Количество учебных часов: 3. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество учебных часов: 3.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №1: «Правила забора и доставки материала при гнойных кишечных

инфекциях. Грамположительные кокки».

 

 

Составитель: преподаватель

____________ Тажединова.А.И

 

 

Актобе, 2013 г.

 

 

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № __

от " __"____ __ 2013 г.

 

Руководитель кафедры микробиологии,

вирусологии и иммунологии д.м.н., профессор _______________ Ордабаев Ж.К.

 

 

Методические рекомендации для студентов 2 курса факультета «Общей медицины» по частной микробиологии к практическому занятию № 1.

1.ТЕМА: «Правила забора и доставки материала при гнойных кишечных инфекциях.

Грамположительные кокки»

Количество учебных часов: 3.

3.Цель:

1.Изучить основные свойства стафилококков и стрептококков, обращая внимание на роль в

развитии гнойно-воспалительных процессов различной локализации, а также на факторы

и пути передачи.

2.Изучить особенности взятия исследуемого материала и основные этапы бактериологической

диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

Задачи обучения

В последнее время во всех странах мира отмечается рост стафилококковых и стрептококковых заболеваний в хирургических, детских стационарах, увеличение носительства среди медицинского персонала и населения. В связи с этим в практической деятельности врача большое значение имеет знание факторов и путей передачи инфекции, методов лабораторной диагностики, средств спец.профилактики и терапии стафилококковых и стрептококковых инфекций.

5.Основные вопросы темы:

1.Стафилококки. Виды стафилококков, дифференцирующие признаки. Факторы патогенности, токсины. Заболевания, вызываемые стафилококками. Лабораторная диагностика, спец. профилактика, терапия.

2.Стрептококки. Свойства. Классификация. Виды патогенности стрептококков. Гемолитические стрептококки группы А, их роль в патологии человека. Лабораторная диагностика стрептококковых заболеваний.

3.Стрептококки пневмонии. Серологические свойства, группы. Свойства. Роль в патологии человека. Лабораторная диагностика.

4.Проблема госпитальной стафилококковой инфекции в педиатрической практике. Возрастные особенности чувствительности детей к стафилококковым токсинам. Значение носительства стафилококков у лиц, работающих в детских учреждениях.

5.Роль стрептококков при скарлатине. Иммунитет после перенесенного заболевания. Определение напряженности (реакция Дика).

6.Методы обучения:

-опрос

-дискуссия,практичесая работа

7.Литература:

а) Основная:

1.Борисов Л.Б. «Рук-во к лаб.занятиям по микробиологии», 1984, 23-27, 50-57, 131-141.

2.Борисов Л.Б. «Рук-во к лаб.занятиям по микробиологии», 1979, 31-34, 64-70, 146-154.

3.Еремеева Э.А., Ордабаев Ж.К. «Метод.рекомендации по овладению практ.навыками и

умениями», 3-17, 20-22, 26-34.

4.Тимаков В.Д. и др. «Микробиология», 1983, с.253-254.

5.Пяткин К.Д. «Микробиология», 1989, 217-244.

6.Лекции.

б) Дополнительная:

1.М.О.Биргер «Справочник по микроб. и вирус.метода исследования», 5-13, 20-29.

8.Контроль:

Тесты.

ПРОТОКОЛ № 1

ИТОГО: 150 мин. (3ч)

ПРОТОКОЛ № 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Mикробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №2: «Общая характеристика кишечных бактерий. Эшерихии. Шигеллы.

2 день выделения чистой культуры энтеробактерий».

 

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

 

Актобе, 2013 г.

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса

факультета «Общая медицина» к практическому занятию № 2.

Тема: «Общая характеристика кишечных бактерий. Эшерихии. Шигеллы.

2 день выделения чистой культуры энтеробактерий».

