Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов



В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

МД=П+А,

откуда

П=МД-А.

С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку

,

то

.

Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

; .

После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид

.

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика анализа рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели

.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

.

Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

.

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пб балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.

 

 

№67 Анализ себестоимости услуг

 

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

· формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

· степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

· состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

· наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

· наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.

Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

· полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

· уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные статьи затрат;

· затраты по центрам ответственности.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Затраты на производство продукции
Элементы затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, % Затраты на рубль продукции, коп.
t0 t1 +, – t0 t1 +, – t0 t1
Оплата труда 13 500 15 800 +2 300 20,4 19,4 -1,0 16,88 15,75
Отчисления на социальные нужды 4 725 5 530 +805 7,2 6,8 -0,4 5,90 5,51
Материальные затраты 35 000 45 600 +10 600 53,0 55,9 +2,9 43,75 45,45
В том числе: сырье и материалы топливо электроэнергия и т. д. 25 200 5 600 4 200 31 500 7 524 6 576 +6300 +1924 +2376 38,2 8,5 6,3 38,6 9,2 8,1 +0,4 +0,7 +1,8 31,50 7,00 5,25 31,40 7,50 6,55
Амортизация 5 600 7 000 +1 400 8,5 8,6 +0,1 7,00 6,98
Прочие затраты   7 580 +405 10,9 9,3 –1,6 8,97 7,56
Полная себестоимость 66 000 81 510 +15 510     82,50 81,25
В том числе: переменные расходы постоянные расходы 46 500 19 500 55 328 26 182 +9 828 +6 682 70,5 29,5 68 32 –1,5 +1,5 58,12 24,38 55,15 26,10

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:

· из-за объема производства продукции;

· структуры продукции;

· уровня переменных затрат на единицу продукции;

· суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия (рис. 11.1).

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;

VBП — объем производства продукции (услуг);

b — уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);

А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 11.2 и 11.3.

Таблица 11.2. Затраты на единицу продукции, руб.
  Уровень себестоимости, руб. Объем
Вид продукции базовый текущий производства, шт.
Всего В том числе Всего В том числе базовый текущий
переменные постоянные переменные постоянные
А 4 000 2 800 1 200 4 800 3 260 1 540 10 000 13 300
Б 2 600 1 850   3 100 2 100 1 000 10 000 5 700
И т. д.  

 

Таблица 11.3. Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции  
Затраты Сумма, тыс. руб. Факторы изменения затрат  
Объем выпуска продукции Структура продукции Переменные затраты Постоянные затраты  
базового периода: ∑(VBПi0·bi0)+A0 66 000 t0 t0 t0 t0  
базового периода, пересчитанные на фактический объем производства продукции отчетного периода при сохранении базовой структуры: ∑(VBПi1·bi0) ·IVBП+A0 63 675 ti t0 t0 t0  
по базовому уровню на фактический выпуск продукции отчетного периода: ∑(VBПi1·bi0)+A0 67 285 ti ti t0 t0  
отчетного периода при «базовой величине постоянных затрат: ∑(VBПi1·bi1)+A0 74 828 ti ti ti t0  
отчетного периода: ∑(VBПi1·bi1)+A1 81 510 ti ti ti ti  
Изменение затрат +15 510 –2345 +3610 +7543 +6682  

Из табл. 11.3 видно, что в связи с сокращением выпуска продукции на 5% (IVBП = 0,95) сумма затрат уменьшилась на 2 325 тыс. руб. (63 675 – 66 000).

За счет изменения структуры продукции сумма затрат возросла на 3 610 тыс. руб. (67 285 – 63 675). Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства увеличилась доля затратоемкой продукции.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 7 543 тыс. руб. (74 828 – 67 285).

Постоянные расходы выросли на 6 682 тыс. руб. (81 510 — 74 828), что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат выше базовой на 15 510 тыс. руб. (81 510 – 66 000), или на 23,5%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры — на 1285 тыс. руб. (67 285 – 66 000), а за счет роста себестоимости продукции — на 14 225 тыс. руб. (81 510 – 67 285), или на 21,5 %.

Углубить анализ общей суммы затрат на производство продукции (услуг) можно за счет факторного разложения удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат (рис. 11.2).

Математически эту зависимость можно представить следующим образом:

Любой вид затрат можно представить в виде произведения двух факторов:

· количества потребленных ресурсов или услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, человеко-часов, машино-часов, кредитов, арендуемой площади и т. д.);

· цен на ресурсы или услуги.

Для того чтобы установить, насколько изменилась сумма затрат за счет этих факторов, необходимо иметь следующие данные о затратах на фактический выпуск продукции:

 по плановым нормам расхода и плановым ценам на ресурсы

 по фактическому расходу и плановым ценам на ресурсы

 по фактическому расходу и фактическим ценам на ресурсы

В целом сумма переменных затрат на фактический выпуск продукции и сумма постоянных затрат в отчетном периоде выше плановой на 14 225 тыс. руб. (81 510 – 67 285), в том числе за счет:

а) количества потребленных ресурсов

64 700 – 67 285 = –2 585 тыс. руб.;

б) цен на потребленные ресурсы и услуги

81 510 – 64 700 = +16 810 тыс. руб.

Следовательно, рост себестоимости продукции на данном предприятии обусловлен в основном повышением цен на потребленные ресурсы. Одновременно следует положительно оценить усилия предприятия, направленные на экономное использование ресурсов, из-за чего себестоимость фактического выпуска продукции снизилась на 3,84 % (2585: 67 285).

В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

Как видно из табл. 11.1 и рис. 11.3, рост произошел по всем элементам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты несколько уменьшилась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.032 с.)