Этика государственной и муниципальной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика государственной и муниципальной службы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НПИ) им. М.И. ПЛАТОВА

 

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Учебно-методический комплекс

 

 

 

НОВОЧЕРКАССК 2014

УДК 35/17

ББК 87.75я73

Т 32

Рецензенты: доктор философских наук, доцент Воденко Константин Викторович

 

Тихоновскова С.А., Иванченко О.С.

Этика государственной и муниципальной службы: учебно-методический комплекс / Юж.-Рос. гос. полит. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2014. - 90 с.

 

Учебно-методический комплекс знакомит студентов с основами проблемами этики государственной и муниципальной службы на современном этапе. Пособие содержит в себе темы лекций, вопросы для подготовки к практическим занятия, перечень тем вынесенных на самостоятельное изучение, примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.

 

УДК 35/17

ББК 87.75я73

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет (НПИ), 2014

© Тихоновскова С.А., Иванченко О.С., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Организационно-методический раздел............................................................................ 4

Требования к уровню освоения содержания дисциплины........................................... 5

Распределение тем, часов занятий по модулям.............................................................. 6

Система оценки уровня знаний и усвоения компетенций студентов......................... 8

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................... 10

Модуль 1.Теоретические основы этики.

Этика как регулятор общественной жизни.................................................................... 10

Модуль 2. Роль и значение этики в системе государственного и муниципального управления 12

Модуль 3. Управленческая культура и этика служебных отношений на государственной и муниципальной службе...................................................................................................... 14

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ...................................................... 17

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ..................................................................................... 18

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ............... 68

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.............................................................. 27

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.............................................. 79

Основные термины и понятия........................................................................................... 82


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ

Структура и программа курса формирует данные компетенции у студентов, благодаря эффективному взаимодействию студента и преподавателя. В курсе предусмотрены различные формы и методы организации аудиторных (лекционных и практических) занятий с применением кредитно-модульной системы организации учебного процесса, консультации, различные способы проверки и оценки знаний и умений студентов.

Кредитно-модульно-рейтинговый принцип организации учебного процесса предполагает систематическую работу студента на протяжении всего семестра, что позволяет эффективно оценивать уровень знаний материала на каждом занятии и сформировать рейтинг каждого студента.

Весь курс разбит на три части, три модуля, которые изучаются в течении семестра. Рабочим учебным планом для подготовки бакалавров по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление по профилю Муниципальное управление предусмотрено на изучение дисциплины «Общественные организации» 108 часов – 3 ЗЕТ. Распределение тем, часов по модулям приведено в таблице 2.

Таблица 2

СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

На протяжении одного семестра в университете проводится три аттестации успеваемости студентов. Сроки аттестации: в осеннем семестре – 1 аттестация – до 15 октября; 2 аттестация – до 20 ноября; 3 аттестация – до 20 декабря. Максимальное количество баллов за один модуль – 20.

На лекционных занятиях:

0 баллов – студент не ведет конспект или отсутствует на занятии;

1 балл – студент ведет конспект и внимательно слушает лектора.

На практических занятиях:

0 баллов – студент не принимает никакого участия в обсуждениях, отсутствует конспект, студент не может ответить на вопросы по изучаемой теме либо студент вовсе отсутствует на занятии.

1 балл – студент имеет конспект, выступал по одному из обсуждаемых вопросов, однако показал удовлетворительные знания.

2 балла – студент принимает активное участие в дискуссии, имеет свою точку зрения по обсуждаемым вопросам и показывает «отличные» знания по теме.

Студент имеет возможность заработать дополнительно до 9 баллов за семестр или до 3 баллов за модуль, выполняя индивидуальное самостоятельное задание по темам, вынесенным на самостоятельное изучение или получив индивидуальное занятие. Контроль индивидуального самостоятельного задания проводиться на практических занятиях, для этого преподаватель выделяет до 10 минут учебного времени для доклада или тестирования.

В таблице 3 представлен рейтинг-план по системе набора балов студентами в процессе изучения дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы».