 

П Л А Н

Практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                      Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Опрос.   П Е Р Ы Р Ы В Опрос(продолжение)     Проверка КУ знаний. ПЕРЕРЫВ Демонстрация.     Практическая работа студентов.   Подведение итогов. Задание по само-подготовке.   2-3   2-3                 2-3 2-3 Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Систематика и характеристика энтеробактерии. 2. Морфологические, культуральные и биохимические признаки. 3. Дифференциально-диагностические признаки. 4. Эшерихии. 5. Кишечная палочка, физиологическая роль в кишечнике человека и санитарно-показательные значения. 6. Патогенность эшерихии (энтеропатогенные, энте- роинвазивные, энтеротоксигенные и энтерогеморрагические штаммы). 7. Серовары эшерихий и и4х роль в этиологии острых кишечных заболеваний (эшерихиозов); дезинтериеподобных заболеваний.   8. Этиологическая и патогенетическая роль эшерихий при гнойно-воспалительных процессах различной локализации, внутрибольничных инфекциях. 9. Лабораторная диагностика эшерихиозов. Профилактика и лечение. 10.Шигеллы. Классификации шигелл. 11. Этиологическая роль при дизентерии. 12. Роль шигелл Зонне при токсикоинфекции. 13. Факторы патогенности. 14. Иммунитет. лабораторная диагностика дизентерии. Профилактика и лечение. Тесты прилагаются.   1. Диф.-диагност.среды (Эндо, Левина, Плоскирева, Клиглера - ГРМ). 2. Рост киш.палочки на средах Эндо, Левина. 3.Рост киш.палочки на среде Клигера - ГРМ. 4.Рост шигелл на среде Плоскирева. 5. Техника посева на среду Клиглера - ГРМ. 6. Рост шигелл на среде Клиглера - ГРМ. 7. Мазки-препараты эшерихий и шигелл, окрашенные по Граму, чистая культура. 8. Диагностич., профилакт. и леч.препараты (агглютинир. ОВ-колисыворотка, агглют. сыворотки для идентификации шигелл дизентерии, вакцина, поливалентный дизентерийный бактериофаг, колибактерин-бификол).   Выполнить исследование копрокультуры: 2 день – описание колоний. Мазок. Отсев на среду Клиглера - ГРМ. Подвести итоги занятия, выставить баллы. Тема следующего занятия: «Сальмонеллы. Завершение выделения чистой культуры энтеробактерий. Посев на холеру».

ИТОГО: 150 мин. (3,0 ч.)

 

ПРОТОКОЛ № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Mикробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №3: «Сальмонеллы. Завершение выделения чистой культуры

энтеробактерий. Посев на холеру».

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

 

Актобе, 2013 г.

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию № 3

Тема: «Сальмонеллы. Завершение выделения чистой культуры энтеробактерий.

Посев на холеру».

П Л А Н

Практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
       
                Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Опрос.   П Е Р Е Р Ы В Опрос (продолжение)   Демонстрация.     Перерыв Контроль КУ знаний. Практическая работа студентов.     Подведение итогов занятия. Задание по самоподготовке. 2-3   2-3             2-3   2-3 Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Сальмонеллы-возбудители острых гастроэнтероколи- тов. Патогенез. 2. Сальмонеллы- возбудители внутрибольничных инфекций.   3. Антибиотикорезистентность штаммов. 4. Лабораторная диагностика брюшного тифа и прочих сальмонеллезов. Профилактика и лечения.   1. Положительный результат реакции Видаля: диагностикум О9-1/400; диагностикум Нd-1/200; диагностикум О2, О4 – отрицательный. 2. Рост колоний сальмонелл тифа на среде Эндо, Левина. 3. Рост сальмонелл паратифа на среде Клиглера. 4. Мазки-препараты: S.typhi, S. paratyphi A, S. paratyphi B, S. typhi murium. 5. РА на стекле с поливалентной сывороткой АВСДЕ и монорецепторными О4 Hi. 6. Протокол №3. Бактериологическое исследование при холере. 1 этап: Оформить направление в бак. лабораторию. Посев рвотных масс в 1% пептонную воду и щелочной агар (по демонстрации). 7. Набор диагност., проф. препаратов – агглютинирующие сальмонеллезные монорецепторные сыворотки О- и Н-, брюшнотифозный и паратифозный О- и Н- монодиагностикумы, фаги для типирования, лечения, вакцины.   Тесты прилагаются. 1. 3 день выделения шигелл: рост на среде Клиглера, описание роста, мазок, окраска по Граму, реакция агглютинации на стекле с поли валентной дизентерийной сывороткой (смесь №1) и видовыми сыворотками (Флекснер, Ньюкестль, Зонне). Учет антибиотикограммы по демонстрации. Оформление заключения. 2. Заполнение протокола в альбоме. 3. Зарисовка демонстрационных препаратов. 4. Протокол №3. Бактериологическое исследование при холере. 1 этап: Оформить направление в бак. лабораторию. Посев рвотных масс в 1% пептонную воду и щелочной агар (по демонстрации). Подвести итоги занятия, выставить баллы.   Назвать тему следующего занятия: «Патогенные и условно патогенные вибрионы. Кампилобактерии, хеликобактерии, иерсинии» ВН.СРС: «Клебсиелы. Патогенность. Этиологическая и патогенетическая роль. Экология. Роль во внутрибольничных инфекциях. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.» (реферат).

