Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственная основа и принципы служебного этикета
В широком смысле этикет представляет собой исторически и социально обусловленные правила хорошего поведения людей в общественной и частной жизни. Их соблюдение требует от человека не только наличия определенных знаний, но и навыков, этикетной культуры. Это связано с тем, что в отличие от норм морали, имеющих общий характер, правила этикета всегда конкретны, ситуационны, имеют характер более или менее строго регламентированного церемониала, ритуала, действуют только в определенной социальной среде, в конкретной этикетной ситуации. Ставя человека в определенные условия и предлагая готовую модель поведения, нормы этикета, как уже говорилось, подчас не затрагивают нравственного содержания человеческих взаимоотношений, не ставят человека перед моральным выбором. Можно назвать различные типы и виды современного этикета, определяющие тот или иной стиль поведения и его регламентацию, принятые в различных социальных группах (научный, медицинский, дипломатический, деловой этикет и т.д.). Различают повседневный, праздничный, оказиальный (относящийся к конкретным случаям) типы этикета. В сущности, для каждого вида общения и каждой конкретной ситуации общество и его отдельные социальные группы вырабатывают свою систему неписаных правил поведения, в основе которых лежат такие критерии, как пол, возраст, социальное положение, характер социальных ролей и связей участников общения, их национальная принадлежность и др. Из всех видов этикета наибольшей строгостью отличаются правила дипломатического протокола и международного этикета, что связано со сложностью и деликатностью международных отношений, требующих внимания к мельчайшим деталям и условностям, соблюдаемым в международном общении, нарушение которых может привести к осложнению отношений между государствами. Одной из разновидностей повседневного этикета, приобретшей сегодня широкое распространение, является этикет деловых отношений или деловой этикет. В самом общем плане он включает в себя культуру общения в процессе профессиональной деятельности, культуру служебного общения. Сюда входят правила приветствия, представления и обращения, принятые в деловой среде, этикет деловой беседы, переговоров, телефонных разговоров и деловой переписки, проведения приемов и встреч, манеры поведения на службе, внешний облик и культура речи служащего.
Этикет деловых отношений в государственной и муниципальной службе основан на общих принципах современного этикета, соблюдаемых во всем мире. Для государственных и муниципальных служащих соблюдение этих принципов имеет огромное значение, если учесть, что различными формами общения (об этом говорят данные социологических исследований) служащие аппарата государственных и муниципальных органов власти заняты около 75% своего рабочего времени. В то же время, говоря об этикете в деятельности государственных и муниципальных служащих, не следует забывать об особенностях государственной и муниципальной службы, предполагающей определенный порядок субординации, равно как и специфические обязательства перед обществом и гражданами. Выделяют ряд функций, которые выполняет этикет на государственной и муниципальной службе. К ним относятся: - информационная функция; - функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения; - функция социального контроля и социального влияния; - функция создания психологического комфорта. В целом это означает, что нормы этикета: - информируют государственного и муниципального служащего о том, как вести себя в той или иной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от других; - стандартизируя поведение каждого члена коллектива (и руководителей, и подчиненных), помогают им, не задумываясь, выбирать адекватную ситуации линию поведения без риска попасть в неловкое положение или вызвать осложнения в отношениях с другими; - требуя от всех без исключения членов коллектива следовать принятым правилам поведения, способствуют тем самым снижению их чувства тревоги в связи с ожидаемым поведением каждой из сторон и укрепляют уверенность сторон в правильности своих действий, создают чувство психологического комфорта; - являются одним из важных способов управления социальными отношениями и поведением членов коллектива, средством преодоления нежелательных отклонений в поведении сотрудников и обеспечения устойчивости организации как системы.