Таблица 3

РЕЙТИНГ - ПЛАН

  По дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»   Самостоятельная работа: домашняя ____11_______ час. индивидуальная __25____ час. плановая _______нет____час. Срок контроля
Зачет - более 50 баллов Для студентов 38.03.04 (081100) (направления) Государственное и муниципальное управление проф: Муниципальное управление Лекции ____18____ час. Лаб. работы __нет______ час.
Незачет - менее 50 баллов На осенний семестр 20__/20__ уч. год Практ.занятия _____нет___час. Семинар ____18____ час. Экзамен ___36___час.
    ИТОГО: ___108______ час.  
Название модуля Лекции Тема (балл) лабораторные работы №___ балл практические занятия (балл) самостоят. работа (балл) Рубежный контроль Максимальный балл модуля  
Модуль 1 Тема 1 – 1 б. Тема 2 – 1 б. Тема 3 – 1 б.   Семинар 1 – 2 б. Семинар 2 – 2 б. Семинар 3 – 2 б.   Тема 1 – 2 б. Тема 2 – 2 б. Тема 3 – 1 б. тестирование – 5 б. P1max=20 1 атт.
Модуль 2 Тема 4 – 1 б. Тема 5 – 1 б. Тема 6 – 1 б.   Семинар 4 – 2 б. Семинар 5 – 2 б. Семинар 6 – 2 б.   Тема 4 – 2 б. Тема 5 – 2 б. Тема 6 – 2 б. тестирование – 5 б. P2max=20 2 атт.
Модуль 3   Тема 7 – 1 б. Тема 8 – 1 б. Тема 9 – 1 б.   Семинар 7 – 2 б. Семинар 8 – 2 б. Семинар 9 – 2 б.   Тема 7 – 2 б. Тема 8 – 2 б. Тема 9 – 2 б. тестирование -5 б. P2max=20 3 атт.
экзамен           Pэкзmax=40  
Всего по дисциплине РS           PSmax=100  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УЗ – 1.; ОК-2,93,10,13 ПК-21,22,30,35,38

Предмет и метод курса «Основы управления в социальных и экономических системах». Понятие содержание, истоки и место этики в структуре общей этики. Основные принципы этики деловых отношений. Закономерности межличностных отношений. Этические проблемы деловых отношений.

Мораль и право. Особенность и сущность моральной регуляции. Функции морали. Мораль и нравы. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.

Литература 4 (1-10)

 

Тема 2. Этика деятельности организации. (2 часа). УЗ-2;. ОК-2,93,10,13 ПК-21,22,30,35,38

Виды ответственности в организации. Этические нормы в деятельности организации. Этика и социальная ответственность организации. Этика, трудовые отношения и законодательство Российской Федерации. Политика социальной ответственности организации. Способы повышения этического уровня организации.

Литература 4 (1-10)

Тема 3. Этика деятельности руководителя. Управление этическим нормами межличностных отношений в коллективе (2 часа). УЗ-2; ОК-2,93,10,13 ПК-21,22,30,35,38

Нормы этического поведения руководителя. Авторитет руководителя. Роль руководителя в формировании позитивного климата в коллективе. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и споров.

Этапы формирования коллектива. Морально-психологический климат в коллективе. Способы регулирования сложных межличностных отношений в коллективе. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций. Правила и принципы профилактики конфликтов в коллективе.

Литература 4 (1-10)

Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах

Наименование тем занятий Количество часов Форма контроля Сроки контроля Литература
  Природа и сущность этики деловых отношений   опрос 15-20 октября 1-10
  Роль и значение этических теорий в современном обществе   Опрос, доклады 15-20 октября 1-10
  Этика экономической деятельности   опрос, тестирование 15-20 октября 1-10

Основная

  1. Кузнецов И.Н. Деловое общение[Электронный ресурс]: Учебное пособие – Дашков и К, 2012: доступ http://www.knigafund.ru/
  2. Титова Л.Г. Деловое общение[Электронный ресурс]: учебное пособие - Юнити-Дана, 2008: доступ http://www.knigafund.ru/
  3. Чернышова Л.И. Деловое общение[Электронный ресурс]:: учебное пособие - Юнити-Дана, 2008: доступ http://www.knigafund.ru/

 

Дополнительная

  1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. - 424 с.
  2. Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений [Текст]: учебник для вузов / Г. Н. Смирнов; Дипломатическая академия МИД России. - М.: Проспект, 2006. - 184 с.
  3. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / В. К. Борисов, Е. М. Панина, М. И. Панов, др. и. - М.: Форум-Инфра-М, 2009. - 176 с
  4. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие / Р. Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 208 с.
  5. Коноваленко М.Ю. Моделирование деловой карьеры [Текст]: / М.Ю. Коноваленко. – М.: Дашков и К, 2008. – 176 с.