 

ИТОГО: 150 мин (3,0 ч).

 

 

ПРОТОКОЛ №

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №4: « Патогенные и условно патогенные вибрионы. Кампилобактерии,

хеликобактерии, иерсинии ».

ВН.СРС: «Клебсиеллы. Патогенность. Этиологическая и патогенетическая роль.

Экология. Роль во внутрибольничных инфекциях. Лабораторная диагностика.

Профилактика и лечение» (реферат).

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

Актобе, 2013 г.

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию № 4

Тема: « Патогенные и условно патогенные вибрионы. Кампилобактерии,

хеликобактерии, иерсинии ».

ВН.СРС: «Клебсиеллы. Патогенность. Этиологическая и патогенетическая роль.

Экология. Роль во внутрибольничных инфекциях. Лабораторная диагностика.

Профилактика и лечение» (реферат).

 

П Л А Н

Практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                  Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Опрос.   П Е Р Е Р Ы В Опрос (продолжение)     Демонстрация.     ПЕРЕРЫВ     Контроль КУ знаний. Практическая работа студентов.     Подведение итогов занятия. Задание по самоподготовке. 2-3   2-3                   2-3   2-3 Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Иерсинии. а) Иерсинии – возбудители псевдотуберкулеза, энтероколита и кишечного иерсиниоза. Морфологические и физиологические особенности. б) Лабораторная диагностика иерсиниозов. Профилактика и лечение. 2. Вибрионы. а) Холерный вибрион. Морфологические, культуральные и биохимические признаки. б) Антигенная структура, О- и Н – антигены. в) Биовары холерного вибриона. Серовары. г) Неагглютинирующаяся (НАГ) вибрионы. Экология. Резистентность. Факторы патогенности. д) Энтеротоксин (холероген), свойства и механизм патогенетического действия. е) Патогенез и иммунитет при холере. Лабораторная диагностика, специфическая профилактика и терапия холеры.   3. Кампилобактерии. а) Морфология, особенности культивирования, ферментативная активность. б) Патогенность. Экология. Лабораторная диагностика кампилобактериоза. Профилактика и лечение. 4. Хеликобактерии. Морфология, культивирование, лабораторная диагногстика. 1. Рост холероподобного вибриона в 1 % пептонной воде. 2. Рост холероподобного вибриона на щелочном агаре. 3. Ориентировочная РА на стекле с О-холерной агглютинирующей сывороткой и ОН-холерной агглютинирующей сывороткой. 4. Мазок-препарат из культуры холероподобного вибриона, окраска по Граму. 5. СИБы – индикаторные бумажки. 6. Диагностич., проф., леч. препараты (противохолерная, агглютинирующая О-сыворотка, типовые сыворотки Огава, Инаба, холерный фаг, холерная вакцина, холероген-анатоксин, а/б – тетрациклин). 7. Готовый мазок-препарат кампилобактерий. 8. Таблицы-схемы микробиологических исследований при холере, кампилобактериозе, кишечном иерсиниозе. Тесты прилагаются. I. Протокол №3. Бактериологическое исследование при холере: 2 этап – описать рост на 1% пептонной воде (по демонстрации), зарисовать морфологию вибриона – демонстрация готового мазка. 3 этап – описание колоний (на стол к студентам чашка с ростом вибриона), поставить, учесть ориентировочную РА с О- и ОН- холерными вибрионами. II. Оформление заключения в протоколе и ответа из бак. лаборатории. III. Зарисовать дем. препараты. Подвести итоги занятия, выставить баллы. Назвать тему следующего занятия: «Возбудители зоонозных инфекций (бруцеллеза, чумы, сибирская язвы, туляремии, лептоспироза, листериоза).. ВН. СРС:«Листерии. Морфология, физиология, антигены листерий. Экология. Роль в патологии женщин. Иммунитет. Лабораторная диагностика.Профилактика и лечение» (таблицы, слайды, схемы)».

