Правовые и антропологические подходы к пониманию права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые и антропологические подходы к пониманию права



 

Для более подробного исследования обычаев и религиозных норм нам необходимо изучить существующие научные подходы по отношению к месту и роли наиболее важных социальных регуляторов в обществе (обычаи, религиозные нормы, право). Все научные направления по данному вопросу делятся на две большие группы: правовые подходы и антропологические подходы.

Здесь необходимо заметить, что правовые подходы могут придерживаться узкого и широкого правопонимания. Под узким правопониманием предполагается сведение права лишь к законам государства. Широкое же правопонимание рассматривает под правом не только государственные законы, но и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы субкультур).

При этом антропологические подходы практически всегда придерживаются широкого понимания права, в то время как в правовых подходах есть существенные различия. Рассмотрим основные концепции правопонимания, принятые в теории права.

Теологическая концепция. Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. Под истинным правом (законом) понимаются только божественные установления. При этом общественное регулирование, осуществляемое правителями государства, не должно прямо противоречить божественным заповедям. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что вавилонский царь Хаммурапи утвердил правду и справедливость по всей стране после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. В христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся средневековый богослов Фома Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальная). Во главе иерархии находится Бог, а духовный мир возглавляется Папой Римским как наместником Бога на земле.

Аналогичный подход к праву существует в исламе, иудаизме, индуизме. Религиозные нормы рассматриваются как законы, при этом обычаи и законы, не соответствующие божественным велениям, признаются человеческим творением. При этом в юриспруденции существуют термины «религиозное право», «мусульманское право», «иудейское право», «индуистское право» и т.д. Например, в исламе законы Аллаха (шариат) считаются всеобъемлющими и регулируют все сферы жизни без исключения (совершение молитв, семейные и имущественные отношения, преступления и наказания и т.д.).

Естественно-правовая концепция. Наряду с государственным правом существует естественное право, свойственное человеку от рождения, стоящее выше законодательства и предшествующие ему. Естественные права (право на жизнь, свободу, равенство, достоинство, личную неприкосновенность, собственность и др.) принадлежат каждому человеку от рождения и неотъемлемы. Государственные законы должны соответствовать естественным правам.

В настоящее время выделяют два основных направления теории естественного права: 1) неотомистская теория (основана на теологической концепции Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог; 2) светская теория, согласно которой естественные права исходят из самой природы человека как социально-биологического существа. Одновременно естественная теория права, наряду с широким подходом, не выделяет обычаи и религиозные нормы как право. Обычаи и религиозные нормы, не отвечающие принципам свободы, равенства, уважения достоинства личности (например, кастовая система в индуизме, неравенство между мужчиной и женщиной в традиционном обществе и др.) рассматриваются многими сторонниками концепции как несправедливые и неправовые.

В рамках концепции естественного права появилась теория общественного договора. Основой теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Поэтому сторонники естественного права считают государство результатом особого юридического акта ‑ общественного договора, который является порождением разумной воли народа.

Проблема обычаев и религиозных норм в рамках концепции общественного договора особо не разрабатывались. Однако общим между теорией общественного договора и естественно-правовой концепцией является абсолютизация естественных прав человека и негативное отношение к нормам, нарушающим принципы свободы и равенства. Тем не менее, сторонники данной теории, придерживавшиеся широкого подхода к праву, оказали определенное влияние на социологическую школу права (право как продукт коллективного согласия) и концепцию правового плюрализма.

Историческая школа права. Появилась на территории современной Германии в начале XIX в. Основоположником направления был профессор Геттингенского университета Г. Гуго (1764-1844). В дальнейшем видными представителями этой школы стали К. Савиньи (1779-1861) и Г. Пухта (1798-1846). Историческая школа отвергала естественно-правовую доктрину. Теоретики исторической школы права утверждали, что действующее в государстве право возникает спонтанно и не по усмотрению законодателя. Право образуется путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, принятых в народе (обычаев). Таким образом, государственное право появляется из обычного права, из «народного духа». Следовательно, невозможно искусственно сконструировать систему законов, если она не согласуется с народными традициями. Поэтому особое место сторонники школы уделяли изучению традиционных норм современного им германского общества.