Периодические издания

  1. Социально-гуманитарные знания [Электронный ресурс]: науч. журнал. – Режим доступа http://www.elibrary.ru/
  2. Российский журнал менеджмента [Электронный ресурс]: науч. журнал. – Режим доступа http://www.elibrary.ru/

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема № 1. Значение нравственного фактора во взаимодействиях общества и власти –

Основные формы гражданского участия в управление делами государства. Основные механизмы повышения гражданской активности. Развитие политической и правовой культуры населения на современном этапе. Программы, мероприятия (на примере конкретного региона). Основные механизмы формирования у населения гражданских позиций и нравственных взглядов. Обеспечение политической стабильности и позитивного развития политических процессов.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Рис. 1 Уровни профессиональной культуры государственной и муниципальной службы

На общенациональном уровне (макроуровень культуры управления) изучается специфика корпоративной культуры и корпоративной этики государственной службы. На уровне отдельного государственного и муниципального учреждения (микроуровень профессиональной культуры управления) исследуется содержание, механизмы реализации управленческой культуры, ее структура, принципы и нормы профессиональной этики. На уровне личности государственного и муниципального служащего основное внимание уделяется изучению личных и профессиональных качеств государственного и муниципального служащего, его ценностных ориентаций, приемов и способов управления.

В структуру профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих в качестве основных компонентов помимо управленческой культуры входят также политическая культура, правовая культура, нравственная культура государственных и муниципальных служащих.

Объектом административной является персонал государственной и муниципальной службы и государственная и муниципальная служба в целом как отдельная сфера профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. То есть требования административной этики относятся как к внутриаппаратным отношениям, так и отношениям между государством институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Представляет собой совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и т.д.).

Служебная этика и служебный этикет не тождественные понятия. Служебная этика – это этика служебных отношений внутри учреждения или организации (формальных и неформальных, горизонтальных или вертикальных). Основным здесь является служебная этика руководителя, его моральные принципы и нравственные качества. Служебный этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношение людей в процессе их общения, это внешняя форма проявления культуры человека, правил и норм приличия, различных форм вежливости, корректности, трансформирующихся в сфере служебных отношений в соблюдении служебных норм, норм и правил делового этикета.

Проблема формирования полноценной этики государственно и муниципальной службы не могут рассматривать вне связи состоянием реальных нравов, которые сложились и существуют в обществе. В современной России это выражается в необходимости повышения общей нравственной культуры различных слоев населения и общества в целом. Только так можно решить проблемы государственной и муниципальной службы, изменить сознание и этос политических элит, служащих государственного аппарата. В свою очередь формирование этики государственных и муниципальных служащих может стать существенным фактором нравственного возвышения общества в целом.

ЛЕКЦИЯ 2

ЛЕКЦИЯ 3

ЛЕКЦИЯ 4

ЛЕКЦИЯ 5

ЛЕКЦИЯ 6

ЛЕКЦИЯ 7

ЛЕКЦИЯ 8

ЛЕКЦИЯ 9

Основы парламентской этики

Вопрос о соотношении политики и морали — один из тех вопросов, которые называют «вечными». Как справедливо замечает Б. Сутор, даже те, кого политика мало интересует, инстинктивно чувствуют, что это та сфера действия, в кото­рой люди имеют особую власть для принятия решений, касающихся всех.

Еще Н. Макиа­велли, в философской науке и политической практике отмечал, что существует тенденция отказа политики от морали, оправ­дывающая использование любых средств для достижения политических целей. Однако использование недобросо­вестных средств в политической борьбе, намеренное иска­жение информации и политическая ложь никогда не спо­собствовали нравственному оздоровлению общества, вели либо к двойной морали, либо к еще более тяжелым послед­ствиям.

Указанные проблемы составляют основной предмет политической морали (политической этики).

