Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статус и защита прав этнических меньшинств
Меньшинство – группа, которая, как правило, находится в численно не доминирующем по отношению к остальной части населения; и может обладать этническими, религиозными или языковыми отличиями от окружающего населения. Группа обладает чувством солидарности и желанием сохранить свою культуру, традиции, религию или язык. Однако бывают и исключения, когда статус меньшинства может определяться не численностью группы, а ее отличительными чертами. Группа, составляющая большинство населения, в результате дискриминации другой этнической группой также может считаться «меньшинством». Наиболее распространенными являются этнические, религиозные и языковые меньшинства. Религия одновременно выступает как отличительный признак этнического меньшинства (например, русские-православные, татары-мусульмане), так и является основой для формирования меньшинства в составе одного этноса (например, русские-мусульмане, татары-православные и т.д.). Религиозное меньшинство – это совокупность лиц, придерживающихся вероисповедания, отличного от вероисповедания большинства. Отрицающие религию (атеисты) также могут формировать меньшинство в противовес верующему большинству и подвергаться различного рода дискриминации (например, в мусульманских странах Персидского залива, Иране и т.д.). Языковые меньшинства могут формироваться как в рамках отдельного языка, так и на основе диалекта. Этничность – это форма идентичности человека и культурная традиция, на основе которых возникают и существуют этнические общности (народы или национальности). Этническое самосознание играет главную роль в формировании этнического меньшинства. Солидарность индивидов по этническому признаку позволяет сохранить свою самобытность и национальное правосознание. Этническая идентичность может носить многоуровневый характер, особенно в случае большого количества населения смешанного этнического происхождения. Отдельного внимания заслуживает обращение к понятию «этническая диаспора». В научной литературе можно встретить различные определения диаспоры, в основе которых лежат этнические, религиозные, экономические, политические и др. критерии. Большинство исследователей полагают, что диаспора – это часть народа, проживающая за пределами своего национального государства. Диаспора, в отличие от этнической группы, всегда институциирована и несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание. Для определения диаспоры выделяется ряд базовых характеристик: 1) этническая идентичность (в том числе сохранение этнического самоназвания, внешне проявляющегося в форме этнонима); 2) общность культурных ценностей; 3) социокультурная антитеза, выражающаяся в стремлении сохранить этническую и культурную самобытность; 4) представление (чаще всего в виде архетипа) о наличии общего исторического происхождения.
Классификации диаспор в литературе различны. В самом общем виде выделяют «классическую» (евреи, армяне) и «новую» (трудовые мигранты) диаспоры. Г. Шеффер предложил следующие виды диаспор: 1) с глубокими историческими корнями (армяне, евреи, китайцы); 2) сравнительно новые (греки, поляки, турки); 3) зарождающиеся (корейцы, филиппинцы, русские); 4) находящиеся на ранней стадии формирования (американцы); 5) этнонациональные (пользующиеся поддержкой своего национального государства); 6) не имеющие своего государства (курды, цыгане, палестинцы). Р. Коэн выделяет диаспоры-жертвы (еврейская, армянская, африканская, ирландская и палестинская), имперские (древнегреческая, британская, русская), трудовые (индийская, китайская, японская, турецкая, итальянская), торговые (ливанская, китайская, индийская) и др. Важно проследить соотношение понятий «этническое (национальное) меньшинство», «этническая группа» и «диаспора». Диаспоры формируются на основе этнических групп, но не всегда совпадают с ними по объективным характеристикам. В отличие от этнических групп обязательным компонентом диаспоральности является наличие представления о государстве (регионе) исхода (либо его символе), стремление сохранить с ним связь если не физически (идея «собирания», возвращения), то хотя бы в духовном смысле. Для этнической группы – это возможный, но необязательный признак. В этнокультурном смысле диаспоры представляют собой более широкое понятие, чем этнические группы, поскольку их консолидация способна выходить за пределы отдельных государств и приобретать институциональные формы. В то же время в правовом поле понятие диаспоры отсутствует: и международное, и российское право, говоря о диаспорах, оперируют термином «национальные меньшинства», хотя эти понятия совпадают лишь частично. Термин «национальное меньшинство» можно отнести к этнической группе, которая может являться диаспорой, но лишь в отдельном государстве. Соответственно диаспора в мировом масштабе будет являться совокупностью «одно-национальных меньшинств» в различных государствах.