Психологическая концепция. Данная теория сложилась в начале XX в. Основоположником ее является российский ученый Л.И. Петражицкий (1867-1931). По мнению Л.И. Петражицкого, главным источником права являются чувства, инстинкты, психика людей. Поэтому позитивное (государственное) право играет крайне ограниченную роль. Право рассматривается широко: под ним понимаются не только нормы, официально не признанные государством, но и нормы, которые преследуются со стороны государства и запрещены законодательством. Люди в своем поведении руководствуются не установлениями государства, а эмоциями, психикой. Эмоции и переживания являются главным регулятором общественных отношений, интуитивным правом. Государственное право в первую очередь определяется правом интуитивным. Отсутствие же между ними взаимодействия может приводить к социальным конфликтам.

Психологическая концепция права относит к праву и этноконфессиональные нормы, также определяемые интуитивным правом, причем складывающиеся в процессе повседневной жизни обычаи (старые и новые) имеют первичный характер по отношению к нормам религии («праву религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения»).

Юридический позитивизм. Одними из ярких представителей концепции были англичанин Дж. Остин (1790-1859), француз Л.П.Ф. Кабанту (1812-1872), немец К. Бергбом (1849-1927).

Юридический позитивизм относится к «узкому» правопониманию, так как рассматривает государственную волю как единственный источник права, устанавливает принцип строгого следования закону, выстраивает четкую иерархию социальных норм.

На основе юридического позитивизма в первой половине XX в. возникает юридический нормативизм. Основателем данного направления был австрийский юрист Г. Кельзен (1881-1973). Он предложил «чистую теорию права», под которой понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. По мнению Г. Кельзена, юриспруденция, как наука о должном, призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями норм права (это задача истории, этики и др.), а сугубо юридическим (нормативным) содержанием права.

Социологическая школа права. Социологическая юриспруденция формируется в конце XIX в. В это время появляются правовые концепции в рамках общей социологии и начинают распространяться социологические методы в юриспруденции. Основателями являются француз Ф. Жени (1861-1959), австриец Е. Эрлих (1862-1922), российские ученые С.А. Муромцев (1850-1910) и Г.Д. Гурвич (1894-1965), американец Р. Паунд (1870-1964). Сторонники данной теории считают, что право возникает и действует при реализации законов. Тем самым право воплощается не в государственном (позитивном) праве, называвшемся «мертвым», а в сфере правоприменительной практики («живое» право). Реальное поведение субъектов правоотношений (физических и юридических лиц) формирует «живое» право. При этом судьи и чиновники, восполняющие пробелы в законах своими решениями, формируют лишь часть права. Различные этнические, религиозные, сословные и иные социальные группы в процессе взаимодействия формируют свои правовые системы, которые могут быть гораздо эффективнее государственного права (к примеру, Е. Эрлих выделял «воровское право» ‑ правила преступных сообществ). На базе социологической школы права и психологической теории Л.И. Петражицкого в США Дж. Френком (1889-1957) и К. Ллевеллином (1893-1962) было сформировано направление правового реализма, которое отвергало нормативный характер права в принципе и сводило его к деятельности судьи и должностных лиц, разрешающих спонтанно возникающие конфликты.

Важную роль в развитии теории правовых систем и особенно в формировании концепции правового плюрализма сыграли и антропологические школы, в частности, Американская историческая школа Ф.Боаса и Функциональная школа Б.Малиновского. Несмотря на то, что сам Ф. Боас специально не занимался изучением феномена права, он, тем не менее, своей идеей о самоценности каждой культуры- заложил основу для возникновения самой концепции правового плюрализма. А основоположник функционализма Б. Малиновский, рассматривая «примитивное право» сточки зрения его консолидирующей и регулирующей функции в обществе во многом предопределил подходы юристов школы правового реализма.