В широком философском плане политическая этика при­звана объяснить, каким образом политика связана с моралью, насколько применимы моральные оценки к политике и как совмещаются моральные представления о добре и зле с реаль­ной политической деятельностью, в основе которой, как ука­зал еще Макиавелли, лежат принципы пользы, политической целесообразности и государственной выгоды.

В более узком, прикладном значении политическая этика как особый вид этики профессиональной является нормативной основой политической деятельности. Она призвана формулировать моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задавать ориентиры политическим решениям и действиям. В этом своем значении политическая этика регулирует не только поступки людей, связанных с политикой, но и всех граж­дан, когда дело касается «большой» или «малой» политики. Она воздействует на граждан и тогда, когда им предстоит реализовать свои избирательные права.

Задача политической этики как постижения принци­пов и норм политических порядков и действий как раз и состоит, в том, что она должна видеть моральную несостоятельность той политики и тех политиков, которые, с одной стороны, недооценивают роль этических норм в политической дея­тельности, с другой стороны, предъявляют к ней чрезмер­ные моральные требования.

Политика, конечно, не может обойтись без морали и тем более не может быть к ней индифферентной. Этот очевидный факт подтверждается, кроме прочего, частыми примерами использования моральных оценок в политиче­ских дискуссиях. Это объясняется тем, что политика зани­мается проблемами взаимоотношений людей, которые не могут быть морально нейтральными, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на основе прин­ципов добра и справедливости. Поэтому методы поли­тики должны вписываться в рамки существующих пред­ставлений о добре и зле. Более того, политика в принципе не может быть свободной от моральной ответственности, ибо люди, занимающиеся политикой и тем самым берущие на себя функцию выступать от имени всего общества, уже возлагают на себя ответственность за судьбу общества и его граждан. С другой стороны, в связи с наличием у полити­ков властных полномочий и реальных средств принуж­дения всегда существует опасность их злоупотребления властью в ущерб многим людям.

Политическая этика современного общества по сво­ему определению не может допускать моральный диктат и излишнее морализаторство, она не должна претендовать ни на что другое, кроме как быть регулятором общедемокра­тического принципа свободы в политической деятельности, служить тому, чтобы с помощью институтов представитель­ной демократии, принципа разделения властей и механизма узаконения конфликтов поставить государственную власть под контроль гражданского общества. Главная ее цель должна состоять не в том, чтобы покончить с политическим противоборством, а в том, чтобы привнести в него куль­туру. Ее главные требования должны сводиться к требова­ниям самоограничения власти, установления верховенства закона, автономности личности, толерантности, защиты прав и свобод граждан. Не освобождая политику от мораль­ной ответственности, а наоборот, выявляя степень такой ответственности, политическая этика должна в то же время, по замечанию Б. Сутора, освобождать ее от чрезмерной моральной нагрузки, а моральное сознание — от неумест­ного наставничества со стороны политики.

Таблица 2

Новые понятия и категории

Мораль, этика, профессиональная этика, административная этика, этикет, служебный этикет, моральный принципы, ценности, нормы.

Темы докладов и рефератов

1. Этика как наука о морали.

2. Мораль и нравственность. Функции морали

3. Мораль и право.

4. Мораль и моральные отношения как составляющие этики.

5. Специфика моральных ценностей.

6. Соотношение понятий «мораль» и «нравы».

7. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.

8. Административная этика и управленческая этика: соотношение понятий.

9. Служебная этика и служебный этикет.

10. Важнейшие компоненты системы моральной регуляции.

11. Формирование этики государственных и муниципальных служащих.

12. История развития деловой этики в России.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте понятия «этика», «мораль», «нравственность».

2. В чем заключается особенность моральной регуляции, в чем ее отличие от регулятивного воздействия права на поведение и деятельность людей?

3. Каковы основные функции морали. Охарактеризуйте их.

4. Из каких компонентов состоит система моральной регуляции?

5. В чем заключается специфика моральных ценностей?

6. Как соотносятся моральные ценности с нормами и принципами морали?

7. Как соотносятся понятия «мораль» и «право»; «мораль» и «нравы»?

8. Что такое «этосология»?

9. Какое значение имеет знание специфика национальных нравов для сферы государственного управления.