Проблема этнических меньшинств тесно связана с территориальной целостностью государства, ее соотношением с правом на самоопределение. Попытки односторонней сецессии, сепаратизм и межэтнические конфликты являются предметом особого беспокойства политических элит. Ч. Фун выделил четыре основных вида лояльности этнических сообществ в многонациональных государствах. Они могут быть лояльны по отношению к: а) той стране, гражданами которой являются, ‑ так называемое «внутреннее притяжение государства» (internal national pull); б) своей этнической группе, проживающей в данной стране, ‑ «внутриэтническое притяжение» (internal ethnic pull); в) той стране, откуда приехали сами или происходят их предки, ‑ «притяжение государства извне» (external national pull); г) своей этнической группе, проживающей в той стране, откуда эмигрировали они сами или их предки, ‑ «внешнее этническое притяжение» (external ethnic pull). Исследователи выделяют два подхода к решению проблем этнических меньшинств - культурный и политический. Реальной гарантией прав этнических меньшинств являются лишь гарантии политические, при том что значительная часть особых интересов миноритарных сообществ сосредоточена в сфере культуры, воспитания, образования, традиций. Самоопределение этнических меньшинств в рамках многонационального государства может происходит либо в форме создания собственного государства (наиболее крайний вариант, часто в результате вооруженного конфликта), либо в форме образования автономии. Выделяют территориальную (этнотерриториальную), корпоративную и культурно-национальную автономию. Для этнотерриториальной автономии необходимо компактное расселение этнического меньшинства. Образуются автономные области, округа, районы, имеющие, как правило, географические названия или указывающие на национальную принадлежность (Автономная Республика Крым, Республика Татарстан и др.). Этнотерриториальная автономия в зависимости от объема полномочий может быть политической (осуществляет часть государственных функций) либо административной (без права издания местных законов). Корпоративная автономия, как правило, заключается в предоставлении этническим меньшинствам мест в государственном аппарате, а государственные служащие-представители других народов обязуются знать язык и традиции местного населения (например, в Индии). Культурно-национальная автономия создается в случае дисперсного проживания этнических меньшинств. Им позволяется создавать свои объединения, которые в основном занимаются культурно-бытовыми вопросами, сохранением и развитием языка, но могут участвовать в политической жизни путем представительства в некоторых органах государства (например, Австрия, Венгрия, Россия).
Правовое регулирование культурных потребностей и интересов осуществляется в форме гарантий равенства культур, защиты культур этнических меньшинств и поддержки создания всевозможных обществ и учреждений, ориентированных на этнические культуры. Эти гарантии, как правило, оговариваются специальными законодательными актами. Особое внимание уделяется языку, ибо часто именно языковые проблемы являются определяющими в положении этнических меньшинств. В большинстве стран с полиэтничным составом населения законодательно определяется статус языков национальных меньшинств. Юридические нормы регулируют вопросы, связанные с использованием языков меньшинств в официальных отношениях, в средствах массовой информации, в образовании.
Глава 6 Проблема определения национального меньшинства В настоящее время для обозначения этнических групп в иноэтничном окружении используется целый ряд терминов, дефиниция которых не всегда четко определена, например: «национальное меньшинство», «этническое меньшинство», «малая этническая группа», «диаспора». Выработке единого общепринятого научного определения понятия препятствуют несколько обстоятельств как научного, так и политического характера (разнообразие реальных групп, к которым применяется данный термин; социальных контекстов, в которые оказываются включенными эти группы; позиций заинтересованных сторон (правительств, политиков, ученых и др.). Одну из первых доктринальных дефиниций предложил профессор Д. Зобернхайм (Германия), разработавший в 1920 г. проект договора о регулировании положения национальных меньшинств. В ст. 1 разработанного им проекта говорилось, что меньшинства в государстве – это национально отграниченные группы населения, которые намереваются и способны к ведению национальной частной жизни. В рамках Лиги Наций, несмотря на многочисленные соглашения по вопросам меньшинств, не было разработано критериев принадлежности какого-либо лица к определенному национальному, религиозному или языковому меньшинству. Меньшинство не рассматривались как группа, коллектив людей одной национальности, языка, религии, а обозначали лишь совокупность конкретных индивидов какой-либо определенной национальности. В принятом 31 июля 1930 г. Постоянной палатой международного правосудия консультативном заключении в отношении эмиграции болгарских греков указывалось, что критерием понятия общины в контексте статей Греко-болгарская конвенции от 27 ноября 1919 г. является «наличие коллектива лиц, проживающих в одной стране или местности, имеющих одну расу, религию, язык и одни традиции и объединенных, благодаря совпадению этой расы, этой религии, этого языка и этих традиций, чувством солидарности с тем, чтобы сохранить свои традиции, поддерживать свою религию, обеспечить обучение и образование детей в соответствии с духом и традициями их расы и оказывать друг другу помощь».
