание искусства, осознание его значения в развитии общества и каждой отдельной личности. Важно чувствовать тенденции развития искусства, особенно кризисные тенденции, которые развиваются в условиях наступления «антикультуры». Приобретение опыта творческого, при этом ответственного осмысления артефактов, произведений искусства, реалий современной культуры составляет ядро компетенций студентов художественного направления. Становится очевидным, что компетенция, как личностно-деятельностный ресурс, является результатом внутренней самостоятельной творческой активности личности.

Одним из путей решения комплекса сложных задач модернизации высшего, в частности, художественного образования является на наш взгляд, реализация принципа персонализации. Персонализация в образовании рассматривается в работах В.В Грачева, М.Р. Илакавичус, И.Н. Калошиной, С.В. Карпухиной, С.Ю. Попадьиной, Л.Н. Сизоненко, Л.Г. Солониной и др.

Изученный теоретический материал позволяет нам констатировать, что персонализация в образовании рассматривается в различных аспектах. Во-первых, она представлена как целеориентирующая позиция, то есть основной целью и ценностью образования должна стать личность. При этом процесс становления личности, представленный А.В. Петровским и В.А. Петровским, рассматривается как процесс активной трансляции некоторых аспектов индивидуальности одного индивида через взаимодействия и взаимоотношения с другими индивидами, в результате чего, происходит взаимообогащающее преобразование поведения, сознания, мотивационной, интеллектуальной, деятельностной сфер.

Данный аспект персонализации в образовании на первый план выдвигает такие механизмы личностного существования как рефлексия, ответственность, смыслотворчество, самореализация, самоактуализация, избирательность. Процесс становления личности, формирования личностных механизмов не может быть полноценным без профессионального самоопределения и развития. Таким образом, развитие компетенций, необходимых для профессиональной самореализации, является естественным процессом удовлетворения насущной потребности индивида – становление его личности.

Во-вторых, персонализация представлена как технология личностно-ориентированного обучения, направленная на оптимизацию взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для достижения значимых целей. Только субъектная, авторская позиция обучающихся и обучающих мобилизирует волевые усилия, активизирует интеллектуальную самостоятельность и самоорганизацию, направленную на достижение образовательных целей [2; 3; 4]. Важным представляется создание условий для проявление субъектности участников образовательного процесса. В данном аспекте персонализация представлена как целесообразная трансформация и диверсификация процесса обучения, отвечающая стремлениям студентов и, немало важно, преподавателей к саморазвитию, саморегулированию способов деятельности и поведения, рефлексии своих действий и т.д.

В процессе работы над исследованием, используя методы анкетирования, опроса и наблюдения, мы изучали стартовые способности студентов художественного направления, их актуальный опыт в области художественного творчества, предоставляли возможность рефлексии своих амбиций и образовательных барьеров. Мы смогли дифференцировать студентов на группы с высоким, среднем и низким уровнями довузовской подготовки; студентов с различным эстетическим и художественно-творческим опытом; студентов с различными учебными мотивами. Такая неоднородность в составе отдельных групп поставила перед нами задачу пересмотра подхода к формированию специальных компетенций. В результате нами был изучен и активизирован потенциал принципа персонализации. Мы исходили от личностного опыта каждого студента, включали их в процесс самоанализа и самооценки, в итоге студенты выстраивали индивидуальные планы самообразовательной деятельности, индивидуальные графики участия в семинарах и предлагаемых мероприятиях. В данном случае реализуется индивидуализация обучения, исходящая не столько от преподавателей, сколько от студентов, осознанная как необходимость для качественного компетентностного и личностного развития. Для студентов такой подход являлся дополнительным стимулом развития своих компетенций, определенной основой, ориентирующей в потоке бесконечной информации и требований.

Таким образом, профессиональное и компетентностное развитие обучающихся происходит в процессе личностного становления, чему содействует принцип персоанлизации. В качестве ведущей методологической основы развития компетенций студентов художественного направления мы рассматриваем принцип персонализации в образовании, который реализуется в следующих положениях:

1) персонализация представляется как процесс экстериоризации особенностей конкретной личности во внешнюю реальность, в результате чего происходит целесообразная трансформация и диверсификация процесса обучения, активизирующая его потенциал для развития личности в соответствии с ее потребностями, интересами, мотивами, способностями и т.д.

2) персонализация является возможностью создания условий для такого взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся с обучающими, обучающихся с обучающимися и т.д.), в котором происходит взаимообогащающее преобразование поведения, сознания, мотивационной, интеллектуальной, деятельностной сфер, актуализирующих их личность.

3) становлению субъектной позиции учащихся, их индивидуальности и личностной презентации содействует на технологическом уровне процесс индивидуализации обучения в вузе.

Таким образом, и на теоретическом и на практическом этапах исследования, мы убедились в целесообразности развития компетенций студентов художественного направления в опоре на принцип персонализации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, В.В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности / В.В. Грачев // Акмеология. – 2005. – №2. – С. 11–16.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.

3. Панов, В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие / В.И. Панов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 184 с.

4. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): монография / Н.К. Сергеев. – СПб. – Волгоград: Перемена, 1997. – 166 с.

УДК 371.8

Р.И. САМИГУЛЛИНА

Гимназия №28 Вахитовского районв, г. Казань

З.М. ЯВГИЛЬДИНА

Казанский федеральный университет, г. Казань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.011 с.)