10. Перечислите виды профессиональной этики.

11. Охарактеризуйте уровни профессиональной культуры государственного и муниципального управления.

12. Что является объектом изучения административной этики?

13. Чем отличается управленческая этика от административной этики?

 

Новые понятия и категории

Утилитаризм, деонтология, индивидуальная этика, социальная этика, политическая этика.

Новые понятия и категории

Экономическая этика, корпоративная этика, социальная ответственность бизнеса, корпоратизм, конформизм.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию «экономическая этика».

2. Какова сфера деятельности и предмет экономической этики?

3. Насколько применимо понятие морали в современных рыночных условиях?

4. В чем заключается значение понятия «социальная ответственность бизнеса»? Чем она отличается от юридической ответственности?

5. В чем основные причины возросшей значимости социальной ответственности бизнеса в современном мире?

6. Какие «плюсы» и «минусы» можно выделить социальной ответственности бизнеса?

7. Какие современные подходы выделяют к проблеме взаимоотношения власти и бизнеса. Каковы основные этические аспекты этих отношений?

8. Назовите основные этические проблемы на макроуровне деловых отношений.

9. Назовите основные этические проблемы на микроуровне деловых отношений?

10. Что такое социальная ответственность организации?

11. Охарактеризуйте механизм влияния этики на социальную ответственность организации.

12. Назовите преимущества и недостатки политики социальной ответственности организации.

13. В чем состоит сущность важнейших принципов социальной ответственности организации?

14. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.

15. Какие меры необходимо принимать для повышения уровня этичности в деятельности организаций?

16. Что такое этические нормы в деятельности организации?

17. Какие виды морали действуют в организациях нашей страны в период становления рыночных отношений?

18. Какие меры используются организациями для повышения этического уровня организации и сотрудников?

19. В чем состоит сложность решения этических проблем в организациях?

20. Что такое авторитет руководителя? Назовите факторы, оказывающие влияние на авторитет руководителя.

21. Что такое коллектив, личность, индивидуальность?

22. Что такое морально-психологический климат коллектива? Назовите способы регулирования межличностных отношений в коллективе.

 

 

Новые понятия и категории

Коррупция, конфликт интересов, кодекс поведения государственных и муниципальных служащих, лоббизм, этика оказания влияния, электорат.

Вопросы для обсуждения

1. Чем можно объяснить рост бюрократизма на государственной и муниципальной службе?

2. Что характеризует коррупцию как социальную и этическую проблему?

3. В чем заключается общественная опасность коррупции?

4. Каковы основные причины развития коррупции в системе государственного и муниципального управления?

5. На чем должна основываться антикоррупционная политика государства?

6. Почему при разработке этических кодексов государственных и муниципальных служащих должно уделяться особое внимание мерам по предупреждению конфликтов интересов?

7. В заключается сущность лоббизма как одной из форм функционального представительства интересов в современном государстве?

8. Как регулируется лоббистская деятельность в современных странах?

9. Прочитайте фрагмент текста из Указа Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих и ответьте на вопросы:

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

 

1. Исходя из Указа Президента РФ, дайте определение конфликта интересов. Определите, какие положения данного акта прямо связаны с проблемой регулирования конфликта интересов на государственно службе.

2. Какие действия должен предпринять государственный служащий при угрозе возникновения конфликта?

Новые понятия и категории

Добросовестность, служебный долг, нравственная культура, профессионализм, административная мораль.

Вопросы для обсуждения

1. Почему сегодня необходимо ориентироваться на нравственные и духовные методы управления, а не на административные методы управления?

2. Какую роль играет индивидуальная нравственность в жизни человека?

3. Каким образом соотносится нравственная культура и профессионализм государственного и муниципального служащего?

4. Какие ценности необходимо рассматривать в качестве высшего критерия нравственности государственного и муниципального служащего?

 

Новые понятия и категории

Этический кодекс, кодекс этики и служебного поведения, этические комиссии, комитеты по этике, карты этики, этическое консультирование.

Вопросы для обсуждения

1. Какую роль в повышении этического уровня государственных и муниципальных служащих играет их этическое обучение?

2. Чем объясняется значение нравственно-этических характеристик государственной и муниципальной службы для современного этапа развития России?