После Второй мировой войны понятие меньшинства разрабатывалось на сессиях Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1947 и 1950 гг., а также на иных международных форумах. Уже в своем первом докладе в 1947 г. Подкомиссия дала рабочее определение лицам, относящимся к меньшинству: «… группы с четко определенными этническими, религиозными или языковыми характеристиками, отличающиеся от остальной части населения и стремящиеся к установлению с ними особого отношения…». Большое внимание Подкомиссия уделила классификации групп меньшинств, выделив следующие: 1) прочно устоявшиеся национальные группы, которые, как правило, состоят из приграничного населения; 2) группы, находящиеся в процессе укоренения на землях, на которые они эмигрировали или где нашли убежище (например, второе поколение иммигрантов); 3) группы, подпадающие под влияние процесса быстрой социальной эволюции, особенно среди «отсталых народов»; 4) общности, которые сохранили свои специфические особенности, но вместе с тем вполне удовлетворены своим правовым положением, в силу чего утратили стремление к достижению особого статуса; 5) группы, в которых только часть изъявляет желание сохранить свои отличительные характеристики, в то время как остальные члены стремятся к ассимиляции с доминирующим населением государства; 6) отдельные разобщенные малочисленные группы. В 1950 г. Подкомиссия разработала Резолюцию «Определение понятия меньшинства в целях защиты их ООН». В ней было дано определение «меньшинства» как группы лиц, обладающих характерными расовыми, национальными, религиозными, языковыми традициями, отличающих их от большинства населения и нуждающихся в специальной защите. Словосочетание «национальное меньшинство» было употреблено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 1 августа 1975 г. в Хельсинки. В 1977 г. Специальный докладчик Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Ф. Капоторти в докладе на сессии ООН предложил определение, ставшее наиболее распространенным в документах ООН: меньшинство – это «меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой – граждане этого государства – обладают с этнической, религиозной или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенное, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка».
Однако в 1984 г. в рамках Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств было подготовлено определение, согласно которому меньшинство – это «группа граждан данного государства, представляющих собой численное меньшинство и не занимающих господствующее положение в этом государстве, обладающих этническими, религиозными или языковыми характеристиками, отличающимися от характеристик большинства населения, солидарных друг с другом, движимых, пусть даже косвенно, коллективным стремлением к выживанию и стремящихся к достижению фактического и юридического равенства с большинством». В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, в которой приведен ряд критериев, на основании которых меньшинство может быть признано таковым: быть численно меньшим, чем основная группа населения, пусть даже и почти равная ей по численности; иметь расовые (национальные, этнические), религиозные или языковые отличия и собственные традиции; стремиться сохранить свои традиции и отличия от других, проявляя в этом внутреннюю групповую солидарность; иметь желание передать свое своеобразие через систему воспитания и образования своим поколениям, потомкам; обладать групповым самосознанием и восприниматься как отдельная общность другими группами населения; постоянно проживать на данной территории; быть численно способным самостоятельно поддерживать свою самобытность; состоять из жителей, лояльных по отношению к государству проживания. В промежуточном докладе А. Эйде 1992 г. отдельно выделяются группы обосновавшихся на постоянное жительство (settled groups) и недавних иммигрантов (recent immigrants); компактно и дисперсно проживающие группы меньшинств; группы, отличающиеся в определенном отношении от остального населения, а именно в отношениях религии, языка, этнической или культурной идентичности. В 1997 г. Рабочая группа по меньшинствам Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств приняла рабочее определение меньшинств, предложенное С. В. Черниченко, согласно которому «меньшинство означает группу лиц, в принципе постоянно проживающих на территории государства, численно меньшую по отношению к остальному населению этого государства, т. е. составляющую менее половины его населения, которые обладают национальными или этническими, религиозными и языковыми, а также иными связанными с ними характеристиками (культурой, традициями и т. п.), отличающимися от подобных характеристик остального населения и проявляющих стремление к сохранению существования и самобытности такой группы». Определение национальных меньшинств дается и в нормативных документах региональных организаций. В 