Воспитание базовой культуры личности (БКЛ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание базовой культуры личности (БКЛ)



Одной из ведущ. задач воспитания БКЛ явл-ся формир-ние мировоззрения. Мировоззрение предст. соб. целостн. систему научн., филос., соц.-полит., нравств., эстетич. взглядов на мир (т.е. на природу, общ-во и мышление).

Окружающая ч-ка действит-сть многообразна. В своей практическ. и познават. деят-сти ч-к соотносит себя с какой-то опред. стороной действит-сти - мир выступает перед ним в разн. своих проекциях. В мировоззрении проявл-ся единство внешнего и внутр., объективного и субъективн. Субъективн. стор. мировоззрения сост. в том, что у ч-ка формир-ся не т. целостн. взгляд на мир, но и обобщен. представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности. Соединяя в себе сложн. совокупность ценностн. отношений ч-ка к окр. действит-сти, мировоззрение определяет соц. ориентацию, личностн. позицию, тип гражданск. поведения и деят-сти.

Знания об окр. действит-сти, перешедшие во внутр. позицию личности - убеждения - определяют направленность, ценностн. ориентации, интересы, желания, чувства, поступки личности. Они заключают в себе осознание необходимости действовать в соотв. с объективн. требованиями общественн. прогресса.

Интеллектуальн. компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувствен. отражения действит-сти к абстрактному, понятийн. мышлению; вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному на более выс. ступени развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общ. систему взглядов, доминирующих потребностей, соц. ожиданий и ценн. ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положит. эмоц. состояние побуждает обращаться к св. личн. опыту, к жизни и деят-сти выдающихся ученых и обществ. деятелей, к произведениям литературы и искусства.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей, к-я в сочетании с убеждениями и чувствами подводит ч-ка к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент. Сфера практическ. действий обучающихся может б. достаточно широкой - учебно-труд. и обществен. деят-сть перестраивают внутр. мир, развивают потребность активн. созидания как свойство личности.

Целостн. процесс формирования мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметн. связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения., получить целостное представление о нем.

Осн. цель гражд. воспитания сост. в формировании гражданственности как интегративн. качества личности, заключающего в себе внутр. свободу и уважение к гос. власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собств. достоинства и дисциплинированность, гармоническ. проявление патриот. чувств и культуры межнац. общения. Сформированное гражд. сознание дает ч-ку возможность оценивать соц. явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. В отеч. педагогике основой гражд. воспитания явл-ся идея народности, сформулированная КД Ушинским, о необходимости учета ос-стей русск.менталитета, развитии нац. самосознания. Теор. и практ. опыт по гражд. воспит-ю представлен в книге ВА Су-хомлинского "Воспитание гражданина": особое внимание уделялось интеграции услилий ОУ, семьи, детск. обществен. орг-ций.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнац. общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами. С содержат. точки зр. патр. воспитание и формирование культуры межнац. общения осуществляются в проц. включения обучающихся в активн. созидательн. труд на благо своей Родины; формирования бережн. отношения к истории отечества, к его культурн.наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родн. местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружествен. отношений с представителями др. стран и народов, изучению обычаев и культуры разн. этносов.

Формированию культуры межнац. общения способствует изучение иностр. языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Задачи формирования правов. культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правов. норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностн. смысл, стали руководством в повседневн. поведении.

Истоки деформации нравств. и правов. сознания школьников лежат, как прав., в семье, следоват., важнейш. условием предотвращения правонарушений среди подростков становится работа с семьей.

Нравственность — это личностн. характер-ка, объединяющая такие качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальн. поведение ч-ка. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Содержание восп. работы по формированию нравств. культуры - это формирование отношений к др. людям (воспитание гуманности, взаимн. уважения, товарищеск. взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважит.отношение к представителям противоположн. пола), отн-ния к себе (осознания собств. достоинства, чувства обществ. долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости), отн-ния к труду (добросовестн., ответствен. исполнение трудов., учебн. обяз-стей, развитие творческ. начала в труд. деят-сти, признании важности св. труда и рез-тов труда др. людей), отн-ния к природе (бережн. отношение к прир., в нетерпим. отн-ние к нарушениям экол. норм и требований).

Гуманность - это интегральн. хар-ка личности; совокупность нравственно-психол. свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к ч-ку как к высш. ценности; раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь др. ч-ку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять др. ч-ка, поставить себя на его место; в эмпатическ. способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Эти свойства проявляются и формируются в сфере чел. взаимоотношений. Воспитанник должен б. включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут б. не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманн. отношения учителя к ученикам обладает особой воспит. силой, он может заменить длительн. рассуждения, беседы и рассказы о гуманности др. людей. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, соц. справедливости и несправедливости вводит обучающихся в сложный мир чел. взаимоотн-ний, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечел. характер. Важн. условием воспитания гуманности явл-ся организация коллективн. учебн., общественно полезн. деят-сти, когда воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместн. деят-сти, а могут б. специально предусмотрены педагогом.