Итого: 150 мин. (3,0 ч.)

 

ПРОТОКОЛ №

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №5: «Возбудители зоонозных инфекций (бруцеллеза, чумы, сибирской

язвы, туляремии, лептоспироза, листериоза)».

ВН.СРС: «Листерии. Морфология, физиология, антигены листерий. Экология. Роль в

патологии женщин. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и

лечение» (таблицы, слайды, схемы).

 

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

Актобе, 2013 г.

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию № 5

Тема: «Возбудители зоонозных инфекций (бруцеллеза, чумы, сибирской язвы,

туляремии, лептоспироза, листериоза)».

ВН.СРС: «Листерии. Морфология, физиология, антигены листерий. Экология. Роль в

патологии женщин. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и

лечение» (таблицы, слайды, схемы).

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Разобрать основные свойства возбудителя бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии. Обратить внимание на условия работы с особо опасными инфекциями, наличие природных очагов чумы в Казахстане.

П Л А Н

Практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
              Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Опрос.     ПЕРЕРЫВ Продолжение опроса   Демонстрация.     Перерыв Контроль КУ знаний. Практическая работа студентов.   Подведение итогов. Задание по самоподготовке. 2-3   2-3                 2-3 2-3 Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Возбудитель бруцеллеза. а) Морфологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства. б) Дифференциация бруцелл. в) Экология. Резистентность. г) Патогенность для человека и животных. д) Локализация в организме. Факторы патогенности. е) Патогенез и иммунитет при бруцеллезе. ж) Лабораторная диагностика, специфическая профи- лактика и терапия бруцеллеза. 2. Возбудитель чумы. а) Морфологические и физиологические особенности (оптимум температуры роста и др.). б) Патогенность для человека и грызунов. Локализация в организме. Факторы патогенности и токсины. в) Этиологическая и патогенетическая роль чумной палочки при чуме. Иммунитет. Экология. г) Лабораторная диагностика, специфическая профилактика и терапия чумы. 3. Возбудитель сибирской язвы. а) Морфологические, культуральные и биохимические признаки. Экология. б) Резистентность спор к фактором окружающей среды. Патогенность для человека и животных, факторы патогенности. в) Токсины. Свойства и патогенетические действие. г) Лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика сибирской язвы. 4. Возбудитель туляремии. а) Морфологические, культуральные и биохимические признаки. Экология. Резистентность. б) Патогенность для человека и грызунов. Локализация в организме. Факторы патогенности. в) Патогенез и иммунитет при туляремии. г) Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. 5. Возбудитель лептиспироза. Морфологические, тинкториальные, культуральные свойства. Эпидемиология. Патогенез. Микробиологическая диагностика. Лечение и профилактика. 1. Поставить реакцию Асколи. Учесть результат. Разобрать ингредиенты, участвующие в реакции. 2. Положительный результат реакции Райта (титр 1:400). Готовый мазок-препарат возбудителя чумы, окрашенный мет. синим. 3. Показать методику постановки реакции Хеддельсона. Учесть результат. 4. Способность роста на средах с анилиновыми красителями (фуксин, тионин)- метод дифференциации отдельных видов бруцелл. 5. Готовый мазок-препарат сибиреязвенных бактерий в органах, окрашенных по Гису (выявление капсул). 6. Характеристика роста вакцинного штамма сибиреязвенной палочки на МПА и МПБ. 7. Морфология франциселл (мазок-препарат). 8. Препараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения сибирской язвы, чумы, бруцеллеза, туляремии (вакцина СТИ, чумная сухая вакцина, антраксин, противосибиреязвенный бактериофаг, преципитирующая сибиреязвенная сыворотка, чумной бактериофаг, бруцеллин, бруцеллезная вакцина, агглютинирующая бруцеллезная сыворотка, тулярин). 9. Таблицы-схемы микробиологических исследований при бруцеллезе, чуме, сибирской язве, туляремии.   Тесты прилагаются. 1. Поставить и учесть результат реакции Асколи. 2. Оформить протокол и альбом. 3. Написать направление, оформить результат ответа на бланке 4. Зарисовать демонстрационные препараты. Подвести итоги занятия, выставить баллы. Назвать тему следующего занятия:«Патогенные и условно-патогенные коринебактерии. Возбудители дифтерии. Бордетеллы. Возбудители коклюша и паракоклюша. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение».

