Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плюральные (смешанные) правовые системы
Плюральные правовые системы характеризуются сосуществованием на одной территории государственного законодательства и официально признанных обычаев и религиозных норм. В основном подобные системы являются наследием колониальной системы управления, когда система государственного права, основанная на системе англосаксонской (общей) или романо-германской (континентальной) правовой семьи, допускает существование норм обычного или религиозного права в рамках соответствующих этноконфессиональных общин. Официальное признание обычая или религиозной нормы в качестве права государством (придание юридической силы) называется санкционированием. Санкционирование может осуществляться либо через прямую отсылку в законе к традиционной норме (наиболее распространенный вариант). Другой способ ‑ судебное решение, когда суд через систематическое применение этноконфессиональной нормы придает ей обязательный статус. Как правило, последний способ чаще используется в странах англосаксонской правовой семьи ‑ бывших колониях Великобритании. В системе колониального права, существовавшей в XVII-первой половине XX вв,. важные для метрополии сферы (административная, торговая, общеуголовная) были исключительной компетенции властей, тогда как семейные и наследственные отношения относились к сфере традиционного регулирования. Государства Африки, бывшие ранее колониями Великобритании, Франции, Бельгии, Испании, Португалии и др., в настоящее время относятся к странам со смешанной правовой системой. В частности, в ЮАР до сих пор признаются местные народные обычаи в качестве права личного статуса. В Северной Африке велико значение мусульманского права, приверженность которому отражается в конституционных актах. Право многих стран Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.), восприняв английские и голландские законы, по-прежнему сохраняют традиционные социальные регуляторы. Так, в Пакистане на законодательном уровне признается верховенство шариата, а в Индии индуисты и мусульмане имеют право регулировать брачные и наследственные отношения по нормам собственных религий. В Индонезии наряду с шариатом признается действие индуистского права и местных обычаев (адата).
Религиозные нормы играют ведущую роль на Ближнем Востоке. В Сирии и Ливан право личного статуса определяется вероисповеданием человека. В Саудовской Аравии шариат занимает доминирующее положение. В Иране законодательство основано на шиитском толке шариата и элементах романо-германской правовой системы. В Израиле Тора и Талмуд признаются источниками гражданского права, на которые могут ссылаться суды. Причем до 2010 г. в Израиле официально можно было официально заключить только религиозный брак, так как светские браки не регистрировались. Обычаи продолжают играть существенную роль в странах Центральной и Южной Америки. В 15 из 20 конституций стран региона содержится упоминание о признании обычного права. В Мексике, Боливии, Эквадоре Перу, Гватемале и др. странах сохраняется традиционный режим земель индейских общин. В Колумбии, Перу, Никарагуа, Боливии, Парагвае, Венесуэле за индейскими общинами признается право на самоуправление, в том числе на ограниченное применение традиционных норм. Ряд стран (например, Мексика) допускает применение обычных норм местного населения в государственных судах.
Обычные и религиозные суды Практически во всех странах со смешанной правовой системой действуют обычные и религиозные суды, на которые возложено решение семейных, наследственных, имущественных, земельных споров. Правом обращения в подобные суды обладают представители соответствующей этнической группы (племени) либо конфессии. Обычные и религиозные суды могут быть как единоначальными (например, суд вождя племени; суд кадия в исламе), так и коллегиальными (совет старейшин, конклав в каноническом праве). Главное отличие обычного суда от религиозного в том, что если первый исторически был в первую очередь примирительным органом, в котором спорящих членов группы старались примирить в виду необходимости сохранения целостности семьи, рода, племени, то религиозные суды, возникшие в ходе разложения родоплеменного строя, в первую очередь исполняют функцию наказания виновных вплоть до устранения их из общества. Таким образом медиация больше присуща обычным судам, нежели религиозным. Тем не менее, в случае, если община верующих относительно немногочисленна, религиозные судьи также могут прибегать к примирению сторон, особенно на уровне семей.
Вторым отличием является строгость следования традиционным нормам. Исследователи отмечают, что старейшины могли изменять (или не применять) обычаи в случае их нецелесообразности. Религиозные же суды не могут отойти от священных текстов, поскольку в противном случае могут потерять свой авторитет в глазах верующих. Третьим отличием является то, что обычные суды, как правило, возникают в местах исторического компактного расселения этнической группы (например, в поселениях горцев Кавказа, индейцев Америки и др.), тогда как религиозные суды могут формироваться и в сообществах мигрантов либо неофитов. К примеру, отмечается, что в сообществах мусульман в Европе и Северной Америке функционируют шариатские «суды», «советы», неофициально исполняющие судебные полномочия. Это ставит государство перед проблемой борьбы с «параллельной юстицией», так как подобные суды периодически нарушают права и свободы человека, в особенности женщин и детей. Глава 5
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.007 с.) |