Признаки силы и слабости в конкурентной позиции предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки силы и слабости в конкурентной позиции предприятия.



Признаки силы Признаки слабости
Важные отличительные преимущества Отсутствие реальных отличительных преимуществ
Большая доля рынка (или лидер на рынке) Потери на рынке относительно главных соперников
Последовательная или отличительная стратегия Отсутствие четкой стратегии:
Рост базы потребителей и их лояльности Падающая репутация у потребителей
Нахождение в фаворитной стратегической группе Нахождение в стратегической группе, теряющей позиции
Концентрация на быстрорастущих рыночных сегментах Слабости в областях с наибольшим рыночным потенциалом
Ценовое преимущество Производитель товаров с высокой: себестоимостью
Прибыль выше средней Рост доходов ниже среднего
Маркетинговое искусство выше среднего Мало главных факторов рыночного успеха
Технологические и инновационные способности выше среднего Последователь в разработке продуктов, их слабое качество
Инициативный, предпринимательский подход к опасностям Отсутствует хорошая позиция по отношению к возникающим угрозам
Позиция накопления благоприятных возможностей Потери относительно главных соперников

4 этап. Изучение конкурентов сводится к определению их числа и выявлению существенных различий в отношении потребительских характеристик товаров, географии сегментов рынка, способов продвижения, используемой технологии, качеством дополнительных услуг и др.

Все эти отличия сводят конкурентоспособность к занимаемой конкурентами стратегической позиции. Стратегическая группа – это соперничающие между собой предприятия, имеющие схожие конкурентные позиции на рынке и стратегии поведения.

Различают конкурентоспособность товаров/услуг и конкурентоспособность организации. Конкурентоспособность товаров/услуг определяется степенью удовлетворения потребителей товарами/услугами. Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.

Таким образом, конкурентоспособность – это эффективность функционирования предприятия в краткосрочном периоде. Функционирование предприятия зависит от способности приносить доход. Эта способность оказывает влияние на платежеспособность предприятия, т.е. способность погасить текущие обязательства. Оценка прибыльности или эффективности производится с помощью трех показателей.

Показатели оценки конкурентоспособности организации:

 

1. Рентабельность реализованной продукции =

 

С позиций оценки конкурентоспособности снижение этого показателя означает снижение спроса. Рост этого показателя означает эффективную работу предприятия.

 

1. Коэффициент оборачиваемости активов =

 

Под текущими активами понимают запасы, затраты, денежные средства. Экономический смысл формулы - чем выше выручка, тем эффективнее используются активы.

 

1. Рентабельность предприятия =

 

Рентабельность предприятия = Рентабельность реализованной продукции умноженная на Коэффициент оборачиваемости активов.

 

№75 Классификация видов туризма

 

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия.

Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

Туризм - сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по различным критериям:

- По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие виды туризма:

- познавательный или культурно-развлекательный.

Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха;

- Деловой.

В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов. Они, наоборот, несколько сокращаются в разгар туристического сезона. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира;

- этнический

Цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия.

Специалисты отмечают определенные изменения в этом виде туризма. Несколько лет назад основное место занимали поездки с целью посещения родственников или мест рождения. Со временем прямых родственников сменяют следующие поколения, родственные связи утрачиваются и в большей степени мотивом поездок становится знакомство с родиной предков. Данные обстоятельства меняют характер спроса этих туристов в поездках, в частности повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, меняются требования к программе пребывания;

- религиозный

Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным. Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности;

- спортивный

Спортивный туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;

- рекреационный

Рекреационный туризм, или отпускной, - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым;

- учебный

Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка;

- экзотический

Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;

- экологический

Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.).

Для жителей Европы и Америки путешествия по охраняемым природным территориям, т. е. экологический туризм давно. стали одним из самых распространенных видов отдыха. В различных регионах они составляют от 20 до 60% от общих объемов международного туризма. Экологический туризм в туристической индустрии за рубежом является главным источником валютных доходов. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. Первый российский заповедник - Баргузинский - был создан в 1916-году. Последний, сотый заповедник РЗИ - в январе 2001 года на границе Чечни и Ингушетии. В наших заповедниках охраняются прекрасные островки девственной природы: вулканы и гейзеры Камчатки и берега Байкала, степи Хакасии, пустыни Тувы, горы Алтая, Саян и Кавказа. Здесь нашли себе пристанище многие редкие и исчезающие виды животных, среди которых амурский тигр и снежный барс, морж и белый медведь, редчайшие виды журавлей и хищных птиц.

Кроме заповедников в России - 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Наша система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире:

- 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО;

- 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия;

- 30 заповедников, национальных парков и заказников - под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болотных угодьях;

- 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;

- 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.

- По способу передвижения.

Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм.

- Использования транспортных средств.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

- По сроку поездки.

Путешествие по стране проживания или же вне страны проживания может длиться от 24 часов до 6 месяцев по международному законодательству, максимальный срок - 1 год. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня.

 

- Сезонности.