ИТОГО: 150 мин. (3,0 ч.).

 

ПРОТОКОЛ № ____

Тесты.

 

 

РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №6: «Патогенные и условно-патогенные - коринебактерии. Бордетеллы.

Возбудитель дифтерии. Возбудитель коклюша паракоклюша.

Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика

и лечение».

 

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

Актобе, 2013 г.

 

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию № 6

Тема: «Патогенные и условно-патогенные - коринебактерии. Бордетеллы. Возбудитель

дифтерии. Возбудитель коклюша паракоклюша. Принципы лабораторной

диагностики. Специфическая профилактика и лечение».

 

П Л А Н

Практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                    Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Опрос.     П Е Р Е Р Ы В Опрос (продолжение)     Демонстрация.   Перерыв Проверка КУ знаний.   Практическая работа студентов.     Подведение итогов.   Задание по самоподготовке. 2-3   2-3                 2-3   2-3   Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Возбудитель дифтерии. Морфологические, культуральные и биохимические признаки. Биовари. Дифференциация возбудители дифтерии от дифтероидов. Экология. Резистентность. Патогенность для человека и локализация в организме. Факторы патогенность. Дифтерийный токсин, его свойства. Механизм действия. Генетический контроль образование токсина. Анатоксин. Антитоксический иммунитет и методы его выявления (РНГА). Бактерионосительство. Лабораторная диагностика, специфическая профилактика и терапия дифтерии. 2.Возбудитель коклюша. Возбудитель паракоклюша и бронхосептикоза. Морфологические, культуральные биохимические и антигенные признаки. Патогенность для человека и локализация в организме. Экология. Резистентность. Факторы патогенности и токсин. Патогенез и иммунитет. Лабораторная диагностика, специфическая профилактика и терапия коклюша. Антибиотики.   1. Пестрые ряды культур дифтерийной палочки и дифтеоидов. 2. Рост дифтероидов на свернутой сыворотке и теллуритовой среде. 3. Определение токсигенности дифтерийной культуры (р-ия преципитации в агаре (таблица). 4. Мазки из чистых культур дифтерийных бактерий и дифтероидов, окрашенных по Нейссеру и мет.синью. 5. Мазки из чистых культур коклюшных и паракоклюшных бактерий, окрашенных по Граму. 6. РСК для серологической диагностики коклюша (положит.и отрицат. результат). 7. Определение уреазной активности паракоклюшных бактерий. 8. Тампон для взятия материала из носоглотки. 9. Диагностич., профилактич., и леч.препараты, применяемые при дифтерии и коклюше (дифтерийный анатоксин, АКДС, АДС, токсин Шика, иммуноглобулин нормальный человеческий, противодифтерийная антитоксическая сыворотка).   Тесты прилагаются.   Бактериоскопический метод диагностики дифтерии: а) Просмотреть и зарисовать в протоколе дифтерийную палочку, окрашенную по Нейссеру и мет.син. Оформить заключение. б) Выписать направление. в) Ответ по форме. Подвести итоги занятия, выставить баллы.   Назвать тему следующего занятия: «Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра. Тестконтроль». ВН.СРС: «Актиномицеты. Возбудитель актиномикоза. Патогенность для человека и животных. Локализация в организме. Иммунитет. Лабораторная диагностика актиномикоза. Профилактика и лечение» (таблицы, слайды, схемы).