Концепция правового плюрализма. К выводам о плюрализме источников права в обществе в XIX-XX вв. приходили Э. Дюркгейм, Е. Эрлих, Г. Гурвич, Б. Малиновский, Р. Паунд, К. Ллевеллин и др. Они считали, что право осуществляет функцию по упорядочиванию общественных отношений и признавали существование множества правовых порядков, отличных от государственного права.

Впервые термин «юридический плюрализм» (полиюридизм) в научной литературе появился еще в 1970-е гг., однако существенный вклад в развитие концепции правового плюрализма внес Дж. Гриффитс. В своей публикации 1986 г. под названием «Что такое правовой плюрализм» он утверждал, что право представляет собой множество «полуавтономных» полей, каждое из которых претендует на подчинение индивидов своим требованиям, причем человек может принадлежать сразу к нескольким группам. Главным в концепции была борьба с представлениями об исключительном существовании только права, исходящего от государства (позитивного права), с «этноцентризмом» и «юридическим монизмом» западных ученых-правоведов, отказывающихся рассматривать как право неофициальные нормы сообществ.

С течением времени в теории правового плюрализма начали появляться различные направления. Так, Д. Нелкен в рамках указанной концепции изучать процедуры внесудебного урегулирования споров, децентрализации правотворчества и правотворческой деятельности негосударственных сообществ. Немецкий ученый Г. Тойбнер выдвинул концепцию «Глобальной Буковины» (в честь места рождения Е. Эрлиха), под которой понимается децентрализация правовых порядков в западных обществах в ходе глобализации: усиление профессионального и локального самоуправления, права транснациональных корпораций, международных юридических фирм, различных негосударственных организаций и т.д., что в итоге приведет к исчезновению государств и формированию новой мировой политической системы, основанной на коммуникации сообществ, а не на централизованных властных установлениях.

Концепция правового плюрализма вызвала неоднозначную оценку в научном сообществе. Наиболее последовательно концепцию критикует американский правовед Б. Таманаха, который считает, что правовой плюрализм не способен четко отграничить фактический порядок от нормативного, стирает границу между правом и другими социальными нормами. Действительно, указанные недостатки присущи правовому плюрализму, ставящему неофициальные нормы в один ряд с позитивным правом, что способно подорвать авторитет государственных органов и дезинтегрировать общество. Классическая же теория права, признающая верховенство государственного права над другими социальными нормами, более конструктивна в плане сохранения устойчивости социума. Однако к заслуге правовых плюралистов можно отнести то, что они не ограничиваются только изучением законодательства государства и судебной практики, но и исследует иные социальные нормы, оказывающие влияние общественные отношения, выявляют причины конфликтов между официальными и неофициальными нормами, систематизируют обычные практики в ходе полевых исследований, что является важным подспорьем при принятии законодательных мер.

 

Юридическая антропология. Юридическую антропологию можно рассматривать в двух аспектах: как науку и учебную дисциплину. Юридическая антропология как наука изучает правовое бытие людей в различные исторические эпохи и в различных регионах мира. Она зародилась на стыке юридических (история права, сравнительное правоведение) и других гуманитарных наук (социальная антропология, этнология, социология, история, философия, психология). Как научная дисциплина юридическая антропология начинает оформляться во второй половине XIX в., под влиянием идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Просвещения. Важной вехой стала публикация труда английского юриста Г. Мэна «Древнее право» (1861). Существенное влияние на юридическую антропологию оказала концепция правового плюрализма. Юридическая антропология изучает историю возникновения права, начиная с первобытных сообществ, традиционные и современные правовые системы, анализирует нормативные системы социальных групп и субкультур, личные права и обязанности человека в традиционном, национальном и международном праве; исследует законодательство, судебную практику, фактический правопорядок, взаимодействие и конфликты между официальными и неофициальными нормами. Как прикладная наука, юридическая антропология призвана построить такую систему законодательства, которая бы отражала по возможности интересы большинства социальных групп в обществе. Одним из направлений в юридической антропологии является юридическая этнология, основным предметом исследования которой является этническая правовая культура, которая включает ценности, традиции, нормы конкретного этноса, правовые архетипы, этноправовой менталитет, народные обычаи и правовые традиции.