К основным принципам этикета государственного и муниципального служащего относятся принцип гуманизма, принцип целесообразности действий, принцип эстетической привлекательности поведения, а также принцип, требующий уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным и муниципальным служащим приходится вступать в деловые контакты. Основу современного делового этикета составляет принцип гуманизма, определяющий отношения между людьми в обществе. Как важнейший принцип современного этикета, принцип гуманизма конкретизируется в требованиях вежливости, тактичности, скромности, точности (пунктуальности и обязательности), непосредственно обращенных к культуре взаимоотношений и помогающих человеку держать себя в рамках общепринятых приличий во всех случаях. Особое место деловой этикет отводит вежливости как одному из вернейших средств создания в коллективе здорового морально-психологического климата и поддержания у сотрудников чувства психологического комфорта и защищенности. Основными формами вежливости являются корректность, учтивость и любезность, выступающие внешним проявлением уважения к человеку и позволяющие достойно выходить из самых сложных ситуаций. С требованием вежливости непосредственно связаны деликатность как высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости, свойственных всякому по-настоящему воспитанному и интеллигентному человеку, а также тактичность, заключающая в себе то чувство меры, которое необходимо человеку для того, чтобы чувствовать границу между позволительным и нежелательным в своих поступках и действиях. Важным элементом основы служебного этикета и одновременно показателем личной культуры служащего является культура речи, которая предполагает не только богатство словарного запаса, умение говорить и писать хорошим языком, грамматическую и стилистическую безупречность, правильную расстановку ударений в словах. Важным элементом этикета деловых отношений на государственной службе являются правила ведения телефонных переговоров. Подсчитано, что руководитель разговаривает по телефону в общей сложности несколько часов в день. Поэтому в целях экономии времени, а также большей эффективности общения необходимо соблюдать ряд элементарных правил: 1. четко формулировать свою мысль, излагая ее в коротких фразах; 2. следить за дикцией, используя паузы, повторы, уточняющие вопросы; 3. не перебивать собеседника, проявлять терпимость к возможной резкости его высказываний; 4. называть себя, снимая трубку в своем рабочем кабинете, избегать слов «да», «алло», «говорите». В соответствии с правилами этикета следует поздороваться, назвать свою фамилию и организацию (невыполнение этого требования во многих странах считается одним из самых серьезных нарушений служебного этикета); 5. следить за доброжелательностью тона; 6. помнить о важнейшем правиле этикета: первым кладет трубку тот, кто позвонил. Грубым нарушением делового этикета считается: 1. долго не снимать телефонную трубку, когда вам звонят;
2. не перезвонить, когда вашего звонка ждут или в случае нарушения связи; 3. заставлять вашего собеседника ждать, пока вы говорите по другому телефону; 4. начинать длительный разговор, не поинтересовавшись предварительно, удобно ли это вашему собеседнику. Следует помнить, что для государственного и муниципального служащего знание норм этикета и умение ими пользоваться — это не только показатель уровня его личной культуры. Сама специфика профессиональной деятельности служащего, вынужденного вступать в процессе решения тех или иных административно-профессиональных задач в различные отношения с множеством людей, с представителями всех уровней власти и людьми, находящимися вне сферы управления, предъявляет к нему особые требования. ЛЕКЦИЯ 9 Основы парламентской этики Вопрос о соотношении политики и морали — один из тех вопросов, которые называют «вечными». Как справедливо замечает Б. Сутор, даже те, кого политика мало интересует, инстинктивно чувствуют, что это та сфера действия, в которой люди имеют особую власть для принятия решений, касающихся всех. Еще Н. Макиавелли, в философской науке и политической практике отмечал, что существует тенденция отказа политики от морали, оправдывающая использование любых средств для достижения политических целей. Однако использование недобросовестных средств в политической борьбе, намеренное искажение информации и политическая ложь никогда не способствовали нравственному оздоровлению общества, вели либо к двойной морали, либо к еще более тяжелым последствиям. Указанные проблемы составляют основной предмет политической морали (политической этики). В широком философском плане политическая этика призвана объяснить, каким образом политика связана с моралью, насколько применимы моральные оценки к политике и как совмещаются моральные представления о добре и зле с реальной политической деятельностью, в основе которой, как указал еще Макиавелли, лежат принципы пользы, политической целесообразности и государственной выгоды. В более узком, прикладном значении политическая этика как особый вид этики профессиональной является нормативной основой политической деятельности. Она призвана формулировать моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задавать ориентиры политическим решениям и действиям. В этом своем значении политическая этика регулирует не только поступки людей, связанных с политикой, но и всех граждан, когда дело касается «большой» или «малой» политики. Она воздействует на граждан и тогда, когда им предстоит реализовать свои избирательные права.
Задача политической этики как постижения принципов и норм политических порядков и действий как раз и состоит, в том, что она должна видеть моральную несостоятельность той политики и тех политиков, которые, с одной стороны, недооценивают роль этических норм в политической деятельности, с другой стороны, предъявляют к ней чрезмерные моральные требования. Политика, конечно, не может обойтись без морали и тем более не может быть к ней индифферентной. Этот очевидный факт подтверждается, кроме прочего, частыми примерами использования моральных оценок в политических дискуссиях. Это объясняется тем, что политика занимается проблемами взаимоотношений людей, которые не могут быть морально нейтральными, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на основе принципов добра и справедливости. Поэтому методы политики должны вписываться в рамки существующих представлений о добре и зле. Более того, политика в принципе не может быть свободной от моральной ответственности, ибо люди, занимающиеся политикой и тем самым берущие на себя функцию выступать от имени всего общества, уже возлагают на себя ответственность за судьбу общества и его граждан. С другой стороны, в связи с наличием у политиков властных полномочий и реальных средств принуждения всегда существует опасность их злоупотребления властью в ущерб многим людям. Политическая этика современного общества по своему определению не может допускать моральный диктат и излишнее морализаторство, она не должна претендовать ни на что другое, кроме как быть регулятором общедемократического принципа свободы в политической деятельности, служить тому, чтобы с помощью институтов представительной демократии, принципа разделения властей и механизма узаконения конфликтов поставить государственную власть под контроль гражданского общества. Главная ее цель должна состоять не в том, чтобы покончить с политическим противоборством, а в том, чтобы привнести в него культуру. Ее главные требования должны сводиться к требованиям самоограничения власти, установления верховенства закона, автономности личности, толерантности, защиты прав и свобод граждан. Не освобождая политику от моральной ответственности, а наоборот, выявляя степень такой ответственности, политическая этика должна в то же время, по замечанию Б. Сутора, освобождать ее от чрезмерной моральной нагрузки, а моральное сознание — от неуместного наставничества со стороны политики.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.01 с.) |