ИТОГО: 3,0 ч. (150 мин.).

 

 

ПРОТОКОЛ № ___

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №7: «Патогенные и условно патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра.

Лабораторная диагностика, специфическая профилактика и лечение».

ВН.СРС: «Актиномицеты. Возбудитель актиномикоза. Патогенность для человека и

животных. Локализация в организме. Иммунитет. Лабораторная диагностика

актиномикоза. Профилактика и лечение» (таблицы, слайды, схемы).

 

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

 

Актобе, 2013 г.

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию № 7

 

Тема: «Патогенные и условно патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра.

Лабораторная диагностика, специфическая профилактика и лечение».

ВН.СРС: «Актиномицеты. Возбудитель актиномикоза. Патогенность для человека и

животных. Локализация в организме. Иммунитет. Лабораторная диагностика

актиномикоза. Профилактика и лечение» (таблицы, слайды, схемы).

 

П Л А Н

практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                  Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Опрос.     П Е Р Е Р Ы В   Продолжение опроса   Демонстрация.   Перерыв   Проверка КУ знаний.   Практическая работа студентов.   Подведение итогов. Задание по самоподготовке. 2-3   2-3                     2-3 2-3     Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Возбудители туберкулеза. Морфологические, культуральные, тинкториальные и биохимические признаки. Особенности химического состава. Экология. Резистентность. Антигенные и аллергенные свойства. Патогенность для человека и локализация в организме. Химические субстраты патогенности микобактерий, туберкулеза. Туберкулин. Иммунитет и его особенности. Аллергия. Лабораторная диагностика туберкулеза, специфическая профилактика (ВСG). Химиотерапевтические препараты. 2. Возбудители микобактериозов. Возбудители микобактериозов, их общая характеристика, роль в патологии человека. 3. Возбудители проказы (лепры). Биологические свойства. Экология. Патогенность для человека. Лабораторная диагностика проказы. Химиотерапевтические препараты.   1.Окраска мокроты по Циль-Нильсену. 2.Туберкулезная палочка в мокроте по Циль-Нильсену. 3.Среда Левенштейна. 4.Метод флотации мокроты. 5.Мазок микобактерий лепры. 6.Мазки из чистой культуры актиномицетов. 7.Друзы патогенных актиномицетов в препаратах гноя (таблица). 8.Рост актиномицетов на МПА. 9.Бак. препараты: БЦЖ, туберкулин.     Тесты прилагаются.   1.Окрасить готовые мазки-препараты по Циль-Нильсену из мокроты больного туберкулезом. 2.Написать направление в лабораторию. 3.Выписать ответ на бланке. 4.Зарисовать демонстрационные препараты. Подвести итоги занятия, выставить баллы. Назвать тему следующего занятия: «Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы. Хламидии». ВН. СРС: «Гарднереллы. Экология. Патогенность для человека и локализация в организме больного» (реферат).

ИТОГО: (150 мин). 3 часа

 

ПРОТОКОЛ № _____

 

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ

День Исследуемый материал Ход работы Результат
  1. Мокрота больного туберкулезом 1. Оформить направление в бак. лабораторию. 2. Приготовить мазок, окрасить по Циль-Нильсену, микроскопия. 3. Оформить заключение в протоколе и ответ на бланке  

 

РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №8: «Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы.

Хламидии. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение»

ВН.СРС: Экология. Патогенность для человека и локализация в

организме больного» (реферат).

 

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

Актобе, 2013 г.

 

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию № 8

ТЕМА: «Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы. Хламидии. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.

ВН.СРС: «Гардненреллы. Экология. Патогенность для человека и локализация в

организме больного» (реферат).

