Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочтение и обдумывание задачи
О вдумчивом прочтении текста мы уже говорили. Для критика принципиально важно понимать, а точнее даже – чувствовать, когда процесс чтения может носить достаточно беглый, поверхностный характер, а когда требуется применить технику углублённого, пристального изучения словесного материала. Там, где критик имеет дело с нарративными сюжетными потоками, пространными описательными фрагментами, протяжёнными статичными диалогами (даже Пушкин подмечал, что роман требует болтовни), ему нет необходимости слишком глубоко погружаться в суть прочитанного: важно уловить общий смысл. Если же он чувствует, что событийный ряд приобретает принципиальную значимость (интрига, завязка, детективные ходы), а разговоры персонажей получают концептуальную значимость (диалог у Достоевского и т. п.), то он обязан сменить темпоритм чтения, а может быть, вернуться назад и прочесть существенный по смыслу фрагмент ещё раз. По ходу прочтения, разумеется, будут формироваться и главные цели (сверхзадача) и направленность будущего критического выступления. Знакомство с текстом обычно сопровождается параллельным обдумыванием реализации первоначального замысла. Чувственное восприятие будет усиливать эффект от восприятия семантического уровня. Следует учитывать и то, что непосредственное прочтение может значительно отличаться от предварительного настроя, сложившегося под влиянием разного рода обстоятельств – житейского опыта, посторонних оценок, предубеждений и предрассудков. Бывают случаи, когда критик, первоначально предполагавший дать положительный отзыв, в итоге пишет разгром, а тот, кто хотел поругать автора, склоняется к более благожелательной оценке. Это очень важно, ценно и правильно, ибо в такой перемене аксиологического вектора состоит залог искренности и органичности выносимого суждения. Составление общего плана Многим из нас со школьных лет знакома стереотипная схема написания сочинения: вступление – основная часть – заключение. Естественно, особой новизны в использовании этой назойливой, навязшей на зубах триады не содержится, и нам хотелось бы избавиться от этого шаблона. Но в том и состоит парадоксальная стойкость и несгибаемость этой поистине вечной структуры, что человечество за всё своё существование не изобрело иной формы организации выступления – что письменного, что устного: ведь в любой речи надо же с чего-то начать, потом перейти к сути дела, а в конце сформулировать некоторые выводы. Таким образом, слова наши обретают логическую стройность и естественный вид.
Попытки поменять что-либо в этом вопросе к особым успехам не приводили. Предположим, волевым усилием мы механически поменяем местами вступление и заключение, и что же? С некоторым удивлением мы обнаружим, что при таком композиционном решении (обратный тип), что, встав на переднюю позицию, заключение приобретёт черты необычного введения, а вступление, помещённое в конец, будет восприниматься как нестандартная концовка. Так что же остаётся делать? Прежде всего ответим на вопрос: непременно ли критику нужно составлять на бумаге или в уме примерный план будущего сочинения? Разумеется, никто не вправе обязать свободного, творческого человека действовать таким образом, который противоречит его желанию. Более того, в некоторых критических жанрах (эссеистика) принцип вольного, ассоциативного перехода от одной материи к другой, от одного образа – к иному даже поощряется. Человек академического склада ума также может не нуждаться в специальном структурировании своей работы: он давно привык мыслить и действовать по главам, по параграфам, по пунктам, как это предписано сочинениям диссертационного и монографического характера. Однако, как представляется, автору недостаточно опытному, делающему первые шаги, отнюдь не повредит составление хотя бы примерной схемы проработки избранной темы и привлечённого содержания. Только набрасывая такую программу действий, полезно снабдить общий костяк уточняющими формулировками, то есть – не просто вступление, а обозначение главных идей, которые тут предлагается затронуть, не основная часть – а разбитая на отдельные фрагменты последовательность реализации аналитического плана, не безликое заключение, а предполагаемый набор результатов и выводов. Подобный подход к работе особенно необходим людям недостаточно дисциплинированным с точки зрения развития собственных идей, натурам увлекающимся, склонным к отходам в сторону боковых ответвлений и поворотов интеллектуального сюжета.
Без такого хотя бы приблизительного представления о будущем произведении трудно добиться смысловой и художественной цельности текста. Вместо эссеистически лёгкого полёта авторской мысли мы часто встречаемся с аморфным, рыхлым, тёмным, неясным по целям и задаче трактатом, который плохо воспринимается и с трудом доносит до читающего авторскую мысль. А то и вовсе не доносит. Подведение итогов Эта главка посвящена тому содержательному элементу, который, как правило, помещается в конце критического исследования и содержит в себе своеобразное резюме авторских размышлений над текстом. Для человека, проделавшего определённую, нередко – серьёзную и кропотливую работу, вполне естественно в финале своего подвести итоговую черту, вспомнить основные положения и выводы, которые делались по ходу приложения аналитических усилий, сформулировать те возможные открытия и результаты, к которым удалось прийти путём теоретических и практических изысканий. От этой конструктивной составляющей мы справедливо ожидаем мудрого уравновешенного тона, великодушия и основательности в оценках, убеждённости в окончательных выводах. Но это опять-таки – благие пожелания, которые на практике реализуются далеко не всегда. Та часть критического сознания, которая основывается на чувственных представлениях, зачастую подготавливает для читателя сюрприз, и вместо спокойных и умиротворённых итогов, в последних абзацах он встречается с мощным эмоциональным выплеском – нередко автор для концовки приберегает наиболее эффектные и выигрышные пассажи. Такого рода заключительный аккорд, несомненно, придаёт звучанию статьи дополнительную энергетику и силу, но порой идёт в разрез с поставленной задачей. Жёсткость сделанных выводов может спровоцировать идейных противников на ответные недружественные шаги, на открытие широкой и бурной дискуссии, на повышение градуса общественного и культурного противостояния. В такой ситуации достижения компромисса или консенсуса становится маловероятным, а дальнейшая эскалация идеологического и эстетического размежевания весьма возможна. Эту психологическую необходимость достижения хотя бы внешнего сближения позиций хорошо понимал А.Т. Твардовский, который в письмах-отзывах на отклоняемые редакцией рукописи неустанно повторял одни и те же или похожие слова вежливости, просил адресатов не обижаться на строгость его оценки, ибо писать что-либо иное означало бы обманывать автора, а следовательно, не уважать его.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.005 с.) |