В основе исследований в рамках юридической антропологии лежит нормативный и процессуальный анализа. Используются как общесоциологические методы (непосредственное наблюдение, глубинные интервью, аудиовизуальная фиксация материала), так и правовые методы (сравнительный анализ нормативно-правовых систем, формально-юридический анализ, изучение правовой практики). Важное значение имеет метод изучения «кейсов» (англ. «случай», «дело») ‑ изучение конкретных конфликтных ситуаций, в ходе которого выявляются причины конфликта, исследуется поведение сторон конфликта, их позиция, процесс урегулирования конфликта и его результаты. При этом исследователь должен стараться взглянуть на иерархию ценностей и норм с точки зрения исследуемого сообщества, проникая во внутреннюю логику правового мышления его членов (метод эмпатии), выявить особенности их правосознания.

В учебную дисциплину юридическая антропология оформилась сравнительно недавно, в 1980-е годы XX в. Важный вклад внес французский юрист и антрополог Н. Рулан, который в 1988 г. опубликовал учебник по юридической антропологии. В России юридическая антропология как образовательный предмет начала развиваться с конца 1990-х гг. Целями учебной дисциплины является ознакомление будущих юристов, этнологов, социологов, историков и др. учащихся с основными концепциями правопонимания, историей возникновения и развития права как социального регулятора, различными формами бытования правовых норм в повседневной практике этнокультурных сообществ, вопросами регулирования общественных отношений в эпоху глобализации, сохранения традиционных культур.

 

Глава 3

Обычное и религиозное право

Обычное право в самом широком смысле представляет собой систему стереотипных правил поведения, принятых в определенном сообществе. Для становления обычая необходимо его длительное периодическое применения. Только через повторение определенных действий (или воздержание от них) формируется устойчивая традиционная норма, влияющая на сознание и поведение индивидов.

В узком смысле под обычным правом понимаются только те обычаи, которые санкционированы государством, т.е. наделены официальным признанием (юридической силой) и их неисполнение влечет применение санкций со стороны государства. В случае признания обычая государством, они признаются источником (формой) права и называются в юридической литературе «правовыми обычаями». При этом народные обычаи признаются источниками права не во всех современных государствах и не во всех сферах общественных отношениях. Как правило, их ограниченное применение как дополнительного источника права имеет место в сфере семейного, наследственного права.

Существуют различные теории происхождения обычно-правовых норм. Одни ученые (Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, В.П. Алексеев, А.И. Першиц, А.Б. Венгеров, С.С. Алексеев и др.) связывают появление обычного права с появлением государства. Таким образом они отделяют обычное право от обычаев, не признанных государством. Другая группа ученых (Д. Ж. Валеев, Ю. И. Семенов, А. И. Ковлер, Н. Рулан, Р. Пэнто и др.) полагает, что обычное право является самостоятельной формой права, особым правовым феноменом, отличным от позитивного права. Для подчеркивания особого положения указанных норм используются термины «архаическое право», «протоправо». В итоге два подхода различаются главным образом в вопросе о том, может ли право существовать до или вне государства, либо право возникает одновременно с государством или после его создания.

Обычное право имеет два способа выражения: в виде самостоятельных действий (актов) непосредственных участников общественных отношений (народные традиции, закрепленные в преданиях, поговорках, пословицах и др., а также договоры) и судебные акты (когда обычаи выражаются в судебных решениях и протоколах судебных заседаний).