 

 

План и организационная структура занятия:

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                Организационные вопросы. Вступительное слово преподавателя. Проверка ИУ знаний. Обсуждение основных вопросов темы     ПЕРЕРЫВ Обсуждение основных вопросов темы (продолжение)   Демонстрация.     Перерыв Контроль КУ знаний. Практическая работа студентов.     Подведение итогов. Задание по самоподготовке 2-3   2-3               2-3 2-3 Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей. Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы. Тесты прилагаются. 1. Спирохеты. Возбудитель сифилиса. Экология. Современное положение с заболеваемостью.. Патогенез, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика, лечение,. Возбудители эпидемических трепанематозов – фрамбезии и пинты. 2. Микоплазмы. Общая характеристика. Классификация. Морфологические, культуральные и биохимические признаки. Экология. Резистентность. Внутриклеточный паразитизм. Антигенная структура. 3. Хламидии.Общая характеристика. Классификация. Морфологические и биологические особенности. Экология. Резистентность. Облигатный внутриклеточный паразитизм. Антигенная структура. Факторы патогенности хламидой. 1. Постановка РСК: по схеме (по демонстрации). 2. Положительный и отрицательный результат РСК. 3 Титрование комплемента (результат). 4. Титрование гемолитической сыворотки (результат). 5 Препараты для РСК (АГ, комплемент, гемолитическая сыворотка, эритроциты барана). 6. Демонстрационные микропрепараты. 7. Таблицы-схемы по микробиологической диагностике спирохетозов.   Тесты прилагаются 1. Определение комплементсвязывающих антител сыворотке больного (по демонстрации). а) оформить направление в серологическую лабораторию. б) Учесть результат РСК по демонстрации. в) Оформить заключение. Подвести итоги занятия, выставить баллы. Тема следующего занятия: Тема следующего занятия, дать рекомендации по самоподготовке. Рубежный контроль.

ИТОГО: (150 мин). 3 часа

 

ПРОТОКОЛ № ___

СХЕМА ПОСТАНОВКИ РСК

 

Пробирки        
Ингредиенты Опыт Контр-антигена Контр-сыворотки Гемолитическая система
Исслед. Сыворотка 1/5 0,5 - 0,5 Гемолитическая сы-воротка в тройном титре-2,0. 3% взвесь эритроцитов барана-2,0
Антиген 0,5 0,5 -
Комплемент 0,5 0,5 0,5
Физ. раствор - 0,5 0,5

 

 

7.Литература:

а) Основная:

1.Борисов Л.Б. «Рук-во к лаб.занятиям по микробиологии», 1984, 217-229.

2.Зыков М.П. «Рук-во к практ.занятиям по микробиологии» 1977, 242-247.

3.Еремеева Э.А., Ордабаев Ж.К. «Мет.рекомендации по овладению практ.навыками и умениями».

4.Тимаков В.Д. и др. «Микробиология», 1983, с. 359-361, 366-371, 379-388.

5.Пяткин К.Д. «Микробиология», 1989, 340-344, 349-352, 355-362.

6.Борисов Л.Б. «Микробиология», 1980, с.358-364, 374, 379, 383-385.

7.Лекции.

б) Дополнительная:

1.М.О.Биргер «Справочник по микроб. и вирус.метода исследования», 5-13, 20-29.

2.Дж.Д.Ориел, Дж.Л.Риджуй «Хламидиоз», 1984.

3.С.В.Прозоровский, «Микоплазмоз», 1994г.

 

РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №10: «Риккетсии. Боррелии. Лабораторная диагностика. Профилактика и

лечение»

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

 

Актобе, 2013 г.

 

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета

«Общая медицина» к практическому занятию №10

 

1. Тема: «Риккетсии. Боррелии. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение».

2. Количество учебных часов: 3,0

3. Актуальность темы:

Заболеваемость риккетсиозами в настоящее время встречается спорадически, но для них характерно тяжелое течение с интоксикацией, поражением нервной и сердечно – сосудистой систем и возможностью развития рецидивов. Поэтому изучение свойств риккетсий, патогенеза и методов лаб. Диагностики риккетсиозов все еще стается актуальным.

4. Дидактические цели:

1. Изучить биологические свойства риккетсий их роль в патологии человека, механизм

заражения, патогенез, методы лабораторной диагностики, лечения и профилактики

вызываемых ими заболеваний.

П Л А Н

практического занятия и ориентировочный расчет времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.173 с.)