Активный туристический сезон. Характеризуется большим потоком туристов. В России он делится на два основных периода, т. е. он двухсезонный:

1) летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул);

2) зимний (с середины декабря до конца февраля - период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников);

- межсезон (полусезон). В нашей стране - осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном;

- несезон.

В последние годы круглогодично работают лишь несколько крупных санаториев, остальные закрываются с начала октября до конца апреля в связи с тем, что туристов приезжает очень мало или они вообще не приезжают, и поэтому дальнейшая работа становится нерентабельной; для них наступает несезон или так называемый «мертвый» сезон.

Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определенное время года (они являются односезонны-ми). Примером может послужить курортная зона побережья Литвы (Нида, Паланга, Юодкранте). В летнее время, особенно в июле, августе, поток туристов настолько велик, что достаточно сложно найти свободный номер в одной из гостиниц, в остальное время года курорт пустует, поскольку с моря дует очень сильный пронизывающий холодный ветер.

- По уровню организации.

Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами.

Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.

Организация путешествия может носить организованный и самодеятельный характер.

Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах.

Самодеятельный, или так называемый альтернативный, туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой.

- По демографическим и социальным составам участников поездки.

В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.). Играет роль и возраст туриста: в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста.

 

- По направленности туристических потоков.

Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах.

Выездной - путешествие лиц, постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну.

Внутренний - путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих.

- По принципу оплаты.

- Коммерческий.

Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и, соответственно, получает прибыль.

Чтобы преуспеть в туристическом бизнесе, требуются профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристических услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристическо рынка.

- Социальный.

Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского Союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристические услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане.

Упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

- Интенсив-туризм

Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).

Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.

 

 

№76 Инфраструктура туризма: состав организаций и их взаимодействие

 

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.

Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации туристической деятельности.

Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это ренткар-предприятия по прокату легковых автомобилей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индустрия развлечений - спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д.

Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма (см. рис.), в составе которой выделено два элемента.

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему:

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность.

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта.

Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции.

Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.

Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.

Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику. Прямое влияние - привлечение средств от услуг в турпредприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах определенного региона.

Особую роль играет информационное обеспечение.

В отличие от других секторов экономики роль областных структур в информационном обеспечении туристской деятельности должна быть ведущей.

- предоставление справок по телефону;

- создание и распространение рекламных материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях.

Для развития туризма принципиальное значение имеет улучшение дорожной инфраструктуры.

Огромное значение имеет усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды.

Индустрия туризма как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации. Ведь бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий.

Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.

 

 

№77 Система специфических показателей в гостиничном сервисе

 

 

Деятельность гостиниц характеризуется следующими показателями: номерным фондом, коэффициентом загруженности, категорииностью, классом обслуживания, а также набором дополнительных услуг.
Номерной фонд представляет собой совокупность мест и номеров различных категорий.
Коэффициент загруженности используется для характеристики эффективности работы гостиницы и других предприятий размещения туристов. Нормальной считается загруженность гостиниц 60—70 %, недопустимой — 100 % и более, так как это свидетельствует об отсутствии возможности своевременной уборки, проветривания и ремонта номеров.
Основным фактором роста коэффициента загруженности гостиниц является проведение мероприятий городского, регионального, федерального и международного значения, связанных с размещением участников в гостиницах города.
Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания. В России категории обозначаются символом «звезда»: с повышением уровня качества обслуживания число звезд увеличивается. Гостиницы классифицируют по пяти категориям; мотели — по четырем. Высшую категорию гостиницы обозначают *****, низшую — *, высшую категорию мотеля — ****, низшую — *. Некатегорийные средства размещения приравниваются к категории «без звезд».
Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на бланке туристской путевки ТУР-1, там же указывается и вид размещения: одноместный номер ОДН (SGL), двухместный номер ДВМ (DBM), трехместный номер ТРМ(TRP)и т.д.
Оценка соответствия средства размещения одной из категорий проводится в три этапа: о предварительная оценка соответствия средства размещения минимальным требованиям, по результатам которой составляется протокол соответствия средства размещения одной из категорий; о балльная оценка средства размещения по критериям, по результатам которой составляется протокол, где указывается сумма баллов; о окончательная оценка соответствия средства размещения определенной категории (на основании указанных выше протоколов).
Так, к высшей категории относятся такие типы номеров: «сюит» (от англ. suit — группа комнат) — номер с тремя и более комнатами с гостевым туалетом; «апартамент» — многокомнатный номер с кухонным оборудованием; «студия» — однокомнатный номер площадью свыше 25 кв. м, визуально разделенный на гостиную и спальню; «кинг-сайз» — номер с большой кроватью 2x2 м; «люкс» — двухкомнатный номер; «люкс кинг-сайз» — двухкомнатный номер с большой кроватью.
К первой категории относят номера с полным санузлом, ко второй — с неполным, к третьей — с умывальником.
Класс обслуживания обозначает качество предоставляемых услуг. Условно уровень обслуживания по туру обозначается следующими категориями: «люкс», или «VIP-обслуживание», «первый класс», «туристский класс», «экономкласс» (табл. 15.2).