Обычаи возникают практически одновременно с появлением человека. По своей природе люди ‑ существа социальные. Выживание человеческого рода обеспечивается коллективом, социумом. Стремление к созданию упорядоченных групп прослеживается в образовании семей, родов, фратрий, племен, народов. Группа способна обеспечить как физиологические (обеспечение пищи, размножение, безопасность), так и духовные потребности человека (через общение, обмен информацией и т.д.). В группе важную роль играют социальные регуляторы. И первыми из них становятся обычаи. Поведение, которое оценивалось членами группы как позитивное, закреплялось в последующем через постоянное, неукоснительное повторение. Таким образом, обычаи есть неизбежный продукт самоорганизации человеческого сообщества.

Обычаи присутствуют в любом обществе. В первобытном обществе обычаи были единственным социальным регулятором. Подобное же сохраняется у отдельных племен и народов и современную эпоху (например, у коренного населения островов Тихого Океана, в тропической Африке и др. регионах). Велико было значение обычаев и после возникновения государств древности: в Месопотамии, Индии, в Древнем Египте, Греции, Риме. В условиях раннего государства, население отдавало предпочтение собственным традициям, передававшимся от поколения к поколению. И государственное право в первую очередь было административным и уголовным, носило запретительный и приказной характер, как правило, незначительно затрагивая сферу жизнь рядовых людей вне указанных сфер. Даже в Древнем Риме писаные законы регулировали лишь часть отношений, будучи сформированными во многом на основе ранее существовавших обычаев. В феодальном обществе Средних веков лишь небольшая часть населения, т.е. аристократия, священнослужители и члены гильдий являлись субъектом писаного права, в то время как основные массы следовали собственным обычаям, различающимся от поселения к поселению в зависимости от региона. Одновременно по мере социальной дифференциации общества кроме общих для всей группы обычаев (этнических традиций) формируются сословные обычаи ‑ традиционные нормы поведения, принятые в особой профессиональной группе (военная аристократия, купцы, ремесленники, священники и т.д.). В условиях незначительного числа писаных норм, данные обычаи выполняли роль дополнительных регуляторов. Однако постепенно происходит их кодификация (Русская Правда, Саксонское зерцало, Кутюмы Бовези и др.). По мере увеличения массы писаного законодательства в Новое и Новейшее время, роль обычаев снижается, однако полностью из общественной жизни они не вытесняются.

Обычаи как неформальные практики, принятые в человеческом сообществе, являются неотъемлемой частью социальной самоорганизации и наблюдаются на различных этапах развития любого общества, как традиционного, сельского, так и урбанизированного. Наличие обычаев, регламентация прав и обязанностей индивидов позволяет группе регулировать отношения внутри группы, предотвращая анархию и распад, что, в свою очередь, позволяет более эффективно противостоять вызовам внешнего мира. Обычаи имеют тенденцию к изменению, по мере изменения внутренних и внешних условий.

Обычная норма, как и все другие правила поведения, включает в себя нормы обязывающие, дозволяющие и запрещающие. В научной литературе существуют различные мнения по поводу происхождения обычаев: появились ли они благодаря сознательной деятельности людей, либо они возникали спонтанно, случайно. Следует признать, что в происхождении обычных норм значение имели оба фактора. Случайно осуществленный поведенческий акт в случае, если он приводил к удовлетворению какой-либо потребности человека и вызывал положительные эмоции, что в дальнейшем приводило к повторному совершению аналогичных актов, формируя привычку на психофизиологическом уровне. В дальнейшем поведение копировалось другими членами группы посредством подражания.

Если же поведенческий акт приводили к отрицательным эмоциям, то формировалась запретительная норма ‑ табу. Табу представляет собой запрет на совершение определенных действий (к примеру, запрет на убийство соплеменника, на вступление в брак с близкими родственниками; недопустимость охоты на тотемных животных и т.д.). Выполнение нормы-табу основывается на страхе не только перед общественным осуждением и наказанием, но, в первую очередь, перед неизбежной карой со стороны сверхъестественных существ: духов предков, богов, природы и др. Таким образом, страх перед наказанием выступал важной частью обычая.

