Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интуиция и прогнозирование в работе критика
Стоит ли говорить о том, как важна в каждодневной работе критика природная интуиция! Умение раньше других прочувствовать и обозначить ещё не ясные для других веяния – в этом деле представляет собой неоценимое качество. Способность увидеть талант, быть может, ещё не развитый, приметить, так сказать, зачатки дарования в новом перспективном явлении – знак критической мудрости и проницательности. Услышать ещё не ясные, но уже носящиеся в воздухе «звуки, которых не слышит никто» (Н.М. Рубцов) – свидетельство врождённого критического дара и приобретённой высокопрофессиональной квалификации. В самом деле – писать о произведениях, мнения о которых уже (хотя бы отчасти) устоялись, всегда проще, чем высказаться о предмете, ещё не изученном и не получившем законного места в иерархии художественных ценностей. Это – рискованное занятие, тут возможны ошибки: недооценка способностей дебютанта или наоборот – излишние, несоразмерные дарованию авансы. Для этого требуется и эстетическое мужество, и гражданская решимость. Но честь и хвала тому критику, который готов пойти на этот риск – воздать должное своему современнику и не промахнуться в прогнозах. В 1835 году Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809–1852) пишет статью-эссе «Несколько слов о Пушкине». Несмотря на сложные личные обстоятельства, Пушкин продолжает творческую эволюцию, его талант растёт год от году, но молодой критик не убоялся произнести самые высокие и ответственные слова: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла[103]. Конечно, найдутся люди, которые скажут, что прогноз критика о русском человеке в его развитии не оправдался и мы не видим вокруг себя новых пушкиных. Но, во-первых, слова Гоголя надо понимать в том смысле, что, может быть, лишь спустя два столетия мы подойдём к верному пониманию созданного русским гением; а во-вторых, с момента написания статьи двести лет ещё не прошло, и у всех нас есть время для самоусовершенствования.
Не менее поразительным примером критического предвидения служит вторая часть статьи В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (Современник, 1848). Догадываясь о своей скорой кончине, критик пишет обозрение словесности, пытаясь спрогнозировать траекторию её дальнейшего развития. Он обращает свой взор на наиболее перспективных прозаиков-дебютантов недавнего времени и производит снайперски точный отбор имён и заглавий, на которых может рассчитывать и опираться русская литература середины и второй половины XIX века. Белинский называет «Кто виноват?» Искандера (псевдоним А.И. Герцена – С.К.), «Обыкновенную историю» И.А. Гончарова, «Рассказы (Записки – С.К.) охотника» И.С. Тургенева, «Деревню» и «Антона-Горемыку» Д.В. Григоровича, «Полиньку Сакс» А.В. Дружинина, прозу В.И. Даля и А.Ф. Вельтмана; упоминает также «Хозяйку» Ф.М. Достоевского, хотя и скорее со знаком минус. Что касается писательской судьбы последнего, то тут критику не удалось до конца понять и разгадать творческий путь Достоевского. Восторженно приняв его «Бедных людей», Белинский в дальнейшем был разочарован отступлением писателя от принципов «натуральной школы» и жалел о тех «авансах и комплиментах», которые были им даны молодому таланту. В данном случае чутьё отказало критику – вот ещё одно свидетельство того, насколько важно умение правильно представлять себе будущность конкретного литератора. Так или иначе, статья, ставшая духовным завещанием критика, фигурально выражаясь, проложила прочные рельсы в литературное будущее, встав на которые, русская художественная проза критического реализма выдвинулась на такую позицию, которая сделала её эстетическим явлением мирового уровня. И если высокие писательские достижения Пушкина, Гоголя и Лермонтова не были в полной мере оценены читательской аудиторией и специалистами Европы, других краёв, то романы, повести, рассказы Гончарова, Достоевского, Тургенева, Лескова, Толстого вывели русскую словесность в передний ряд всемирной словесной культуры. Три последних имени не могли получить оценки Белинского, так как их дебют был впереди, но нет сомнений, что их вступление в литературу не прошло бы незаметно для его пытливого и восприимчивого ума.
Диалектику души, проявившуюся в автобиографической трилогии Льва Толстого, прозорливо оценил будущий преемник Белинского на посту ведущего критика журнала «Современник» – Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828–1889), ровесник великого писателя, разглядевший в ранней его прозе проявление огромного писательского таланта.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.191.94 (0.007 с.) |