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплина в ОУ — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с педагогами и воспитанниками. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личн. ответственности и сознательности, она готовит воспитанника к соц. деят-сти.

Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различн. сферах жизни и деят-сти и проявл-ся в выдержанности, внутр. организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным и обществ. целям, установкам, нормам и принципам. В ключает в себя различн. стороны нравств. поведения: культура общения, внешности, речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. В семье и школе необходимо познакомить воспитанников с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др. Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личн. гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразит. язык. средства в разных условиях общения, владеть нормами устн. и письменн. литературн. языка. Воспитание культуры поведения – это воспитание эстетическ. отношения к предметам и явлениям повседневн. жизни, рациональн. организация своего жилища, аккуратность в ведении домашн. хозяйства, умение вести себя за столом во время приема пищи; в значит. мере формируется под влиянием личн. примера учителей, родителей, старших товарищей, традиций, сложившихся в школе и семье.

Цель формирования экол. культуры состоит в воспитании ответствен., бережн. отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научн. знаний, направленных на познание процессов и рез-тов взаимодействия ч-ка, общества и природы, экол. ценностн. ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранит. деят-сти, УН по изучению и охране природы. Осн. принципы экол. образования: междисциплинарн. подход в формировании экол. культуры; систематичность и непрерывность изучения экол. материала; единство интеллектуальн. и эмоц.-волев. начал в деят-сти обучающихся по изучению и улучшению окр. прир. среды; взаимосвязь глобального, нац. и краеведческ. раскрытия экол. проблем в учебн. процессе.

Трудов. воспитание начинается с формирования элементарн.представлений о трудов. обязанностях. В условиях ОУ решаются след. задачи:

формирование положит. отношения к труду как высш. ценности в жизни, высоких соц. мотивов трудов. деят-сти;

развитие познават. интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческ. труде;

воспитание выс. моральн. качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

вооружение учащихся разнообразн. трудов. умениями и навыками, формирование основ культуры умствен. и физ. труда.

Содержат. основу труд. воспитания составляют след. виды труда: учебный труд (умств. и физ.); общественно полезн. труд (организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности - труд по самообслуживанию в школе и дома, летн. работа в шк. строит.отрядах и др.)

Успех трудового воспитания зависит от соблюдения след. пед. условий:

1. Подчинение труда воспитанников учебно-восп. задачам, к-е достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного труда и ОПД.

2. Сочетание обществен. значимости труда с личн. интересами каждого.

3. Доступность и посильность трудовой деят-сти.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деят-сти.

5. Сочетание коллективн. и индивидуальн. форм трудов. деят-сти.

На ступени нач. школы формируется положит. отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость их труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполн. средн. школы раскрываются нравств. основы выбора жизнен. пути, учащиеся знакомятся с конкретн.видами трудов. деят-сти, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическ. применением достижений науки в сфере промышленн. и сельскохоз. производства. На ступени полной средн. школы профес. интересы обучающихся более дифференцированны, осознанны. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Под формированием экономическ. культуры понимается выработка ясного представления об эк. закономерностях развития общества и воспитание на эт. основе таких качеств личности, к-е необходимы ей в производственно-эк. деят-сти. Важнейшие задачи это: формирование эк. мышления; воспитание качеств характера рачительн. хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности; овладение элементарн. навыками эк. анализа, привычками экономии и расчетливости. В системе формирования эк. культуры используются беседа, рассказ, лекции, решение производств. задач, экскурсии. Больш. место уделяется игровым формам проведения занятий в учебн. и внеучебн. деят-сти.

Формирование эстетическ. культуры — это процесс целенаправл. развития способности личности к полноценн. восприятию и правильн. пониманию прекрасного в искусстве и действит-сти. Он предусматривает выработку системы худож. представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновр. с этим воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, а также готовность к посильн. проявлению себя в искусстве.

Формирование физ. культуры воспитанников направлена на решение ряда задач:

1. Содействие правильн. физ. развитию, повышению работоспособности обучающихся.

2. Развитие осн. двигат. качеств.

3. Воспитание устойчив. интереса и потребности в систематическ. занятиях физ. культурой.

4. Приобретение необход. минимума знаний в области гигиены и медицины, физ. культуры и спорта.

К основн. средствам воспитания физ. культуры относятся физ.упражнения, природн. и гигиенич. факторы. Под физ. упражнениями понимаются двигат. действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физ. воспитания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.016 с.)