3. Какие нравственные нормы необходимо включить в этический кодекс государственного и муниципального служащего?

4. Прочтите и проанализируйте, приведенные в Приложении 2 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Ответьте на следующие вопросы:

5. Что представляет собой Типовой кодекс?

6. С какой целью был разработан Типовой кодекс?

7. Какие морально-нравственные характеристики положены в основу данного документа?

8. Какие этические правила служебного поведения закреплены в Типовом кодексе?

9. Какова ответственность за нарушение положение Типового Кодекса?

10. В каких органах власти и органах местного самоуправления разработаны соответствующие этические кодексы?

 

Новые понятия и категории

Организационная культура, демократическая культура управления, культура самоуправления, закономерности межличностных отношений.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные закономерности межличностных отношений, которые необходимо учитывать в системе государственного и муниципального управления.

2. В чем проявляется нравственный смысл правил поведения должностных лиц?

3. Назовите технические правила комплимента?

4. Назовите психологические правила комплемента?

5. Охарактеризуйте коммуникативные эффекты — риторический инструментарий, применяемый в риторике.

6. Охарактеризуйте роль речи и ее культуры в деловом общении.

7. Охарактеризуйте качество умения слушать как один из главных показателей культуры человека.

8. Назовите правила проведения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории.

Новые категории и понятия

Служебная этика, критика, правила критики, этикет деловых отношений.

Вопросы для обсуждения

1. В каких служебных ситуациях поведение служащих регулируется правилами этикета?

2. Назовите основные принципы составляющие основу служебного этикета.

3. Какое значение в деятельности государственных и муниципальных служащих имеет соблюдение этические требование вежливости, тактичности, скромности и т.д.?

4. В чем сходство и различие между очной деловой беседой и телефонным разговором?

5. Назовите этические нормы поведения при телефонном разговоре.

6. Раскройте основные этические нормы поведения, связанные с необходимостью эффективно принять или передать информацию в процессе телефонного разговора.

7. Что такое деловое письмо?

8. Перечислите общие требования к написанию деловых писем.

9. Охарактеризуйте требования по содержанию деловых писем.

10. Каковы этические нормы выбора времени и места совещания? Раскройте основные рекомендации по оснащению помещения для служебных совещаний.

Новые понятия и категории

Конфликт интересов, конфликт истин, компромисс, консенсус, конфронтация, политический плюрализм, этика ненасилия.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое политическая этика?

2. Почему политика не может обойтись без морали?

3. В чем особенности взаимоотношения политики и морали?

4. Каковы основные положения этики политического конфликта?

5. Какова роль и значение конфликтов в политической жизни?

6. В чем состоит этическое значение политического компромисса?

7. Охарактеризуйте стадии и этапы деловых переговоров.

8. Раскройте сущность основных подходов ведения переговоров

9. Перечислите правила, помогающие убедить партнера по переговорам.

10. Соблюдение, каких правил может обеспечить успешное проведение переговорного процесса?

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСРВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие морали, этики и нравственности. Мораль и право. Этические нормы и нормы закона.

2. История развития деловой этики в России.

3. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.

4. Этические теории: утилитаристская теория и абсолютистская этика.

5. Этическая теория Э. Фромма.

6. Политическая этика как составная часть социальной этики. Б. Сутор и его исследование «малая политическая этика».

7. Этика деловых отношений, ее принципы.

8. Этические проблемы на макро- и микро- уровне.

9. Социальная ответственность организации. Юридическая ответственность организации.

10. Преимущества и недостатки социально политики организации.

11. Управление этическим уровнем организации.

12. Роль и значение этических кодексов в деятельности организации.

13. Этический кодекс: роль, значение, основное содержание.

14. Основные разделы правил этики организации

15. Специфика (виды) морали в российских организациях.

16. Сложность решения этических проблем в организации.

17. Этические нормы в деятельности организации.

18. Мораль и хозяйственное производство в трудах А. Смита. Мораль и рыночное хозяйство в современных условиях.

19. Этика взаимоотношений государства и бизнеса. Социальная ответственность бизнеса. Особенности российской модели корпоративной социальной ответственности.

20. Роль этических норм в коллективе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.187 с.)