Таблица 15.2. Качество предоставляемых услуг в зависимости от класса обслуживания

Показатель VIР Первый класс Туристский класс Экономкласс
Размещение в гостинице 5 звезд 4—5 звезд 2—3 звезды 1—2 звезды (мотели, общежития), сервис по принципу самообслуживания
Перелет Первым классом Бизнес-классом Экономклас-сом, возможно чартерным рейсом Экономклассом чартерным рейсом
Трансфер Индивидуальный, на автомобиле класса «люкс» Индивидуальный Групповой Проводы и встреча могут быть организованы на общественном транспорте
Питание Полный пансион в ресторанах В ресторане, возможен вариант «шведского стола» Полупансион по типу «шведского стола» Только завтрак
Другое Индивидуальные услуги гида Кураторство гида - -

В набор дополнительных услуг могут входить услуги бара, ресторана, продуктовых и сувенирных магазинов, торговых автоматов, услуги сферы развлечения (дискотека, казино, ночной клуб, зал игровых автоматов и видеоигр, бильярдная и т.д.) и досуга (сауна, баня, массажный кабинет, салон красоты, парикмахерская, бассейн, спортзал, тренажерный зал, пляж и др.). Также клиент может воспользоваться (платно или бесплатно) услугами медпункта, камеры хранения, заказа и обмена билетов, бюро путешествий и экскурсий и т.д. К услугам деловых людей предоставляются зал совещания, бизнес-центр, копировальный аппарат, факс, местный и междугородный телефон и т.д. Перечень дополнительных услуг той или иной гостиницы может быть дополнен, видоизменен, дифференцирован в зависимости от ее вместимости, местонахождения, целевого назначения, уровня комфортабельности и др.
Гостиничный комплекс в России. Согласно данным Госкомстата РФ, в 2003 г. в России насчитывалось 3873 гостиницы и аналогичных средств размещения проживающих единовременной вместимости 313,5 тыс. мест. По сравнению с 2000 г. общее количество гостиниц, мотелей, общежитий для приезжающих уменьшилось на 309 единиц. Наибольшая доля сокращения пришлась на гостиничное хозяйство в сельской местности и ведомственную собственность.
Номерной фонд российских гостиниц в 2002 г. использовался на 37 % (в 2001 г. — на 38 %). Самый высокий коэффициент загруженности наличных мест (54 %) зарегистрирован в Москве.
Совокупные доходы гостиниц от предоставленных услуг в целом по России в 2003 г. увеличились на 26,54 % по сравнению с 2001 г. Московские гостиницы зарабатывают 42,4 % общей суммы, аккумулируя 19,2% всех номеров, петербургские — 15,7 %, располагая 7,9 % номерного фонда страны. Расходы на эксплуатацию российских гостиниц в среднем по стране за 2002 г. увеличились на 43,9 %.
Рынок гостиниц Москвы занимает первое место в России по объемам предлагаемых услуг и доходам от гостиничной деятельности. Согласно официальным данным, в Москве насчитывается 146 гостиниц разного уровня общей вместимостью 64 тыс. номеров. Так, в 2003 г. гостиничные предприятия города разместили и обслужили 4 млн клиентов, в том числе 1,5 млн иностранных. По замыслу городских властей, в течение нескольких лет номерной фонд должен резко увеличиться за счет строительства новых отелей и реконструкции старых.
Одно из самых заметных явлений последних лет — активизация работы верхнего сегмента гостиничного рынка, представленного отелями класса 4—5 звезд. В целом номерной фонд дорогих гостиниц составляет сейчас около 3600 номеров — это 14 отелей, среди которых фигурируют «Шератон», «Катерина-Сити». «Рэдиссон-Славянская», «Балчуг-Кемпински» и три отеля сети «Марриотт».
В 2004 г., когда закрылись гостиницы «Интурист» и «Москва», заполняемость отелей Москвы достигла рекордной отметки за последние 10 лет — 70 % в среднем по году по всем сегментам рынка. А в 2006 г. прекратила свое функционирование и гостиница «Россия», что вызвало увеличение коэффицента загруженности наличных мест.
В последнее время в столице активизировались процессы, связанные с пересмотром отношений собственности, включая действие долгосрочных договоров аренды, переуступку прав, расчеты по ранее взятым кредитам с последующей продажей части гостиничного имущества за долги и т.д.

 

 

№78 Сезонность спроса на туристские и гостиничные услуги. Методы оценки. Способы компенсации сезонных спадов

 

 

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний.

Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов.

Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками:

a период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном;

a туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;

a развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, то есть значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения;

a сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.

Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:

a природно-климатических - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;

a экономических - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

a социальных - наличие свободного времени;

a демографических - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другие признакам;

a психологических - традиции, мода, подражание;

a материально-технических - развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

a технологических - комплексный подход в предоставлении качественных услуг.

Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным - все остальные.

Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны.

С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров.

С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.

Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как источник дополнительного дохода.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

a значительный удельный вес неполной занятости;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.095 с.)