1990 г. Европейская комиссия по обеспечению демократии посредством права дала следующее определению национальному меньшинству – это «группа лиц», состоящая из граждан данного государства численностью меньше «остальной части» его населения; состоит из лиц, отличающихся от «остальной части населения» государства этнически, религией и языком; руководствуется желанием сохранить свою культуру, традиции, религию или язык. В соответствии с Европейской Хартией о региональных языках и языках меньшинств ETS № 148 от 5 ноября 1992 г. меньшинства – это граждане данного государства, которые образуют группу, меньшую в численном отношении, чем остальное население данного государства, говорят на языке, отличном от официального языка данного государства, но этот язык, хотя и используется традиционно на территории государства, тем не менее, не может быть прямо привязан к конкретному географическому пространству на территории данного государства. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г. гласит, что лица, принадлежащие к национальному меньшинству, имеют этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность, которая в демократическом обществе должна уважаться. В рамках Содружества Независимых Государств принята Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам от 21 октября 1994 г. в которой под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны (ст. 1). В Конвенции отражены 3 признака в определении понятия «лица, принадлежащие к этническому меньшинству»: 1) меньшинство должно состоять из граждан данного государства (необходимость данного критерия объясняется, прежде всего, тем, что лишь в этом случае государство может юридически обоснованно защищать права как отдельных лиц, принадлежащих к этническому меньшинству, так и группы, которую они составляют); 2) меньшинство должно отличаться от остального населения государства культурой, языком, религией, традициями, быть самобытным, желать и стремиться сохранить свою самобытность (в свою очередь государство, на территории которого проживает меньшинство, должно уважать его самобытность и содействовать ее сохранению и развитию); 3) меньшинство должно достаточно долго проживать на территории данного государства, быть укоренившимся (беженцы, трудящиеся-мигранты, перемещенные лица не могут быть меньшинством потому, что они не являются гражданами данного государства, а также потому, что по международному и национальному праву большинства государств такие группы имеют иной статус, который регулируется отдельными конвенциями и законами). Несмотря на то, что в России до настоящего времени не принято комплексного закона, посвященного защите прав национальных меньшинств, попытки дефиниции предпринимались неоднократно. Так, в проекте закона о национальных меньшинствах Российской Федерации 1993 г. содержалось следующее определение национального меньшинства: 1) это ‑ часть народа; 2) проживает за пределами своего национально-государственного или национально-территориального образования, в инонациональной среде; 3) сохраняет национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа; 4) может быть частью народа, не имеющего своего национально-государственного или национально-территориального образования, как в составе Российской Федерации, так и за ее пределами. Определение термина «национальное меньшинство» пытаются дать и на уровне субъектов РФ. Например, в проекте Закона РТ «Об обеспечении прав национальных меньшинств в Республике Татарстан» 1995 г. давалось следующее определение: «… Под «национальным меньшинством» понимается – часть этноса (народа), постоянно проживающая в Татарстане как компактно, так и дисперсно, имеющая или не имеющая свое национально-государственное или национально-территориальное образование вне пределов Республики Татарстан и состоящая из граждан Республики Татарстан, отличающихся от остального ее населения языком, самобытной культурной и традициями и объединенных общим этническим самоназванием и самосознанием своей общности» (ст. 1). На основе изложенного можно определить понятие «национальное меньшинство» как юридическую категорию, характеризующую такие социальные группы в государстве (или на отдельной его территории), для которых из-за этнических, языковых, религиозных или культурных признаков в силу действующего внутригосударственного (регионального) законодательства ограничена или затруднена возможность реализации прав и свобод человека, безусловно, распространяющихся на основное население государства (этническое большинство в регионах). Кроме того, следует подчеркнуть, что этнические, языковые, религиозные и культурные различия есть объективное свойство, но меньшинство осознает себя как таковое лишь при наличии субъективного элемента ‑ чувства солидарности для сохранения своей самобытности, проявляющегося в национальном самосознании.
Глава 7
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.023 с.) |