Неотъемлемым элементом обычая является культ предков, представляющий собой сакрализацию умерших старших членов группы. В социуме умершие предки обладали наивысшим социальным статусом и могли, по мнению членов сообщества, влиять на жизнь живых, поощряя определенное поведение или наказывая за нарушение правил. К предкам всегда следовало относиться с почтением, чтобы заручиться их поддержкой и покровительством. Таким образом, культу предков обеспечивал соблюдение обычных норм, формируя своеобразную первобытную общественную идеологию.

Культ предков отражает то значение, которое придавалось в первобытном обществе принципу старшинства. Старшие по возрасту члены общества занимали доминирующие позиции за счет опыта и наработанных социальных связей. Они принимали управленческие решения, наказывали за нарушение табу. Младшие же занимали подчиненное положение, на них распространялось больше запретов, чем на старших сородичей (ограничения в пище, сексуальных отношениях и т.д.). Старшие внушали младшим одновременно страх и уважение. Те из старших, кто обладал наиболее уважаемыми предками, занимали лидерские позиции (вожди, старейшины).

Кроме принципа старшинства, обычаи устанавливают гендерное разделение. Вследствие физиологических различий между мужчинами и женщинами обычаи предписывают им различные социальные роли. Каждая роль предполагает свою систему прав и обязанностей, определяет социальный статус лица. Так, большая физическая сила мужчин обусловила их занятие охотой, военным ремеслом (добыча пищи и защита от внешних угроз). Способность к рождению детей и уход за ними определило первоочередную роль женщин как уход за детьми, приготовление пищи, домашнее хозяйство. Гендерное разделение отражается в процессе социализации, различиях в воспитании мальчиков и девочек, в существовании стереотипов «мужского» и «женского» поведения, правилах этикета.

Права и обязанности в обычном праве зависят от родства. В основе систем родства лежит представление о биологическом (кровном) родстве или родстве по браку, однако у разных народов существуют свои особенности. Термины родства впервые были исследованы американским этнологом Л.Г. Морганом (1818-1881). Он выделял две системы родства: классификационные (когда один термин обозначает сразу группу родственников, например, в класс «брат» могут входить все родственники мужского пола одного поколения) и дескриптивные (когда каждый новый родственник обозначается либо отдельным термином, либо описательно через сочетание уже известных терминов, например, «муж племянницы»). В 1920-е гг. учёные Р. Лоуи, У. Риверс, А. Крёбер разработали четырёхчленную типологию системы родства, основанную на трактовке боковых линий в поколении родителей и включающую следующие виды: генеративная, бифуркативная смешанная, бифуркативная латеральная, линейная. В настоящее время на базе двух указанных систем выделяют шесть основных типов родства: эскимосский, гавайский, ирокезский, кроу, омаха и суданский. Терминология родства указывает на права и обязанности индивида, особенно в семейных отношениях, вопросах наследования имущества и статуса.

С родственными отношениями в обычном праве связан такой институт, как кровная месть. Кровная месть состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. Кровная месть изначально являлась средством защиты чести, достоинства и имущества рода, но неизбежно приводить к жестокому многолетнему противостоянию между семьями и родами. По мере развития общества кровная месть постепенно изживает себя, уступая место институтам государственного правосудия, однако продолжает сохраняться у некоторых народов (например, на Северном Кавказе).

Обычаи тесно связаны с магией. Первобытное восприятие мира иррационально вследствие малого количества знаний об окружающей действительности. Оно комплексно и носит эмоциональную окраску. В представлении ранних обществ человек может воздействовать на природу и других людей при помощи особых ритуалов и заклинаний. Магию, направленную на причинение вреда, принято называть колдовством. За колдовство во всех традиционных обществах сурово наказывали.

