Государственное регулирование рынка информационных продуктов и услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рынка информационных продуктов и услуг.



Развитие и изменение политической системы России безусловно приводит и к изменениям в информационной сфере, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, тиражирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Сегодня именно уровень информационно-технологического развития любой страны в большой степени определяет ее положение на международной арене, а также характер происходящих в ней социальных, экономических и культурных процессов. Соответственно, его повышение является непременным условием дальнейшего обеспечения растущих потребностей человека и реализации его демократических прав и свобод в современном обществе.

В связи с этим совершенствование государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг становится одним из приоритетных направлений политического, экономического и правового развития России на ближайшую перспективу.

Задача государственного управления информационной инфраструктурой на этапе перехода к рыночной модели развития информационной деятельности заключается в: сохранении и развитии пропорциональности и сбалансированности национальной информационной инфраструктуры на пути приспособления ее к условиям и потребностям рыночной экономики и в предотвращении в интересах всего общества выпадения отдельных элементов информационной инфраструктуры (и прежде всего систем первого уровня как наименее рыночной ее части), критичных для удовлетворения информационных потребностей общества из-за того, что государственное финансирование подготовки баз данных (БД) уже прекратилось, а негосударственное недостаточно; создании экономических и правовых условий, способствующих привлечению негосударственного финансирования информационной инфраструктуры и постепенного замещения государственного финансирования негосударственным, рыночным финансированием как в случае элементов, непосредственно обслуживающих рыночную экономику, так и в случае элементов, важных для обеспечения сбалансированности информационной инфраструктуры и для удовлетворения социальных потребностей; преобразовании информационной инфраструктуры путем при влечения к организации и управлению ею негосударственных структур, раз деления с ними ответственности за ее функционирование и развитие; совершенствовании организационно-функциональной структуры государственных информационных организаций и управления ими.

Из западного опыта становится ясно, что, ставя определенные задачи перед информационной деятельностью и выделяя из бюджета средства для их решения, государство должно стремиться к тому, чтобы решение задач и использование выделенных средств по возможности осуществлялось частным или публичным сектором информационной деятельности.

Доминирующие тенденции в процессе регулирования информационной сферы:

1) поощрение конкуренции и борьба с монополизмом; обеспечение прав и технических возможностей доступа к информации и информационным ресурсам для всего населения; 2) контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в структурах государственной власти и местного самоуправления; 3) защита национального культурного наследия и языка, противостояние культурной экспансии; 4)охрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством на рынке информационной продукции и услуг; 5)обеспечение информационной безопасности; 6)борьба с компьютерными и т.п. преступлениями.

Долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики России должно стать формирование открытого информационного общества, что с учетом глобальных тенденций развития мирового сообщества является необходимым для ее социально-экономического, культурного и политического развития и сохранения статуса мировой державы.

Информационное пространство государства, в котором протекают процессы информационного взаимодействия (информационные процессы), представляет собой, прежде всего совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления.

Рынок труда в отрасли ИТ в России и ведущих государствах (США, Индия, Китай, ЕС). Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. Всего за три года рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое. Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными.

Заметны существенные отличия от мировой практики в структуре участников отечественного рынка ИТ. По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ, показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя выручка лидирующих индийских (570 млн. долларов США) и ирландских (380 млн. долларов США) компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно.

Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ достигала 30 процентов, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.

В апреле 2016 года количество размещенных вакансий специалистов в сфере IT оказалось на 72% выше, чем в апреле 2015года. Результат 2016 года показывает самый высокий спрос на IT-специалистов за последние несколько лет.

Государство увеличивает число бюджетных мест по ИТ-специальностям на 35%.

Рынок ИТ-кадров в США постоянно вырастает. Основным двайвером роста двигает категория специалистов, занимающихся услугами, а не технологиями или разработкой. при этом, введение новых потребительских услуг такими компаниями, как Google, Amazon, Apple и Microsoft, мало повлияют на рынок занятости в США.

На середину 2014 года США лидировали в мире по количеству программистов, в этой стране их насчитывалось около 3,6 млн, в то же время в Индии их было 2,75 млн. К 2018 году в Индии будет 5,2 млн разработчиков, рост составит около 90%, по сравнению с 4,5 млн в США (рост около 25% за аналогичный период).

Эксперты объясняют индийский феномен, во-первых, большим размером популяции (1,2 млрд человек), а также молодостью народонаселения, где более его половины составляют молодые люди в возрасте до 25 лет. Кроме того, играет роль и высокий темп роста экономики страны. Так что индийские сервисные компании имеют возможность принимать на работу тысячи новых сотрудников ежеквартально. Работа в ИТ и разработке софта наиболее популярна у представителей среднего класса.

Рост ВВП Индии оставался на уровне 8% в последнее десятилетие, но если он замедлится, тренд на рынке труда также начнет поворачиваться в обратную сторону. Очевидным является и то, что индийская ИТ индустрия демонстрирует феноменальные темпы роста. Даже такие компании как IBM имеют на данный момент больше сотрудников в Индии, чем в США.

По данным Goldman Sachs, в следующую декаду Индия поставит на мировой рынок труда 110 млн работников, что больше, чем США, Китай, Россия и Япония вместе взятые. Для сравнения, в 2018 году в Китае будет 1,9 млн программистов, в России – 1,3 млн, по данным Evans Datа.

Подробное изложение теоретических вопросов, затронутых в первой лекции, можно найти в литературе [1, 3]. Практические аспекты этих вопросов можно отыскать в работах [2, 4,5,6,7,8].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.005 с.)