Магическое мышление отражается в таких элементах обычного права, как поединок тяжущихся сторон, жеребьевка (стремление переложить ответственность за выбор на случай, высшее провидение), ордалии (божественный суд, заключавшийся в испытании водой, огнем и т.д.), клятва (торжественное заверение или обещание). Особенностью традиционного мышления также является восприятие окружающего мира как одушевленного. Поэтому нередки суды над вещами, животными (не только в обществах, ведущих первобытный образ жизни, но и Европе в Средние века и в Новое время). Наказанию могли подвергнуть даже море. Например, в 480 г. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал высечь воды Геллеспонта после того, как буря разрушила понтонные мосты и утопила его воинов.

Следствие магического мышления стало стремление к тщательной регламентации действий в социально значимых случаях. Возник ритуал ‑ совокупность обрядов, выработанный обычаем и сопровождающий религиозный акт или иную церемонию. Ритуалы служат для выражения веры или приверженности определённым символическим системам. Несоблюдение ритуала ведет к недействительности акта, лишает его сакрального характера. Ритуалы присутствуют как в традиционном обществе, так и современном (например, обряды инициации, вступления в брак, принесения присяги и т.д.).

Кроме этнических обычаев следует выделять обычаи субкультур. Субкультура может строиться на национальной, демографической, профессиональной, географической религиозной и других основах. Каждая субкультура обладает собственным набором правил поведения, отличающимся от культуры большинства, обладает собственной системой ценностей, особым языком (жаргон), ритуалами, манерой поведения, одеждой, символикой и др.

Несмотря на то, что субкультуры в условиях глобализации приобретают интернациональный характер, их обычаи строятся на тех же принципах, что и этнические обычаи. Многие субкультуры строятся на принципе старшинства, «культе предков» (например, в тоталитарных религиозных сектах и в криминальной среде нормы поведения устанавливаются действующими лидерами и лидерами прошлых поколений), гендерном разделении, обрядах инициации и ритуалах. Каждый член группы обладает своим набором прав и обязанностей, зависящим от его статуса, возраста (опыта), пола, ценности для группы и т.д. В субкультурах бывает и своя система наказаний за неисполнение правил поведения и приказов лидеров, начиная от исключения человека из группы, превращения его в изгоя, до убийства (к примеру, в криминальных сообществах или религиозных сектах).

Учеными данный факт объясняется тем, что цель любой человеческой общности ‑ в выживании, сохранении своей целостности, воспроизводстве членов группы. Поскольку данные неписаные «законы» не всегда соответствуют государственному законодательству, то нередки прямые конфликты между установками неформального сообщества и официального права. Поэтому изучение правил поведения в субкультурах преследует не только сугубо научную, но и прикладную цель: дать органам государственной власти понять структуру и особенности поведения членов указанных социальных групп для принятия соответствующих законодательных актов, направленных на коррекцию, профилактику и непосредственное пресечение антиобщественного поведения.

Термин «религиозное право» используется для обозначения этических и моральных кодексов поведения, основанных на религиозной традиции. Главным отличием религиозного права от обычного является писаный характер основных религиозных источников (священных писаний), а также наличие большого количества письменных толкований, решений духовных лиц, что формирует более иерархичную, консервативную нормативную систему, способную распространяться на другие территории за счет миссионерской деятельности. Этнический обычай же опирается на родовую организацию и устную традицию, что ведет к его локальности. В настоящее время наиболее крупными системами религиозного права (религиозной нормативной системы) являются христианское каноническое право, мусульманский шариат, иудейская галаха, индуистское право.

Каноническое право – это свод законов и установлений, принятых церковными властями для регулирования деятельности христианских организаций и жизни верующих. Каноническое право делится на право Римской католической церкви, Восточной православной церкви и Англиканского союза церквей. Базовыми элементами церковного права являются каноны (от греч. «канон», евр. «канех» ‑ правило, стандарт, мера), из которых и формируется каноническое право.

Нормативная система католической церкви является одной из старейших в Западной Европе вместе с системами общего и цивильного права. Каноны, принятые в 1 веке н.э., превратились в сложную систему норм Нового Завета с элементами иудейского, римского, вестготского, саксонского и кельтского права. Первые каноны принимались епископами в рамках Вселенских соборов (созываемых императором Священной Римской Империи) или местных советов. Затем эти каноны были дополнены декретами римских епископов по принципу «Romalocutaest, causafinitaest» (лат. «Рим сказал, дело решено»). Впоследствии каноны были включены в официальные и неофициальные сборники. первым систематическим собранием стала работа монаха Грациана в XII веке – «Декрет Грациана» (лат. «DecretumGratiani»). Папа Григорий IX в 1234 г. издал первый сборник канонов «Decretalia Gregorii Noni», известный также как «Liber Extra». Затем в 1298 г. издан «LiberSextus» Бонифация VIII, далее ‑ сборники Климента V и Иоанна XXII. Все вышеуказанные сборники составили Свод канонического права (Corpus Juris Canonici). В качестве дополнения периодически издавались своды решений римских пап, именуемые «Bullaria». Наконец, в 1983 г. Иоанн Павел II утвердил Кодекс канонического права, содержащий 1752 канона. В 1990 г. был принят Кодекс канонов Восточных католических церквей.

Каноническое право англиканской церкви формировалось на основе решений церковных судов Англии. Начиная с XI в. церковные суды были отделены от светской власти, и получили право отправлять правосудие по делам о браках, разводах, завещаниях, клевете, дисциплинарных наказаниях священников, церковной собственности. После Реформации церковные суды получили статус королевских. Англиканские общины (в США, в Канаде) имеют свои собственные системы канонического права. Другие протестантские церкви (лютеране, методисты, пресвитериане, реформисты и др.) имеют свои сборники церковных норм.

Греческая православная церковь имеет собственный нормативный свод ‑ Пидалион. (от греч. – кормило, руль на корабле). Сборник составлен в 1793–1800 гг. двумя учеными монахами, Агапием и Никодимом, по распоряжению патриарха и синода Константинопольской церкви, с примечаниями на общеупотребительном греческом наречии. Греческая церковь рассматривает данные каноны скорее как общие принципы, нежели право, соответственно епископы имеют возможность применять их в зависимости от культурных и других местных обстоятельств. Решения же Вселенских соборов имеют более жесткий характер в плане трактовок, так как подчинение им означает сохранение единства церкви.

Канонические нормы русской православной церкви включают: Правила Святых Апостолов, каноны Вселенских соборов, каноны Поместных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Сардикийского, Лаодикийского, Карфагенского, Константинопольского, Двукратного и Большого Софийского), правила 13 Святых Отцов. В 1274 г. была принята «Кормчая» книга, основанная на греческих сборниках «Синопсисе», «Номоканоне», «Прохироне» и др. В XVIII в. главным кодексом стал «Духовный регламент», составленный Феофаном Прокоповичем. В 1839 г. был издан сборник основных канонических документов под названием «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец», в настоящее время являющийся основным в Русской Православной Церкви.

Иудейское (еврейское) право называется «галаха» (евр. букв. «ходить», также «норма», «закон»). В иудейском праве можно выделить пять групп норм: 1) законы, написанные в Торе; 2) законы, полученные Моисеем одновременно с Торой (галаха от Синая); 3) законы, установленные мудрецами на основе толкования письменной Торы; 4) законы, установленные мудрецами в целях соблюдения Торы; 5) установления мудрецов, регулирующие жизнь иудейских общин. В письменной Торе насчитывается 613 мицвот (заповедей, ед. ч. ‑ «мицва»), которые регулируют практически каждый аспект жизни верующего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.035 с.)